Убежище смерти: как и почему Россия прячет следы массового убийства в Мариупольском драмтеатре? 

Три года назад Россия целенаправленно разбомбила Мариупольский драмтеатр, совершив чудовищное и циничное преступление против украинских граждан, которые пытались там укрыться. Теперь Кремль заметает следы одного из самых ужасающих военных преступлений против Украины. 

Во что Россия превратила место убийства сотен мирных жителей и как пытаются замести следы военного преступления — об этом в свежем выпуске “Специального репортажа” на телеканале FREEДOM

Автор — Марина Нестерова

Мариуполь в Донецкой области — это город, который стал одним из символов отчаянного сопротивления украинцев. Кремль еще в 2014 году попытался взять его под контроль через свою прокси так называемую “ДНР”, но уже тогда они столкнулись с сильным сопротивлением. Мариуполь остался подконтролен Украине. 

После начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года российские войска вошли в город с особой ненавистью и жестокостью, атаковав его с земли, воздуха и моря, целенаправленно уничтожая мирное население. Именно в Мариуполе российские войска совершили самое массовое одномоментное убийство мирных жителей. 

“Мариуполь бомбили со всех сторон, обстреливали ракетами, реактивной артиллерией и ствольной артиллерией, потом появились самолеты”, — говорит экс-советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко.  

Уже в конце февраля 2022 года оккупанты разбомбили железную дорогу, отрезав возможность эвакуироваться гражданскому населению. 2 марта город оказался в полной блокаде. 

“Люди, которые пробовали выехать, не могли этого сделать, потому что трассы были перекрыты и оккупанты уже стояли на основных направлениях”, — рассказывает исполняющий обязанности главы Мариупольского районного совета Вадим Пикуз

Вадим Пикуз

В городе началась гуманитарная катастрофа: люди остались без света, связи, отопления, воды. В 21 веке мариупольцы готовили еду на кострах, топили снег, чтобы утолить жажду и все это под постоянными авианалетами путинских войск. 

“Авиация залетала как к себе домой, к сожалению, у нас не было ПВО. Россияне равняли Мариуполь с землей, сбрасывали полутонные КАБы. У людей были разрушены дома, им негде было прятаться и они искали убежище”, — говорит Вадим Пикуз.  

Укрытие в Мариупольском драмтеатре

Вера Лебединская — актриса Мариупольского драмтеатра. Она не понаслышке знает, что такое “русский мир”. В 2014 году Вера вынуждена была покинуть Донецк, перебраться в Мариуполь и строить жизнь с нуля. 

“Я не могла понять, какая может быть война. До меня не доходило, что в 21 веке будет война и что такое сделают с городом и людьми”, — говорит Вера. 

Вера Лебединская

Дом Веры Федоровны находился всего в двух остановках от драмтеатра. Когда снаряды прилетали в соседние дома, она решила там укрыться. 

“Было очень громко. Однажды я пошла в подвал в нашем здании, но он был такой, что один вход и один выход. Я поняла, что если в дом будет прилет, то мы окажемся под завалами и не спасемся. Решила отправиться в театр, мне казалось, что я должна там выжить, я была в этом уверена”, — вспоминает актриса. 

Каждый день людей в Мариупольском драмтеатре становилось все больше. Местные знали, что там есть большое бомбоубежище и прочные стены здания. Надеялись, что это спасет от российских бомб, ракет и снарядов, которыми оккупанты буквально день и ночь засыпали город.  

“Мы жили в самом центре на улице Итальянской. С начала марта мимо дома стали очень часто ходить люди с какими-то сумками, котами, собаками, детьми. Драмтеатр для жителей города был будто безопасным местом. Была ж такая информация, что Россия якобы обстреливает только точечно военные объекты. Люди шли в драмтеатр, потому что не верили, что его будут бомбить”, — говорит президент “Мариупольского телевидения” Николай Осыченко

Позже возле драмтеатра должна была начаться официальная эвакуация гражданских. 

“Такие условия были озвучены россиянами — сбор был на площади перед драматическим театром. Мариупольский горсовет подготовил тогда 143 автобуса. Все было готово для того, чтобы вывезти людей”, — вспоминает экс-советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко. 

Автобусы для эвакуации из Мариуполя

На машинах были надписи “люди”. Мариупольцы стояли на площади в надежде на выезд из блокадного города. Но российские военные сорвали эвакуацию, нарушили договоренности и продолжили обстреливать территорию “зеленого коридора”

“Оккупанты категорически не выпускали мирных жителей из города, для них это было невыгодно. У них была такая тактика, что мирные жители, страдая в городе, вынудят Мариупольский гарнизон сдаться”, — говорит Николай Осыченко. 

