С 1 сентября 2022 года каждый понедельник во всех российских школах и колледжах проводят занятие “Разговоры о важном”. На них с детьми обсуждают темы, “связанные с ключевыми аспектами жизни человека в современной России”. Часто “ключевыми аспектами” становится обсуждение темы войны или как ее называют в РФ, “специальной военной операции” против Украины.
Но гости в школах непростые. О “важном” детям теперь рассказывают, в том числе осужденные россияне — члены частной военной компании “Вагнер”.
Уроки патриотизма от преступников
Еще год назад частыми гостями российских школ были военные, пришедшие с фронта. Теперь же приглашают не просто военных, а военных из числа “вагнеровцев”. Это осужденные, получившие помилование в обмен на согласие воевать против Украины.
Школьные администрации приглашают, как правило, тех, кто воевал против ВСУ, получил помилование и заодно звание “героя РФ”. Преступным прошлом этих людей руководство школ не интересуется. А если интересуется, то, вероятно, отказать визитеру все равно не может — таков указ свыше.
Оперная певица, бывший депутат Госдумы РФ Мария Максакова с иронией отметила, что российских детей в школах доверяли преступникам еще до того, как “вагнеровцы” отправились воевать против Украины. По ее убеждению, многие российские работники сферы образования причастны к фальсификациям на выборах и как следствие, к нынешнему путинскому режиму.
“Обратите внимание, к кому в классы приходят военные. К педагогам, которые ранее фальсифицировали выборы в РФ. То есть и прежде дети были доверены преступникам в виде членов избирательных комиссий и наблюдателей, которых набирают из преподавательского состава”, — говорит Максакова.
В Нижегородской области в Выездновской средней школе организовали встречу школьников 7 класса с наемником ЧВК “Вагнер” Александром Расправиным.
У мужчины — две судимости по делам, связанным с избиением людей до смерти. Такие встречи с бывшими уголовниками теперь в России называют воспитанием патриотизма. “Вагнеровец” на встречу с учениками пришел не с пустыми руками — принес детям переносной противотанковый ракетный комплекс.
Ситуация усугублена не просто тем, что призыв в ЧВК “Вагнер” и в другие подобные структуры освободил убийц и насильников из российских колоний. После возвращения с фронта они продолжают совершать преступления. Журналисты “Агентства” насчитали 27 убийств, совершенных вернувшимися домой участниками войны России против Украины. В 19-ти из них подозревают бывших “вагнеровцев”.
Издание The Insider ранее подсчитало, что с начала полномасштабной войны как минимум 60 школ по всей России были названы в честь участников боевых действий. Среди них есть и наемники, осужденные за убийства, изнасилования и грабежи.
Комментарии экспертов
Чему учат школьников РФ на подобных “уроках” и как российское общество пришло к подобной практике, в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:
- Павел Лисянский, директор общественной организации “Институт стратегических исследований и безопасности”, правозащитник;
- Даниил Кен, глава независимого профсоюза “Альянс учителей”;
- Леонид Гозман, российский оппозиционный политик.
ПАВЕЛ ЛИСЯНСКИЙ: Российских детей и детей в оккупации учат ненавидеть украинцев
— Российские власти хотят видеть своих детей в будущем, похожими на людей, которых приглашают. В РФ развернуты процессы идеологизации и милитаризации подрастающего поколения, которые направлены на то, чтобы дети были максимально приближены к оружию.
Эта идеология направлена на агрессию к Украине и к странам, которые поддерживают Украину. Чтобы они были настроены фактически убивать за РФ. Для этого в школы и приводят таких персонажей, которые уже неоднократно совершали преступления, для того, чтобы они с детьми делились опытом, а дети, соответственно, хотели быть на них похожими.
В школах РФ и на временно оккупированной территории Украины введена должность заместителя директора по идеологии, которая все эти вещи организовывает. Это часть государственной политики РФ, которая организована диктаторским режимом Кремля.
