Упоминания о Киеве и Украине вычеркивают из российских учебников, которые составляют кремлевские политтехнологи. В кумиры возводят Сталина и “вагнеровцев”. Тех, кто высказывается против таких изменений, — уводят в полицию прямо из школы. Об изменениях в процессе российского образования — в материале Алексея Мацуки.
“Переписать историю”
В новых российских учебниках по истории Киев вымарали из названия Киевская Русь. Теперь это либо просто Русь, либо Древняя Русь. Если ранее в пособиях по истории говорилось, что “Повесть временных лет” написал Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, то теперь о летописи в учебниках говорят, но о Несторе решили не упоминать.
Еще пример из новых российских учебников: “князь Владимир крестил народ в столице”. То есть просто “в столице”, в какой именно — не указывается.
“Теперь они рассказывают, что Третий Рим — это Москва, что все вышло из Москвы. И вообще скоро будут говорить, что этому городу 10 тысяч лет, и он всегда правил миром, пока не пришли враги, не предали, поэтому в этой истории надо Киев максимально исключить. Это нам смешно обсуждать. А в Кремле по заданию бывшего министра культуры Мединского напишут любой учебник, где все, что будет угодно Кремлю, быдет преподносится как нечто очевидное, не требующее доказательств”, — говорит российский историк, публицист, журналист Максим Кузахметов.
Казалось бы, над составлением учебников должны работать ученые, педагоги. Но только не в России. Там новые учебники истории составляет Владимир Мединский — советник Путина. Впрочем, учебником это вообще назвать нельзя, говорит российский историк и публицист Никита Соколов.
“Это такой монолог правящей партии, которая не утруждает себя никакими доказательствами, навешивает ярлыки правых и виноватых по своему разумению. И никаких аргументов не приводят. В учебнике мы имеем монолог тоталитарной власти, которая откровенно лжет в тексте учебника”, — отмечает он.
Раньше Москва пыталась “приватизировать” общую историю, приписать все себе. Сейчас другая крайность. На само слово “Украина” — табу. К примеру, до реформы в учебнике была глава “Вхождение в состав России левобережной Украины”. Теперь название звучит как “Вхождение в состав России войска запорожского”.
Историю ХХ века переписали полностью. И теперь для российских школьников Сталин — уже не тот, кто уничтожил в лагерях миллионы людей, а опять — отец народов.
“В числе прочего восхваляют Иосифа Сталина как выдающегося менеджера, при котором государство прирастало землицей. То есть, когда Москва захватывает чужие территории, это называется “приращение земель” или “присоединение”, или земли сами “просятся”. Печальная имперская традиция: достижения государя меряется только одним — стало больше государство или меньше. А насколько люди стали жить лучше, сколько миллионов погибло — это все неважно. И вот Путин всю эту модель возвращает. Соответственно, Сталин — положительный персонаж”, — поясняет Максим Кузахметов.
Если Сталин для российских школьников теперь персонаж положительный, то отрицательными назначили Горбачева и Ельцина, которых подвергают всяческому поношению и поруганию.
“Россия окружена врагами” — этот месседж постоянно транслирует пропаганда. Но чтобы в нем никто даже и не сомневался, учат этому теперь смолоду, решили прописать и в учебниках.
“Это совершенно четкое методическое пособие по тому, как в Кремле видят окружающий мир: вокруг нас одни враги. Мы скрепная держава, и под это дело будем мастерить для детей какую-то понятную модель”, — характеризует Максим Кузахметов.
“Оправданием такого государства служит то, что оно живет вечно во враждебном окружении, это всегда осажденная крепость. Постоянно действует какой-то коллективный Запад, постоянно где-то цветет русофобия. Что это такое? Такие понятия употребляться не могут ни в научном, ни в учебном языке. И постоянно этот негативный Запад имеет цель — расчленить Россию и завладеть ее ресурсами. Но никаких доказательств этому тезису не существует в природе”, — добавляет Никита Соколов.
