Украинские силы продолжат атаковать военные объекты РФ в аннексированном Крыму: перспективы и последствия проанализировали эксперты

Пожар на Крымском мосту. Фото: ap.org

Вооруженные силы Украины продолжают атаковать российские военные объекты и корабли Черноморского флота на территории аннексированного Крыма. 

В июне Силы обороны Украины уничтожили на полуострове три российских дивизиона противовоздушной обороны. Эти комплексы стоимостью в 2 млрд долл. — значимая потеря для российской армии. В целом за последний год украинские атаки на военные объекты РФ в Крыму с использованием беспилотников и ракет существенно участились. 

Удары по российским военным объектам в оккупированном Крыму

Издание The Telegraph опубликовало статью с красноречивым заголовком — “Российский флот стал посмешищем” — о рекордных темпах уничтожения ЧФ РФ. Ударами по военным объектам страны-агрессора во временно оккупированном Крыму Силы обороны Украины лишают противника решающих позиций для ведения боевых действий, уверены эксперты.

“Украина делает Крым непригодным для российских войск, лишив Россию возможности использовать территорию для ведения войны. Россиянам негде спрятать свои штабы, материально-техническое обеспечение, авиацию, военно-морские объекты на этом полуострове, который по размеру такой же, как американский штат Массачусетс”, — заявил бывший командующий Силами США в Европе Бен Ходжес.

Украина уничтожает корабли-ракетоносители Черноморского флота быстрее, чем Россия их строит, пишет Forbes.

В июле 2023 года ракетный корвет Военно-морского флота России “Циклон” вошел в состав Черноморского флота. А уже через 10 месяцев — Вооруженные силы Украины (ВСУ) потопили этот корабль класса “Каракурт” в бухте временно оккупированного Севастополя. Спутниковые снимки подтверждают, что “Циклон” лежит на морском дне.

Недостроенный корвет “Аскольд” — еще одно судно класса “Каракурт” — украинская армия поразила в ноябре 2023 года. Тогда ВСУ ударили ракетами по судостроительному заводу в Керчи.

“Российское военно-морское руководство должно быть обеспокоено будущим Черноморского флота, ведь Украина выводит из строя российские боевые корабли быстрее, чем Россия может построить новые или усилить их кораблями из других региональных флотов”, — пишет  Forbes.

Удары морских дронов и украинских ракет серьезно ограничивают возможности российской армии, считают эксперты. В том числе, реализовывать десантные операции.

Россияне продолжают возводить оградительные сооружение для защиты Керченского моста. Пcевдосимвол военной политики Кремля в любой момент может пасть в результате поражения. Впрочем, в Военно-морских силах Украины заявляют о том, что поражение моста уже не будет иметь ожидаемого эффекта.

Значительную часть военной техники сегодня Россия транспортирует из российского Ростова вдоль железной дороги юга оккупированной территории Украины. Эта территория — в зоне поражения ВСУ. По информации Института изучения войны, некоторые поставки все же происходят через Керченский мост, и вооружение перевозят грузовиками.

Партизанское движение в Крыму “Атеш” зафиксировало переброску топлива через Керченский мост. Это подтверждают снимки от 8 июня. Таким образом мост используется как логистическая артерия для обеспечения российской армии.

“Неясно, будут ли российские власти продолжать использовать железнодорожный мост через Керченский пролив для транспортировки топлива и логистики в оккупированный Крым в ближайшей и среднесрочной перспективе. Это, вероятно, облегчило бы некоторые логистические ограничения, поскольку Россия пытается компенсировать потерю паромов через пролив, но сделало бы мост через Керченский пролив более уязвимым к украинским ударам”, — из отчета Института изучения войны.

Силы обороны Украины системно уничтожают военные объекты в оккупированном Россией Крыму. Под ударами Вооруженных сил Украины — командные центры, аэродромы, Черноморский флот РФ, Керченский мост, паромная переправа и средства противовоздушной обороны. Чтобы сохранить то, что осталось, россияне разместили в аннексированном Крыму систему С-500 “Прометей”. Эксперты уверяют — это всего лишь военные испытания экспериментального образца.

