19 апреля зенитные ракетные подразделения Вооруженных сил Украины (ВСУ) совместно со специалистами Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны сбили российский стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3.
Самолет потерпел крушение на территории Ставропольского края РФ, приблизительно в 300 км от линии фронта. Уничтоженный бомбардировщик был одним из боевых российских самолетов, которые перед этим наносили ракетные удары по территории Украины.
Исторический успех украинской ПВО
С начала полномасштабного вторжения Силы обороны Украины впервые сбили такой самолет во время его боевого вылета. По информации ГУР, Ту-22М3 был уничтожен теми же средствами, которыми ранее был поражен российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.
“В результате поражения бомбардировщик смог долететь в район Ставрополя, где упал и разбился… За каждое военное преступление, совершенное против Украины, будет справедливое возмездие”, — заявили в разведке.
Как уточнил глава ГУР Кирилл Буданов, украинские военные неделю выжидали, пока российский Ту-22М3 выйдет на нужный рубеж, чтобы его уничтожить.
“Неделю была, скажем так, сама “засада”. Ждали, когда он выйдет на нужный рубеж”, — рассказал Буданов.
Также были уничтожены две ракеты Х-22, которыми эти бомбардировщики бьют по Украине, сообщил командующий Воздушными силами ВСУ Николай Олещук.
“Впервые зенитные ракетные подразделения Воздушных сил во взаимодействии с Главным управлением разведки МО Украины уничтожили дальний стратегический бомбардировщик Ту-22М3 — носитель крылатых ракет Х-22, которыми российские террористы бьют по мирным украинским городам. Во время сегодняшней атаки впервые уничтожены две такие ракеты”, — сообщил Олещук.
По словам Кирилла Буданова, ранее украинская ПВО не могла перехватить мощную и скоростную ракету Х-22. Ее точность была “не такой и большой”, так как это старая разработка.
“Большинство гражданских зданий уничтожили именно эти ракеты”, — отметил глава ГУР.
На борту уничтоженного Ту-22М3 было четыре летчика. По информации губернатора Ставропольского края, двое из них катапультировались и сейчас находятся в госпитале, один погиб, поиски четвертого продолжаются.
“Это первая большая потеря среди пилотов. Сказать, что это сразу как-то повлияет на ситуацию, нельзя. В короткой перспективе будет, скорее, турбулентность у России, непонимание, что это, что нужно сделать, чтобы таких сбитий больше не было”, — прокомментировал военный аналитик, сотрудник СБУ (2004-2015 гг.) Иван Ступак.
Читайте также: Россия теряет преимущество в небе над Украиной — подробности (ВИДЕО)
В Минобороны Украины сообщили, что после уничтожения стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3 другой российский самолет развернулся в воздухе.
“Другой самолет, следовавший за ним, был вынужден развернуться. И это означает, что еще ряд ракет не был выпущен по Украине. В целом операция была определенным повтором с учетом, конечно, недавно проведенной операции ГУР МО по сбиванию самолета А-50… На самом деле чудо-оружие здесь не применяется. Это известные старые способы, но модифицированные украинскими специалистами”, — рассказал представитель Главного управления разведки Минобороны Украины Андрей Юсов.
В британской разведке утверждают, что российский стратегический бомбардировщик Ту-22М3 был сбит украинской ракетой С-200.
“Это первый случай сбития стратегического бомбардировщика средствами ПВО Украины. Вполне вероятно, что на сегодня Россия потеряла не менее 100 боевых самолетов”, — заявили в Минобороны Великобритании.
В России же озвучили свою версию уничтожения Ту-22М3. Там признают, что бомбардировщик разбился, но причиной его падения назвали техническую неисправность.
Ту-22 — по кодификации НАТО Blinder — советский дальний тяжелый сверхзвуковой самолет. Его производили серийно с 1959 до 1969 года в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, разведчика и постановщика помех. В дальнейшем ударные варианты Ту-22 были полностью заменены различными сериями Ту-22М.
В частности, Ту-22М3 производился с 1978 до 1993 год, на сегодняшний день эксплуатируется в России. Он предназначен для поражения морских и наземных целей базирования управляемыми ракетами и авиационными бомбами.
Читайте также: Россия стремительно теряет военные самолеты: авиаэксперты назвали причины и последствия “сушкопада”
Уничтожение Ту-22М3 в обзоре экспертов
О подробностях уничтожения российского бомбардировщика Ту-22М3 Силами обороны Украины, а также о состоянии и возможностях военной авиации РФ в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Илья Евлаш, спикер командования Воздушных сил Украины;
- Владислав Селезнев, военный эксперт, экс-глава пресс-службы Генштаба ВСУ;
- Константин Криволап, авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов”;
- Богдан Долинце, авиационный эксперт.
ИЛЬЯ ЕВЛАШ: Уничтожение Ту-22М3 — большая победа для нас
— К сожалению, не смогу раскрыть всех деталей операции, так как это достаточно секретная информация. Но это впервые в истории, когда нам удалось достичь своей цели и уничтожить стратегический бомбардировщик Ту-22М3, да и еще сбить две ракеты X-22.
