Полный ущерб от загрязнения Черного моря мазутом с потерпевших крушение российских танкеров оценить сложно. Многое зависит от того, сколько нефтепродуктов в итоге окажется на берегу, а сколько — в донных отложениях. Кроме того, из затопленных танкеров мазут, скорее всего, и дальше будет выливаться в море, усугубляя ситуацию. Об этом в эфире телеканала FREEДОМ рассказал эксперт по климатической и энергетической политике, стратегический советник Razom We Stand Олег Савицкий.
“Говорить о том, что этот район Черного моря будет пригодным для ведения морского промысла, не приходится. Это действительно мертвая часть моря теперь. И это будет продолжаться многие годы, поскольку танкеры затонули вместе с этим мазутом, и он будет высвобождаться неопределенное время. Сколько этот мазут будет выходить из затонувших танкеров, тяжело предсказать”, — отмечает гость эфира.
Он добавляет: мазут, который осядет на дне, станет “отложенной проблемой”. В период штормов будут возникать новые волны загрязнения и снова попадать на берег.
“Затонувшие танкеры — источники возможных новых повторных выбросов этого мазута на берег. Устранить эту проблему можно только достав суда, но очевидно, что сейчас это невозможно из-за погодных условий. И я очень сомневаюсь, что Россия будет предпринимать эти меры, чтобы минимизировать урон в будущем, поскольку это очень дорогостоящее мероприятие”, — комментирует эксперт.
Савицкий также подчеркнул, что пренебрежение Россией экологическими стандартами безопасности многократно приводило к масштабным катастрофам. И в основном на ее территории, поэтому эти катастрофы не привлекали такого большого внимания, как ситуация в Черном море.
“В Сибири, на Дальнем Востоке. У них же огромная инфраструктура, огромные системы нефтепроводов. Там тоже бывали большие утечки нефти. Но там намного меньше внимания. Экологические катастрофы с разливами нефти в России за последние десятилетия десятки раз происходили. Но Россия не меняет своей практики в отношении использования природных ресурсов и в экологических стандартах безопасности. Поэтому то, что случилось в Черном море, — это просто уже последняя точка, последний звонок для всего мира, чтобы понять, что собой представляет Россия. Россия — это угроза всему живому сегодня. И то, что происходит, это просто кульминация того, к чему правительство России шло десятилетиями”, — констатировал эксперт.
Он отметил, что катастрофа в Черном море является также прямым следствием агрессивной войны против Украины, развязанной Россией, и экоцидом.
“Что касается международного аспекта, эта ситуация показывает, что нужно пересматривать нормы морского права. Нужно создавать такие условия, чтобы защитить территориальные воды Европы, всех стран, которые находятся под угрозой подобных катастроф из-за действий России, в частности из-за их так называемого теневого флота из старых танкеров, которые могут создать подобную экологическую катастрофу в любой точке Европы. Необходимо менять вообще правила перевозок в территориальных водах Евросоюза”, — добавил Олег Савицкий.
Читайте также: В Черном море собран только 1% нефти с потерпевших крушение танкеров РФ, — эксперт по нацбезопасности
Напомним, режим чрезвычайной ситуации федерального значения введен Россией во временно оккупированном Крыму. Причиной стал разлив мазута в Черном море. Ранее режим чрезвычайной ситуации федерального масштаба ввели в Краснодарском крае РФ. Причиной этому стали затонувшие 15 декабря из-за сильного шторма два российских танкера “Волгонефть-212” и “Волгонефть-239” и вытекший из них мазут.
Читайте также: РФ спровоцировала экологическую катастрофу в Черном море — о последствиях и мерах борьбы с теневым флотом рассказал Рыженко