Применение права вето в ООН нуждается в реформировании, и это может стать ключевой реформой. Об этом сегодня, 20 сентября, на заседании Совета безопасности ООН заявил президент Украины Владимир Зеленский.
FREEДOM предлагает полный текст этого выступления.
Уважаемый господин премьер-министр Рама!
Спасибо албанскому председательству за организацию этого заседания.
Господин генеральный секретарь! Уважаемые дамы и господа!
Со старта полномасштабной агрессии, начатой государством, которое до сих пор почему-то среди постоянных членов Совета безопасности ООН, прошло уже 574 суток боли, потерь и борьбы. Россия убила по меньшей мере десятки тысяч наших людей и сделала миллионы беженцами, разрушив их дом.
Мировое большинство признает правду об этой войне. Это преступная и неспровоцированная агрессия России против нашей нации, имеющая целью захват территории и ресурсов Украины. Но не только это. Государство-террорист имеет целью своей агрессией подорвать все дамбы международных норм, которые должны защищать мир от войн.
И я благодарен всем в мире, кто признал агрессию России нарушением Устава ООН.
Украина осуществляет свое право на самооборону. Помогать Украине в этом оружием, применением санкций, осуществлением всестороннего давления на агрессора, голосованием за соответствующие резолюции означает помогать защищать Устав ООН.
Резолюции Генеральной ассамблеи ООН подтверждают факт, что единственный источник этой войны — Россия. Впрочем, это ничего не изменило для России в ООН. Но именно такие ситуации изменили все для ООН.
Мы должны признать: Организация в тупике относительно агрессий. Человечество уже не возлагает надежд на ООН, когда речь идет о защите суверенных границ наций. Лидеры мира ищут новые площадки, альянсы, которые могли бы уменьшить катастрофический объем проблем, которые здесь, в этих стенах, встречают риторику, а не решение, встречают стремление к компромиссам с убийцами, а не защиту жизни. Жизнь стоит защищать бескомпромиссно, чтобы защита была успешной.
Но я не был бы сегодня здесь, если бы Украина не имела предложений именно по конкретным решениям.
Вчера в выступлении перед Генассамблеей я сказал о том, что украинская формула мира стала основой, на которой можно модернизировать существующую архитектуру безопасности в мире, чтобы вернуть реальную силу Уставу ООН и международному порядку, основанному на четких правилах.
Хочу представить детали — конкретные возможные действия на основе формулы мира. Речь идет о пункте пятом формулы мира. Его название “Выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности Украины и мирового порядка”.
Все в мире видят, что именно делает ООН недееспособной, к сожалению.
В этом кресле в Совете безопасности, которое Россия занимает незаконно из-за закулисных манипуляций после распада Советского Союза, сидят лжецы, чья работа — оправдывать агрессию и геноцид, которые осуществляет Россия. И все действия ООН — то ли Совета безопасности, то ли Генассамблеи, — которые могли бы остановить эту агрессию, разбиваются о привилегию, которую дает это кресло агрессору.
Вето в руках агрессора — вот то, что загнало ООН в тупик.
Сейчас какой бы нацией вы ни были: народом, насчитывающим сотни миллионов людей, или малой нацией, нацией, которая героически защищает свою независимость, или страной, чей давний опыт независимости может помочь другим, государством, которое нуждается в помощи, или нацией, которая может реально помочь, государством, которое опирается на свою армию, или таким государством, для которого Устав ООН, а не его армия является первой и последней линией обороны… Кем бы вы ни были, существующая система ООН делает вас все равно меньше, чем право вето, которое есть только у нескольких и которое используется одним — Россией — в ущерб всем остальным членам ООН.
В эти дни в Генассамблее очень часто звучит слово “неравенство”. О неравенстве говорят разные нации — и те, кто больше, и те, кто меньше. Именно неравенство делает сейчас ООН недееспособной.
Мне жаль, что Совет безопасности ООН сейчас — это лишь самая заметная в мире трибуна.
Я верю, что ООН способна… Я знаю, что ООН способна на большее. Я уверен, что Устав ООН может реально работать ради мира, ради безопасности в глобальном масштабе. Но для этого многолетние разговоры и проекты по реформированию ООН должны стать конкретным процессом реформирования ООН.
И речь должна идти не только о представительстве здесь, в Совете безопасности. Применение права вето — вот что нуждается в реформе, и это может стать ключевой реформой. Тем, что возвращает силу Устава ООН.
Уважаемые дамы и господа!
574 суток полномасштабной российской агрессии — это 574 причины для изменений в этом зале. И голосов за такие изменения на самом деле миллиарды. Абсолютное большинство людей в мире стремится к миру без агрессий. В противовес всем нам есть только одержимые в Москве.
Вето не должно служить оружием для тех, кто одержим ненавистью и войной.
Мы видим в ООН рост поддержки идеи, что в случаях массовых жестоких преступлений против жизни людей нужен добровольный отказ от права вето. Но видим также, что Россия по собственной воле не отдаст некогда украденную привилегию.
И именно поэтому Генеральной ассамблее ООН надо дать реальную возможность преодолевать вето. Это первый необходимый шаг.
Если войну невозможно остановить из-за того, что все усилия блокируются вето агрессора или того, кто потворствует агрессору, нужно выносить этот вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи. При условии набора двух третей голосов, которые будут отражать волю наций и из Азии, и из Африки, из Европы, из обеих Америк, из региона Тихого океана, — глобального квалифицированного большинства — вето должно реально преодолеваться, и такая резолюция Генассамблеи должна быть обязательной для выполнения всеми государствами-членами.
Второй шаг. Совет безопасности ООН должен быть полностью подотчетен перед нациями мира. Я приветствую предложения различных лидеров расширить представительство наций в Совете безопасности. Круг постоянных членов Совета безопасности должен отражать современность. Современность и справедливость.