Театр превратился в импровизированный город — больше тысячи людей сплотились в один механизм и быстро обустроили быт. Была организована полевая кухня, досуг в виде пианино на сцене, где вечером собирались люди, детский сад и маленький медицинский кабинет. Информацию люди получали от радиоприемников или на листах от местной территориальной обороны. Работники театра следили за порядком и вели перепись. 

“В театре кипела жизнь. Мы не знали, когда все это закончится, поэтому просто жили”, — вспоминает актриса Мариупольского драмтеатра Вера Лебединская.

Убежище в Мариупольском драмтеатре

Позже работники театра написали огромными белыми буквами слово “ДЕТИ” перед главным входом в здание. Таким образом они хотели его обозначить как гражданский объект по всем нормам международного гуманитарного права, в надежде обезопасить театр от ударов оккупационной армии. 

Мариупольский драмтеатр

“Ночью было особо слышно прилеты, отлеты, взрывы. Мы каждый раз вздрагивали и просыпались от этого звука, а днем видели дым от прилетов, и зарево от “Азовстали”, — вспоминает актер Мариупольского драмтеатра Игорь Китриш

Более 600 жертв

16 марта 2022 года российская авиация скинула на Мариупольский драмтеатр две авиабомбы.

“Все было как в тумане, помню дыру, людей на лестнице — они уже были мертвы. Там была мать, ребенок и кто-то еще — они все погибли. Когда мы выскочили в вестибюль театра, люди выскакивали с бомбоубежища, кто в крови был полностью, кто в побелке. На полу лежала маленькая девочка, родители над ней наклонились и пытались привести в чувства”, — вспоминает актриса Вера Лебединская. 

Когда прозвучал взрыв, Вадим Пикуз был в паре километров от театра и вместе с мужчинами сразу бросился туда. 

“Мы объезжали драмтеатр вокруг и мы четко увидели момент обрушения. Было видно, что под наклоном заходил снаряд и была еще одна большая воронка рядом. Мы выводили тех, кто был уже ближе к выходу, сразу посадили людей в машины. Кого-то отправляли в другие бомбоубежище, кому-то врачи и наши медики оказывали помощь”, — рассказывает исполняющий обязанности главы Мариупольского районного совета Вадим Пикуз.  

Оккупанты, войдя в город, уничтожили все части Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, поэтому спасать людей из-под завалов уже было некому, и нечем.  

“Десятки людей умерли уже в течение нескольких дней — их просто не могли достать. Они еще были живые под завалами. Некоторые не погибли из-за взрыва или пожара, а от того, что на них все здание посыпалось. Там точно были живые люди. Это просто ужасная смерть. В один момент, такое количество людей”, — говорит экс-советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко.  

Террористический авиаудар по драмтеатру, совершенный армией РФ, забрал жизни более 600 невинных жителей Мариуполя, по официальным данным Мариупольского горсовета. Эти цифры также подтверждает и международная правозащитная организация Amnesty International, а также международное издание Associated Press. Но это только приблизительные цифры, потому что точное количество жертв, погибших в драмтеатре, не удается установить и по сей день. 

Мариупольский драмтеатр

С 20 мая 2022 года Мариуполь находится под оккупацией и к месту трагедии не допустили ни одну международную организацию. После авиаудара Россия пытается тщательно скрыть свою причастность к военному преступлению и цинично обвиняет во всем Украину.

“Днем 16 марта никаких задач, связанных с нанесением ударов по наземным целям в городской черте Мариуполя, российская авиация не выполняла. По имеющимся достоверным данным, боевики националистического батальона “Азов” совершили новую кровавую провокацию, взорвав заминированное ими здание театра”, — заявляли в Минобороны РФ.  

Уже в оккупированном городе генпрокуратура так называемой “ДНР” провела свое якобы независимое расследования.  

“Материалы уголовного дела, допросы очевидцев, уже проведенные экспертизы, исследования свидетельствуют о том, что взрыв в здании драматического театра произошел внутри, при разборе завалов здания драматического театра не было обнаружено ни одного поражающего элемента. Есть показания лиц о том, что незадолго до взрыва, за несколько дней до взрыва, в здание драмтеатра заносилась лицами в военной форме какие-то ящики, мы предполагаем, что, возможно, именно эти ящики детонировали и взорвали здание”, — заявил глава следственного управления Генпрокуратуры “ДНР” Алексей Куцурубенко. 

Доказательства спланированной атаки

Все эти громогласные крики российских пропагандистов — это классическая дезинформация, ведь правду легко восстановить благодаря современным технологиям.

“Исследование, которое проводила Amnesty International, было беспрецедентным в том плане, что оно проводилось в сотрудничестве с компанией, которая с помощью спутниковых снимков и 3D-моделирования смогла воспроизвести события, которые были до, во время и сразу после того, что произошло. Преимущественно эта информация собирается из открытых источников. Мы опросили 53 свидетеля, из них 28 — люди, которые непосредственно пережили этот удар, находились внутри здания или рядом с ним”, — говорит директор Amnesty International в Украине Вероника Вельч

Мариупольский драмтеатр

Правозащитники Amnesty International  пришли к выводу, что на Драмтеатр оккупанты сбросили две 500-килограммовые авиабомбы типа ФАБ-500.