“Заявлять они могут что угодно. Они как начали производство, так и могут его остановить. Это же Россия. Ведь какая ситуация: в боевых подразделениях противовоздушной обороны (ПВО) РФ значатся только 330 единиц С-300, 6 – С-350 и 248 – С-400. Такую статистику дают открытые зарубежные справочники, например, The Military Balance 2024. Таким справочникам доверять можно. А вот подразделений, сформированных под комплекс С-500, там не значится”, — прокомментировал ведущий научный сотрудник Национального авиационного университета в интервью “Крым. Реалии”.

За последние два месяца Силы обороны Украины поразили в захваченном россиянами Крыму около 15 систем противовоздушной обороны, в частности, дивизионы ПВО в модификациях С-300, С-350 и С-400, — сообщает СтратКом ВСУ. 

Издание The Atlantic Council пишет, что поставки американских ракет позволили Украине активизировать атаки по военным целям. Аналитики считают, что ослабление позиций российской армии в оккупированном Крыму — удар по престижу Кремля и будет иметь серьезные последствия.

Мнения экспертов

Почему для армии РФ так важен Керченский мост? Могут ли Силы обороны Украины нарушить военную логистику оккупантов в аннексированном Крыму? Как ВСУ уничтожают противовоздушную оборону на оккупированном полуострове? В каком состоянии Черноморский флот РФ? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Дмитрий Плетенчук, спикер Военно-морских сил Вооруженных сил Украины;
  • Павел Лакийчук, руководитель военных программ Центра глобалистики “Стратегия ХХI”;
  • Рефат Чубаров, глава Меджлиса крымскотатарского народа; 
  • Денис Попович, военный обозреватель;
  • Владислав Селезнев, военный обозреватель, полковник запаса; 
  • Эскендер Бариев, глава Крымскотатарского ресурсного центра.

ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Украинские дроны преодолевают российские заграждения в Черном море

— После поражения украинскими Силами обороны множества российских кораблей РФ начала привлекать к патрулированию Черного моря подводные лодки, периодически меняя их. Фактически в Черном море одна другую сменяют именно подводные лодки. Перед этим была в акватории подводная лодка, которая не является носителем крылатых ракет. 

Сейчас на дежурстве та, которая оснащена ракетами. Это уже проект “Варшавянка”, 630-й. И даже было применение — враг запустил одну ракету по Николаевской области позавчера (10 июня, — ред.), это мы подтверждаем. Запуск был неудачным, но, тем не менее, сам факт применения был. Поэтому можно сказать, что россияне присутствуют сейчас в Черном море в таком формате — подводном. 

Если есть цель проредить военную инфраструктуру, то начинать, конечно, надо с комплексов воздушной обороны врага, которые прикрывают их с воздуха. Это такая обоюдоострая тактика. Мы видим, что в Черном море фактически россияне используют только воздушную составляющую, потому что море для РФ закрыто. Ввиду этого они используют воздушное пространство для нанесения ударов — ракетных, бомбовых. Но в то же время и у нас других вариантов немного. Поэтому сейчас все сводится к таким обменам воздушными ударами. 

Силы обороны наносят удары в Крыму исключительно по военной инфраструктуре. Как видим, россияне обычно не предоставляют никаких фото- и видеоматериалов по этому поводу. Нет ударов по гражданским объектам, как бы они там ни пытались это преподносить в своих пропагандистских СМИ. На полуострове поражаются только военные объекты. 

Все, что происходит на полуострове и в море, является составляющими одного общего плана. Понятно, что бить просто для того, чтобы бить куда-то, учитывая стоимость боеприпасов и их дефицит, никто не будет. Все, что в Крыму исчезает с лица земли, это цели в рамках плана. Об этом мы открыто говорили и год назад — что это будет происходить и дальше. И предупреждали оккупантов о том, что самое время покинуть наш Крым. Но нас, конечно, далеко не все услышали. 

