Россия должна вывести все свои войска, включая Черноморский флот, наемников и квазивоенные формирования со всей суверенной территории Украины в пределах ее международно признанных границ 1991 года. В этом заключается пятый пункт Формулы мира президента Украины Владимира Зеленского. После этого Украина должна вернуть полный и эффективный контроль над всеми государственными границами и исключительной экономической зоной в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.
Всего в Формуле 10 таких шагов. Среди них также радиационная и ядерная сохранность, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, освобождение всех пленных и депортированных, вывод российских войск и прекращение боевых действий, противодействие экоциду, недопущение эскалации, фиксация окончания войны.
План из десяти пунктов Владимир Зеленский презентовал на ноябрьском саммите G20. У формулы уже есть сторонники среди влиятельных стран.
Деоккупация захваченных Россией территорий
Аннексия Россией Крыма, оккупация отдельных районов Донецкой и Луганской областей в 2014 году и полномасштабное вторжение в Украину в 2022 году — прямое нарушение второй статьи устава Организации Объединенных Наций (ООГ). Своими действиями Москва добровольно и сознательно вышла за рамки международного правового поля. В сентябре 2022 года РФ усугубила собственную изоляцию, объявив о присоединении оккупированных российской армией украинских территорий.
В настоящее время единственной эффективной стратегией является деоккупация захваченных территорий, считают эксперты. Ведь Россия игнорирует призывы Генассамблеи ООН и других международных организаций вывести из Украины войска.
Однако даже после выхода Вооруженных сил Украины на границы 1991 года есть риск возникновения в России реваншистских настроений, предупреждают аналитики. Для восстановления мирового порядка недостаточно территориальной деоккупации. После падения путинской диктатуры новая российская власть должна документально отказаться от этих территорий. Тогда войну можно будет считать оконченной.
“Возможна ли такая история у Украины и России? В далекой перспективе — да. Но только в том случае, если политический режим в РФ сменится на режим, который будет признавать свою вину перед Украиной относительно начавшейся войны, выведет все свои войска с наших территорий, признает наши границы 1991 года и не будет иметь претензий к тому, чтобы возвращать эти территории”, — поясняет эксперт по международным вопросам Тарас Семенюк.
Восстановить территориальную целостность Украины и мир в регионе — приоритетная задача не только для Киева. Международные партнеры утверждают: готовы помогать столько, сколько потребуется.
“Что касается Украины, то непосредственным приоритетом является мир, но справедливый мир. Генеральная ассамблея ООН является наиболее важной платформой для придания импульса для продвижения мирных усилий. Мы поддержали Украину перед военной агрессией и работаем ради справедливого мира. Мы хотим продолжать работать с Украиной, чтобы обеспечить широкую поддержку ее формулы мира со стороны как можно большего числа членов ООН”, — заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Жозеп Боррель.
Пятый пункт формулы мира предполагает не только восстановление территориальной целостности Украины, но и возобновление международного права — без компромиссов с агрессором.
“Устав ООН не может действовать выборочно и по желанию”, — сказал в обращении к участникам саммита G7 глава украинского государства Владимир Зеленский.
ИГОРЬ ПОПОВ: Все созданные для сохранения и поддержания мира после Второй мировой войны институции утратили свою эффективность
О значении пятого пункта формулы мира в эфире телеканала FREEДOM рассказал эксперт Украинского института будущего Игорь Попов.
— Нынешняя ситуация в Израиле, атака террористов — это как раз о мировом правопорядке. Насколько сейчас очевидна актуальность украинской формулы мира и, в частности, ее пятый пункт?
— Действительно, когда мы говорим о формуле мира Владимира Зеленского, мы говорим, что это не только решение проблемы в Украине, а это ключ к перезагрузке мировой системы безопасности.
Ели агрессия России против Украины не будет наказана, а украинская проблема не будет разрешена в соответствии с принципом международного права, то многие страны будут решать свои внутренние политические или геополитические проблемы, а также старые реваншистские настроения, нападая на своих соседей и пытаясь оккупировать их территории.
