Украина наложила санкции на грузинскую авиакомпанию, возобновившую перелеты с РФ: значение решения — в разборе экспертов

Фото: gdb.voanews.com

Президент Украины Владимир Зеленский 1 июля 2023 года своим Указом утвердил решение СНБО (Совет национальной безопасности безопасности и обороны, — ред.) по расширению санкционного списка. Сюда добавились 192 физических лиц, в основном граждан России, и 291 компании и юридических лиц.

В их числе — грузинская авиакомпания Georgian Airways, которая 16 мая возобновила полеты в Россию, и ее директор Тамаз Гаиашвили.

Ограничения предусматривают блокирование активов, прекращение торговых операций, прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины, приостановление выполнения экономических и финансовых обязательств, аннулирование или приостановление лицензий и других разрешений, запрет участия в приватизации или аренде госимущества и прочее. Санкции введены на 10 лет.

Реакция на санкции

В парламенте Грузии санкции Украины против Georgian Airways назвали несправедливыми. Председатель парламента Шалва Папуашвили заявил, что возобновление авиасообщения с РФ не нарушает “солидарность с украинским народом”, которую проявляет Грузия, а санкции являются слишком тяжелыми.

Первой информацию о том, что Киев собирается применить международные санкции к грузинской авиакомпании, обнародовало Национальное агентство по предотвращению коррупции.

По информации ведомства, деятельность Georgian Airways, направленная на интенсификацию и упрощение транспортного сообщения с РФ, приводит к повышению рисков образования новых схем обхода санкций Москвой.

На сегодняшний день российская авиакомпания “Азимут” и грузинская Georgian Airways увеличивают частоту полетов между Москвой и Тбилиси. Вместо 7 рейсов в неделю “Азимут” будет выполнять 14 — по два рейса в день. Три рейса в неделю на маршрут Тбилиси-Москва-Тбилиси добавляет Georgian Airways. Таким образом, частота полетов между Москвой и Тбилиси увеличивается до 24 рейсов в неделю.

Против восстановления прямого авиасообщения Грузии с Россией выступили также грузинская оппозиция, Евросоюз и США. ЕС призвал Грузию, которая рассчитывает стать членом европейского блока, отказаться от прямого авиасообщения с Москвой. Грузия, в свою очередь, не хочет идти на прямой конфликт с РФ, так как считает себя уязвимой перед этой страной-агрессором.

Отметим, по факту восстановления прямых авиарейсов между Грузией и РФ, президент России Владимир Путин заявил, что открытие авиасообщения с Грузией было его личным предложением и решением.

“Россия делает шаги навстречу Грузии, и будет делать их дальше”— заявил он.

Запрет на полеты российских авиакомпаний в Грузию действовал с 2019 года и был снят 15 мая 2023 года. В тот же день в России отменили визовый режим для граждан Грузии.

Сам основатель грузинской авиакомпании Georgian Airways Тамаз Гаиашвили заявил, что его не интересуют санкции, введенные президентом Украины Владимиром Зеленским против него и его предприятия.

“Меня вообще не интересует, кто там что вводит против меня. Вообще без комментариев оставлю эту тему”, — заявил он, отвечая на вопрос журналистов относительно введенных санкций.

Оценка экспертов

Детальнее о том, что значит возобновление прямого авиасообщения между Грузией и РФ, и какого эффекта можно ожидать от введенных Украиной санкций против грузинской авиакомпании — в эфире телеканала FREEДОМ говорили журналист “Эхо Кавказа” Тенгиз Аблотия и эксперт Украинского института будущего, президент аналитического центра “Политика” Игорь Попов.

— Какой резонанс вызвало в Грузии решение Украины наложить санкции на Georgian Airways и ее директора?

ТЕНГИЗ АБЛОТИЯ: Все зависит от того, кто на чьей стороне. Сторонники власти смотрят на этот вопрос немножко ближе к тому, что говорит правительство. У них своя логика. Они говорят, что мы не можем принимать решения, мы трехмиллионная страна, не взваливайте на нас груз принятия решений — есть Европа, есть Америка с 40% мирового ВВП — пусть они принимают решение, а мы эти решения будем выполнять.

Сейчас страны Евросоюза запретили полеты к себе, но они не ввели санкции на все остальное. Поэтому российские авиакомпании летают в другие страны. Это моральные ограничения.

Позиция власти — если вы хотите, чтобы мы не летали в Россию, наложите санкции на полеты в Россию.