Баржи российских захватчиков служат опорными точками, между которыми они устанавливают боновые заграждения. А во время недавней атаки ВСУ как раз было зафиксировано, как украинский дрон успешно эти заграждения пробивает. Последний в Крыму, кто познакомился с украинскими дронами, был рейдовый буксир, который как раз такие боновые заграждения ставил. 

На видео ГУР видно, как наш дрон эти боновые заграждения прекрасно проходит. Это всегда война технологий — есть действия и есть противодействия. Россияне ставят боновые заграждения — значит, надо на один дрон больше, чтобы пробить такую преграду. Но сказать, что это панацея для оккупантов, как показывает практика, невозможно. 

Мы видим, что на воде ничего у них нет. Если раньше это были десятки кораблей, которые охраняли так называемый Крымский мост, то сейчас их там нет. И, соответственно, для того, чтобы контролировать как-то эту акваторию, они ее сужают. Контролируют они ее, по большей части, с воздуха авиацией разных типов. 

Паромную переправу (ее поразили ВСУ в оккупированном Крыму в начале июня, — ред.) охраняли фактически все, какие есть в наличии, системы противовоздушной обороны РФ. Среди них были “Триумф”, “Фаворит” и тому подобные изделия российского военпрома. Но почему-то они с задачей не справились. 

ПАВЕЛ ЛАКИЙЧУК: В акватории Черного моря доминирует российская авиация

— Крым — важный логистический узел для россиян. Восточные регионы Украины сетью капилляров связан с государством-агрессором — автомобильными дорогами и железнодорожными путями. По ним доставляют необходимые военным грузы, боеприпасы, личный состав, технику. Для юга ситуация совсем другая — там есть только Крым как промежуточное звено. 

Крымский маршрут обеспечивается несколькими способами. В первую очередь, это Крымский мост — автомобильный и железнодорожный. Также есть Керченская переправа, паромная переправа, порт “Кавказ”. Большие десантные корабли могут из Новороссийска перебрасывать грузы в Феодосию и Севастополь. Также используется транспортная авиация, которая в основном на Симферополь перебрасывает с территории России наиболее важные и экстренные грузы. Вот по всем этим, собственно говоря, объектам и наносятся регулярные удары украинскими Силами обороны. 

Обычно результатом таких планирующих операций оказывается освобождения оккупированных территорий. Об этом, конечно, рано говорить, но ожидания такие. Цель — нарушение логистики всей группировки сил противника на юге Украины и нарушение логистики частей и соединений врага, которые дислоцированы на Крымском полуострове. 

Уничтожено практически три дивизиона российской противовоздушной обороны в аннексированном Крыму. Благодаря этому, появился коридор для применения беспилотников, морских дронов, различных ракет. 

Керченский мост и Керченская паромная переправа — это важные звенья логистическая цепи России, поэтому они их пытаются охранять. Кроме того, Керченский мост — это символ оккупации полуострова, символ, который очень важен для Путина. 

Украинские морские дроны и ракетные системы отогнали российских оккупантов от наших берегов и сейчас они вынуждены стоять где-то в Новороссийске. Но и в Новороссийске тоже небезопасно. Более менее безопасное место — это Азовское море. 

Разрушение Керченского моста вряд ли сможет полностью прекратить поставки в Крым. Нужно комплексное поражение линий коммуникаций противника, которое позволит на какой-то промежуток времени серьезно его нейтрализовать. И этим промежутком времени мы должны будем воспользоваться по максимуму. 

После бегства российского флота из Крыма авиация стала основным средством, которое используют на закрытом театре военных действий. И говорить о том, что западная часть Черного моря наша, не совсем правильно. Да, мы выгнали противника из нашей акватории, но в воздухе враг имеет преимущество. 

