Украинская армия нанесла ракетный удар по Керченскому судостроительному заводу 4 ноября. Вооруженные силы Украины (ВСУ) потопили повредили один из самых современных кораблей Черноморского флота РФ “Аскольд” — носитель крылатых ракет “Калибр”. Повреждения получил и судостроительный завод “Залив”, в доке которого находился корабль.
Российское военное руководство не сразу признало удар по своему объекту на оккупированной территории. Последствия пытаются тщательно скрыть, ведь “Аскольд” — это стратегически важный корабль, который может обстреливать ракетами украинские города, что так выгодно оккупанту.
Самый дальний ракетный удар ВСУ
“Аскольд” — это малый ракетный корабль типа “Каракурт”, который может нести до 8 ракет “Калибр”.
На спутниковых снимках, которые опубликовали журналисты проекта “Схемы”, можно увидеть место удара на заводе и военное судно, которое также выглядит поврежденным.
Британская разведка восхитилась ударом по российскому ракетоносителю “Аскольд”. Судоремонтный завод “Залив” в оккупированной Керчи находится на расстоянии более трехсот километров от линии фронта. Эксперты признают, что за 20 месяцев войны РФ против Украины это был самый дальний ракетный удар со стороны ВСУ.
Российское министерство обороны, сначала утверждавшее, что все ракеты были сбиты и ущерб заводу причинен только обломками, позже заявило, что при попадании ракеты поврежден один из кораблей.
Керченский завод “Залив” — одно из крупнейших судостроительных предприятий в Восточной Европе. С 2020 года российские оккупанты начали строить на предприятии авианосные корабли для ВМФ России.
Читайте также: Один из самых современных кораблей ЧФ РФ пошел вслед за “Москвой”: что известно об ударе по судостроительному заводу в Керчи (ВИДЕО)
Крым перестал быть безопасным местом для российских кораблей? Мнения экспертов
Какие последствия удара по “Аскольду” для Черноморского флота РФ? Перестала ли Керчь быть безопасным местом для российских оккупантов? Где теперь ВМС РФ будут прятать свои военные корабли? Ответы на эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали:
- Дмитрий Плетенчук, спикер Военно-морских сил ВСУ;
- Владислав Селезнев, военный эксперт;
- Андрей Рыженко, капитан I ранга запаса ВСУ, заместитель начальника штаба ВМС с 2004-2020 гг.;
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии Юг;
- Валерий Рябых, директор по развития информационно-консалтинговой компании “Defense Express”;
- Иван Ступак, военный эксперт Украинского института будущего.
ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Дальнейшая судьба корабля “Аскольд” — оставаться на заводе
— У корабля “Аскольд” очень длинная история. Он самый новый и его даже не успели принять в состав флота, потому что он не был достроен. Корабль не успел пройти испытания и, похоже, уже не пройдет.
Проект корабля “Аскольд” — из 1990-х годов. Россия была вынуждена к нему вернуться из-за санкций, наложенных Украиной в 2014 году. Тогда были прекращены поставки силовых установок, которые производились в Николаеве. К проекту вернулись, потому что он предполагал строительство с применением российских компонентов.
Корабль “Аскольд” строился якобы с элементами стелс-технологий (комплекс способов снижения заметности, — ред. ), но у меня это вызывает массу сомнений. Но главное у него — пусковая установка для “Калибров”. Это должен был быть универсальный корабль класса “река-море”.
Якобы наличие стелс-технологии не помогло “Аскольду” и он получил повреждения от ракет, которые все таки его обнаружили. То, что корабль остался на плаву, — не показатель, что он будет боеспособен.
Три корабля серии “Каракурт” были построены на заводе “Залив” в Керчи: “Циклон”, “Аскольд”, “Амур”. “Циклон” с пусковыми установками для “Калибров” уже в строю, но они не работают. Корабль проходил испытания, его заряжали ракетами, но так и не запустили. А то, что он на плаву — это не показатель.
Дальнейшая судьба корабля “Аскольд” — оставаться на заводе. Наверное, его будут разбирать.
Повреждения, которые получил завод “Залив”, можно ликвидировать. Но Россия находится под санкциями, поэтому после таких ударов нужно большое количество времени на восстановление.
ВЛАДИСЛАВ СЕЛЕЗНЕВ: Необходимо уничтожать военную инфраструктуру России
— Украине нужны дальнобойные ракеты для освобождения Крымского полуострова. Взрывы, которые произошли на территории Керченского завода “Залив”, — это итог работы ракет SCALP (французская авиационная ракета класса “воздух-земля”, — ред.).
“Прилет” по заводу “Залив”, который привел в нерабочее состояние корабль “Аскольд”, — это лишь часть видимых и очевидных процессов. После аннексии Крыма в 2014 году Россия вложила немало ресурсов для того, чтобы восстановить и обеспечить полной загрузкой все составляющие этого завода, который производил немалое количество боевых кораблей для нужд Черноморского флота РФ.
Часть инфраструктуры этого крупного градообразующего предприятия Керчи разрушена. Я думаю, то, что случилось, произойдет еще раз.
Важно уничтожить военную инфраструктуру и предприятия оборонно-промышленного комплекса России. Системная и методичная работа по российским военным объектам, реализация тактики “мелких порезов” критически снижает боевой потенциал армии РФ.
