Евросовет 14 декабря поддержал начало переговоров о вступлении Украины в ЕС, они могут начаться уже в марте следующего года. Кроме того, Евросовет поддержал 12-й пакет санкций против РФ.
Украинские политики уверены, что страна станет членом Евросоюза, преодолев еще немало препятствий. Параллельно в ЕС продолжаются споры о выделении Украине финансовой помощи.
Как Евросовет принимал знаковое решение
Открывая саммит председатель Европейского парламента Роберта Метсола заявила, что Евросоюз находится “на пороге очередного исторического момента”.
“Это решение основано на заслугах, на уважении к нашим критериям, на том, что у каждой нации свой путь к объективным целям, которые мы перед ней ставим. Глобальная геополитическая ситуация означает, что за бездействие придется платить”, — сказала Метсола, отметив, что ЕС не должен “захлопывать окно возможностей”.
Как заявил президент Украины Владимир Зеленский, страна выполнила рекомендации Еврокомиссии, а после решения о начале переговоров о вступлении в Евросоюз государство ждет большая работа.
“Действительно сильный результат и для Украины, и для всей Европы. Еще один шаг к полноправному членству Украины в ЕС. Я благодарю всех, кто поддержал, выполнил именно то, о чем мы договаривались. Спасибо всем в Украине — нашей команде, — кто сделал все необходимое”, — сказал глава государства.
Вместе с Украиной на будущее членство в ЕС претендует Молдова. С месседжем о том, что Евросоюз готов к расширению и это является особым знаком для Украины, выступили многие политики ведущих стран Европы. Но есть и несогласные. К примеру, Австрия увидела возможность продвинуть интересы Боснии в контексте дальнейшей судьбы Украины. Если ЕС начнет переговоры о вступлении с Украиной, Австрия хочет, чтобы Евросоюз начал переговоры и с Боснией.
Чем недоволен Орбан
Лидеры Европейского Союза на продолжавшихся до глубокой ночи переговорах не смогли согласовать бюджетное решение, которое включает среднесрочную программу поддержки Украины — 50 млрд евро. Оно было заблокировано Венгрией.
Как сообщил президент Европейского Совета Шарль Мишель, решение, поддержанное остальными лидерами стран ЕС, не отклонено, а отложено.
“Просмотр многолетней финансовой рамки <…> во всех ее компонентах и приоритетах, т.е. поддержка Украины, миграция и внешнее измерение, платформа стратегических технологий для Европы, NGEU, процентные выплаты, специальные инструменты, новые собственные ресурсы и элементы, уменьшающие влияние на национальные бюджеты, твердо поддерживаются 26 главами государств или правительств. Мы вернемся в начале следующего года”, — отметил Шарль Мишель.
На голосовании о начале переговоров о вступлении Украины в ЕС Орбан отсутствовал. С утра его уговаривали поддержать решение и Шарль Мишель, и канцлер Германии Олаф Шольц, и президент Франции Эммануэль Макрон. В итоге, как сообщают медиа, ему просто предложили покинуть помещение для голосования. Так или иначе, но правом вето Виктор Орбан не воспользовался.
В свою очередь венгерский премьер-министр заявил, что не стал возражать против решения о старте переговоров, так как у него будет еще более 70 возможностей для того, чтобы заблокировать процесс вступления Украины в Евросоюз.
“Если мы не хотим, чтобы Украина стала членом ЕС, то венгерский парламент проголосует против. Да, и до того момента, пока этот вопрос попадет на рассмотрение парламентов, пройдет очень, очень долгий процесс. Согласно подсчетам, будет около 75 случаев, когда правительство Венгрии может остановить этот процесс”, — цитируют Орбана местные СМИ.
Саммит лидеров Европейского Союза продолжился в столице Бельгии и 15 декабря. Главные темы второго дня саммита были посвящены разным темам и напрямую не касались Украины.
Корреспондент FREEДОМ Виталий Сизов отметил, что 50 млрд евро могут быть выделены Украине разными путями, о чем уже неоднократно говорили лидеры ЕС.
Первый путь — из европейского бюджета, второй — напрямую из национальных бюджетов стран-членов Европейского Союза. И если одна из стран теоретически может заблокировать принятие решения на уровне ЕС, то останется второй путь.
“У Европейского Союза есть достаточно средств для того, чтобы профинансировать Украину и в январе предоставить макропомощь”, — сообщил Сизов.
Он добавил, что заявление Орбана было некорректным.
“Премьер-министр Венгрии у себя в Twitter [соцсети Х] написал, что это он заблокировал создание украинского механизма. Хотя на самом деле украинский механизм входит в пакет изменений долгосрочного бюджета Европейского Союза. Европейский Союз занимается не только вопросами Украины, там вопросы миграции, другие вопросы, не связанные с Украиной. Все это входит в этот пакет изменений, и его согласовывают 27 стран. И вопросы к нему есть не только у Виктора Орбана. Например, Швеция не смогла проголосовать за это, потому что ей необходимо заручиться поддержкой парламента для этого. То есть сказать, что Орбан что-то заблокировал, это некорректно”, — прокомментировал корреспондент FREEДОМ.