На оккупированных территориях планируют до 2026 года сделать все средние школы сделать кадетскими или казачьими корпусами. Предусмотрено, чтобы дети с первого класса ходили в военной форме. А на временно оккупированной территории Старобельска, Алчевска, Луганска, Донецка уже созданы и функционируют в полном объеме такие корпусы.
На временно оккупированных территориях Запорожья и Херсонской области созданы Дома юнармии. Это большой проект диктаторского режима Кремля, направленный на то, чтобы по максимуму дети не стали тем, кем они хотят в будущем, не реализовали свои желания стать айтишники, юристами, спортсменами. А чтобы они взяли в руки оружие и пошли убивать тех, на кого укажет диктаторский режим Кремля.
Я бы советовал родителям просто вывозить детей оттуда, иначе там ничего хорошего не будет.
ДАНИИЛ КЕН: Такие уроки в школах должны сделать соучастниками войны как можно больше россиян
— Это уже не новая практика. С началом войны пропаганда пришла и в российские школы и встала на рельсы еженедельных уроков. Плюс дополнительные уроки, когда есть какой-то повод — годовщина аннексии Крыма или что-то еще. Нужны люди, которые будут приходить, выступать “героями” и пропагандировать эту войну.
Много тысяч российских военных и “вагнеровцев” вернулись в Россию. По мнению власти, они — подходящие кандидатуры, чтобы в камуфляже приходить с нашивками “z” и рассказывать детям, как они их “спасали”.
Очень многие из них, “вагнеровцы”, вышедшие из тюрем, были преступниками и раньше. Они совершали преступления, насилие на войне. Это люди с покалеченные психикой, которые возвращаются, совершают преступления в России, и теперь ведут уроки в школах.
Многие из них получают государственные награды. И действительно, вчерашние заключенные сегодня воспринимают себя “героями”, потому что государство так их определяет.
Учителя оказались в трудном положении, потому что такие встречи, как правило, организовывают администрация и директора школы. Они проходят не во всех классах. Насколько я понимаю, в основном они стараются подобрать лояльные классы, где учатся дети родителей, которые не выражают свои оппозиционные взгляды. Это делается для того, чтобы все проходило с минимальными рисками, не превращалось в какой-то публичный скандал, чтобы не давали аудио- и видеозаписи.
Но у учителей, которым это навязывают, очень мало возможностей без риска увольнения и дисциплинарного взыскания отказаться и как-то избежать этого.
Я думаю, что у этих уроков цель даже не столько убедить в необходимости “военной спецоперации”. Люди к ней более-менее привыкли и не задаются каждый день вопросом, а что же это такое, зачем это надо и так далее.
Сейчас главная цель этих уроков в том, чтобы сделать как можно больше людей соучастниками войны через какие-то прямые формы поддержки.
“Спецоперацию” включать в школьную программу, чтобы дети не только это слушали, но воспроизводили на экзаменах, контрольных работах и так далее. Внеурочная деятельность нужна для того, чтобы школьники писали письма, собирали консервы и трусы солдатам, проводили флешмобы.
Чтобы родители этих детей, их бабушки и дедушки тоже чувствовали, искали какое-то моральное оправдание внутри себя, чтобы как-то жить с этим дальше. Потому что если ты не находишь этому оправдания, то ты должен как-то сопротивляться.
А безопасные способы протеста в России сейчас отсутствует. Поэтому миллионы людей втягивают в эту поддержку или моральный релятивизм в отношении поддержки войны.
ЛЕОНИД ГОЗМАН: Путину нужны уголовники на его стороне
— Нет ничего нового под солнцем. Когда к власти в Российской империи пришли большевики, они тоже считали уголовников социально близкими. Уголовников, которые продолжали грабить, убивать, расстреливали. Но те уголовники, которые вставали на сторону советской власти и готовы были ей служить, были социально близкими. И их всячески поддерживали.
Фашистский режим, который Путин установил в нашей стране, неизбежно становится уголовным.
Я знаю людей, которые покидают Россию, потому что они не хотят, чтобы их дети ходили в российские школы, где из их детей сделают фашистов.
Читайте также:Уроки ненависти: как путинский режим растит для себя новых солдат