“При моделировании того, когда произошел взрыв, до и после, было понятно, как повредились стены, потолок и так далее. Именно моделирование показало, что это был довольно сильный взрыв и для такого уровня взрыва должна была быть чистая взрывчатая масса в районе 400 до 800 кг. Соответственно, на тот момент российская авиация применяла различные виды вооружения, в основном 500-килограммовые бомбы. Скорее всего, это была комбинация из двух бомб. Для того чтобы был нанесен удар такого типа, речь идет в основном о так называемых ФАБ-бомбах, которые могут нести взрывчатку от 200 до 300 кг. Комбинация двух таких бомб, сброшенных одновременно, дала такой уровень взрыва”, — комментирует Вероника Вельч.  

Эту информацию также подтвердили в Донецкой областной прокуратуре, которая сейчас занимается уголовным производством по делу об умышленной бомбардировке театра.

“Результаты взрыво-технической экспертизы свидетельствуют о том, что причиной разрушения здания Донецкого академического областного драматического театра стал скид, вероятно, фугасной авиационной бомбы типа ФАБ-500, разработанной еще в Советском Союзе и оснащенной фугасной боеголовкой. Ее довольно часто используют военно-воздушные силы РФ. Также удалось установить, что вероятно она была сброшена с самолета вооруженных сил РФ Су-24М, который был носителем указанных авиационных бомб и залетел в воздушное пространство Украины с территории России за несколько минут до атаки по драмтеатру”, — комментирует спикер Донецкой областной прокуратуры Анастасия Медведева.  

Версия о “случайности” такой атаки также была опровергнута. 

“Мы не могли найти никаких других военных объектов, которые находились бы в радиусе драмтеатра и могли бы стать потенциальной целью”, — говорит директор Amnesty International в Украине Вероника Вельч.  

Сложно представить, что оккупанты могли перепутать здание драмтеатра с чем-то другим. 

“Драматический театр в Мариуполе — это очень хорошо узнаваемая культурная памятка. Он находится в центре города в открытой парковой зоне, она очень видимая и довольно-таки изолированная”, — комментирует правозащитница, глава организации “Центр гражданских свобод” Александра Матвийчук

Также была опровергнута версия с подрывом, о котором говорит Россия. 

“Для того, чтобы произошел взрыв такого уровня, взрывчатка должна быть заложена именно в театре, и, скорее всего, это должна была быть либо основная сцена, либо где-то над сценой. И это не просто какой-то маленький ящик с тротилом — это должен быть один кубический метр тротила, занесенный и установленный. Никаких похожих движений в течение 24 часов или в другие даты до 16 марта не происходило. Мы также рассматривали вариант, могла ли быть взрывчатка, установленная на грузовиках, скажем, сверху или где-то сбоку от самого театра. Нет, не могла, потому что обвалился потолок и сложились стены, а это характерно в случае, только если снаряд сбросить сверху. Это является военным преступлением, потому что было поражение гражданских людей, детей, наиболее уязвимых групп, которые защищаются в законе войны. Это было зверство по отношению к гражданскому населению со стороны оккупантов”, — объясняет директор Amnesty International в Украине Вероника Вельч.  

Атака Мариупольского драмтеатра была целенаправленной и такое решение не мог принять офицер среднего звена без приказа сверху. В момент удара драмтеатр имел все признаки гражданского объекта. Первый — это надпись “ДЕТИ” возле главного входа, которую было видно даже на спутниковых снимках. Второе — присутствие большого количества  гражданских внутри и возле театра. Это подтверждают не только слова очевидцев, но и спутниковые снимки, и сделанные накануне фото и видео. 

“Когда мы делали компьютерное моделирование снимков, которые были сделаны до и сразу после, то там не было зафиксировано никаких перемещений — ни военных, ни техники, ни артиллерии, ничего, что дало бы право российским военным считать драмтеатр законной военной целью. Там были только мирные граждане и это был типичный гражданский объект по всем нормам международного права”, — говорит Вероника Вельч.    

Украине удалось идентифицировать российского полковника, который отдал приказ о разрушительном ударе по драмтеатру в Мариуполе. Сергей Атрощенко на момент атаки командовал 960-м штурмовым авиационным полком, дислоцированным в Приморско-Ахтарске Краснодарского края — именно оттуда осуществляли вылеты российских боевые самолеты. За “заслуги” перед родиной полк получил звание “гвардейский” по указанию Путина, а сам Атрощенко был повышен до звания генерал-майора. 