Нынешняя война — это война ресурсов. И чем больше мы уничтожим ресурсов вражеской армии, тем меньшими способностями они будут обладать.
АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: В Керчи будут усиливать систему ПВО и маскировку кораблей
— Эпицентр удара пришелся на причал. Если бы такая ракета попала прямо в корабль, то он бы получил более сильные разрушения. Мы видим, что повреждения получил именно левый борт, где были элементы управления и пусковая установка.
Находясь в доке, корабль наименее защищен. Никакие системы ПВО не работают, потому что он находится вне воды. И быстро переместить его невозможно, для этого нужна целая операция.
Когда корабль находится в доке — это довольно легкая мишень. Его защищают системы ПВО, которые находятся на земле, но, как мы видим, они не сработали.
В Керчи было не так много кораблей. Только те, которые строили на заводе “Залив”. Россияне будут, я думаю, теперь наращивать свои системы ПВО и использовать маскировку, потому что корабли в доках видны как на ладони.
Если и будут ремонтировать корабль “Аскольд” — это займет очень много времени. Возможно, от нескольких месяцев до нескольких лет.
Вопрос не столько в разрушениях корпуса, сколько во внутренних системах. “Аскольд” с водоизмещением 800 тонн строили 7 лет. Это очень долго. Возможно, будет рациональнее забрать уцелевшие составные части корабля и использовать в других проектах.
Корабль “Амур”, который строили на заводе “Залив” в Керчи, сейчас готовят к передаче Черноморскому флоту РФ.
Читайте также: Российские оккупанты не могут предотвратить нанесение ударов по военным объектам в Крыму — подробности от Грабского
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Керчь перестала быть безопасным местом для флота РФ
— Сначала россияне заявили, что они уничтожили в воздухе от 12 до 18 ракет. Они упали в море и часть обломков попала на территорию судоремонтного завода “Залив”. Но на самом деле были прямые попадания.
Россияне в очередной раз убедились, что теперь может прилетать и в Керчь, которая казалась недосягаемой.
На этих судоверфях готовились к вводу в эксплуатацию носители ракет “Калибр”. Эти ракеты опасны для всех регионов Украины. Был нанесен ущерб инфраструктуре завода “Залив”. Об их серьезности можно будет говорить позже.
Мы говорили, что не каждый оккупант доплывет до середины Днепра, сейчас мы можем сказать, что не каждый залив безопасен для российского агрессора.
У россиян сегодня дилемма: они вынуждено переводили свои корабли в Керчь и Феодосию. Теперь Керчь оказалась небезопасным местом. Теперь они пытаются спрятать то, что, на мой взгляд, уже невозможно спрятать. У них тревога из-за дальнобойных ракет, которые Украине передали западные союзники.
Повреждение корабля “Аскольд” — это очередное снижение боевого потенциала Черноморского флота РФ. Флот теряет боевые единицы. Минус пусковая установка “Калибров” — это огромный плюс для Украины.
ВАЛЕРИЙ РЯБЫХ: Россияне в Крыму больше не построят ни одного корабля
— Удар по кораблю в Керчи — прогнозируемый. Украина планировали такие удары на фоне поставок дальнобойных ракет от западных союзников.
Судоремонтный завод “Залив” является важным объектом. Там оккупанты пытались наладить производство малых ракетных кораблей. “Аскольд” был первым из партии, которую должны были сдать в ближайшее время.
Керчь была для россиян островком безопасности, туда перевели ряд кораблей из Севастополя. И они надеялись, что “рука возмездия” не достанет до этой базы. Теперь оккупантам придется ретироваться еще дальше.
Россиянам придется смириться с тем, что на захваченных в Крыму украинских заводах больше не удастся произвести ни одного корабля.
Завод “Залив” находится всего в нескольких километрах от Крымского моста, ПВО которого должна была его прикрывать.
Украинским военным удалось реализовать операцию по преодолению глубоко эшелонированной системы противовоздушной обороны, о которой неоднократно заявляли российские оккупанты.
Можно прогнозировать, что в дальнейшем подобные объекты все чаще будут целями для ударов ВСУ.
Судя по снимкам, большинство электронных систем в корабле “Аскольд” были выбиты. Также повреждены пусковая и силовая установки — практически все, на чем базируется корабль.
ИВАН СТУПАК: Мы не знаем, хватит ли у РФ ресурсов на восстановление корабля “Аскольд”
— Корабль “Аскольд” с 2011 года на плаву, участия в боевых действиях не принимал. Его готовили к спуску на воду, шли последние подготовительные мероприятия. На какое-то время корабль выведен из строя. Мы не знаем, хватит ли у России ресурсов на его восстановление.
Российские разведчики и контрразведчики вывезли свои семьи с территории Крымского полуострова. Крым больше является безопасным местом. Севастополь — небезопасно, Керчь — небезопасно, разве что Ялта остается.
Крымский мост сейчас пытаются хорошо защитить, поставили серьезные заграждения. Но у каждого препятствия есть свое слабое место. И всегда можно переместить фокус на другой объект, который меньше охраняется. Вот и взяли корабль.
Корабль “Аскольд” — носитель крылатых ракет. Это для нас грозное вооружение, которое теперь не скоро сможет участвовать в боевых действиях.
Читайте также: Ударом по заводу “Залив” Украина расширила рамки своей безопасности — комментарий