Именно поэтому прецедент войны в Украине должен быть развязан справедливо, и это должно быть сигналом для всего мира. Это возможно, если не отменит, то хотя бы отсрочит или уменьшит вероятность Третьей мировой войны.
— Очевидно, что мировая система безопасности сейчас сталкивается с огромными вызовами. Насколько ей удается с этими вызовами справиться и выстоит ли она в ее нынешнем виде?
— Не удается. Все институции, которые были созданы для сохранения и поддержания мира после Второй мировой войны, утратили свою эффективность. Это касается ООФ. Это касается ОБСЕ как региональной организации по безопасности. Это касается и Ямайского соглашения по валютной системе, которая определяла несколько резервных валют для международных расчетов.
Весь мир стоит перед вызовом — как изменить эти организации либо же придется их распускать, создавать новые?
Если это просто будет реформа внутри организации, это означает, что мир может пройти к новой системе мирным путем. Если же разваливать и создавать новое, то, скорее всего, это будет путем целой серии региональных или даже глобальной войны.
Это вызов для нынешнего поколения политиков, как провести перенастройку, настройку глобальной системы безопасности.
— Президент Украины во время выступления в Совбезе ООН сказал, что сейчас работа этой организации парализована именно из-за того, что Россия блокирует любые решения организации — имеет право вето как постоянный член Совбеза. Насколько реально преодолеть это?
— В любом случае ООН — это самая бюрократическая организация в мире. Там не будет так, что сегодня прозвучала здравая инициатива, а завтра все проголосовали. И поэтому это лишь начало дискуссии.
Действительно, в кулуарах где-то это обсуждалось. Но кто же мог выдвинуть эту инициативу? Только Украина как страна, против которой совершена вооруженная агрессия. Она имеет полное моральное политическое право об этом говорить. И поэтому предложение, которое Владимир Зеленский озвучил на заседании Совета безопасности, состоит в том, что, если один из членов Совета безопасности проводит вооруженную агрессию и Совет Безопасности не может принять резолюцию, то это право вето может быть преодолено двумя третями голосов на Генеральной ассамблее.
Да, это революционное предложение. Если этого не предпринять, то РФ может напасть на кого-то другого из своих соседей.
Начались тонкие дискуссии, потому что у многих стран есть претензии или желание решить территориальные вопросы военной агрессией. И это создание абсолютно нового механизма.
Другое предложение нашего президента состоит в расширении состава постоянных членов Совета безопасности. На первом этапе, скорее всего, без права вето. Но когда формировался этот Совет безопасности, право вето включили ядерные страны. Даже если по этому принципу, то ряд других стран уже приобрели ядерное оружие, его разработали, и поэтому этот принцип не срабатывает.
Если говорить о самых крупных экономиках, то Япония, Германия, Бразилия, Индия не являются членами Совета безопасности. И поэтому либо мир расколется на два блока: западный и незападный. Незападный, скорее всего, на базе БРИКСа (англ. BRICS — сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa, — ред.). Либо мир сможет создать нейтральную площадку, где эти два макроблока смогут съезжаться и решать противоречия мирным путем — дипломатическими переговорами, не начиная обстрелы друг друга. В этом и состоит главная задача.
— Если представить, что в данный момент Совбез ООН уже реформирован и учтены все пожелания Владимира Зеленского, в частности, о более широком представительстве стран всех континентов, и Азии в том числе, возможно, и не было бы даже предпосылок для той ситуации, которая сейчас происходит в Израиле. Вы сказали о сложностях. Только ли бюрократия влияет на реформу ООН?
— Конечно, бюрократия влияет на скорость реформы, а главное — это политическая воля. И поэтому, конечно, у многих стран будут возникать претензии: почему этим странам предложили войти, а этим — нет? Какие были критерии? Все-таки наличие ядерного оружия или региональное лидерство, которое невозможно измерить объективно? Либо же объем экономики, который тоже можно мерить по-разному?
Альтернативой является создание региональных союзов и решение региональных проблем. Но опять же, такие региональные блоки не смогут решить все вопросы.
