После того, как союзники Киева установили ценовой потолок в 60 долларов за баррель, Москва занялась созданием так называемого теневого флота. Старыми танкерами под разными флагами страна-агрессор перевозит почти всю сырую нефть и 40% нефтепродуктов. Теневой флот теперь называют еще и “мусорным”. Ведь старые суда все чаще разливают нефть.
Неправительственная организация SkyTruth, опираясь на спутниковые снимки, заявила о 9 случаях разливов нефти, вызванных танкерами теневого флота России. Однако это не окончательная цифра, считают эксперты.
Потуги нефтяной страны в тени
Россия потратила на создание теневого флота танкеров около 10 млрд долл. Западные санкции в отношении отдельных кораблей и их собственников не смогли существенно повлиять на экспорт российской нефти, делают вывод аналитики.
“В июне 2024 года экспорт достиг 4,1 млн баррелей в день. На момент вступления в силу ограничения цен на сырую нефть, в декабре 2022 года, этот показатель составлял всего 2,2 млн баррелей в день… По состоянию на июнь 2024 года 70% морского экспорта российской нефти осуществлялось на судах теневого флота, в том числе — 89% сырой нефти и 38% нефтепродуктов”, — говорится в отчете Киевской школы экономики.
Согласно ее подсчетам, в российском теневом флоте около 430 танкеров. Под санкциями — всего 72 судна. Кроме того, за последнее время как минимум 21 танкер из этих 72 вернулся к работе.
“Темпы возвращения танкеров в строй растут: за первые 10 дней октября, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg, по меньшей мере семь танкеров приняли груз. Для сравнения, в августе и сентябре их было шесть”, — пишет Bloomberg.
Помешать России получать сверхприбыль от продажи нефти может не только ужесточение санкционной политики, но и общий тренд на снижение цен. Аналитики Bloomberg прогнозируют, что сырье подешевеет до 50 долл. за баррель. Дело в том, что один из крупнейших покупателей — Китай — значительно уменьшил импорт. Кроме того, повлияла на ситуацию на рынке информация о том, что крупнейший производитель нефти в ОПЕК+ Саудовская Аравия собирается нарастить добычу.
Нефтегазовые доходы остаются главным источником наполнения российского бюджета. Эксперты подсчитали: уменьшение цены на Urals до 60 долл. за баррель может привести к тому, что по итогам 2024 года российский бюджет недосчитается 0,5 трлн рублей.
Кроме обвала цен на нефть, Россия может столкнуться и с увеличением себестоимости. Выход иностранных компаний с российского рынка и ограничения на поставку оборудования значительно усложнили процесс добычи нефти в Российской Федерации. Из-за санкций серьезные проблемы возникли у страны-агрессора и с транспортировкой сырья.
Мнения экспертов
Почему странам Европы так сложно разработать единый санкционный механизм для РФ и каким может быть исход в случае, если цены на нефть в мире обвалятся — на эти темы в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Максим Гардус, коммуникационный менеджер Razom We Stand;
- Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова, энергетическим экспертом;
- Олег Устенко, экономист, советник президента Украины (2019-2024 гг.);
- Станислав Игнатьев, глава совета Украинской ассоциации возобновляемой энергетики.
МАКСИМ ГАРДУС: Нужно синхронизировать санкции между всеми участниками процесса
— Самая большая проблема — это несинхронность санкционной политики в различных странах. Не секрет, что “Большая семерка” — это даже не международная организация. У США есть большой и сильный институт санкционных механизмов. США десятилетиями используют санкции как институт внешней политики. У них есть механизмы введения санкций так и добавления в них новых субъектов, отслеживания, информирования об них и так далее.
Для Евросоюза эта инфраструктура достаточно новая. По большому счету она создается на ходу. То есть не во всех странах Европейского Союза есть конкретные департаменты, которые отвечают за санкции.
Нет единого международного санкционного агентства. И это позволяет России менять юрисдикции, маскировать свои активы, пользуясь тем, что в список ограничений в стране А — один, в стране Б — другой, и они — несинхронные. Поэтому россияне ищут и находят лазейки для того, чтобы регистрировать и перерегистрировать свои суда. Но дело не только в судах.
Также недостаточно координации в борьбе с судоходными компаниями, владельцами этих судов, а также с брокерскими компаниями, с крюинговыми агентствами и всем прочим, кто предоставляет услуги этому так называемому “теневому флоту”, который хорошо известен, но недосанкционирован.
То есть нужно расширять санкции на инфраструктуру теневого флота, на все компании, которые его обслуживают. И нужно синхронизировать санкции между всеми участниками процесса.
Никогда не будет окончательного списка санкций, который запретит все. А международное агентство по санкциям будет выявлять текущие схемы, запрещать их, но россияне будут искать новые схемы. Поэтому нужно усиливать международную координацию в этом направлении, чтобы все вместе запрещали одновременно одно и то же.
