Подсанкционную российскую продукцию вполне реально транспортировать в Калининградскую область морем – в обход Литвы. Об этом в эфире марафона “FreeДОМ” на телеканале UA заявил политический и общественный деятель, политолог Университета им. Миколаса Ромериса Альвидас Медалинскас.
“Понятно, что этот весь шум поднялся не из-за того, что какие-то товары нельзя провезти, а из-за этого желания опять нажимать на одну страну Европейского Союза, НАТО, а может, потом на две, не только на Литву, а и на Польшу или другие страны. И нажимать с тем, чтобы дать этот коридор, чтобы опять влезть одной ногой на территорию Европейского Союза, НАТО, и продолжать дальше провокации. Некоторые люди забывают или не видят, как похожа ситуация с островом Шпицбергеном на севере Норвегии. Россия хотела провезти некоторые товары на этот остров, потому что имеет право по некоторым договоренностям на освоение этого острова, а Норвегия остановила эти корабли. Россия подняла абсолютно одинаковый шум. Сейчас по поводу Калининграда они говорят: вы что, хотите задушить наших, которые там добывают какие-то полезные ископаемые, что мы, не сможем провезти товар и всё такое. Значит, если даже по морю что-то отправить, могут возникнуть проблемы с Россией”, – сказал Медалинскас.
Он подчеркивает, что Европейский Союз должен быть жестким до конца с Россией и не идти на уступки на фоне угроз Литве.
“Нашим партнерам не менее важно понять, что если такие шаги будут сделаны по поводу Литвы, потом Россия, может, захочет что-нибудь сделать похожее по поводу Калининграда. Например, попросить какой-нибудь автомобильный транспорт, потому что железнодорожная колея разная в Польше и Литве, и именно поэтому весь транзит идет между Калининградской областью и Россией через Литву. Россия может попросить от Беларуси провозить автомобилями какую-нибудь гуманитарную помощь страдающим людям Калининграда. А потом в отношении Норвегии попросят провозить туда товары и так далее. То есть, открывается ящик Пандоры”, – считает политолог.
Компания “Литовские железные дороги” объявила о прекращении с 18 июня транзита товаров, подпадающих под санкции ЕС. Глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас заявил о “попытке установления фактической блокады” Калининградской области. Министерство иностранных дел РФ резко раскритиковало ограничения.
21 июня СМИ сообщили, что Литва распространила ограничения на перевозки санкционных товаров в Калининград и на грузовой автомобильный транзит.
В Кремле рассчитывают надавить на Литву как на слабое звено Европейского Союза. Такое предположение высказал политолог Витис Юрконис.
В начале июля СМИ сообщили, что Европейский Союз планирует разрешить транзит подсанкционных товаров через Литву в Калининградскую область в ограниченном количестве.
Жители Литвы никогда не были так напуганы за новейшую историю своей страны так, в последние дни. Это обусловлено войной России против Украины, рассказала политолог-международник Ольга Брусиловская.