Армия мародеров. Отступая из Херсона военнослужащие РФ при пособничестве местных оккупационных властей разграбили областной краеведческий и художественный музеи, а также Свято-Екатерининский собор. Чего лишилась Украина, возможно ли вернуть награбленное и зачем России украинские ценности и артефакты — разбирались журналисты телеканала FREEДOM в “Специальном репортаже”.
15 тысяч уникальных экспонатов
Восемь месяцев в оккупации. Херсон, захваченный в первые дни войны, переживший псевдореферендум и псевдоприсоединение к России, стал настоящим свидетелем нарушений международного права и военных преступлений российской армии.
После освобождения города Украине и миру стало очевидно, что Россия разграбила и под предлогом “эвакуации” вывезла из музеев практически все украинские артефакты и исторические ценности. Похищены 15 тысяч уникальных предметов искусства. Это самое масштабное хищение культурных ценностей со времен Второй мировой войны.
Секретарь Херсонского областного краеведческого музея Елена Еременко показывает разворованные оккупантами витрины, в которых экспонировались предметы быта древних скифов. Самое ценное — золотое скифское украшение. Его тоже нет.
Херсонский краеведческий музей — старейший на юге Украины. Его коллекция формировалась с XIX века. В этих стенах хранили артефакты скифского и древнегреческого периодов, казачества и российской империи. Теперь залы музея опустели.
“Они забрали золото, забрали коллекцию икон. Всё оружие вынесли — начиная от древних времен и заканчивая современным оружием. Награды, медали — всё забрали”, — перечисляет Елена Еременко.
Сейчас Елена едва ли не единственная сотрудница музея, которая осталась на своем рабочем месте. Остальные или выехали с первых дней войны, или сбежали вместе с россиянами.
Коллаборанты в краеведческом
После захвата россиянами Херсона директор и часть коллектива краеведческого музея сразу же перешли на сторону захватчиков. Снимались в пропагандистских сюжетах, повторяя кремлевские нарративы, и организовывали выставки по заказу оккупантов. Тех, кто оккупантов не поддерживал, — уволили.
“Они рассчитывали, что музей начнет процветать, что они будут сотрудничать с российскими музеями. Рассчитывали, что им дадут деньги. Тут приходили, денег столько обещали, что все сделаем, будет музей. А получилось не так, как они хотели. Для них, я думаю, это тоже шок”, — рассказывает Елена Еременко.
Не всё смогли украсть
Три дня российские военные выносили из музея всё, что могли. Остались скульптуры и каменные стелы — слишком тяжелые, чтобы их поднять. Как и пушка — ее смогли дотащить только до соседнего зала.
Что именно нужно украсть — оккупанты знали заранее.
“По приглашению директора музея, которая стала коллаборантом, приезжали сотрудники крымского музея. Она им все показывала, хвасталась. Они посмотрели, где что лежит. Наверное, они уже приезжали с целью, что мы это все заберем”, — считает Елена Еременко.
Точное количество похищенных экспонатов пока неизвестно. Сейчас сотрудники музея составляют списки.
“На это уйдет год, а, может, и больше. По состоянию на 1 января 2022 года у нас хранилось 180 тысяч экспонатов. А теперь это все нужно проверить”, — уточняет Елена Еременко.
Опустошенный художественный
Весь список украденного уже составили в Херсонском художественном музее. Работы Айвазовского, Врубеля, Кончаловского — от картин остались только названия на этикетках пустых рам.
В коллекции музея были произведения искусства XVII-XX веков. Шедевры французских, немецких, итальянских художников. Из более чем 13 тысяч экспонатов похищены — 80%. Остались только современные работы местных художников и то, что оккупанты просто не смогли унести.
Музей находится в здании бывшей городской ратуши. В конце 2021 года его закрыли на реставрацию. Все экспонаты из залов были упакованы и снесены в фондохранилище. Там же спрятали все документы и замаскировали сейфы.
Возможно, прятать экспонаты удалось бы вплоть до освобождения Херсона. Если бы не одна из бывших сотрудниц музея. По ее наводке пришли уже представители ФСБ. Как позже выяснилось, она же помогла россиянам восстановить удаленную электронную базу.
“Пришли и сказали: “Мы люди с оружием. Вы не понимаете, с кем вы разговариваете. Если не хотите по-хорошему, тут будет все взламываться, а вас отвезут в комендатуру”. У всех нас забрали все телефоны. Я сказала: хотите — ищите, меня обыскивайте, кабинеты обыскивайте, но ничего нет, все уже вывезено. Мне не поверили, собрали мои вещи и повезли меня домой с обыском”, — вспоминает главный хранитель фондов Херсонского художественного музея Анна Скрыпка.
