Специально обученные дети: как в России создают “Путинюгенд” для защиты кремлевского режима

Российских школьников учат собирать автоматы и управлять дронами, для них устраивают военные учения. Детей учат ненавидеть и героизируют для них преступников. 

Как Кремль воспитывает из обычных школьников безропотных солдат? Во что превратилась образовательная система в РФ за почти три года кровавой войны? Какое будущее у детей, которые вырастут в условиях индоктринации? Об этом рассказывает свежий выпуск “Специального репортажа” на телеканале FREEДOM

Автор — Марина Нестеренко

“Разговоры о важном”

Российская школа превратилась в кузницу солдат для Путина и инструмент взращивания ненависти к цивилизованному миру. Для накачивания детей путинской пропагандой и милитаризации школьного образования и воспитания из российской государственной казны выделяются щедрые суммы и внедряются новые инициативы. 

В школах проводят так называемые внеклассные уроки “Разговоры о важном” — каждый понедельник каждой учебной недели в каждой российской школе. Любовь к режиму прививают с первого класса: поднимают флаг, поют гимн. 

“Это интересные уроки, где ребята неформально обсуждают те проблемы и те вопросы, которые их интересуют со сверстниками и учителями”, — говорит министр просвещения РФ Сергей Кравцов. 

Вот только в реальности все совсем иначе. Темы этих разговоров определены и спущены министерством просвещения. Они больше похожи на агитки, при помощи которых школьникам рассказывают о величии России во всех сферах жизни. Говорят и о так называемой “СВО”, Украине и западных странах. 

“Это пропагандистские уроки, на которых, что называется, детей учат родину любить и учат Путина любить. Рассказывают о том, что “специальная военная операция” — это хорошо и как аннексия Крыма замечательно повлияла на РФ”, — комментирует российский журналист Илья Давлятчин

Так, “важным” считается то, что Россию окружили враги. 

“Важным” они считают, что Россия является носителем духовных ценностей. Для них “важно”, вероятно, чтобы убийцы и преступники приходили на уроки. “Важным” они считают фашизм на грани нацизма”, — говорит педагог Дмитрий Зицер

Это опасная и злая форма пропаганды, потому что завуалированная. Иногда “Разговоры о важном” проводит лично российский диктатор Путин. 

“В зоне действия “специальной военной операции” сейчас находится мой отец. И у многих ребят, сидящих в классе, тоже там находятся родственники. Чем мы, школьники, можем помочь, кроме плетения маскировочных сетей и написания писем”, — спросил как-то школьник у Путина на уроке. 

Путин традиционно заговорил о борьбе с так называемым неонацизмом. 

“Ваш внутренний настрой — это и есть самая главная помощь и поддержка и основа единства российского общества, база для всех наших побед. Все ваши близкие люди выполняют важнейшую государственную миссию по защите — мы все вместе боремся с неонацизмом”, — заявил Путин.  

“Разговоры о важном” внедрили в 2022 году, спустя полгода после начала кровавой войны против Украины. Именно тогда кремлевская пропаганда взялась за школу с особым рвением. 

“Сначала это были какие-то единичные уроки, посвященные борьбе с Западом, контрсанкциям, “русской весне”, Крыму. Постепенно за эти два года государство адаптировалось и пропаганда стала постепенно проникать. То, что было сначала на уроках истории, на “Разговорах о важном”, постепенно стало частью и географии, и окружающего мира в начальной школе, и ОБЖ”, — комментирует Даниил Кен, глава независимого профсоюза “Альянс учителей”.  

Атмосфера войны в школах

В российских школах ввели новый урок — “Основы безопасности и защита родины”, который заменил “Основы безопасности жизнедеятельности”. 

“До этого это был предмет, который хотя бы на уровне названия предполагал безопасность. А превратилось это в предмет о том, как защищать родину. Вопрос — от кого защищать?”, — говорит педагог Дмитрий Зицер. 

На этих уроках детей обучат азам военной подготовки, обращению с оружием, а также отправляют на настоящие военные сборы. 

