Выход РФ из зерновой сделки: аналитик назвал ряд возможных вариантов по перевозке украинского зерна

Загрузка судна украинским зерном. Фото: mtu.gov.ua

Россия шантажом вокруг зерновой сделки пытается втянуть Украину в переговоры. Такое мнение сегодня, 19 июля, в эфире телеканала FREEДОМ высказал аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Павел Мартышев.

Он отметил, что пока неясно, окончательно ли РФ вышла из зерновой сделки, так как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган анонсировал обсуждение этого вопроса с президентом РФ Владимиром Путиным.

“Мне кажется, что действительно сейчас проблема с восстановлением зерновой сделки, потому что мы видим контрнаступление, а зерновая сделка — это не про зерно, это в основном про геополитику. И, соответственно, возобновление либо невозобновление зерновой сделки — это может быть предметом геополитического торга. Поэтому было бы немножко странно, если бы Россия вернулась в зерновой сделку, не потребовав ничего взамен. То есть они не хотят, потому что они боятся показать свою слабость здесь. А каких-то прямых экономических выгод для России в этом нет. Поэтому мне кажется, что они будут спекулировать возможностью возвращения в зерновой сделку. Поэтому пока что ничего не предвидится в плане возобновления”, — сказал Мартышев.

По мнению аналитика, требования, которые выдвинула Россия, на самом деле не принесут ей особой экономической выгоды.  

“Подключение “Россельхозбанка” к SWIFT кардинально не изменит экономические параметры России. Оно чуть снизит транзакционные затраты в экспорте сырья, причем всего сырья. И также говорится про экспорт удобрений, в частности через балтийские порты. Это тоже очень небольшая экономическая выгода. Здесь, скорее всего, все очень просто — это геополитика, это возможность втянуть Украину в переговоры, и на этом спекулирует Кремль”, — считает Мартышев.

Он отметил, что теперь Украине небезопасно перевозить зерно морем, как это было раньше, так как российские власти намекнули, что не могут гарантировать безопасность прохождения кораблей. По словам Мартышева, один из возможных вариантов, которые сейчас рассматриваются, — это перегрузка зерна в открытом море с барж на средние большие корабли — Handy и Panamax. Баржи будут проходить вдоль берега, в радиусе действия украинских ракет — это безопасней, чем выйти именно в открытое море.

“Грубо говоря, баржи подходят к большому кораблю, который не на якорной стоянке в порту, а именно в открытом море, и в открытом море перегружается это зерно. И это может происходить в румынских либо болгарских территориальных водах. И уже есть где-то четыре точки, где это возможно сделать географически. Нужен “зеленый свет” от румынских властей. И это предмет диалога сейчас с Еврокомиссией. Если они скажут “да”, то можно будет реализовать это в водах Румынии. И второй вариант — это ускорение отгрузки по Дунаю. Мы даже не говорим сейчас о дноуглублении, которое тоже очень важно. Сейчас говорят о лоцманах, которых обучает Румыния. И как только мы получим этих лоцманов, мы сможем очень ускорить отгрузку нашего зерна через Дунай и довести это до 2,5-3 миллионов тонн в месяц. А это, в принципе, уже неплохо”, — сказал аналитик.

Он также напомнил, что Украина сформировала фонд 20 млрд гривен для дополнительного страхования суден, которые будут загружаться в морских портах и вывозить украинское зерно.

“Это может помочь. Нужно сказать, что есть определенные выгоды даже для трейдеров, которые готовы рискнуть и отгрузиться в портах Одессы. Ну, во-первых, это дешевое зерно, которое уже продается с таким дисконтом, по сравнению с другими происхождениями, с румынскими, с французскими и так далее. То есть это такая премия за риск, что называется. И действительно те, кто будут первопроходцами, они могут срубить куш за счет разницы между ценой покупки и потом ценой продажи в порту продажи”, — сказал Мартышев.

Аналитик отметил, что сейчас стоимость фрахта относительно низкая и рынок очень конкурентный.

“Тот, кто доберется до дешевого украинского зерна, тот получит дополнительные возможности транспортировать дешевое зерно по относительно дешевому фрахту, а страховку частично либо полностью компенсируют. Поэтому сейчас посмотрим, возможно, рискнут ли трейдеры работать через морские порты и как они это будут делать…”, — сказал Мартышев.

Читайте также: Международное морское право должно гарантировать торговое судоходство в акватории Черного моря не зависимо от желаний России, — Подоляк

Напомним, Россия, 17 июля направила Турции, Украине и ООН свои возражения относительно продолжения зерновой сделки и де-факто прекратила ее действие.

Прямой эфир