Обыск не дал никаких результатов. У Анны забрали все личные документы, а 1 ноября — вызвали в музей. Следующие двое суток она пробыла там — выходить запретили, пока россияне не вывезут из музея всю коллекцию. Заданием Анны было составить “акты передачи”. Без пункта назначения.
“Я хотя бы понимала, что увижу цифры — насколько это будет все глобально. Дважды в день приезжала группа людей, это толпа 30-40 человек. В какой-нибудь зал заходят, цепочкой выстраиваются, чтобы передавать до выхода картины. Уезжает одна фура, после обеда приезжают другие люди, другая фура грузится. Когда я спросила: “Извините, а кому я это “передаю”?”, мне ответили: “Я уполномоченный представитель Министерства культуры Российской Федерации”. Всё”, — продолжает Анна Скрыпка.
Пункт базирования — Крым
Награбленное из двух музеев оккупанты перевезли в Крым. Картины из художественного музея уже были замечены в Симферополе. Обычное воровство назвали “эвакуацией”, прикрывались результатами незаконного “референдума”.
Херсон пробыл якобы в составе РФ 41 день. Этого времени хватило, чтобы украсть и назвать художественные ценности — российским достоянием.
Ущерб, нанесенный украинским музеям, исчисляется миллионами долларов. Точная сумма станет понятна после составления перечня похищенного и сверки с реестрами артефактов.
Воровство памятников
На этих пустых постаментах в Херсоне ранее стояли памятники Суворову и Потемкину.
Россияне забрали с собой даже потемкинские останки. Такая практика уже была — в последние годы существования Российской империи. Тогда духовенство перед наступлением противника эвакуировало кости, а не людей.
Потемкина называют одним из путинских кумиров.
Недавно российский диктатор упоминал его имя в своей псевдоисторической речи. В Кремле не устают повторять любимые мифы об историческом единстве украинцев и россиян. Память о завоевателе украинских земель полководце Потемкине жива для тех, кто хочет воссоздать Российскую империю. Но при этом прямо сейчас российские войска уничтожают именно те города, которые якобы основал сам Потемкин.
Золото скифов
Впрочем, в России воруют не только солдаты… Золотой гребень, предположительно IV века до нашей эры. Его украшают пять фигур лежащих львов, над которыми сражаются воины. Это украшение — гордость и символ музея “Эрмитаж” в Санкт-Петербурге. Гребень тоже был украден. Незаконно вывезен из Украины. Его обнаружили в 1913 году при раскопках кургана Солоха в Запорожской области.
“С находками в имперский период это было абсолютно нормально. Если это финансировалось Императорской археологической комиссией, то, как правило, все это ехало в Петербург, в “Эрмитаж”. У них был приоритет на отбор находок”, — поясняет археолог, член Союза археологов Украины Евгений Синица.
И не просто вывозили все самое ценное, но и скрывали происхождение реликвий.
Такую практику вслед за Российской империей перенял и Советский Союз. Ценностей, историю которых переписали, в российских музеях — тысячи. С особым рвением Кремль охотился на золото скифов.
Шедевр ювелирного мастерства — Золотую пектораль — нашли под курганом Товста могила в Днепропетровской области. А увезли в Москву не смогли, потому что в Украине к тому моменту уже существовало учреждение, подходящее артефакту по уровню, — Музей исторических драгоценностей. И после реставрации пекторали в Москве скифское украшение пришлось вернуть в Киев.
“У таких вещей особый режим хранения. Они хранятся в музейных коллекциях, и должно быть учреждение, обеспечивающее этот режим хранения. У нас такое учреждение было, то есть вопрос не стоял, что мы не можем обеспечить надлежащие условия и безопасность”, — отмечает Евгений Синица.
Новый раунд боя за скифское золото развернулся в феврале 2014 года. На выставку в археологическом музее Алларда Пирсона в Амстердаме привезли экспонаты из шести украинских музеев — Киева, Одессы и Крыма.
В это же время российская армия вторглась в украинский Крым и аннексировала полуостров. А вместе с ним попыталась присвоить и скифское золото. Мол, крымские музеи автономные и не подчиняются украинскому Министерству культуры. И на основании этого потребовали возвращения коллекций из Нидерландов в Крым.
Спустя 7 лет судебных тяжб Апелляционный суд Нидерландов постановил: экспонаты должны вернуться Украине, как и гласит украинское законодательство. Теперь дело рассматривает кассационный суд — юристы хотят добиться, чтобы решение приняли не на основе национальных законов, а по конвенции ЮНЕСКО.