“Включены модули, на которых дети уже смогут научиться работать со стрелковым оружием, научиться разбирать-собирать и выполнять ориентировочные стрельбы, а также участвовать в военно-патриотических соревнованиях”, — заявил учитель ОБЗР Сергей Крохмалев.  

Часть учеников российских школ и колледжей еще до выпуска научатся управлять дронами. Для этого Минобороны закупило 17 тыс. учебных беспилотников. На местах оборудовали классы, построили полетные зоны, закупили 3D-принтеры. Дети изучают строение беспилотников, чтобы уметь самостоятельно их собирать и ремонтировать. 

“Мы видим, что пока это относительно массовая, но очень разношерстная и разнообразная инициатива в отдельных регионах и школах”, — говорит Даниил Кен, глава независимого профсоюза “Альянс учителей”. 

Патриотизм и чувство ответственности решили усилить еще и “общественно-полезными” работами. В программу вернули “Трудовое воспитание”. 

“У детей формируется потребительское отношение к жизни. А кто идет с трудом по жизни, достигает успехов не только в работе, но и в семейной жизни”, — заявил российский депутат Михаил Киселев.  

На уроках труда учить будут все — от 3D-моделирования до животноводства. Кроме того, нужно обязательно помогать фронту — например делать костыли для искалеченных российских военных или окопные свечи. 

Вне уроков российские школьники плетут маскировочные сети, создают на 3D-принтере устройства для скоростной зарядки автоматов Калашникова и пакуют посылки на фронт. 

“В школах буквально создается атмосфера войны и все мероприятия в той или иной степени милитаризированны”, — говорит основатель проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев

Воспитание в любви к отечеству не обошло стороной даже уроки музыки. Теперь на них учат творчество артистов, которые пропагандируют кремлевские псевдоценности. 

Кроме того, фундамент для пропаганды и так называемого патриотического воспитания заложили еще в одном новом школьном предмете — “Семьеведение”. Детей будут учить “многодетности и целомудрию”. 

“Один из признаков фашизма — это когда государство залезает к нам с вами в постель и под одежду, когда государство диктует нам, каким образом строить отношения с близкими”, — комментирует педагого Дмитрий Зицер. 

На такие уроки приглашают священников и депутатов от путинской партии “Единая Россия”. 

“Цель этого урока — это пропаганда семейных ценностей. Я почти убежден, что рано или поздно это точно так же выродится в пропаганду войны, но только с разделением гендерных ролей — мальчику будет уготована роль воина, а девочка должна спокойно ожидать любимого с войны”, — комментирует основатель проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев. 

Преступники учат детей

В попытках взрастить в российских детях чувство долга и жертвенность, а также лояльность к войнам, власти прибегли к вопиющей практике — к так называемым патриотическим дисциплинам и урокам привлекают участников путинской “СВО”. По факту, военных преступников, которых героизировала кремлевская пропаганда. Вернувшиеся с войны солдаты зачастую еще и уголовники, но их привлекают к работе с российскими школьниками. 

“Таким образом дети будут понимать, что пойти и совершить что-то противозаконное нестрашно, потому что если ты попадешь в тюрьму, то можно быстро оказаться на фронте и быть помилованным. А еще таким образом можно стать “героем” и уважаемым человеком”, — считает Хельга Пирогова, заместитель председателя профсоюзной организации “Альянс учителей”. 

“Герои” путинской войны давно интегрированы в учебный процесс и ходят на так называемые “Уроки мужества” с 2022 года. 

Например, Максим Таначев в 2021 году был осужден на 8 лет колонии строго режима за продажу наркотиков. Его завербовали в ЧВК “Вагнер”, он убивал невинных людей в Украине, получил помилование от Путина и  теперь рассказывает детям о “мужестве” и “защите родины”.

“Эти люди — автоматически преступники, если они приехали в Украину в том или ином качестве. Даже неважно, сидели они до этого в тюрьме или нет. Они преступники”, — говорит педагог Дмитрий Зицер.  