Россия пытается скрыть следы преступления

Добравшись до места преступления Россия сразу же принялась срывать свое злодеяния. Начали с так называемой неофициальной эксгумации тел. 

“Из Драмтеатра всех погибших, кого смогли эксгумировать, достали, погрузили на тракторные лафеты, вывезли и похоронили. Мы даже не знаем, на каком кладбище. Есть три места массовых захоронений в Мариуполе и окрестностях: Старый Крым, Мангуш и Виноградное”, — говорит экс-советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко.  

Россия пыталась сделать все, чтобы скрыть следы своего военного преступления. 

“Делают это довольно цинично. Никого не пускают на оккупированной территории и место трагедии — ни миссии ООН, ни другие международные организации, ни независимых журналистов, ни Международный комитет Красного Креста. Проводят масштабные зачистки и вывозят остатки разрушенных зданий. То есть фактически уничтожают материальные доказательства”, — комментирует правозащитница, глава организации “Центр гражданских свобод” Александра Матвийчук. 

Позже тела местных жителей попросту перекопали бульдозерами и принялись строить новый театр. 

“Строят на руине. Все разобрали, а фундамент травили хлоркой. Драмтеатр — единственное место в Мариуполе, которое россияне травили хлоркой для того, чтобы убрать запах и следы трупного гниения. Можно представить, что там было, что до фундамента надо было протравить, а потом уже сверху заново заливать бетоном”, — говорит экс-советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко. 

Мариупольский драмтеатр

На месте убийства россияне устраивают концерты с пропагандистскими речами и даже приглашают туда дружественные делегации. 

“Можно обратить внимание, что они сейчас вообще не вспоминают, о том, что было. Да, есть вот разрушенный драмтеатр, который восстанавливают, но в информационной повестке дня в России ничего нет про гражданских жертв и обстрелы. Тогда после чего восстанавливается Мариуполь? Такое впечатление, что просто после украинского управления. Типа так плохо управляли городом, что-то он развалился до такого состояния”, — комментирует Петр Андрющенко. 

Преступление против человечности

Атака на драмтеатр в Мариуполе — военное преступления российской оккупационной армии. Об этом также заявило ОБСЕ обозначив, что это нарушение международного гуманитарного права. 

“Материалы по удару по драмтеатру Мариуполе находятся в международном уголовном суде в городе Гаага. Передана вся необходимая информация, которая есть у Офиса генпрокурора. Это преступление, за которое Россия должна заплатить”, — говорит адвокат занимающийся сбором доказательств военных преступлений Юрий Белоус

Такое преступление россиян не имеет срока давности. 

“Россия и конкретные лица, которые, принимали решение об этой целенаправленной атаке и исполняли это решение, будут привлечены к ответственности. Есть почему-то расхожие домыслы, особенно в Российской Федерации, что война все спишет. На самом деле у войны есть правила. Эти правила составляют корпус международного гуманитарного и международного уголовного права и их нельзя нарушать”, — объясняет правозащитница, глава организации “Центр гражданских свобод” Александра Матвийчук. 

Россия, сбросив бомбы на драмтеатр, грубо нарушила все правила и обычаи войны, унеся жизни сотен невинных людей. Атака на Мариупольский театр должна стать отдельной главой в международном трибунале наравне с незаконной депортацией украинских детей и целенаправленным уничтожениям гражданской инфраструктуры. 

“В международном уголовном суде могут быть отдельные производства, и преимущественно, создание там серьезного трибунала или рассмотрение этого, бесспорно, будет идти отдельной статьей. Это огромного масштаба трагедия, в ходе рассмотрения таких дел есть очень много людей, которые непосредственно были причастны к процессу, не только принимали решение, но и имплементировали его. Это целое звено причастных, которые должны понести соответствующие наказания”, — говорит директор Amnesty International в Украине. 

То, что Россия сделала с Мариупольским драмтеатром — это часть спланированной политики. 

“Это часть масштабных преступлений и систематичной политики государства в способе ведения войны. Это преступление против человечности, за что можно судить в международном уголовном суде в Гааге. Атака на драмтеатр должна быть важной составляющей в международных и внутренних расследованиях”, — комментирует адвокат занимающийся сбором доказательств военных преступлений Юрий Белоус.  

Россия, ратифицировав Гаагские положения и Женевские конвенции, демонстрирует полное пренебрежение международными нормами ведения войны. Международные организации уже зафиксировали систематические атаки как часть военной стратегии РФ по уничтожению украинского народа. Это не просто военные преступления, это — геноцид и преступления против человечности, которые будут подвержены правосудию не только в Украине, но и в Международном уголовном суде. 

Читайте также: Перемирие на 30 дней: Киев и Вашингтон согласны, но как себя поведет Путин — мнения экспертов

Прямой эфир