“Поскольку в Европе прецедентное право и одно судебное решение влечет аналогичные решения по другим делам, то это такая “первая ласточка”, на основе которой будут предъявляться все последующие иски. Но здесь следует понимать, что Российская Федерация, хотя и является стороной многих конвенций, не соблюдает их. Они приняли свой национальный закон, в котором прописано, что все, что у них есть — принадлежит исключительно России, и никому никогда не будет возвращаться”, — говорит экс-замминистра культуры и информационной политики Украины Светлана Фоменко.
“Советские” воры
Без этих экспонатов именитые российские музеи просто опустеют. Сотни лет их фонды пополнялись именно крадеными артефактами. Россияне свозили их с оккупированных территорий, по большей части из Украины.
В 1918 году Красная армия под руководством Михаила Муравьева несколько недель грабила Киев. Его дело продолжили уже советские чиновники. Так, в 1934-м вывезли уникальные фрески и мозаику Дмитрия Солунского XII века.
Сопротивление в условиях сталинских репрессий — было бесполезным. Артефакты россияне вывезли якобы на временную выставку. Невероятными усилиями в Киев удалось вернуть лишь часть фресок. Мозаика Дмитрия Солунского до сих пор находится в Третьяковской галерее.
Новая волна грабежей прошла во время Второй мировой войны. Фашистские захватчики и Советская армия похищали украинские культурные ценности, так сказать, в четыре руки. “Советы” вывозили экспонаты под предлогом эвакуации. Солдаты Вермахта — экспонаты почти 200 украинских музеев забрали с собой при отступлении.
После падения режима Гитлера Германия возвращала украденное, но не напрямую в музеи, а государствам. Так десятки миллионов экспонатов осели в столице СССР — в Москве.
За время независимости Украины в музеи вернули чуть больше 150 тысяч украденных экспонатов. Но это капля в море.
Уже после Второй мировой Россия вывозила культурные ценности из Украины — эшелонами. Российские археологи, которые работали на раскопках, — забирали наиболее ценные находки на выставки или исследования.
Музеи под ударом
Исторические ценности из колоний и захваченных стран вывозили многие армии мира. Но главная цель России — не материальное обогащение, а уничтожение украинской идентичности.
“Русские воюют против нашей идентичности, которую представляет культурное наследие. И тот факт, что они грабят музеи, абсолютно вписывается в логику войны против наших ценностей, против нашего наследия, они не только грабят, а в некоторых местах сознательно разрушают музеи. В Иванкове [Киевской области] разбили музей, где хранились картины Марии Примаченко, эти картины удалось спасти. А в Сковородиновке [Харьковской области] музей был разбомблен, но музейные работники смогли спрятать наиболее ценные вещи. То есть это война против нашего культурного кода и против наших ценностей, и как раз история с грабежами является составляющей такой политики”, — комментирует министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко.
Спасти украинские музеи от разграбления было фактически невозможно, говорят в украинском Минкульте. Механизма превентивной эвакуации из потенциально небезопасных регионов в Украине не существовало. А после полномасштабного российского вторжения — на это не хватило времени. Ведь Херсон россияне оккупировали в первые дни большой войны.
А вот музей в Славянске Донецкой области — один из успешных примеров эвакуации. Его коллекция насчитывает более 30 тысяч предметов. Спасать экспонаты решили самостоятельно. Руководство обеспечило музей всем необходимым. Упаковочные материалы и транспорт предоставили общественные организации. Куда увезли коллекцию — работники музея не говорят. Ради безопасности экспонатов.
Потери музейных фондов в нынешней войне только начали подсчитывать. Российские военные вывезли ценности из музеев всех оккупированных ими городов. Украденное скифское золото из музея Мелитополя, вывезенные полотна Куинджи и Айвазовского из Мариуполя, уникальные экспонаты из Херсона. А еще десятки разграбленных музеев Донецкой, Луганской областей и Крыма за больше чем 8 лет оккупации. Всего российские варвары опустошили около 40 украинских музеев.
Эксперты отмечают, что вернуть похищенное Россией Украина сможет в процессе реституции. Этот механизм применялся, в частности, после Второй мировой войны, когда Германия возвращала украденные нацистами ценности законным владельцам. После победы Украины над Россией эта процедура снова станет возможной. Минкульт уже готовит списки похищенных ценностей.
А за “исчезнувшие” артефакты России придется выплачивать миллиардные компенсации и передавать Украине равноценные реликвии их своих музеев.