Переговоры о вступлении Украины в Европейский Союз могут начаться в первой половине 2024 года. В Офисе президента Украины утверждают, что это должно произойти, когда в Совете ЕС будет председательствовать Бельгия.
Начать переговоры о вступлении Украины в ЕС лидеры Евросоюза могут уже до конца 2023 года.
Последний шаг к началу переговоров с ЕС
В начале ноября Еврокомиссия должна представить ежегодный доклад по расширению Европейского Союза. В этом документе исполнительный орган ЕС должен дать рекомендации относительно старта официальных переговоров о вступлении Украины в Евросоюз.
“Уже определена дата такого отчета. Это 8 ноября этого года. Этот отчет будет касаться как Украины, так и других стран, которые претендуют на членство в Евросоюзе. Это и Молдова, и Грузия, и страны Западных Балкан”, — сообщила вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина.
Она отметила, что на сегодняшний день Украина продемонстрировала наибольший прогресс и максимальную концентрацию в реализации политических обязательств для начала переговоров.
“Я не сомневаюсь, что надлежащее основание для такого решения уже сформировано. В то же время, важнейшая работа в дальнейшем будет заключаться в столицах государств-членов ЕС, которые должны единогласно принять решение о начале переговорного процесса”, — подчеркнула Ольга Стефанишина.
Украина получила статус кандидата на вступление в Евросоюз в 2022 году. Для того, чтобы начать переговоры о вступлении в ЕС, Украина должна выполнить семь рекомендаций, большая часть которых уже реализована.
Главным препятствием начала переговорного процесса являлась проблема с выполнением Украиной одного из требований Евросоюза, которое ряд стран-членов ЕС считают ключевым. Речь идет об изменении законодательства в отношении политически значимых лиц (Politically Exposed Persons, РЕР).
17 октября Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о РЕР. За него проголосовали 276 народных депутатов. Нардепы считают, что редакция закона о политически значимых лицах отвечает стандартам финансового мониторинга AML/CFT.
Президент Украины Владимир Зеленский одобрил принятие закона о РЕР и теперь ожидает его на подпись. Он подчеркнул, что Рада приняла важнейшее решение, необходимое для начала переговоров с ЕС.
“Наша задача неизменна — в этом году быть готовыми открыть переговоры по членству Украины в ЕС. Украинскую часть работы для этого выполняем и выполним. Политическое решение о начале переговоров ожидаем от лидеров стран Евросоюза”, — заявил Владимир Зеленский.
В свою очередь, премьер-министр Украины Денис Шмыгаль отметил, что ни одна страна-кандидат на вступление в Евросоюз никогда не имела такой огромной поддержки населения.
“Более 90% украинцев желают стать полноправными членами Европы… Украина сегодня является уникальным государством в мире, которое заплатило такую огромную цену за свое желание стать членом Европейского Союза”, — сказал Денис Шмыгаль.
Читайте также: Украина уже вступила на путь практической интеграции в Евросоюз, — политолог
Мнения экспертов
О перспективах вступления Украины в ЕС и проблемах, которые при этом могут возникнуть, в эфире телеканала FREEДОМ говорили:
- Руслан Осипенко, дипломат, эксперт-международник;
- Игорь Попов, эксперт Украинского института будущего;
- Владимир Фесенко, политолог;
- Пятрас Ауштрявичюс, депутат Европарламента.
РУСЛАН ОСИПЕНКО: Вступление Украины в ЕС полностью изменит конфигурацию Союза
— Если Украина присоединится к Евросоюзу, то полностью изменится его конфигурация. Это большая страна, и внутри ЕС пройдет перераспределение в экономике, финансах, политических вопросах. По всем направлениям будут изменения, и Европейский Союз получит новый толчок к трансформациям.
Украине выдвинули семь направлений, по которым мы должны провести реформы, в результате которых начнутся переговоры как кандидата в члены ЕС на двусторонней основе со всеми членами Европейского Союза.
Я выделю несколько вопросов, которые могут стать проблемными. Это вопрос национальных меньшинств, вопрос судебной реформы и коррупция. Это то, за что нас активно критикуют.
Судебная реформа — это запрос на справедливость и на гарантии защиты бизнеса. Сюда после войны придут инвестиции, они должны быть защищены. Национальные вопросы — наши соседи, в частности, Венгрия, требуют изменения законодательства об образовании, они тоже будут на повестке дня.
Нельзя исключать зерновой вопрос, так как Украина является житницей Европы. Если она войдет в Европейский Союз, то изменится распределение труда, в частности, в экономике и сельском хозяйстве ЕС. Те малые и средние хозяйства, которые имеют Польша, Словакия и все приграничные страны, вынуждены будут переориентироваться или будут как-то перераспределены квоты, кто и что будет производить внутри ЕС.
