В ходе последней встречи в формате “Рамштайн” была сформирована авиационная коалиция в поддержку Украины со стороны стран Запада.
Одной из главных тем обсуждения на саммите было предоставление Вооруженным силам Украины (ВСУ) истребителей F-16. Многие эксперты считают, что эти самолеты помогут защитить небо Украины от российских ракет и беспилотников.
Авиационная поддержка Запада
Авиационную коалицию в поддержку Украины возглавили Дания и Нидерланды. При этом, в нескольких странах уже началась подготовка украинских пилотов к освоению работы с F-16.
“Я рад, что наконец-то в нескольких странах началась подготовка пилотов для истребителей F-16. И они открыли дверь для предоставления этих самолетов”, — сообщил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что “первый украинский F-16 станет одним из сильнейших сигналов от мира, что Россия из-за ее же агрессии многое потеряет — будет слабее, станет еще изолированнее”.
“Это будет сигнал, что российский террор проиграл, а наш мир, основанный на уважении к независимым нациям и к праву народов самим выбирать свой путь, — выстоял. Мы подготовим всю необходимую базу, чтобы наш авиационный переход состоялся максимально быстро и эффективно. Наши воины уже доказали, что могут овладеть современным оружием так эффективно, как от нас даже не ожидали. С самолетами, я уверен, будет столь же успешно. Главное — скорость тренировки и поставки, то есть время, которое пройдет между решениями и реальной защитой нашего неба”, — отметил накануне встречи “Рамштайн” Владимир Зеленский.
В начале мая премьер-министр Великобритании Риши Сунак в рамках саммита Совета Европы в Исландии договорился с главой правительства Нидерландов Марком Рютте о работе над формированием международной коалиции с целью обеспечения Украины боевым воздушным потенциалом.
“Риши Сунак подтвердил свою уверенность в том, что законное место Украины — в НАТО, и лидеры согласились с важностью долгосрочного оказания союзниками помощи в обеспечении безопасности Украины, чтобы гарантировать, что они смогут сдерживать будущие нападения”, – сообщили в пресс-службе премьер-министра Великобритании.
Кроме этого, Канада объявила о поставках Украине ракет класса “воздух-воздух”. Советские самолеты не могут использовать эту ракету, а это можно считать прямым намеком на то, что Украина точно получит истребители F-16.
“F-16 у нас будут 100%. F-16 — это авиация полностью западного образца. У нас уже есть средства поражения, пуски которых производятся только с F-16”, — заявил председатель Совета резервистов Сухопутных войск Вооруженных сил Украины (ВСУ) Иван Тимочко.
General Dynamics F-16 Fighting Falcon (“Боевой сокол”) — американский однодвигательный многоцелевой истребитель. Он был разработан еще в конце 1970-х годов, и с тех пор много раз проходил модернизацию. В частности, у самолета меняли двигатели и конструкцию планера.
Этот истребитель может выполнять задачи по противовоздушной обороне, бороться с воздушными целями, наносить удары по наземным и надводным целям. Он способен использовать почти всю линейку авиационного вооружения стран НАТО.
Читайте также: Поставка Украине боевых самолетов: почему процесс затянут во времени, пояснил военный эксперт
Мнения экспертов
О преимуществах самолетов F-16, и о том, когда Украина их может получить, в эфире телеканала FREEДОМ говорили:
- Юрий Игнат, спикер Воздушных сил ВСУ;
- Владислав Селезнев, военный эксперт, экс-глава пресс-службы Генерального штаба Вооруженных Сил Украины;
- Андрей Рыженко, эксперт Центра оборонных стратегий, капитан 1-го ранга запаса ВМС Украины;
- Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление”;
- Иван Ступак, военный эксперт Украинского института будущего.
ЮРИЙ ИГНАТ: F-16 принесет успех ВСУ и в воздухе, и на суше, и на море
— Этот многоцелевой самолет должен заменить все типы старой советской техники, которые мы сегодня имеем на вооружении, и стать тем воздушным щитом, который защитит украинцев с воздуха.
Потому что зенитная ракетная система — это часть ПВО, которая защищает снизу, а истребительное прикрытию осуществляется именно самолётами сверху. И истребителями, которые могут гораздо эффективнее, чем МиГ-29 и Су-27, которые у нас есть вооружении, сбивать крылатые ракеты и дроны.
Вот сегодня, в частности, была атака крылатых ракет. Х-101 и Х-555. К счастью, все они уничтожены нашими воздушными силами “Восток” и “Центр”. Но, к сожалению, из 31 дрона сбито 23, не все 100%, как вчера. — 36 из 36. И там есть определенная фиксация попаданий.
Самолет F-16, в отличие от МиГ-29 и Су-27, прошел глубокую модернизацию, он способен защитить нас от этих угроз. Кроме того, этот самолет может гораздо эффективнее наносить удары по наземным целям, высокоточным дальнобойным вооружением. В частности, таким как крылатые ракеты и авиационные ракеты разных типов.
Сегодня некоторое западное вооружение адаптировано к советским истребителям, но, к сожалению, оно не такое эффективное, как того хотелось бы. Там есть определенные параметры, которые не позволяют запускать их так эффективно, как с западных истребителей.
Ну и еще один плюс: F-16 может влиять и на море, на воздушную обстановку в морском регионе. То есть защищать наши порты, наши территориальные воды и поставить на место или отправить на морское дно русские военные корабли.
Это многоцелевой самолет, который принесет успех в воздухе, на земле и на море.
ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Процесс передачи Украине западного технологического оружия не остановить
— Очевидно, что страны коллективного Запада до сих пор еще занимают достаточно осторожную позицию. Понятно, что, в первую очередь, они беспокоятся о собственных национальных интересах.
Но что касается процесса передачи вооружения той или иной номенклатуры, то мы должны понимать, что процесс его передачи достаточно растянут во времени. Потому что он состоит из реализации трех очень важных составляющих.
Бюрократическая составляющая — это работа с документами, подготовка или подписание тех или иных нормативных документов, которые дают право на перемещение того или иного типа вооружения.
Второе — это вопросы логистики. То есть это перемещение оружия, подготовка, соответствующие базы в тех местах, где оно будет располагаться, откуда оно будет выполнять свои боевые задачи.
Ну и третий наиболее, мне кажется, сложный и длительный по времени этап — это подготовка персонала украинского военного персонала.
Но если мы говорим об F-16, то это летчики плюс персонал, который на земле будет обслуживать эти самолеты, проводить целый ряд иных мероприятий, от которых зависит эффективная эксплуатация и использование соответствующих боевых платформ.
Мы должны понимать, что история с точным технологическим западным оружием — это всегда достаточно сложный процесс. Но, тем не менее, как говорится, лед тронулся. Процесс этот идет, и я уверен, что его не остановить.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: F-16 значительно усилят украинскую авиацию
— Авиация, честно говоря, была нашим слабым местом. Несмотря на мужество наших летчиков, их находчивость, но сами по себе самолеты, которые мы используем — особенно это касается МиГ-29 и Су-27 — уступают самолетам противника и по параметрам выявления воздушных целей, и по параметрам, по радиусу использования, и по оружию применяемым.
F-16 выполняет три задачи. Это ведение воздушного боя, это огневая поддержка сил на суше, на земле и нанесение ударов по морским целям, что тоже очень важно. Поэтому и радиус действия его значительно превышает и МиГ-29, и Су-27.
И в принципе, он может быть интегрирован в единую систему передачи данных. Это очень серьезное превосходство западных самолетов над российскими, даже новыми.
Поэтому это будет очень серьезное усиление Украины. И я думаю, что это даст возможность нам освобождать наши территории.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКО: Украина пока не готова к передаче истребителей F-16
— В действительности нам нужны F-16 уже завтра. Хорошо, допустим, они у нас будут уже завтра. Что мы будем с ними делать? Пилоты-то ведь не готовы, инфраструктура, соответственно, не готова, не готов даже технический персонал, обслуживающий. И это довольно большой комплекс вопросов, которые необходимо решать.
Поэтому действительно, нет ничего удивительного, что на сегодняшний день не принято решение, например, сколько передавать этих истребителей. Ведь, допустим, нам передадут эскадрилью, 12 самолетов F-16. Разместим мы их на аэродроме, который, допустим, приспособлен для размещения такого количества самолетов. Но появляются другие страны в коалиции, которые готовы пополнить наш потенциал еще на 12 самолетов, а это уже две эскадрильи.
Тут возникает вопрос: а где размещать эту дополнительную эскадрилью, если тот аэродром, который был выделен и соответствующим образом подготовлен, может разместить только 12? То есть, есть вся эта тонкость вопроса.
Какое количество могут выделить сразу, какое не сразу, какие аэродромы необходимо подготовить. Сколько нам необходимо самолетов для того, чтобы осуществить какие-то серьезные наступательные операции, повысить потенциал наших воздушных сил Вооруженных сил Украины?
Я могу сказать, что даже тысячу хорошо бы было, но где их размещать? Я могу сказать, что 50. А возникает вопрос: а у нас достаточно сейчас есть аэродромов, которые могут разместить на своей территории, на своих взлетно-посадочных полосах, на стоянках в ангарах и так далее именно такого типа самолеты? Именно с подходящей инфраструктурой и персоналом, опять таки обслуживающим.
То есть вопрос более глобальный на самом деле, и осторожность наших партнеров по авиационной коалиции тоже вполне понятна.
ИВАН СТУПАК: F-16 при хорошем апгрейде могут показывать высокий мастер-класс
— Во-первых, самолетов F-16 довольно много. Это как танки Leopard, только в воздухе, их порядка 2,5 тысяч единиц, то есть достаточное количество. Это говорит о том, что есть много людей, которые умеют с ними управляться на земле, обслуживать, могут научить наших военных.
Есть также большое количество запчастей в разных частях мира: и в Польше, и в странах Балтии есть. Таким образом, есть много локаций, откуда в случае чего можно даже какую-то экстравагантную запчасть срочно привезти и срочно отремонтировать этот самолет.
А в чем нюанс? Да, эти самолеты вроде бы как бы старенькие, РФ много раз на это намекала, мол, они вообще “неконкурентоспособные”. Точно так же, как ПЗРК Patriot: тоже говорили, что они из 1970-х годов, мол, что они могут.
Но вот пришлось им признать, что четыре последних авиационных судна на прошлой неделе были уложены именно из ПЗРК Patriot.
То есть при хорошей модификации, при хорошем апгрейде эти самолеты могут показывать очень хороший мастер-класс. И еще нужно обратить внимание, что на данный момент существует порядка 50 самых разнообразных ракет, которые можно повесить на эти самолеты.
Есть еще такой нюанс: пилот по ходу выполнения задания может изменять задания в эти ракеты не на земле, а непосредственно в воздухе, с учетом того, как там поменялась ситуация.
То есть пилот в плане принятия решений довольно свободный и маневренный. Он сам может решать, что загрузить, какую цель выбрать для поражения.
Читайте также: F-16 или усиление ПВО: итоги “Рамштайн-12” подводим с экспертами