Украина считает несправедливым, когда миллиарды людей не имеют своего постоянного представительства в Совете безопасности. Африканский союз должен быть здесь постоянно. Азия заслуживает более широкого постоянного представительства — нельзя назвать нормальным, когда такие нации, как Япония, или Индия, или Исламский мир, до сих пор за бортом постоянного представительства в Совете безопасности. Следует учитывать изменения, которые произошли в Европе, а именно: Германия стала одним из ключевых глобальных гарантов мира и безопасности. И это факт. А значит, факт и то, что Германия заслуживает место среди постоянных членов Совбеза. Латинская Америка должна быть здесь представлена — постоянно. И государства Тихого океана.
Впрочем, нельзя ограничиваться вниманием только к тем, кто в топ-креслах. Необходимо расширение участия и доступа к работе Совета безопасности и его вспомогательных органов для всех членов Генеральной ассамблеи, которые не признаны агрессорами.
И вместе с тем любое участие любого государства — члена Совета безопасности должно приостанавливаться на время, когда такое государство в нарушение Устава ООН идет агрессией против любой другой нации.
Третий шаг. Нужна система превенции агрессий через раннее реагирование на действия, направленные против территориальной целостности и суверенитета государств. Пришло время это сделать. Нациям мира следует согласовать такой механизм реагирования на агрессии для защиты других, который каждый хотел бы для собственной безопасности.
Российское вторжение в Украину показало, что именно может быть таким механизмом. Среди прочего — мощные санкции против агрессора. И не только на этапе, когда уже состоялась Буча, но и на этапе, когда собирается армия вторжения. Каждый, кто хочет начать войну, должен видеть еще до своей роковой ошибки, что именно потеряет, когда начнет войну. Вопрос о применении превентивных санкций должен выноситься на рассмотрение Совета безопасности ООН автоматически, когда любой член Генеральной ассамблеи заявляет об угрозе агрессии.
Украинские солдаты сейчас своей кровью делают то, что Совет безопасности ООН должен делать своими голосованиями — останавливают агрессию и защищают принципы Устава ООН.
А теперь о территориальной целостности. Этот элемент и Устава ООН, и нашей Формулы мира неразрывно связан с вопросом об очищении суверенной территории государства от оккупантов. Оккупация — это бездонный источник тротила под международным порядком, основанным на правилах. Поэтому я приведу пример конкретных действий, которые должны быть реализованы, чтобы архитектура безопасности была прочной. На примере Украины. Очень конкретные вещи. Конкретные, как и мы, украинцы.
Первое: полный вывод всех российских войск и военных формирований, включая Черноморский флот России или те дырявые корыта, которые от него останутся за время войны, а также вывод всех наемников и квазивоенных формирований России со всей суверенной территории Украины в пределах наших международно признанных границ 1991 года.
Второе: полное возвращение Украине эффективного контроля над всей нашей государственной границей и исключительной экономической зоной в Черном и Азовском морях, а также в Керченском проливе.
Собственно, только выполнение таких двух пунктов будет иметь результатом честное, надежное и полное прекращение боевых действий.
Уважаемые дамы и господа!
Реформы таких международных институтов обычно делались по результатам больших трагедий, по результатам больших войн. Мы не должны ждать, когда завершится эта агрессия. Действовать надо уже сейчас. Наше стремление к миру должно сделать реформу.
Когда я готовил украинскую формулу мира, я брал силу для ее пунктов исключительно из принципов Устава ООН и резолюций, которые были приняты Генеральной ассамблеей.
Именно это и позволяет Украинской формуле мира становиться глобальной. Нации, которые приобщаются к работе с Формулой, осознают, что работают ради международного порядка, основанного на правилах, ради защиты территориальной целостности и суверенитета государств, защиты прав человека, недопущения агрессий и геноцидной политики.
Естественно, что эпицентром такой работы должен быть этот зал — зал Совета безопасности ООН и в еще большей степени — зал Генеральной ассамблеи. Если для этого надо провести реформу институтов ООН, значит, надо не бояться реформы. Мы готовы совместно с членами ООН, которые участвуют в Формуле мира, работать над соответствующими проектами резолюций и поправок к Уставу ООН.
И я хочу, чтобы для всех в мире было четким, что именно Украина предлагает, когда обращается к нациям мира с призывом присоединяться к совместной работе над реализацией формулы мира.
Каждое государство может проявить свое лидерство в рамках того или иного или нескольких или всех пунктов формулы мира. Формируем группы согласно пунктам формулы мира, в которых работают советники лидеров государств по вопросам национальной безопасности и дипломатические представители. В группах определяется перечень решений и нормотворческих предложений, которые должны быть имплементированы, чтобы соответствующий пункт формулы мира был реализован.
Мы готовы провести учредительный саммит лидеров. Далее — десять конференций на уровне советников, дипломатических представителей, глав парламентов согласно десяти пунктам Формулы мира. Впоследствии эти проекты, подготовленные советниками, выносятся на рассмотрение лидеров государств на соответствующем заключительном саммите.
Таким образом все нации мира, которые уважают мир, могут реально принять участие в возвращении именно мира.
Сотрудничество — это всегда ключевое слово для Украины в международных отношениях. Именно это слово ключевое, именно для мира. Поэтому пусть царит мир! Пусть сильнее становятся наши с вами институты и наше с вами сотрудничество.
Я вам очень благодарен за возможность обратиться. Спасибо за приглашение. Спасибо за внимание!
Слава Украине!
Читайте также: Спросите Пригожина, стоит ли доверять обещаниям Путина: полный текст выступления президента Владимира Зеленского на Генассамблее ООН