Потому что условия для производства зерна или продовольствия у нас лучше. Почва лучше, у нас уже международные холдинги работают в этой сфере, а там малое и среднее хозяйство. Так что, этот вопрос тоже может быть на повестке дня, его также можем обговаривать на двусторонней основе.
Сейчас Стефанишина ведет работу с руководством ЕС в Брюсселе, предварительно объясняя, какого прогресса мы достигли по всем направлениям, выдвинутым ранее Еврокомиссией. Вроде бы по сообщениям, реакция позитивная, но я не был бы так оптимистичен, я более прагматичен.
2024 год — это год изменений. Это год выборов в пяти европейских странах, это год выборов в Европейской комиссии, это год выборов в США. Поэтому политическая конфигурация может очень сильно меняться, даже несмотря на то, что в ЕС позитивно относятся к результатам наших реформ и говорят о том, что мы можем получить по ускоренной процедуре запрос на начало переговоров для вступления в Евросоюз.
ИГОРЬ ПОПОВ: День вступления в ЕС станет в Украине праздником
— В Европе понимают, что Украина воюет не только за себя, а за всю западную цивилизацию. В то же время, они видят, что и украинские беженцы, и украинские компании интегрируются в европейскую экономику.
Для Украины вступление в ЕС — это не просто стать нахлебником за чужим столом. Украина готова внести часть своей работы и в экономике, и сфере безопасности.
Сейчас мы работаем над семью задачами, которые были оглашены во время подписания договора о кандидатстве в Европейский Союз. В ближайший месяц парламент, правительство будут принимать оставшиеся решения.
В Украине выполнены планы по судебной реформе, у нас заработали органы, которые отбирают и оценивают судей. Ранее они были заморожены, сейчас это все уже работает. У нас по медиа полное продвижение. У нас по борьбе с коррупцией некоторые задачи выполнены, по некоторым еще будут голосования.
Самый сложный на сегодня дискуссионный вопрос для украинского общества — это национальные языки и национальные меньшинства.
Венгрия высказывает претензии о том, чтобы венгерское меньшинство в Украине имело расширенные права. Сейчас просчитывается, как это сделать, чтобы и не нарушить консенсус в обществе по поводу доминирования украинского языка в образовании и в сфере государственного управления, и в то же время выполнить Европейскую конвенцию о национальных меньшинствах.
Но это не означает, что это будут последние задачи. В Европе на уровне Европейского Союза ежегодно принимаются несколько тысяч документов, директив, все их надо переводить, имплементировать в украинское законодательство. И поэтому это процесс постоянный и вечный.
Естественно, на определенном этапе мы уже захотим полное членство в ЕС, и к этому мы идем. Но интеграция происходит явочным порядком. Война, к сожалению, помогла нашим гражданам в евроинтеграции.
Миллионы украинских беженцев получили полный доступ к социальным правам на уровне граждан европейских стран, к социальной защите, к выплатам, они получили статус временной защиты. Но они пошли дальше, и миллионы украинцев нашли работу на свободном рынке труда в Европе.
Если ранее украинскому гражданину надо было получать разрешение на работу, получать статус для временного проживания, то сейчас уже все по-другому. Для украинцев уже почти полностью свободный роуминг у мобильных операторов — это маленькие детали, но это тоже наша евроинтеграция.
Поэтому получение членства в ЕС — это будет большой праздник, его включат в календарь. Но до того мы получаем все больше решений, которые подтверждают, что и Украина, и украинские граждане становятся полностью интегрированы в европейскую систему.
ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Объем работ для вступления в ЕС еще достаточно большой
— Домашнее задание, которое мы получили после статуса кандидата в члены ЕС, мы практически выполнили. Де-факто это уже признается неофициально. Пока еще нет окончательного решения. Но глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже дала рекомендацию начинать переговоры с Украиной о вступлении в Европейский Союз.
Этапы — это очень важно, потому что для Евросоюза именно процедура всегда имеет очень большое значение. Их игнорировать невозможно. Сначала идет статус кандидата в члены Евросоюза. Он не гарантирует вступление в ЕС. Некоторые страны на этом этапе задержались очень надолго.
Но если все в порядке, и если Евросоюз видит большой потенциал и необходимость для вступления этой страны в ЕС, тогда принимается решение о начале переговоров о вступлении конкретной страны в Европейский Союз. Именно таким путем шли все страны, которые вступили в ЕС в 1990-е, и особенно, в начале 2000-х годов. Это страны Восточной Европы, страны Балтии. Практически все наши западные соседи, потому что сосед с Востока придерживается совсем другой позиции.