Это впервые в истории российско-украинской войны, когда нам удалось провести столь тонкую, уникальную операцию и уничтожить сразу и носитель, и ракеты, которые мог выпустить такой бомбардировщик.Вместе с партнерами был выявлен этот самолет и проведена уникальная операция по его уничтожению.
О состоянии экипаже мы знаем не более, чем вы, потому что самолет упал на российской территории, потому нам сложно что-то говорить. Уже есть информация, что один летчик погиб, остальные ранены. И, естественно, они не смогут быстро вернуться к полетам.
Вывести экипаж из строя, уничтожить бомбардировщик — это, конечно, большая победа для нас. Определенно на протяжении ближайшего времени самолет и, естественно, сами пилоты не смогут выполнять поставленные задачи. Это очевидно.
В открытых источниках есть информация, что самолет упал в Ставропольском крае, на территории Российской Федерации. Это достаточно большая, если не рекордная дистанция. Это показывает то, что Украина может справляться, и Украина может бить Россию. И главное, чтобы мы продолжали это делать.
ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Потеря такого бомбардировщика существенна для российской армии
— Ту-22М3 — стратегический бомбардировщик, который россияне, в основном, использовали как носитель ракет типа Х-22 или Х-32.
Это те самые ракеты, которые мы до недавнего времени не могли уничтожить. Почему? Потому что они следуют к цели со сверхзвуковой скоростью. Но ночь на 19 апреля принесла нам первые масштабные успехи. Нам удалось не только уничтожить две ракеты типа Х-22, но и уничтожить носитель этих самых ракет — бомбардировщик Ту-22М3.
Как только появились первые сообщения о том, что на территории Ставропольского края упал российский стратегический бомбардировщик, и сразу появились видеоподтверждения этого факта, я подумал, что россияне, активно используя свою авиационную технику, привели ее в такое состояние, что она уже буквально становится тяжелее воздуха и падает. Лишь затем мы узнали, что это была эффективная военная операция украинских Воздушных сил, которые действовали во взаимодействии с нашими представителями Главного управления разведки.
Чудесный результат, и судя по перемещению вражеских Ту-22М3, удар был нанесен где-то в районе Севастополя. Именно там россияне выводили свои бомбардировщики на боевой курс с целью запуска тех самых Х-22. Именно там по одному из этих самолетов был нанесен ракетный удар.
О каких ракетах идет речь? Могу предположить, что, скорее всего, нашим специалистам, нашим конструкторам удалось восстановить комплекс ПВО С-200. Соответственно, провести апгрейд ракет к этим комплексам. Думаю, что именно они поразили эту очень важную стратегического уровня цель, и это случилось впервые.
В свое время украинская разведка сообщала о том, что, используя неизвестный пока ракетный комплекс, нам удалось уничтожить над акваторией Азовского моря так называемый летающий радар — комплекс А-50. Ту-22М3 — это второй такой успех. Я уверен, что таких успехов будет больше, дабы противник четко понимал, что на все их агрессивные планы и намерения мы ищем и находим соответствующий очень жесткий ответ.
Еще один очень важный момент — последний экземпляр такого типа самолета в Российской Федерации был выпущен в 1993 году, и с тех пор Россия так и не сподобилась организовать производство такого типа самолетов. Поэтому потеря каждой боевой единицы — это существенная потеря для российской армии.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Ту-22М3 упал, скорее всего, из-за пожара в двигателе
— Бомбардировщики Ту-22М3 изготавливалось в России на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова, это предприятие недавно было атаковано украинскими дронами.
Сейчас этого производства вообще нет. Сегодня завод занимается исключительно регламентными работами и ремонтом самолетов Ту-22М3 и Ту-160. Ту-22М3 на момент начала горячей фазы войны было около 60 штук, согласно бухгалтерскому учету.
Из реальных машин, которые могут стоять на крыле, которые могут выполнять функции, там осталось где-то около 40 единиц. Но теперь уже 40 минус один или какая-то другая цифра минус один.
Уничтожение одной единицы из такого числа, казалось бы, принципиального влияния не оказывает. Но с другой стороны, это все равно наносит серьезный удар по одной из частей ядерной триады. Потому что ТУ F-22М3 входят в воздушную часть российской ядерной триады. Поэтому это в любом случае удар для России, потому что сейчас самое слабое место у россиян — это средства доставки, это стратегическая авиация.
Другая серьезная потеря — это непосредственно персонал, это летчики, которые погибли или которые выжили после катапультирования, но они не скоро смогут вообще сесть за штурвал.
Важно то, что у нас есть средства, с помощью которых можно на таких дистанциях поражать самолет. А для этого надо было иметь ракету достаточно большой дальности действия. В мире подобного радиуса действия зенитных ракет больше нет, за исключением ракет атмосферного перехвата или ракет комплексов SM-3, комплексов SM-6, самых современных блоков 2Е и так далее.