До 10 летательных аппаратов врага контролируют воздушное пространство в черноморской акватории. Это и бомбардировщики, и истребители, которые залетают практически вплотную к зоне действия наших ПВО. Также есть вертолеты армейской авиации, которые ищут наши морские дроны. 

РЕФАТ ЧУБАРОВ: Гражданские россияне должны самостоятельно уехать с полуострова 

— Керченский мост исполняет роль транспортной артерии, и он, в общем-то, для этого и строился. Усилиями российских политиков, прежде всего диктатора Путина, этому мосту была придана еще сакральная роль. И многими в России сам мост воспринимается как подтверждение того, что Крым — российский. 

Я считаю, и как объект транспортной инфраструктуры, и как некая скрепа в головах российских политиков, этот мост должен быть снесен в обязательном порядке. Он строился незаконно и без всякой экспертизы. Он осуществляет роль инструмента для укрепления российских оккупантов. 

Граждане России, которые незаконно въехали на территорию оккупированного Крыма, также должны быть из оттуда выселены. Они должны сами уехать. Не должно быть никакого российского присутствия на территории аннексированного Крыма или в акватории Черного и Азовского морей. 

ДЕНИС ПОПОВИЧ: ЗРК С-500 вряд ли защитит российскую военную инфраструктуру в Крыму 

— Противник ищет альтернативные логистические возможности — строит железную дорогу в Приазовье, чтобы обеспечивать Крым. Ранее противник использовал паромную переправу. Россияне пытаются максимально расширить логистику оккупированного Крыма, имея в виду, что Крымский мост может быть окончательно выведен из строя на очень долгий период.

Керченский мост — логистическая система. Это объект транспортной инфраструктуры. Он уже не имеет такого большого значения, как до повреждений, которые были нанесены ему 8 октября 2022 года и 17 июля 2023 года, однако для перевозок его используют. 

Мост нужно повредить, чтобы он не использовался. Будут ли для этого использовать F-16? У меня есть сомнения. Сейчас мы видим, что целенаправленно уничтожается система ПВО в Крыму, чтобы расчистить путь и для авиационного удара, в том числе. 

Армия РФ усиливает противовоздушную оборону оккупированного Крыма с помощью зенитного ракетного комплекса С-500 “Прометей”, взятого на вооружение недавно. Эффективность ЗРК С-500 может стать разочарованием для российской армии, ведь использует дистанционный подрыв.

С-500 были недавно взяты на вооружение российской армии, хотя испытывались они еще до широкомасштабного вторжения. С-400 показали свою несостоятельность, ведь сами себя не могут защитить. Они регулярно уничтожаются. Сейчас противник пытается использовать С-500.

С-500 по ряду характеристик тоже может быть разочарованием. К примеру, зенитный ракетный комплекс Patriot удачно сбивает баллистические и аэробаллистические воздушные цели, потому что его ракета использует непосредственное кинетическое воздействие — бьет прямо по ракете. А значительное количество советских и российских зенитных ракетных комплексов используют дистанционный подрыв. С-500 используют именно такой метод подрыва. 

ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Гражданским лицам не стоит находиться вблизи военных объектов в Крыму

— Российские оккупанты вновь вернулись к практике использования Керченского моста для обеспечения военной логистики. Российские оккупационные силы в Крыму сейчас располагают четырьмя главными составляющими. 

Первая составляющая — это самолеты военно-транспортной авиации Военно-космических сил вооруженных сил Российской Федерации. Те самые Ан-12 и Ил-76, которые регулярно прилетают на разные военные аэродромы на территорию временно оккупированного Крыма. Они перевозят некоторое количество грузов, не настолько значительное, но такая опция позволяет россиянам достаточно быстро перемещать некоторые грузы, которые необходимо доставить срочно.

Второй составляющей являются большие десантные корабли, конвой из которых россияне еще недавно активно использовали для доставки грузов военного назначения. После того как мы уничтожили ряд больших десантных кораблей российского Черноморского флота, россияне эту опцию используют крайне редко. 