И конечно, в новых российских учебниках появились главы о так называемой “специальной военной операции”. Тут авторы дали волю своей фантазии: тут и “укронацисты”, и “бандеромобили”, и “биолаборатории по выращиванию боевых птиц”. Это цивилизованному миру от этого смешно, а современным российским школьникам — если не хочешь завалить экзамены, то нужно о “боевых комарах” говорить.
“Особенно ужасный последний раздел, который посвящен войне против Украины, которую упорно называют “специальной военной операцией”. Там уже прямая ложь на каждом шагу, в каждом абзаце. Там присутствуют все фейки российского телевизора, включая многократно опровергнутые американские “биолаборатории” в Украине, которые делают “биологическое оружие” — все это попало в текст учебника. И это совершенно не учебник, это грубая агитка власти”, — подчеркивает Никита Соколов.
Изменения коснулись не только истории. Поменяли и географическую карту — там к России уже присоединили оккупированные территории.
Пока непонятно, что с математикой. Были ведь какие-то задачки, когда просили рассчитать расстояние от Киева до Москвы, или скорость поезда Санкт-Петербург — Одесса… Теперь и это — под нож.
Над этим можно смеяться, по этому поводу можно иронизировать. Но эксперты подчеркивают, что все куда серьезнее. Российские дети будут расти с убеждением, что вокруг них — враги, а пример нужно брать с “новых героев”. А “герои” эти совсем рядом, их можно увидеть, с ними можно поговорить. В школах РФ ввели в расписание урок “Разговоры о важном”. А что такое это “важное” — рассказывают вернувшиеся с войны “вагнеровцы”. Те, кто отбывал сроки в тюрьмах, прямо из-за решетки отправились убивать украинцев, а теперь рассказывают, что такое “настоящий героизм”.
“Детей зомбируют, чтобы они выросли бессловесными роботами, которым в голову вдолбили какие-то догмы, вдолбили ненависть ко всему окружающему миру, потому что весь мир представлен только в образе врагов. И точно также им внушают, что вы — носители имперской, московской идеи, которая всюду несет только добро и мир. Им неважно, что бомбят города, превращаются в пепелище мегаполисы, что гибнут миллионы людей. Это и есть их “русский мир”. Он для них хороший, потому что он уничтожает окружающих его врагов”, — комментирует Максим Кузахметов.
Казалось бы, в эпоху цифровых технологий и интернета, глупо надеяться, что стоит написать в учебниках какую-то ересь, и в нее все поверят. И каждый школьник может загуглить, прочесть — что думают о ситуации или исторических событиях другие люди. Но это авторов новшеств вообще не волнует.
“Это симптом того, что Россией управляют глубокие старцы, которые продолжают жить ментально и инструментально в брежневской эпохе, когда учебник был средством влияния, доступным инструментом получения данных. В нашу эпоху, когда действует Всемирная паутина, когда и гигантское количество источников информации, дети гораздо больше доверяют соцсетям, нежели каким-то школьным курсам. Я не понимаю, на что они надеются, потому что любой школьник зайдет в интернет, обнаружит там, что никаких биолабораторий в Украине не существует, что все это вздор. Этого не может быть, потому что по законам научной биологии это невозможно”, — говорит Никита Соколов.
Срок за сомнения
Для того чтобы вбивать в головы новую школьную программу, Москве нужны и учителя, которые станут делать это, не задумавшись.
“Если люди до сих пор работают в путинской школе, то они получаются соучастниками всех этих преступлений, потому что они не могут говорить правду, они не могут называть войну войной. А прикрываться тем, что я только математику веду, тоже абсурдно, потому что я не представляю, как они могут уклониться от требований начальства. И если ты классный руководитель, то ты будешь представлять детям этих “героев” войны. Ты не можешь возразить, ты должен либо уволиться, если ты не хочешь этому потворствовать, но если ты дальше работаешь, значит, ты соучастник этих преступлений”, — говорит Максим Кузахметов.