У нас сделана система наведения, здесь же простой локатор не сработает. Для этого надо иметь достаточно сложную систему подсветки. И ее надо где-то расположить так, чтобы можно было этот самолет подсветить соответствующим образом.
Что же на самом деле там произошло? Из Моздока вылетело два Ту-22М3, они полетели через Черное море и долетели где-то до уровня Севастополя. Выглянув из-за Тарханкута, они могли нанести удары по нашей территории шестью ракетами, потому что каждый из троих несет по три ракеты. Если этот самолет был поражен в районе Севастополя, то надо еще анализировать, как он дотянул еще почти 300 км до Ставрополя, вошел там в плоский штопор и фактически мягко приземлился, имея пожар в двигателе.
Система уничтожения этого самолета включает в себя ракету, которая бьет фактически больше чем на 300 км, как минимум, на 350. Траектория возврата бомбардировщиков Ту-22М3 на аэродром Моздока проходит практически параллельно нашей линии боевого столкновения.
И надо, чтобы эта установка стояла хотя бы в 50 км. А это очень большая установка, 20 тонн веса, которая крутится. К этой вращающейся платформе подходит кусок железной дороги для того, чтобы можно было загружать эти ракеты. И вот это все сработало. И надо же еще для этого иметь какой-то радар подсветки этой цели, потому что иначе на таких дистанциях ты просто не видишь его.
Насколько мне известно, у нас на вооружении нет таких радаров, которые способны видеть на 400 км, а надо видеть не просто 350 км в упор, а на 400. И еще эту цель нужно подсвечивать технически. По моему представлению, на современном технологическом уровне это достаточно сложно. Поэтому я несколько скептично отношусь к озвученной [представителями ВСУ] версии.
Я лично склоняюсь больше к тому, что это все-таки было разрушение и пожар двигателя, и это привело к падению самолета. Эта картина мне больше похожа на правдивую.
БОГДАН ДОЛИНЦЕ: Российские боевые самолеты эффективнее и дешевле поражать до их взлета в воздух
— В первую очередь, о технической неисправности самолета Ту-22 М3 говорить не приходится, потому что мы слышали, что борт развернулся и фактически вернулся назад на точку своего базирования. Второй важный вопрос касательно того, как долго это будет продолжаться. Скорее всего, это будет продолжаться до того времени, пока российская боевая авиация будет пытаться наносить удары по территории Украины.
Потому что мы видим, что тот самолетопад, который начался с февраля, имеет на самом деле две составляющие. Первая — это составляющая так называемой тактической авиации. Как правило, речь идет о носителях крылатых авиабомб. Это Су-34, Су-35, которые массово падали в феврале возле линии фронта.
Вторая важная составляющая — это авиация стратегического назначения. Это, в первую очередь, Ту-22 и самолеты, такие как МиГ-19, Ил-18 и другие, которые используются для дальней разведки территории Украины и нанесения ракетных ударов.
Если говорить о таких целях, надо понимать, что они находятся на достаточно большом удалении от линии фронта и от линии границы с Российской Федерацией. Поэтому количество средств, которые способны на таком расстоянии уничтожать цели, достаточно ограниченное.
В первую очередь, конечно, есть комплекс Patriot (“Пэтриот”), но, к сожалению, дальность тех ракет, которые Украине передавались к тем системам, ограничиваются, как правило, дальностью 140-150 км, в некоторых случаях до 200 км в зависимости от типа ракеты и от определенных условий размещения комплекса.
Если мы говорим о советских комплексах, то сразу приходит на ум комплекс С-200, максимальная дальность которого составляет 300 км. Но при определенных модификациях данного комплекса на самом деле можно все-таки немного увеличить дальность. Возможно, она даже составит 350 км.
В условиях нынешнего уничтожения такого самолета мы понимаем, что, скорее всего, он был уничтожен где-то на расстоянии порядка 200-250 км от территории, которая на сегодняшний день находится под контролем Вооруженных сил Украины. Поэтому, скорее всего, основным оружием, которое могло уничтожить такой самолет, был именно комплекс “Ангара” или всем известный С-200.
На самом деле, самая лучшая стратегия уничтожения соответствующих видов вооружений — сделать это еще до того, как они поднимутся в воздух. Как правило, уничтожение целей подобным образом может быть даже дешевле.
Если мы говорим об уничтожении самолета в воздухе, то необходимо использовать так называемые противоракеты для систем противовоздушной обороны. Стоимость таких противоракет может составлять от сотен тысяч долларов до миллионов долларов. Те же самые противоракеты для систем Patriot стоят порядка от 1 до 3 млн долларов в зависимости от их модификации. Это достаточно дорогие ресурсы.
Что касается уничтожения самолета на земле, то для этого часто используются дроны-камикадзе, стоимость которых может составлять только десятки тысяч долларов, а иногда и меньше. С точки зрения стоимости уничтоженной техники в десятки или сотни миллионов долларов это является очень хорошим показателем.
Читайте также: Украина активно сбивает российские самолеты: состояние военной авиации РФ оценили эксперты