Украина вышла на довоенные показатели морского экспорта. За год в черноморские порты зашло более 2,3 тыс. кораблей, а грузооборот уже превысил 64 млн тонн. Это стало возможным благодаря открытию украинского коридора в Черном море в 2023 году.
Несмотря на то, что Россия пыталась и продолжает пытаться заблокировать украинские порты в Черном море, Украине удалось наладить экспорт не только зерна, но и другой продукции.
Результаты работы морского коридора за год
Открытие украинского морского коридора стало одной из самых больших побед для Украины в 2023 году, подчеркнул глава правительства Денис Шмыгаль.
“С первого дня вторжения Россия делала все, чтобы украинские порты на Черном море были заблокированы. Таким образом противник оказывал давление на экономику Украины, и одновременно оказывал давление на наших союзников, создавая угрозы для мировой продовольственной безопасности”, — акцентировал Шмыгаль.
Стоит отметить, что сразу после выхода из зерновой сделки в июле 2023 года Россия начала прицельно атаковать портовую инфраструктуру и аграрные объекты Украины. А уже в августе заработал морской коридор без участия Москвы.
По данным Администрации морских портов, во второй месяц работы коридора в сентябре 2023 года на экспорт было отправлено всего 245 тыс. т грузов, из этого объема — 34 тыс. т зерна, однако уже в октябре грузооборот достиг 1,4 млн т, из которых чуть меньше половины — зерновые грузы. В ноябре 2023 года эта цифра выросла в два раза, в декабре — увеличилась еще вдвое.
За год работы Украинского морского коридора перевезено 64,4 млн т грузов, в том числе 43,5 млн т зерновых.
“Лучшим поздравлением к годовщине будет дальнейшее развитие и поддержка морской инфраструктуры. В этом году восстановлено контейнерное сообщение в порты Одесса и Черноморск. В дальнейших планах — восстановить паромное сообщение с морскими портами и привлекать морские порты Николаевского региона, как только позволит ситуация с безопасностью”, — сообщило Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры.
За год морским коридором воспользовались 2379 судов, которые экспортировали продукцию в 46 стран мира.
6 апреля из украинского порта “Южный” вышло судно под флагом Панамы с рекордным объемом украинской продукции — почти 196 тыс. тонн. Это, как сообщили в Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры, крупнейшее судно, заходившее в порты Украины после начала полномасштабного вторжения России.
Как заявил командующий ВМС Украины Алексей Неижпапа, Украина планирует расширить коридор для торговых судов в Черном море благодаря самолетам F-16.
По его словам, это позволит лишить Россию преимущества в небе над Черным морем. И таким образом защитить практически на 100% северо-западную часть Черного моря. Особенно коридор для гражданских судов.
“Противник вывел почти все основные боеспособные корабли с главной базы Черноморского флота “Севастополь”. И удерживает корабли на морской базе “Новороссийск” и часть кораблей держит в Азовском море. Они в первую очередь просто сбежали из Севастополя, вывели свои корабли из-под удара. Это первое, почему они оказались в Новороссийске. Поэтому средства поражения Сил обороны Украины держат под огневым контролем это место”, — сказал Неижпапа.
Мнения экспертов
Чего не хватает украинским аграриям? Каковы риски прекращения работы морского коридора? Что необходимо Украине для расширения портовой инфраструктуры? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили:
- Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета;
- Ольга Трофимцева, и.о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины (2022-2023 гг.);
- Павел Мартышев, аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики;
- Ярослав Жалило, доктор экономических наук.
ДЕНИС МАРЧУК: Расширение портов даст украинским аграриям возможность зарабатывать
— С момента, когда начал работать гуманитарный коридор, с 16 августа прошлого года, было экспортировано в 43,5 миллиона тонн аграрной продукции. Это большие результаты, большие деньги, которые получила Украина. Естественно, эти деньги пошли в государственный бюджет, в том числе на обороноспособность нашего государства.
Мы хотим наращивать свои возможности. Открытие николаевских портов дало бы возможность увеличить конкуренцию между трейдерами. И таким образом цена на эту продукцию возрастет.
Ведь в период войны украинские товаропроизводители не имеют возможности ставить рыночную стоимость своей продукции, так как и страхование, и логистика забирают значительную часть их денег.