Вот к нам летает российская авиакомпания “Азимут”. Почему она не под санкциями? Почему “Аэрофлот” под санкциями, а “Азимут” не под санкциями?

Грузинская власть осторожничает с Россией. Считает страну наиболее уязвимой перед Россией после Украины.

Противники власти смотрят на этот вопрос с моральной точки зрения. Они говорят: Нам неважно, есть санкции или нет санкций. У нас есть свои обязательства. Летать в Россию сейчас грузинскому перевозчику аморально. Это законно, это не нарушает международных санкций, но это стыд и позор.

Есть такие ситуации, когда закон вроде бы не нарушается, никаких проблем нет, но совесть должна быть.

Глава этой самой авиакомпании — такой типичный советский “красный директор”. Он летал еще при Брежневе. Маму родную продаст за лишний доход.

В той части общества, а это примерно полстраны, которая против нынешней власти, это решение встретило полное понимание. Люди считают его абсолютно правильным. Мы не должны летать в Россию, когда Россия бомбит города Украины.

Вот примерно такое раздвоение позиции.

— Если рассматривать позицию, что “Грузии нужно по отношению к России проявлять осторожность”, то можно говорить о том, что своим решением Украина достаточно четко намекнула Грузии, что действительно “нужно проявлять осторожность по отношению к России”?

ИГОРЬ ПОПОВ: Это геополитический ценностный выбор. Мы видим сложную дискуссию внутри грузинского общества.

На аргументы провластной части комментаторов мы можем только сказать, что и в Украине некоторые политики пытались умиротворять Россию и пытались договариваться.

Как показал опыт — “сколько крокодила ни прикармливай, он добрее не станет, все равно нападет”.

Здесь единственный вариант — найти верных друзей и вместе с ними противостоять этому “крокодилу”, загнать его подальше в джунгли, и чтобы он оттуда не мог ни на кого напасть.

Пытаться с ним договориться, задабривать или делать некие приятные ему вещи — это, увы, не работает.

— В реальности авиасообщение с Россией очень важно для Грузии или это все-таки, в первую очередь, политический вопрос, а во-вторых, уже транспортно-логистический?

ТЕНГИЗ АБЛОТИЯ: В каком-то смысле я даже рад, что это сообщение было возобновлено, и визы были сняты.

Пророссийские силы все время нам рассказывали, что это обязательно нужно, что возобновление авиасообщения, снятие визового режима принесет огромные выгоды Грузии.

Когда говорят о чем-то абстрактном, то и спорить не о чем. Вы считаете, что это принесет пользу, я считаю, что пользы не будет. Проверить нельзя.

Вот когда восстановили авиасообщение и отменили визовый режим между Грузией и Россией, выяснилось, что нет особых изменений.

Количество туристов из России примерно такое же, как было в прошлом году, в позапрошлом. Это никак не связано с авиасообщением.

Реальность показала, что то, о чем нам столько времени рассказывали, на чем была построена “ватная пропаганда” — это пустышка. Никакого особого движения вперед, никакого особого богатства это нам не принесло.

Еще год назад российская сторона намекала на то, что хорошо бы открыть авиасообщение, но всегда при этом имелось в виду, что Грузия должна была попросить. Ведь негоже России первой идти навстречу непонятно кому.

Теперь Путин вдруг неожиданно пошел и сделал первый шаг в отношении Грузии. Думаю, что тут именно геополитика. Проверили нашу власть на вшивость. Получалось, что Грузия должна была объявить свои собственные санкции России.

Естественно, наша власть, которая особой смелостью не отличается, на эту удочку клюнула. Что было делать? Санкции они ввести не могли. Пришлось им без особого энтузиазма и без особого желания восстанавливать это самое авиасообщение.

При этом, судя по всему, они и сами понимали, что это ничего особенного не принесет, кроме как скандалов, шума и плохой репутации.

Но у них уже не было выбора. Их поставили в такое положение: либо вы открыто вводите против нас санкции, либо даете право на начало авиасообщения. Вот такая примерно история.

— Мы видим, что в РФ продолжают выполнять прямые рейсы авиакомпании еще из нескольких стран. Это египетские, узбекские, туркменские, армянские, азербайджанские перевозчики, “Королевские авиалинии Марокко” (Royal Air Maroc), “Турецкие авиалинии” (Turkish Airlines). Имеет ли смысл Украине ввести санкции против этих авиакомпаний?

ИГОРЬ ПОПОВ: С Турцией у нас особые отношения. Это касается не только авиасообщения.

Вопрос санкций против авиакомпаний — это наиболее понятный, видимый вопрос.