Также россияне активно пользуются Керченской паромной переправой. Однако после того, как были выведены из строя два железнодорожных парома, которые обеспечивали львиную долю перевозок именно железнодорожного транспорта через Керченский пролив, у оккупантов возникли проблемы.

Они имеют в акватории Керченского пролива еще пять паромов: два небольших автомобильных и три больших. Но этого явно недостаточно, и точно невозможно полностью обеспечить железнодорожный трафик через Керченский пролив. Именно поэтому они вновь вернулись к практике использования четвертого элемента логистического обеспечения своей группировки в Крыму и Севастополе. 

Частично эта логистика обеспечивает действия российских оккупантов на юге Херсонской и Запорожской областей. Речь идет про Керченский мост. И я думаю, что это уже дело принципа и крайне важного принципа — вопрос уничтожения как минимум железнодорожной составляющей этого Керченского моста для того, чтобы избавить россиян от иллюзий. 

Два года назад президент Украины Владимир Зеленский, обращаясь к жителям временно оккупированного Крыма и Севастополя, настоятельно рекомендовал им держаться как можно дальше от военных объектов российской армии на территории аннексированного полуострова.

В воскресенье, 23 июня украинский военные вели боевую работу по российским военным объектам. В рамках противовоздушной обороны россияне некоторые из наших ATACMS сбили. Причем, скорее всего, те ракеты российской ПВО, которые не смогли поразить наши ракеты, самоликвидировались. В итоге отдельные элементы этих ракет упали на пляж в районе Учкуевки — это северная сторона временно оккупированного Крыма. В результате среди тех отдыхающих на пляже граждан есть раненые и, к большому сожалению, погибшие. 

Мы должны с вами четко понимать, что война продолжается. Крым — временно оккупированная территория. Украина имеет полное право уничтожать все вражеские военные объекты, объекты военной инфраструктуры, критической энергетической инфраструктуры на территории Крыма. В таких условиях гражданским лицам не следует находиться в районах, где ведутся интенсивные боевые действия.

Крым де-факто — это прифронтовая и даже фронтовая территория. Поэтому то, что случилось в Крыму, я думаю, обязательно будет повторяться вновь и вновь. Украинская армия будет работать над тем, чтобы максимально ослабить военный контингент, действующий в Крыму и Севастополе, ради того, чтобы создать максимально удобные предпосылки для дальнейшей деоккупации Крыма и Севастополя. А то, что российские пропагандисты начинают рассказывать разные истории, строить удивительные версии — это не новость. 

ЭСКЕНДЕР БАРИЕВ: Керченский мост по-прежнему используется для транспортировки военных грузов

— Керченский мост строили для того, чтобы обеспечивать Крым топливом, оружием, военной техникой и личным составом РФ. Но они перестали проводить визуально видимую часть по переброске через него топлива и военной техники, а в информационном поле начали активно говорить о том, что мост используется исключительно в гражданских целях. 

Несмотря на все заявления, по Крымскому мосту курсируют крупные закрытые грузовики. Мы имеем информацию, что закрытые автомобили перевозили вооружение на территорию Крыма и, конечно же, им просто некуда деваться, поскольку удары были и по поромам, которые перевозили военную технику. Значит, они будут продолжать использовать мост в логистических целях для продолжения войны против Украины.

Российское командование ищет и альтернативные пути снабжения своих войск на полуострове, а также оккупированных территориях материковой Украины. Они максимально пытаются использовать сухопутный коридор по Северному Приазовью — используют автотранспортную дорогу для снабжения полуострова. Кроме того, они активно строят железную дорогу. Думаю, что одна из целей — закольцевать полностью железную дорогу, когда они доведут ее до Джанкоя. 

Читайте также: Контраст Москвы и Киева: различие внешней политики Путина и Зеленского оценили эксперты и зрители FREEДОМ

Прямой эфир