Украина сумела выстроить хорошие отношения с нашими соседями — Румынией, Болгарией, Турцией. Потому что благодаря совместным усилиям на сегодняшний день проводится разминирование Черного моря.
Но обстрелы портовой инфраструктуры Украины со стороны РФ продолжаются. Они не дают возможности полной мере работать экспорту. В то же время Россия наращивает свое присутствие благодаря зерновым и масличным культурам в мире, предлагая свою продукцию на рынках, на которых работала также Украина. Россия имеет эту возможность как за счет своей продукции, так и украденной на территории временно оккупированных землях Украины.
ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: Работа морского коридора обеспечена украинской армией
— Украинский агросектор показал интересный микс стойкости и гибкости. Несмотря на военные действия, в полях фермеры продолжают, несмотря на все сложности, работать. Украина на сегодняшний день треть своей пашни не контролирует.
Основным фактором успеха является работа нашей армии на всех уровнях. Речь идет о защите линии фронта, границ, портовой инфраструктуры, Черного моря, гуманитарного “зернового коридора”.
Никто не может занять место Украины в агросекторе, потому что в Украине есть уникальное сочетание природных, климатических и национальных качеств, которые помогают быть эффективными и доставлять свою продукцию в различные регионы мира.
Россия бьет прицельно по зерновой инфраструктуре, по переработке. Такие постоянные попытки нацелены на то, чтобы Украина не могла успешно выполнять свои обязанности на внешних рынках. Россия продолжает попытки выбивать нас из этих рынков, потому что мы являемся для нее конкурентом.
ПАВЕЛ МАРТЫШЕВ: Успехи украинского агросектора позитивно сказываются на бедных странах мира
— Украина занимала пятое место по экспорту пшеницы до полномасштабной войны. На рынке кукурузы мы были то третьими, то четвертыми, соревнуясь с Аргентиной за это место. И мы занимали 52% мирового рынка подсолнечного масла. То есть были самым крупным игроком на этом рынке.
Блокада портов привела к паническому повышению цен, и это очень серьезно ударило по продовольственной безопасности бедных стран, которые страдают, между прочим, даже при низких ценах. И здесь мы понимаем, что очень важно было подать рынкам сигнал, что зерно будет идти из Черноморского региона. Таким образом, страны-импортеры перестали бы запасать очень много лишнего зерна, и это зерно, в том числе поехало бы в бедные страны.
Зимой Украина вышла на довоенный уровень морского и сухопутного экспорта — около 7 миллионов тонн. Это очень позитивно сказывается как на нашем агросекторе, так и на продовольственной безопасности бедных стран.
Инициатива Grain from Ukraine стала дополнением к продовольственной программе ООН. Программа важна тем, что стоимость зерна не подвязана к рыночным ценам. Мы таргетируем эту программу на те слои населения, которые не могут купить продовольствие ни по каким ценам. И действительно больше 12 миллионов людей, по сути, получили продовольствие благодаря этой программе.
Сейчас программа расширяется на Западную Африку, которая, в принципе, для нас — неизведанный рынок, на Южную Африку, даже в Мадагаскар. Это очень важно, потому что актуальные прогнозы ООН по состоянию на сегодня говорят, что до 2030 года не получится преодолеть голод в бедных странах.
ЯРОСЛАВ ЖАЛИЛО: Украине нужно сейчас освободить как можно больше площадок для хранения нового урожая
— Понятие черноморского “зернового коридора” все-таки ушло в прошлое. Сегодня, благодаря действиям Сил обороны Украины при поддержке международных структур в сфере безопасности, удалось существенно расширить возможности прохода коммерческих судов по Черному морю. То есть переправляют не только зерно, там и руда, и другие грузы.
По данным прошлого года, около 50% доходов Украины составил экспорт зерновых и масленичных продуктов. Поэтому, конечно, это для украинской экономики сегодня очень важно.
Начался активный сбор нового урожая, необходимо освободить от предыдущего урожая мощности для хранения зерна. Так что Украине выгодно поставить за границу как можно больше аудиопродукции.
Львиная доля зерна сейчас идет через черноморские и дунайские порты. Россия это понимает, поэтому в последнее время снова начала обстреливать портовую инфраструктуру Украины.
Читайте также: Киев и Анкара готовят конференцию по продовольственной безопасности — что известно (ВИДЕО)