Украина сейчас находится именно на этом этапе. Мы должны перейти от статуса кандидата непосредственно к переговорам о вступлении в Евросоюз. Сам процесс переговоров по опыту той же Польши, стран Балтии, практически всех стран Восточной Европы занимает, как минимум, несколько лет.
Затем выполнение того, о чем договорились. Речь идет о структурных реформах практически во всех сферах общественной жизни. В частности, наше законодательство должно быть интегрировано в европейское правовое поле. Это всегда достаточно большой объем работы. Частично мы его уже выполнили еще в процессе соглашения об ассоциации с ЕС, но надо сделать еще много.
Нам потребуется реформа в экономической и социальной сферах. И, конечно же, остается актуальной проблема борьбы с коррупцией, обеспечение верховенства права и так далее. Поэтому нам еще надо будет сделать много. И это будет предметом переговоров с Европейским Союзом.
Тем не менее, мы сейчас уже вступили на путь практической интеграции в Евросоюз. Еще два года назад об этом речь не шла. Тогда западные страны Евросоюза не давали нам добро просто даже на статус кандидата, а сейчас мы уже на пороге начала переговоров о вступлении в ЕС.
Это очень ответственный этап, и Украина заслужила это право тем, что выстояла в войне против Российской Федерации, показала свою способность защищать себя, способность к внутренней консолидации и тем, что мы имеем огромный потенциал эффективности не только в обороне против агрессора, но и для внутренних изменений.
Сейчас Евросоюз приближается к очень важному стратегическому решению в своем развитии — новая волна расширения. Последняя большая волна расширения была в начале 2000-х годов, когда в ЕС вступили страны Восточной Европы и страны Балтии, а сейчас претендуют на вступление в ЕС страны Западных Балкан, Южной Европы, Украина и Молдова.
И для нас важна не дата. Даже конкретная дата будет зависеть от того, насколько мы эффективно выполним программы реформ, о которых будет идти речь на переговорах с Евросоюзом. Объем работ еще достаточно большой.
Для сравнения. Если речь идет о вступлении в 2030 году, то мы статус кандидата получили в 2022 году, разница восемь лет. Польша страны и Балтии шли от статуса кандидата к вступлению в ЕС 8-10 лет. А здесь речь о восьми годах. Поэтому здесь уже срок достаточно быстрый.
Многое будет зависеть от нас, насколько мы эффективно сможем выполнить все то, что требуется для вступления в Евросоюз.
ПЯТРАС АУШТРЯВИЧУС: Европа заканчивается на территории Украины
— Украина стремительными темпами приближается к полному выполнению всех семи рекомендаций. И мне кажется, что до конца октября месяца Украина может полностью выполнить эти дополнительные критерии.
А это означает, что Украина остается мотивированной и эффективно выполняющей эти требования стороной. Поэтому у меня оптимистическое настроение по поводу начала переговоров с Украиной.
Новое расширение Евросоюза будет особенно геополитически связано. Это значит, что страны, которые еще не стали членами ЕС, имеют выбор — или быть в объединенной Европе, или остаться на окраинах Европы, и быть полностью под влиянием авторитарных стран, которые имеют свои намерения и интересы по поводу этих государств. Поэтому здесь выбор очень простой: или с Европой, или где-то рядом с Европой, но оставаться неполным членом и быть объектом игры этих авторитарных стран.
Что касается высказывания главы МИД Германии Анабеллы Бербок о скором расширении Евросоюза “от Лиссабона до Луганска”, то это очень хорошее заявление. Это признание того, что Украина — это Европа. Причем, в административных границах на 1991 год. Это очень серьезное признание.
А второе, что я читаю из таких заявлений, — Евросоюз не рассматривает Россию как часть той территории, которая может стать когда-нибудь частью объединенной Европы. Я в это не верю. Европа заканчивается на территории Украины.
Я очень надеюсь, что в будущем и территория Беларуси тоже будет частью ЕС. То есть, от Лиссабона до Минска тоже мы будем говорить. Но это уже после радикальных изменений в самой Беларуси.
А то, что находится за восточными границами, — это уже что-то такое, о чем нам надо думать отдельно и не мешать с теми странами, которые напрямую идут к новому членству. Это и Молдова, и Украина. А в будущем, наверное, и Беларусь.
Читайте также: Для мира в Европе нам нужна Украина в ЕС и НАТО, — премьер Эстонии