В армии Франции показали, как проходила подготовка украинских пилотов на самолетах Mirage. Командование французской армии подчеркнуло: “Миссия выполнена”. 6 февраля Франция поставила в Украину первые истребители, передачу которых анонсировали в прошлом году.
Характеристики самолета Mirage
Французские истребители “Мираж-2000 5F” — в Украине. В секрете держится количество переданных машин, равно как и места их дислокации и задачи, которые истребители будут выполнять.
“Французские истребители Mirage 2000, которые уже прибыли в Украину, усилят возможности нашей противовоздушной обороны. Передача Францией самолетов — еще один шаг к укреплению украинской безопасности”, — акцентировал президент Украины Владимир Зеленский.
Также он поблагодарил президента Франции Эммануэля Макрона за поддержку Украины.
“Я благодарю Эммануэля Макрона за его лидерство и поддержку — президент Франции держит свое слово, и мы это ценим”, — добавил глава Украинского государства.
Изначально самолет Mirage разрабатывали как истребитель, способный перехватывать любые воздушные цели при разных погодных условиях. Однако позднее появилось целых 10 разновидностей этих самолетов под разные типы задач.
Эксперты отмечают, что “Миражи”, конечно, не передовое решение сегодняшней авиации, однако под задачи ВСУ полностью подходят. У “Миражей” в Украине может стоять сразу несколько задач. Во-первых — это дополнительные носители для французских и британских дальнобойных ракет. При этом, по мнению аналитиков, “Миражи” смогут дополнить наши эскадрильи штурмовиков или же заменить их в случае поломки или уничтожения.
“Если, допустим, у нас выйдут из строя, мы потеряем или русские смогут уничтожить на аэродромах наши самолеты СУ-24, то их функции смогут выполнять “Мираж-2000D”. Это самая последняя модификация этого самолета и она способна нести две такие ракеты”, — рассказал авиационный эксперт Валерий Романенко.
Во-вторых, “Миражи” могут стать отличным усилением нашей противовоздушной обороны. Обновленные радары и комплексы РЭБ, а еще и способность часами летать в воздухе способствуют очень эффективной борьбе с российскими “Шахедами” и ракетами.
Учитывая усиленную конструкцию, крыла и его форму, “Миражи” остаются крайне быстрыми и маневренными, даже быстрее F-16. Самолет может летать на скорости 2,2 маха, или более 2 тыс. км в час, а также подниматься на высоту около 17 км.
“Мираж” может нести восемь ракет типа “воздух-воздух”, пять ракет “воздух-земля”, среди которых может быть даже одна тактическая ядерная ASNP, а также девять авиабомб.
В 2024 году Швеция объявила о передаче Украине нескольких самолетов СААБ ASC 890. Это воздушные командные пункты вроде российских А-50 с тарелкой над фюзеляжем. Шведские борты способны сканировать воздушное и наземное пространство более чем на 500 тыс. кв. км на высоте до 18 км, а французские “Миражи” могут видеть всю эту информацию на своих приборах.
Аналитики уже отметили, что “Миражи”, наравне с F-16, смогут выполнять функции ПВО Украины, сбивая дроны и ракеты, наносить удары авиабомбами по прифронтовым территориям и дальнобойными ракетами по российским тылам.
Мнения экспертов
О том, как самолеты Mirage 2000 помогут Силам обороны на фронте и в защите украинского неба — в эфире телеканала FREEДOM рассказали:
- Богдан Долинце, авиационный эксперт, член общественного совета при Госавиаслужбе;
- Константин Криволап, авиационный эксперт;
- Геннадий Хазан, президент Украинской авиационной ассоциации пилотов.
БОГДАН ДОЛИНЦЕ: Самолеты Mirage могут усилить украинскую ПВО
— Mirage 2000 способен нести, как правило, чуть более 6 тонн полезной нагрузки в виде крылатых ракет типа “воздух — земля”. Модификация Mirage 2000-5 создавалась, в первую очередь, как элемент системы защиты воздушного пространства и компонент противовоздушной обороны. Такой самолет имеет необходимое оборудование для выявления и уничтожения воздушных целей (беспилотников, крылатых ракет и самолетов противника). Его модификация может говорить о том, что это один из самолетов, который может заменить советский Су-24.
Именно Су-24 Украина продолжает использовать для нанесения ударов ракетами Storm Shadow, но такие самолеты уже достаточно старые. Поддерживать их в летном состоянии становится трудно. Комплектующие и запчасти к ним в дефиците.