Никита Семьянов для Кремля “герой Бахмута”. В 2021 году был осужден за убийство и помилован Путиным. Теперь Семьянов — завсегдатай военно-патриотических мероприятий для школьников, несмотря на свидетельства о растлении малолетних в прошлом. 

Никита Семьянов

“Это люди с криминальным прошлым, которые сидели в тюрьмах за тяжелые преступления. Они пошли на войну и снова почувствовали, что что можно убивать. Государство им говорит: “Вы теперь герои, вы защитили Россию и искупили все свое вину”. Им раздали ордена и медали и теперь массово заманивают в школы провести “урок мужества”, стать учителем или замдиректора по воспитанию”, — рассказывает Даниил Кен, глава независимого профсоюза “Альянс учителей”. 

Школы действуют по указке Путина, а кремлевский правитель объявил бывших участников войны против Украины новой элитой и поручил задействовать в сфере образования и воспитания. 

“Эту работу мы будем расширять. Пройдя определенную подготовку, те, кто хочет работать в школе, могут это сделать с учетом определенных требований”, — заявил министр просвещения РФ. 

“Герои “СВО” после небольших курсов и без какого-либо педагогического образования начинают работать с детьми. 

Пройдя программу переподготовки в специально созданном для этого центре, учителем “Основ безопасности и защиты родины” стал ранее осужденный за избиения, шантаж и лишение свободы семи женщин Андрей Шинягин. Он — бывший участник войны против Украины.

“За годы существования человечества выработались какие-то общечеловеческие нормы. Мы должны беречь своих детей и не приводить к ним преступников. Сейчас в России нарушили этот консенсус, в школы приходят убийцы и преступники”, — говорит педагог Дмитрий Зицер. 

2024-2025 учебный год станет беспрецедентным по объему пропаганды на уроках. Школы отведут на донесение идей и нарративов Кремля 1,3 тыс. часов из 11 тыс. учебных — это почти 12% всех занятий, подсчитало издание “Агентство”. 

Военные учения для детей

Милитаризация идет не только в школах — российских детей и подростков массово втягивают в так называемые молодежно-патриотические организации. Главные из них — пионерия имени Путина “Движение первых” и пионерия имени Шойгу “Юнармия”. 

Эти организации возникли еще до полномасштабной войны, а в 2023 году появился центр военно-спортивной подготовки “Воин”. Эти движения якобы добровольные, но на деле детей принуждают присоединяться к ним.

“Дети и семьи, которые вступают в это движение, получают различного рода преференции — им обещают баллы при поступлении в вузы, а по окончанию школы выдают бесплатные путевки в детские лагеря или оздоровительные центры”, — рассказывает основатель проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев.  

Говорят, что в некоторых школах детей записывают в “Юнармию” автоматически по умолчанию. Это одна из важнейших организаций для Кремля, которая с 2015 года работает под патронатом Министерства обороны. Юных ребят воспитывают не только в духе кремлевского “патриотизма”, но еще и дают базовые навыки военной подготовки. В ряды “Юнармии” берут не только школьников, но и воспитанников детских садов.

“Они учат детей существовать в условиях жесткой дисциплины и отсутствия необходимости размышлений. Тебе сказали — ты сделал”, — комментирует заместитель председателя профсоюзной организации “Альянс учителей” Хельга Пирогова.  

Не менее масштабно в России “Движение первых”, которое создано по указанию Кремля и негласно слывет путинской пионерией. 

“В эти движения втянули 4 млн школьников. Они тоже, как и “разговор о важном”, построены по принципу, что большая часть — это что-то не сильное политическое, но понемногу туда внедряют пропаганду”, — говорит глава независимого профсоюза “Альянс учителей” Даниил Кен. 

Существуют и откровенно милитаристские проекты. Например, “Наставник — Защитник” — это сборы, которые проводят ветераны так называемой “СВО”. А “Зарница 2.0” — это военно-патриотическая ролевая игра, существующая еще с советских времен. 