ВЛАДИМИР ОМЕЛЬЧЕНКО: Изначально санкции не должны были полностью блокировать российскую нефть
— Теневой флот России не только позволяет ей зарабатывать дополнительные деньги на войну, но также и приносит колоссальный экологический ущерб мировому океану и многим морям. Когда эти санкции вводились, не было задачи полностью заблокировать российскую нефть. Потому что считалось, что надо немножко ограничить Россию в ее финансовых возможностях проводить войну. Но не более того.
В принципе, инициаторы санкций считали, что если полностью заблокировать российские нефть и нефтепродукты на мировых рынках, это приведет к значительному повышению цен на энергоносители в мире и значительно ухудшит шансы переизбрания тех или иных руководителей на выборах.
Но эта стратегия, с моей точки зрения, не сработала. И все-таки, несмотря на то, что Россия понесла определенный ущерб от этих санкций, они не были для нее критическими. Она не прекратила боевые действия, как мы видим. Поэтому мне кажется, что более действенными были бы санкции как для Ирана.
Если бы в 2022 году полностью заблокировали выход российских танкеров в Мировой океан и вообще продажу российской нефти, и продавали бы в обмен на продукты питания, война давно бы закончилась.
Теневой флот — это же не основная схема обхода санкций. Потому что Россия где-то за счет теневого флота продает нефти на 10-15 миллиардов долларов в год. А всего доходы от этого сырья дают России до 200 миллиардов долларов. Основная схема совсем другая, и она является легальной.
Не надо забывать, что не все страны в мире объявили России санкции. Их объявили страны Европейского Союза, а также США, Канада, Великобритания, Австралия, Япония. А все остальные не объявляли санкции, и поэтому поставки нефти и газа, например, в Китай или Индию являются абсолютно легальными.
ОЛЕГ УСТЕНКО: Торговля России нефтепродуктами теперь похожа на русскую рулетку
— Санкции представляли собой установление ценового потолка на баррель нефти. И этот ценовой потолок, который в начале полномасштабного вторжения РФ, требовала Украина, находился на уровне 20-30 долларов за баррель нефти. Если бы удалось тогда установить потолок для цен на российскую нефть, Россия не просто не получала бы прибыли, она бы просто покрывала производственные затраты. Это, конечно, не значит, что она бы прекратила производить нефтепродукты.
Мои расчеты показывали, что 10-20 долларов были бы логичной установкой ценового потолка. Но, начиная с декабря 2022 года он был установлен на уровне 60 долларов за баррель.
У “мусорного флота” РФ есть несколько больших потребителей. Прежде всего речь идет, конечно, об Индии, Китае и частично о Турции.
Россияне поняли, что нефть можно возить. Но ты столько нефти не вывезешь со своей территории, сколько ты раньше возил и прокачивал на территорию цивилизованного мира. Россияне нашли еще одну “тараканью” лазейку: возишь нефть, а дальше она перерабатывается и уже в виде готовых нефтепродуктов продается на территории всего мира. Прежде всего, в Индии.
Вторичные санкции заключались в том, что, ребята, вы можете торговать с Россией, но будьте уверены, что ваша торговля будет означать колоссальный удар по вашему собственному бизнесу, соответственно, по вашей экономике. Вот почему, когда мы видим торговлю между Россией и Китаем или Россией и Индией, то это больше похоже на русскую рулетку. Потому что отгружая нефть или любую другую продукцию на территории Китая или Индии, российский бизнес не уверен, получит ли он за это оплату. Или, может, деньги зависнут в юанях или в рупиях в тех странах, куда был отгружен товар. Не факт, что эти деньги потом вернутся на территорию России.
СТАНИСЛАВ ИГНАТЬЕВ: Временный обвал цен на нефть играет на руку Саудовской Аравии
— К сожалению, теневой флот РФ — это больше 600 кораблей, которые уже списаны, это старые суда.
Конечно, заявление Конгресса США ударит по теневому флоту, поскольку оно требует учета всех суден, которые перевозят разные горюче-смазочные материалы. Поэтому тут очень важно, чтобы это решение было исполнено, чтобы проверялось береговыми охранами каждой из стран. Уже зафиксировано шесть разливов нефти, даже у берегов Таиланда, который славится своими пляжами.
Очень тяжело говорить о репутациях компаний, которые покупают эту нефть.
На сегодняшний день Саудовская Аравия очень хочет увеличить свое присутствие на рынке нефтепродуктов. Объем месторождений в России исчерпывается, поэтому саудиты имеют больший объем разведданных. Временный обвал цен на нефть позволит Саудовской Аравии привести к очень тяжелой ситуации рынок нефтепродуктов, который формирует Россия. Исходя из этого, саудиты займут все свободные ниши. И не будем забывать, что качество нефти, которая добывается в Саудовской Аравии, несколько выше, чем российская.
Мы переживаем второй этап в истории нефтедобычи, когда обесценивается нефтедоллар. Европейские партнеры и Украина обваливают рынок газа из Российской Федерации, а исходя от позиций саудитов как раз и обваливается еще и нефтедоллар. Поэтому я думаю, что это очень сильно повлияет на экономическое состояние Российской Федерации. Будем надеяться, что это и повлияет на окончание войны в Украине.
Читайте также: Добурились: как Россия потеряла статус энергетической сверхдержавы