— В октябре должна состояться третья международная встреча советников лидеров государств для обсуждения формулы мира Владимира Зеленского. Такие новые форматы могут стать альтернативой тем институциям, которые, как мы сейчас видим, не показывают свою эффективность?
— Это временная альтернатива. Точно так же, как формат “Рамштайн” стал временной заменой НАТО, потому что НАТО — это тоже бюрократическая организация, которая принимает решение лишь консенсусом. И поэтому, если бы военная помощь Украине решалось через НАТО, мы бы сейчас получили, наверное, первые бронежилеты через полтора года войны.
Точно также со встречами по украинской формуле мира. Если это рассматривать на ООН, это все вязнет в регламентных процедурных вопросах. Поэтому избран другой вариант. Это, в первую очередь, встречи, направленные на нашу коммуникацию со странами глобального Юга, у которых своя особая позиция. Они не признают незаконную аннексию украинских территорий, они поддерживают формулу мира в большинстве пунктов вообще безоговорочно, но по некоторым пунктам они готовы к дискуссии.
Украина тоже готова к дискуссии, хотя Украина настаивает на своей позиции, но мы готовы встречаться и продолжать эти разговоры за закрытыми дверьми, потому что это, как правило, непопулярные разговоры до окончательных решений — не все нужно показывать, но это помогает нам поддерживать каналы коммуникации даже с теми странами, у которых совсем уже отличная позиция, скажем, с Бразилией или Мексикой.
Если коммуникации нет, это только обостряет ситуацию.
— Все мы помним колебания Запада по поводу превентивных санкций против России, когда она собирала войска вокруг Украины, якобы чтобы не спровоцировать российского диктатора. Как вам видится сейчас актуальность именно в таких мерах предотвращения агрессии?
— Если мы говорим о персональных и экономических санкциях, то у нас объективное мнение, исходя из нынешней ситуации — если бы их применили на три месяца раньше, до начала агрессии, ничего бы это не изменило.
Политическое решение о нападении на Украину, я так понимаю, российское руководство приняло еще где-то за полгода до даты войны. Они готовились и поэтому все решения Запада, чтобы прекратить завоз неких полупроводников или то, что сейчас реально работает, ослабляет РФ, не изменили бы этого решения. Кремль был уверен, что они смогут взять Киев за три дня, поставить здесь марионеточное правительство и показать некие великие геополитические успехи. И поэтому санкциями это остановить было невозможно.
— Если смотреть на ту эволюцию мнения, которая происходила в том же Совбезе ООН, насколько изменились в течении полномасштабного вторжения позиции стран относительно того, что происходит в Украине. Если судить по голосованиям за резолюции, например?
— Совет безопасности давно превратился из органа, который принимает решения, в площадку для обмена уколами. В последние годы почти никакие решения не принимаются.
Что касается нападения на Украину, то классически любые проекты резолюций за Украину поддерживали США, Франция и Великобритания. Россия была против, Китай воздерживался, и поэтому там особая эволюция не происходила.
Что касается Генеральной ассамблеи, то да. Если на первом этапе войны резолюции по Украине набирали меньше голосов, то потом мы видим увеличение поддержки резолюций, которые касаются восстановления территориальной целостности, уважение к суверенитету Украины. Ряд третьих стран увидели, что все-таки правда на нашей стороне и хотя бы в этих резолюциях поддерживают.
Конечно, очень показательно, что, несмотря на то, что Россия проводит псевдореферендумы, псевдовыборы, ни одна из стран, даже те, которые более-менее лояльно относятся к России, не признает изменения границ и территориальные приобретения путем вооруженной агрессии.
Читайте также:
- Радиационная и ядерная безопасность: первый пункт украинской формулы мира пояснил профессор Людвиг Литвинский
- Продовольственная безопасность: второй пункт украинской формулы мира обсуждаем с Павлом Мартышевым
- Энергетическая безопасность: третий пункт украинской формулы мира обсуждаем с Владимиром Омельченко
- Освобождение пленных и депортированных — четвертый пункт в формуле мира Зеленского — детали