На самом же деле, все гораздо глубже. Неоднократно и Украина, и Европейский Союз призывали грузинские власти присоединиться к европейским санкциям против РФ. Грузинские власти всячески отказывались.

Логика в чем? Если страна стремится стать членом Европейского Союза, то она разделяет общую политику ЕС. Чтобы ускорить процесс присоединения к Союзу, она присоединяется ко многим решениям, директивам, в том числе, санкциям, что бы не делал Европейский Союз.

Если Грузия отказывается от этого, то потом Грузия не может возмущаться, что Украине предоставляют статус кандидата в члены ЕС, и мы на пороге перехода на следующий этап, а Грузии этого не дают. Каждый делает свой выбор.

Украина разделяет отношение к грузинской власти, мы не понимаем их решений и по авиасообщению, и по многим другим вещам.

Санкции против авиакомпаний — это сигнал со стороны украинской власти в сторону грузинской власти. В то же время, отношения между нашими народами, традиционно теплые, традиционно крепкие, мы очень благодарны грузинскому народу, что они приняли десятки тысяч украинских беженцев во время войны.

В своих выступлениях Владимир Зеленский говорит, что он желает грузинскому народу точно так же стать членом Европейского Союза, поднять свои жизненные стандарты и строить счастливую, процветающую Грузию.

Евросоюз принял новый пакет санкций, где заложен механизм работы со странами, которые обходят санкции. Сразу после этого руководящие представители США, Великобритании, Евросоюза прилетели в Тбилиси для переговоров по обходу страной санкций. И там звучали такие мягкие намеки, что это не касается даже авиасообщения или продуктов питания, это касается неких электронных устройств.

Из этого намека можно прочитать, что у Запада есть подозрение, что через Грузию идут чипы, которые потом работают в российских ракетах. И если это не прекратится, тогда уже будут жесткие санкции со стороны Запада против грузинской власти, против грузинской экономики.

Это гораздо более серьезные вопросы, поэтому если на сигнал с авиакомпанией не отреагируют, то дальше будет больше.

— В контексте того, что Грузия тоже стремится в Европейский союз, как коррелируется это решение о возобновлении авиасообщения с Россией на данном моменте истории и осознание всех тех угроз, которые Россия также несет для Грузии и, собственно, стремление Грузии в Европейский союз?

ТЕНГИЗ АБЛОТИЯ: Мнение о том, что Грузия не присоединилась к международным санкциям, ошибочное. Оно связано с тем, что у нашего премьер-министра очень длинный язык, и он, как правило, говорит и не думает. Это он сказал, что мы не присоединяемся к санкциям.

На самом деле Грузия присоединяется к санкциям, она не вводит свои.

По поводу приезда представителей США и ЕС — это очень важный фактор был. Они четко сказали, что Грузия санкции не нарушает.

Что касается возможности участия Грузии в каком-либо обходе санкций, то надо учитывать, что Грузия — страна транзитная, и визит почетных джентльменов был связан именно с этим.

Грузия — это один из коридоров России. Но специфика транзитного государства заключается в том, что по территории Грузии из Армении, из Турции проезжает запечатанный грузовик и грузинское государство не имеет права в него заглядывать, если у него нет какой-то конкретной информации о конкретном грузовике, что там что-то не то лежит.

Если они начнут просто вскрывать все автомобили подряд, все грузовики, то могут попасть под решение международных судов, и им придется платить штрафы по сотни миллионов.

Что касается европейской перспективы Грузии, то проблемы и возможность торможения евроинтеграции Грузии связані с внутренними делами, с попытками нашей власти закрепиться и забетонировать свое положение. 90% проблем связаны именно с этим, а не с внешним курсом.

— А как Украине быть с этим дуализмом, с этой дилеммой: народ — за нас, власть —против нас? Это не только в Грузии такая ситуация. Такие ситуации на постсоветском пространстве в нескольких странах есть.

ИГОРЬ ПОПОВ: Нельзя говорить о таком разделении. Я так понимаю, что и грузинский народ тоже разделен, есть разные группы, у которых есть свое мнение.

Наша задача — доносить правду.

Мы знаем, что в Грузии есть достаточно трезвомыслящих людей, наших партнеров, которые будут прислушиваться и делать свои выводы.

И Грузия славна своим сильным гражданским обществом, которое не позволит власти единолично принимать за него некие геополитические ценностные решения или препятствовать европейскому выбору. 

Читайте также: РФ возобновила авиасообщение с Грузией — последствия оценили эксперты

Прямой эфир