Официальная реакция Киева на итоги саммита — сдержанна и оптимистична.
“Это четкий сигнал о том, что финансовая поддержка Украины со стороны Евросоюза продолжится. Ожидаем завершения всех необходимых юридических процедур в январе 2024 года, которые позволят как можно быстрее получить соответствующее финансирование. 50 млрд. евро, выделенных Евросоюзом для Украины, будут направлены, в частности, на поддержку макроэкономической стабильности, восстановление и модернизацию нашего государства, а также ускорение интеграции в ЕС”, — говорится в сообщении МИД.
Издание Politico со ссылкой на политического директора премьер-министра Венгрии Балажа Орбана сообщает, что Венгрия настаивает, чтобы ЕС разблокировал больше средств для Будапешта перед тем, как согласовать обновленный бюджет Союза, содержащий пакет финпомощи для Киева.
В декабре прошлого года Евросоюз решил заморозить выделение Венгрии около 30 млрд евро в связи с опасениями по поводу несоблюдения принципов верховенства права и недостаточных мер борьбы против коррупции. Еврокомиссия объявила о разблокировании для Венгрии части средств из фондов сплочения накануне саммита Европейского совета.
Что дальше?
Переговорная рамка устанавливает принципы для проведения вступительных переговоров. После этого должна состояться Первая межправительственная конференция, а также проведение скрининга законодательства Украины как страны-кандидата.
Далее происходят переговоры по 35 отдельным главам, которые отражают 35 сфер интеграции страны в состав Евросоюза.
По завершению этого процесса Украину ждет закрытие переговоров и большое решение о вступлении в ЕС и его ратификация парламентами. После этого Украина станет членом ЕС.
Евроинтеграция Украины глазами экспертов
Какая работа теперь предстоит Украине и как добиться компромисса с противниками в рамках Евросоюза, в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Михаил Подоляк, советник главы Офиса президента Украины;
- Олег Саакян, политолог;
- Мария Мезенцева, депутат Верховной рады Украины, глава делегации Украины в ПАСЕ;
- Алексей Буряченко, кандидат политических наук, исполнительный директор “Международной ассоциации малых городов”.
МИХАИЛ ПОДОЛЯК: Теперь отношение мира к Украине и России будет совершенно другим
— Для меня вчерашнее решение говорит о нескольких вещах. Первое — оно говорит о начале большой трансформации самого Европейского Союза.
Этот институт стран Европы будет выглядеть более эффективным и более ответственным. То есть они постепенно будут отказываться от практики отложенных решений.
ЕС сегодня готов принимать важные решения жестко, опираясь только на свои собственные потребности. Вести внутренние дискуссии он тоже готов. Но, тем не менее, если принято решение, то его нужно будет исполнять.
Мы будем иметь гораздо более сильную Европу, которая умеет защищаться, быстро реагировать на возникающие кризисы.
И вторая составляющая — это фундаментально важное решение, которое обнулило права для РФ. Москва почему-то начинала максимально разгонять истерику в отношении Украины, что она останется одна, ее никто не будет поддерживать, и Москва ее дожмет. И это был фундаментальный, пропагандистский элемент российской компании.
Мы имеем четкую фиксацию будущего статуса Украины — она будет неотъемлемой частью Европейского Союза, а значит, вся та концепция, на которой построена война России против Украины нереалистична.
Четко зафиксировано, что Украина и Россия — два абсолютно разных государства, две абсолютно разные исторические сущности. И, соответственно, Украина это часть Европы, а Россия это территория которая пытается ослабить Европу, пытается постоянно ее атаковать, доминировать в Европе и так далее, и тому подобное.
Это период больших кардинальных трансформаций. Он начался, к сожалению для нас, с полномасштабного вторжения. До этого все было очень консервативно. Россию не оценивали надлежащим образом после того, что она делала в 2008, 2014-2015 годах.
Сейчас, мне кажется, переоценка действительно уже стала необратимой, и РФ будет выглядеть по итогам этой войны совершенно иначе. Равно как и Европа, как и Украина.
ОЛЕГ СААКЯН: Расслабляться — рано
— Во-первых, это не только наша победа, это победа и Европейского Союза, поскольку во многом решение о начале диалога с Украиной и Молдовой уже было вопросом не столько об Украине или о Молдове. Это был вопрос о состоятельности европейской политической элиты принять подобное решение. Ведь евробюрократия уже до того дала высокую оценку исполнению взятых на себя обязательств и со своей стороны дала зеленый свет.
Евроинтеграция — это два процесса — политический и бюрократический. Это две ноги, которые все время идут одна, опережая другую. И таким образом происходит движение вперед. Это была победа украинской дипломатии. Но также и брюссельской, евроинтеграционный и ответственной части политической элиты, которая смогла преодолеть и скепсис, и злоупотребление вето Венгрией, и множество других внутренних вопросов, которые еще ранее делали невозможным подобное решение.
