Российские войска потеряли один “глаз”, утратив самолет А-50. Именно так эксперты описывают важность такой авиации для войск оккупанта.
Уничтожение А-50, способного вести разведку и наводить цели для нанесения ударов, а также выведение из строя Ил-22 — большой успех Сил обороны Украины, который облегчит борьбу с российской агрессией в воздухе.
В чем значимость Ил-22 и А-50 для оккупантов?
Вечером 14 января украинские военные поразили два российских самолета над Азовским морем. Разведывательный самолет А-50 был сбит, а вражеский Ил-22М получил повреждения.
Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный уже официально подтвердил уничтожение российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушного пункта управления противника Ил-22.
Уничтожение А-50, вероятно, повлияет на возможность россиян поддерживать связь, считает глава украинской разведки Кирилл Буданов. По словам главы разведки, уничтожение самолета также, вероятно, повлияет на способность России поддерживать круглосуточную связь в зоне боевых действий.
После уничтожения российских самолетов в Центре противодействия дезинформации прогнозируют, что оккупант начнет информационную кампанию с угрозами относительно “ударов возмездия”. Как утверждается, основной целью таких заявлений является запугивание украинцев. Однако, на сигналы воздушной тревоги стоит реагировать, ведь угроза обстрелов велика.
Также российская пропаганда будет пытаться сеять панические настроения среди украинцев, манипулируя темой отключений электроэнергии, считают в Центре.
А-50 — это самолеты дальнего радиолокационного наблюдения и управления. Как объясняют эксперты, авиация используется для разведывательной деятельности в воздухе. Пока это вторая потеря А-50. До этого аналогичный самолет вывели из строя белорусские партизаны на авиабазе Мачулищи в феврале 2023 года. Его стоимость приблизительно составляет 330 млн долларов.
Ил-22М11 — это защищенный воздушный пункт управления, который действовал вместе с А-50 во время воздушных атак против Украины. Первый Ил-22М сбили боевики частной военной компании “Вагнер” во время мятежа Пригожина летом 2023 года. В Воздушных силах ВСУ прокомментировали уничтожение А-50. А Ил-22, по их данным, приземлился, но поврежден настолько, что не подлежит восстановлению.
Как утверждают российские паблики, тела летчиков сбитого А-50 обнаружили под Бердянском. Официальных комментариев пока нет, но как сообщают российские Telegram-каналы — на борту находился Пчела Олег Владимирович — заместитель командующего дальней авиации военных воздушных сил России.
Перспективы российской авиаразведки в обзоре специалистов
Для российской авиации потеря самолетов-разведчиков — не новинка. Однако, как отметили эксперты, на этот раз ситуация кардинально изменилась. Подробнее об этом в эфире FREEДОМ рассказали:
- Константин Криволап, авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов”;
- Павел Лакийчук, военный эксперт, руководитель проектов по безопасности Центра глобалистики “Стратегия ХХІ”;
- Иван Ступак, военный аналитик, сотрудник Службы безопасности Украины (2004-2015 гг.);
- Игорь Романенко, основатель благотворительного фонда “Закроем небо Украины”.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Сапожник лишился сапог
— Чтобы понять весь трагизм ситуации для россиян, я скажу, что в мировой истории еще не было случаев, чтобы сбивали подобного типа самолеты. Ни АВАКС Ил-22, ни ДРЛО А-50 — основной самолет дальнего радиолокационного обнаружения России — не было случая, чтобы их избивали. Это сапожник без сапог.
Если ты поставлен контролером и у тебя есть все оборудование, средства для того, чтобы понимать, что творится в воздушном пространстве над территорией, которую ты контролируешь, и вдруг с этой территории неожиданно по тебе что-то вылетает, и тебя поражает… Представить ужас тех людей, которые находились внутри этих двух самолетов, понимая, что по ним идет ракета, и не одна, это еще тот экстрим. Так что это действительно для них это большая трагедия.
А-50 создан на базе Ил-76, основного транспортного самолета ВКС РФ. Они предназначены для контроля воздушного пространства, для обнаружения радиолокационных станций, средств РЭБ, пунктов связи, для того, чтобы ориентировать и наводить даже кинжалы и крылатые ракеты. Я не говорю уже о самолетах и вертолетах, о конкретных типах дальних БПЛА.
В 2010-2012 годах было около 30 машин А-50. Потом они начали постепенно выходить из строя, потому что сама система достаточно старая. Ее решили заменить на базе такого же самолета Ил-76.
