В Польше заявляют, что после либерализации грузоперевозок между ЕС и Украиной, так называемого “транспортного безвиза”, только 8% перевозок между Польшей и Украиной осуществляют польские перевозчики. Варшава настаивает на возвращении разрешительной системы для украинцев как решении проблемы блокады пограничных пунктов пропуска. Об этом сегодня, 4 декабря, перед встречей министров транспорта в Совете Европы заявил госсекретарь Министерства инфраструктуры Польши Рафал Вебер, передает корреспондент FREEДОМ в Европе.
“Назад к разрешениям. Перевозчики явно требуют возврата разрешений на проезд по дорогам. Именно для них этот аргумент позволит разблокировать границу”, — сказал чиновник.
По его словам, “транспортный безвиз” для Украины, согласованный летом прошлого года, которым была отменена система разрешений для украинцев, “оказал очень сильное влияние на транспортный рынок ЕС”.
“Особенно пострадали польские перевозчики, причем не только польские, но и словацкие, и венгерские. Сегодня в Совете Европейского Союза по транспорту я очень точно представлю эту ситуацию. Я покажу вам в цифрах, как выглядит эта область. И попрошу на основании статьи 7 Соглашения очень быстро и срочно созвать совместный комитет, который проведет очень быстрый и срочный анализ, на основе которого примет решение о восстановлении разрешений, применении разрешений к украинским перевозчиками по деловым и коммерческим перевозкам. Конечно, военные и гуманитарные транспортные средства будут освобождены от обязанности постоянно иметь разрешения”, — заявил Рафал Вебер.
Он подчеркнул, что обсуждение “не является дискуссией о том, поддерживать Украину или помогать Украине, потому что это бесспорно”.
“Это не подлежит обсуждению. Украину необходимо поддерживать всеми силами и всей мощью”, — подчеркнул Вебер.
По словам чиновника, до войны 37% перевозок между Польшей и Украиной осуществлялось польскими перевозчиками, 63% — украинскими. В настоящее время 8% — польскими перевозчиками, 92% — украинскими.
В Еврокомиссии ранее заявляли, что введение какой-либо разрешительной системы для украинских перевозчиков на национальном уровне невозможно.
Читайте также: Первый шаг для разблокирования украинско-польской границы: Украина открыла КПП для выезда пустых фур
Напомним, с 6 ноября продолжается протест польских перевозчиков, блокирующих движение грузового транспорта на польско-украинской границе. Забастовка привела к полной остановке движения на трех пограничных пунктах: “Дорогуск — Ягодин”, “Корчева — Краковец” и “Гребене — Рава-Русская”. Протестующие пропускают только один грузовик в час, исключение — фуры с гуманитарной помощью и военной техникой, которые пропускают без перебоев. В результате на границе образовались огромные пробки.
Польские протестующие выдвинули шесть требований:
- возвращение разрешений для украинских перевозчиков;
- ужесточение требований перевозок в рамках ЕКМТ (сертификатов Европейской конференции министров транспорта);
- запрет регистрации в Польше компаний с капиталом из-за пределов ЕС;
- получение доступа к украинской системе “Шлях”;
- отдельные очереди для машин из ЕС в системе “єЧерга”;
- выделение отдельных очередей для пустых авто.