Дальше начинаются процессы не менее длительные, нежели был до этого. Поэтому тут, конечно, расслабляться и сильно радоваться не приходится. Впереди — множество переговоров по различным направлениям, начиная от стандартизации в промышленной сфере, заканчивая политическими вопросами и стандартами. Это множество различных раундов. Для того чтобы к ним подойти, есть еще одна формальная ступенька. Это принятие переговорной рамки, которую необходимо теперь подготовить еврочиновникам и утвердить ее на следующем саммите. Это может произойти приблизительно весной 2024 года.
То есть через 3-6 месяцев мы можем получить решения о переговорной рамке, которая уже откроет многоуровневый процесс диалога и самой форсированной евроинтеграции. Поскольку дальше — это уже вопрос о пошаговом сближении Украины и ЕС. Еще будет много вопросов и, возможно, много злоупотреблений.
Венгрию и других мы еще услышим. Более того, теперь это будет по направлениям. Уже с весны, после того как рамка может быть принята, различные лобби внутри ЕС будут выставлять свои желания, пожелания и требования аграриям, металлургам, машиностроителям, оборонной промышленности и множеству других секторов Украины.
А Украине придется вести переговоры, также отстаивая свой национальный интерес.
Евроинтеграция как идеология сегодня испытала свой апогей. Это кульминация данного процесса. Дальше начинается расчетливая переговорная процедура и процесс для украинской дипломатии, бизнеса, политиков, гражданского сектора. Будем надеяться, что и профессионализма, и решимости, и мудрости украинской элите хватит на то, чтобы этот процесс пройти максимально быстро и мягко.
Там будет множество и компромиссов, и абсолютно бескомпромиссных вещей, которые Украине каждый раз необходимо будет себе отвечать на вопрос: “А настолько ли мы хотим именно сейчас евроинтеграции, что готовы пойти, например, на подобный риск либо на подобное требование?”.
Российская агрессия и стойкость украинского общества создали условия, когда украинская евроинтеграция может проходить без дополнительного промедления. То есть в том режиме, который является максимально способным и быстрым, исходя из европейских способностей.
МАРИЯ МЕЗЕНЦЕВА: ЕС будет обходить позицию Венгрии в дальнейшем
— Этот вопрос касается потенциального расширения ЕС. Не завтра, не послезавтра, а через определенное время, когда и Украина, и Молдова еще больше приблизят свое национальное законодательство и условия жизни, а также поделится своими навыками безопасности в абсолютно разных направлениях.
Позиция, выраженная канцлером Карлом Нехаммером, не является позицией народа Австрии или депутатов страны в целом, как и Венгрии. Для нас важно, что мы идем навстречу Венгрии, учитывая права нацменьшинств, особенно вопросы свободы слова и возможности общения на родном языке. Мы обращаем внимание на потребности минимум 150 тысяч украинцев, для которых венгерский является родным языком. Мы перевыполнили требования, но признаем, что остались некоторые недовольства. Однако, важно отметить, что мы следуем процедурам и правилам, установленным Венецианской комиссией. Это не выдумка, а четкий анализ.
Сейчас Венгрия может принимать свои решения под давлением очень прагматичных аргументов Кремля, будь-то отсрочка об оплате за газ, скидки за газ или слишком выгодные кредиты по устройству атомной электростанции. И таким образом, да, Венгрия может влиять на решения Европейского Союза. Но пока мы видим, что эти решения не являются блокирующим.
Это создает проблемы. Но и по переговорам по членству, и в дальнейшем по финансированию Европейский Союз будет обходить позицию Венгрии и все-таки предоставлять Украине финансирование.
Соберется внеочередной саммит в начале января, и если не будет подобного консенсусного решения, то поскольку 26 стран готовы предоставлять финансовую помощь, они будут предоставлять это либо через отдельный фонд, который не будет считаться официальным фондом ЕС, либо на основании двусторонних договоров.
АЛЕКСЕЙ БУРЯЧЕНКО: Украина станет центром притяжения стран бывшего Советского Союза
— Путь Украины к полноценному членству абсолютно обоснован. Об этом говорят наши западные партнеры. Если вопрос кандидатства еще можно частично называть авансом, то сейчас, когда мы реализовали практически все рекомендации ЕС, это историческое достижение действительно обосновано.
Украина станет центром притяжения стран бывшего Советского Союза. Потому что в лице Украины они видят позитивный пример. А глядя на путинскую Россию они видят пример безнадеги и тоталитаризма.
Я разочарую тех, кто думает, что этот путь будет простой или он будет быстрый. Этот путь должен нести, прежде всего, взаимный успех, позитивный результат и для стран Европейского Союза, и для Украины. А для этого нужна максимальная синхронизация.
Если нас гипотетически через полгода примут в ЕС, то от этого пострадают все.
Потому что открытие полных рынков может привести к деградации нашей экономики и того, что мы можем лишиться целых кластеров машиностроения, тяжелой промышленности, потому что они могут просто оказаться не конкурентными в таких условиях. Все должно быть постепенно.
Я за то, чтобы мы подходили к этому стабильно, прогнозируемо и в рамках долгосрочной стратегии. Я бы ставил примерно на 2030 год, и считаю это максимально оптимистичным прогнозом.
Читайте также: Украина стоит в начале большого пути в ЕС: предстоит еще около 70 голосований методом консенсуса, рассказал Попов