“Это буквально имитация военных действий — военное обмундирование, имитация различного вооружения, сборка-разборка автоматов, дроны, гранатометы. Дети разделены на команды и выполняют задачи — захват боевых точек, форпостов, управление танковыми колоннами. То есть это прямо масштабные такие военные учения, только с участием детей. По официальным отчетам, в них приняли участие порядка 800 тыс. человек. На это было выделено из бюджетов регионов более 100 млн рублей”, — рассказывает основатель проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев. 

По поручению Путина по всей России активно создаются патриотические центры “Воин”. Существует уже свыше 20 отделений и в перспективе они должны быть во всех регионах. В качестве наставников — все те же ветераны путинской войны, которые готовят подростков к службе в вооруженных силах РФ. До конца 2024 года там обучат 30 тыс. подростков. 

“Боевые навыки и пропаганда срочной службы — это основная цель всей этой индустрии, которую построили в школах России. Они буквально рекрутируют новых солдат для путинской войны”, — основатель проекта “Не норма” Дмитрий Цибирев.  

Поколение, которое будет защищать кремлевский режим? 

Школа, внеклассные занятия, встреча с новыми ветеранами, помощь армии и молодежно-патриотические организации — все это направлено на милитаризацию сознания детей и взращивание солдат для войн кремлевского диктатора. К моменту выпуска из школы их судьба может быть уже предначертана — идти убивать в интересах власти. Именно для этого весной 2023 года Путин подписал закон, который разрешил вчерашним школьникам по достижению 18 лет заключить контракт с вооруженными силами России. 

“Вся страна должна за фюрера пойти одним строем. И, собственно, к этому сейчас Россия и движется”, — говорит журналист Илья Давлятчин. 

Милитаризация детей и подростков в России будет только нарастать. 

В следующем году режим планирует профинансировать создание еще несколько новых организаций и усилить поддержку всех существующих движений. На молодежно-патриотические инициативы в бюджете 2025 года предусмотрено более 66,5 млрд рублей. По подсчетам “Агентства”, расходы российской государственной казны на “патриотическое воспитание” оказались в 1,5 раз выше планируемых, а в сравнении с довоенным периодом — выросли в 20 раз.

Милитаристская машина Кремля будет набирать обороты и современный подход к образованию в России уже напоминает нацистскую Германию. Вместо всестороннего развития детей, акцент делается исключительно на политической идеологизации. 

“Проводились исследования, в том числе над теми, кто вырос в нацистской Германии и попал под воздействие пропаганды с возраста до 10 лет. Они до конца своей жизни полностью не могли избавиться от этой пропаганды и до конца своей жизни считали, условно говоря, что “не все так однозначно”, — говорит политический аналитик Ольга Курносова.  

Масштабы провоенной пропаганды в образовательных учреждениях и вовлечения детей и подростков в России в военно-патриотические движения уже стали темой для обсуждения на различных международных площадках. В феврале 2024 года Комитет ООН по правам ребенка призвал Россию прекратить политизацию и милитаризацию школ. 

“Пройдет много лет и, возможно, произойдет в какой-то степени отрезвление общества. А вот детям, которые были воспитаны в это время и на этих ценностях, будет очень сложно от этого избавиться”, — говорит глава независимого профсоюза “Альянс учителей” Даниил Кен. 

Дети, воспитанные в атмосфере военной пропаганды и милитаризации, и попавшие в школьные годы под контроль режима, вырастут не просто солдатами, а настоящими фанатиками идеологии кремлевского диктатора. Вместо общечеловеческих ценностей, которые прививают детям в цивилизованных демократических и свободных странах, у российских школьников сформируются искаженные представления о добре и зле, мире и войне. Для них легализуют насилие, и убедят, что жертвенность во имя отчизны — это священный долг. Путин и его приспешники целенаправленно готовят “путинюгенд”, который защитит режим от любого, кого Кремль назначит своим врагом.

Читайте также: Солдаты “в розницу” из разных уголков мира: из кого сколачивают путинскую армию

Прямой эфир