Несогласных за последнее время “зачистили” и уволили. Причем, забирают просто с уроков. Российского учителя и поэта Александра Бывшева признали виновным в “экстремизме” и “разжигании межнациональной розни” всего лишь за стихотворение об Украине. Приговор — полгода общественных работ.
Еще одна учительница недавно пыталась объяснить детям, почему они не поедут на соревнования в Чехию. Рассказала, что российские военные обстреляли роддом в Мариуполе. Так ее приговорили к пяти годам по статье о “фейках”.
Откуда силовики узнают о том, что сказали учителя? Не успел прозвенеть звонок с урока, как сами ученики теперь бегут стучать дирекции, родителям и даже напрямую в полицию. И наоборот. В одной из московских школ учительница недавно донесла на 5-классницу. 10-летняя девочка спорила с одноклассниками о Зеленском. Результат — ее прямо из школы отвезли в полицию и поставили на учет. И таких случаев — сотни.
“Такие режимы всегда поднимают со дна самый гнусный человеческий материал и самые гнусные человеческие свойства. Ничего удивительного нет, что идет волна доносительства, идет волна всякой грязи. Страна, которая 20 лет слушает вопли Владимира Соловьева, вообще разучилась разговаривать. Сплошная истерика, крик о враге. Никто никого не слушает. Что удивляться, что негодяи чувствуют себя гораздо комфортнее людей душевно здоровых?”, — рассуждает Никита Соколов.
Говорят, история возвращается. В случае с российским образованием возникает чувство, что там теперь времена глубокого советского застоя. Каждому режиму нужны свои герои. В классах российских школ теперь ставят парты с именами “героев” — нынешних. Тех, кто отправился убивать украинцев и погиб на фронте. О них детям говорят — “защищали родину”. Почему они ее защищали на территории соседней страны — не уточняют. Сидеть за такими партами можно только отличникам и “z-патриотам”.
“Поколение Z”
К чему приведет путинское псевдообразование? Не только к тому, что школьники не будут знать историю или географию. Это еще полбеды.
“Это все очень опасно. Нельзя так снисходительно относиться к тому, что дети ничего сейчас не соображают, потом вырастут и все поймут. Это не так. Какая-то часть этих детей все это в себя впитает в детстве, усвоит и вырастет абсолютно уверенная в том, что надо и дальше мстить, что победа была близка и лишь чуть-чуть до нее не хватило”, — поясняет Максим Кузахметов.
В среде российских историков на полном серьезе говорят, что начав переписывать учебники, Путин готовит в них место для себя. Что это даже не челядь пытается показать лояльность и выслужиться, а с самого верху идет команда. К примеру, какие у россиян могут возникнуть сомнения в необходимости этой войны, если финалом “школьных зачисток” по методичкам должна стать “вера в мудрого Путина, который просто не способен ошибаться”.
“Он хочется попасть в такой же учебник, где его тоже будут прославлять в числе прочего. Ему кажется, для этого даже достижений необязательно. То есть невозможно завоевать Украину, невозможно покорить весь мир. Сколько раз уже разные полководцы, гораздо более талантливые, все это проходили, и ничего не получалось. И империи разрушились. Путин — параноик, он давно никому не доверяет. Ему везде мерещится заговор. Он очень боится, что кто-то его подсидит. Поэтому он и должен окружать себя максимально бесполезными людьми, не способными ни на какое самостоятельное решение”, — продолжает Максим Кузахметов.
Можно сделать еще один вывод. Похоже, в Кремле уже поняли тщетность своих попыток завоевать Украину. Раз вместо риторики об “одном народе” и “единой Руси” решили теперь даже слова “Киев” и “украинский” отовсюду вычистить — начиная от учебников и заканчивая меню.
А чтобы новшества поскорее вошли в обиход, создали и новую “фабрику фейков”.