Российская Федерация использует теневой флот танкеров для обхода санкций при торговле нефтью. Как новый пакет ограничений от Великобритании поможет в борьбе с теневым флотом, в эфире телеканала FREEДОМ рассказал исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
По его мнению, теневой флот играет важную роль при обходе ценового порога (price cap) в 60 долларов за баррель, наложенного странами G7 (“Группы семи”) на российскую нефть в декабре 2022 года.
“России никто не запрещал торговать нефтью. Она активно продает нефть Индии, Китаю — до 80%. Немножко забирает Турция. Россия может торговать нефтью для того, чтобы не нарушить баланс мирового предложения, но только в рамках price cap, максимальной цены, выше которой ее реализовать нельзя. Сегодняшняя цена нефти выше, чем 60 долларов за баррель, и у РФ появляется стимул продать часть ресурса в обход санкционных ограничений. Для той части российской нефти, которая продается для потребителей по ценам, близким к рыночным и выше, чем price cap, нужен теневой флот”, — обозначил экономист.
Он также отметил, что контроль за ценой возлагается на страховые компании, поэтому Великобритания накладывает санкционные ограничения не только на танкеры, но и на российских страховщиков.
“Ответственность за контроль соблюдения price cap возложена на страховые компании. Ни одна европейская компания не застрахует груз российской нефти, если в документах будет стоять цена выше 60 долларов за баррель. Поэтому весь этот теневой флот страхуется в российских страховых компаниях. Если мы оцениваем результаты санкционных ограничений Великобритании, то кроме ограничений против конкретных танкеров, они вводятся и против российских компаний, которые страхуют эти грузы. Нужно понимать значение страховых компаний для мировых морских перевозок. На сегодняшний момент груз, грузоотправитель, собственник корабля и команда не могут выйти из порта, если они не застрахованы”, — сказал Пендзин.
Экономист акцентировал внимание на том, что страховые компании обычно покрывают все риски нефтеналивных суден, в том числе и экологические, однако российские страховщики поступают иначе.
“Страховка распространяется и на случаи, которые могут повлечь за собой разлив нефти, экологические катастрофы. Тогда страховая компания вступает в действие и за счет средств страхового фонда возмещает затраты, связанные с очисткой вод от разлившихся нефтепродуктов. Теневой российский флот в силу страхования в российских компаниях в случае любой катастрофы возлагает все затраты на очистку вод на ту страну, в зоне экономической ответственности которой корабль потерпел крушение. Страховые компании не будут возмещать затраты, связанные с очисткой вод. Ликвидация катастрофы, связанной с крупным разливом нефти и нефтепродуктов, стоит в действительности миллиарды долларов”, — отметил эксперт.
Российские страховщики в таких случаях перестраховывают свои риски в крупных международных страховых компаниях, санкционные ограничения лишат их такой возможности, уточнил Пендзин.
“После наложения Великобританией санкций российские страховые компании потеряют возможность перестрахования. Ведь сама страховая компания, которая страхует морские перевозки, своим фондом точно не покроет все убытки. Они перестраховывают риски у крупных страховщиков, которыми являются европейские компании. Для того чтобы этого не происходило, санкционные ограничения накладываются на страховые компании, это принципиальный момент. Таким образом существует ужесточение контроля за соблюдением РФ ценового порога в продаже нефти”, — сказал эксперт.
По словам Пендзина, первенство Великобритании во введении санкций против теневого флота оправдано значительной вовлеченностью экономики страны в морские перевозки.
“Великобритания — это крупная морская держава. Наибольшее количество страховых компаний, которые обеспечивают страхование морских грузовых перевозок, находится именно там. Для британцев подобные вещи являются принципиальными. Они первые в этом вопросе, который четко контролируют и отслеживают”, — резюмировал Пендзин.
Читайте также: 30 судов и страховые компании: британский пакет санкции ослабит теневой флот РФ (ВИДЕО)
Напомним, депутаты Европарламента требуют более целенаправленных санкций ЕС против теневого флота России, который является ключевым финансовым источником для поддержания войны против Украины.