Появление Mirage 2000-5 в первую очередь усилит противовоздушную оборону. Для этих истребителей ракеты SCALP-EG и Storm Shadow являются родными. С использованием французских самолетов будет наблюдаться более интенсивное их использование.
Это приведет к увеличению общего количества уничтоженных целей — крылатых ракет и беспилотников. Но общий уровень увеличения защиты воздушного пространства Украины все-таки будет зависеть не только от Mirage. Была информация о том, что вместе с ними Украина получила дополнительные борты F-16. Мы должны смотреть на показатели усиления защиты воздушного пространства в комплексе. Стоит понимать, что это зависит от наращивания всех видов противовоздушной обороны, и в том числе наземных комплексов.
В Украине сейчас нет инструкторов и специалистов, которые могут проводить обучение пилотов по управлению именно истребителями Mirage 2000-5. Однако Киев готовит необходимую инфраструктуру, летный состав и наземный персонал для технического обслуживания таких самолетов.
Я думаю, в будущем Украина также сможет самостоятельно готовить необходимый летный и наземный персонал, как для F-16, так и для Mirage 2000-5. Для получения необходимой квалификации летного состава и создания такой инфраструктуры может понадобиться от двух лет.
Скорость подготовки с Mirage 2000-5 была намного больше, чем, например, с тем же F-16 из-за того, что группы в учебных центрах готовились только украинские. Это позволило достаточно быстро подготовить необходимое количество состава с привлечением переводчиков, что было невозможно во время подготовки F-16. Там украинский состав добавляли к уже существующим международным группам, в которые входили представители разных государств.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: Mirage не будут участвовать в воздушных боях
— От самолетов Mirage не стоит ожидать от каких-то подвигов и чего-то невероятного. В воздушных боях они участвовать не будут — российские Су-34 и Су-35 с КАБами они гонять не станут. Но Mirage очень удачно справятся с ролью носителей для ракет Storm Shadow и SCALP.
Когда Mirage впервые появился, практически одновременно с ним вышел и истребитель F-16. Примерно в то же время появился и МиГ-29. Это машины одного класса. Больше всего модернизировался именно F-16. У нас же последняя модернизация МиГ-29 состоялась в начале 2000-х, и то была не самая лучшая версия. Россия уже тогда начала ограничивать развитие этой платформы. МиГ-29, которые мы получили от наших партнеров — бывших стран Варшавского договора, немного лучше тех, что были у нас изначально.
Самая большая проблема Mirage в том, что они могут общаться между собой, но не смогут взаимодействовать с самолетом Saab 340, потому что нам не передали систему передачи данных Link 16 (тип военной тактической сети обмена данными, — ред.). Saab 340 будет получать информацию, передавать ее на командный пункт, а оттуда пилоты будут получать указания. Но из-за ограничений по Link 16 мы не можем использовать эту технику в полной мере.
Сейчас мы используем F-16 лишь на 15-20% его потенциала, и с Mirage ситуация будет похожая. F-16 сейчас выполняют задачи ПВО, сбивая “Шахеды” и крылатые ракеты. На них приходится около 20% всех сбитых целей — это именно воздушные перехваты. Mirage усилят эту группу, добавив к ней еще F-16. Я оцениваю, что общая мощность увеличится примерно втрое. Хотя официальных данных по количеству самолетов у нас нет.
При этом F-16 может нести ракету AGM-158 JASSM и применять ее, если потребуется. В принципе, Mirage тоже можно модернизировать, тогда он сможет использовать ракету AIM-120 AMRAAM с большей дальностью.
ГЕННАДИЙ ХАЗАН: Вражеские цели будут поражаться с большой точностью
— Французские истребители Mirage 2000 будут выполнять основную задачу — это уничтожение врага, который с оружием в руках пришел на территорию Украины. Эти самолеты могут быть модернизированы как носители крылатых ракет в помощь Су-24, которые уже выполняют эти задачи.
Появление дополнительных носителей крылатых ракет будет означать, что мы сможем как минимум удвоить или даже устроить вес залпа пуска с бортов самолетов, которые у нас есть. Точное количество переданных самолетов на самом деле — это “туман войны”.
Наши враги должны понимать, что теперь тоннаж боевых частей будет значительно больше. И это все будет к ним будет прилетать. А это означает — в случае комплексных сложных целей, гарантирован прорыв противовоздушной обороны государства-агрессора, поражение и уничтожение цели.
Читайте также: Контрнаступление Сил обороны в Курской области: каких целей достигла Украина — обзор Дмитрия Снегирева