Решили сделать следующее поколение самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-100. За это дело взялся концерн “Вега”, который должен был быть компилятором всех научных учреждений, заводов, фабрик для того, чтобы собрать новое чудо техники. Построили громадное количество стендов, проводили испытания, списывали сумасшедшие деньги на исследовательские работы. Но дело не пошло. Даже 10% поставок не смогли выполнить.
А-50 в количестве 9 единиц контролировали фактически всю границу России. Там, где есть какие-то конкретные интересы РФ. Это в первую очередь Арктика, Балтийское море, территория вокруг Украины, Средняя Азия и Дальний Восток и так далее.
Ил-22 — машина, которая была создана на базе Ил-18. Этот самолет был произведен в громадных количествах, летал по всему миру. Он может летать достаточно далеко, то есть долго находиться в воздухе, хотя по скорости он особенно не отличался. Но по всем остальным потребительским характеристикам он был очень надежный, выносливый и хороший во всех отношениях. Поэтому на его базе сделали Ил-22.
ПАВЕЛ ЛАКИЙЧУК: Каждый А-50 в России на счету
— Наши военные давно охотились на самолеты А-50. Они взлетают в районе Белгородской и Брянской областей и на юге — в Краснодарском крае и над Азовским морем. Где-то в районе Бердянска, скорее всего, его подстрелили.
Ил-22 — это экспериментальный самолет. Их выпускали в нескольких модификациях, в том числе это воздушный командный пункт, самолет-ретранслятор, самолет-разведчик. За эту войну мы сбили в апреле один ретранслятор Ил-22, а второй Ил-22 сбили “вагнеровцы”. Это будет третий. Не так уж много.
Это очень серьезный удар с точки зрения военных. А-50 всего 9 единиц, сколько из них на ходу, я даже затрудняюсь сказать. Скорее всего, 4-5. Поэтому каждый самолетик там на счету. Ил-22 тоже.
Эти машины очень крайне нужны России для обеспечения ракетных ударов по нашей территории. Так что это им серьезно усложнит жизнь.
ИВАН СТУПАК: России снова придется думать, как и куда спрятать свою технику
— А-50 — это такой большой разведчик, который собирает информацию на территории Украины, в радиусе 700 км, он может все видеть, взлет ракет, самолетов, вертолетов, то есть все, и потом высчитывать траекторию, предупреждать свой командный центр. По официальным данным, А-50 в России 30 штук, но мы не знаем, сколько из них на ходу, кто-то говорит, что 8 штук остается всего.
Их стоимость от 300 млн долларов до полумиллиарда. Плюс экипаж — это высококлассные технари, специалисты, которые могли видеть всю территорию Украины как на ладони, видеть взлет нашей авиации, предупреждать Крым, что в их сторону движутся ракеты или самолеты и таким образом нивелировали наше присутствие там. То есть это большая потеря для обороноспособности РФ.
Им придется этот самолет чем-то заменять, забирать из какого-то направления важного, для россиян это очень неприятная история. Это очень серьезный удар. И плюс оттягивать его куда-то гораздо дальше от линии фронта и выяснять, чем именно он был поражен.
ИГОРЬ РОМАНЕНКО: Один самолет А-50 стоит 330 миллионов долларов
— А-50 стоит 330 миллионов долларов, а Ил-22 стоит 30 миллионов долларов. А-50 это самолет дальнего радиолокационного обнаружения, разведки и управления. То есть это такое средство, которое в воздухе может выявлять цели в воздухе, на земле и на воде, и в текущем времени сбрасывать целеуказание для уничтожения этих целей. Причем средствам уничтожения, которые находятся в воздухе, самолетам, например, а также на земле, которые принимают эту информацию.
Это элемент разведывательно-ударного комплекса. То есть та система, которая сейчас развивается в государствах с соответствующим военно-экономическим потенциалом и за которой будущее.
Их ценность важна не только с денежной точки зрения, но и с точки зрения боевой эксплуатации. Уничтожение этих самолетов в практике мирового противоборства средств воздушного нападения и противоракетной обороны является очередным достижением мирового уровня.
Ил-22 РФ активно использовала, например, в Сирии. Но одно дело, когда применение имело место против вооруженных структур Сирии, которые не имели серьезных средств противодействия. И другое дело, когда они пытаются использовать его в Украине.
Читайте также: “Прекрасно спланированная и проведенная операция”: уничтожение российских самолетов А-50 и Ил-22 в Приазовье подтвердил Залужный