Пока Кремль ищет новых союзников среди стран-изгоев для пополнения своих военных запасов, государства Европы активно увеличивают собственное производство вооружений. И делают они это не просто так, а перед лицом угрозы, которую несет в себе именно Россия.
Европейская безопасность: путь к автономии
Аналитики американского Института изучения войны (ISW) отмечают, что Кремль использует ту же риторику, что и перед вторжением в Украину, чтобы подготовить информационные условия для возможной агрессии против стран НАТО. Тем временем генеральный секретарь НАТО призвал к увеличению производства вооружений.
Помощник Путина и бывший секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев заявил, что финское население якобы относится к России дружественно, в отличие от властей, тогда как Запад “превращает Финляндию в плацдарм” для агрессии против Москвы. Кроме того, он напомнил, что Финляндия ранее входила в состав Российской империи. В ISW отмечают, что подобные заявления Россия делала и перед полномасштабным вторжением в Украину.
“Кремль использовал похожие ложные нарративы о дискриминации украинским правительством русскоязычных меньшинств в Украине и военных угрозах, которые Украина якобы представляет для России, чтобы оправдать вторжение Москвы в Украину”, — говорится в отчете ISW.
Эксперты предупреждают, что подобная риторика свидетельствует о том, что Россия рассматривает возможность нападения на другие страны, включая членов НАТО. В ответ на эту угрозу Североатлантический альянс должен активизировать выпуск вооружений, заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте во время встречи с президентом США Дональдом Трампом в Вашингтоне.
“Нам нужно производить больше оружия. Мы делаем недостаточно. Ни в США, ни в Европе. Мы отстаем, если сравнивать с россиянами и китайцами. У США — огромная оборонная промышленная база, европейцы покупают в четыре раза больше здесь, чем где-либо, и это хорошо. Однако нам нужно делать больше”, — заявил Марк Рютте.
В январе 2025 года верховный главнокомандующий союзными войсками по трансформации Пьер Вандье сообщил, что НАТО внедряет новые подходы в оборонное планирование, нацеленные на расширение производства вооружений. Однако президент США не разделяет беспокойства союзников, заверив, что Вашингтон не допустит нападения России на страны НАТО.
“Нет, я не думаю, что это произойдет. Этого не произойдет. Мы сделаем так, чтобы этого не произошло”, — заявил Дональд Трамп.
Тем временем в Европе осознают необходимость усиления обороноспособности. Президент Франции Эммануэль Макрон обсудил увеличение оборонных расходов с главой правительства. На следующий день он провел встречу с представителями французского оборонного сектора, поставив перед ними задачу “производить больше и быстрее”, а также активнее инвестировать в технологии, такие как искусственный интеллект и беспилотники. Франция ежегодно выделяет на оборону около 50 млрд евро, но планирует удвоить этот бюджет.
Для сдерживания России Макрон предложил союзникам рассмотреть возможность использования французского ядерного арсенала.
“Похоже, эта агрессия не знает границ. Россия продолжает перевооружаться. Кто в этом контексте может поверить, что Россия остановится в Украине? Россия стала угрозой для Франции и для Европы. Мне очень досадно, что это так. Убежден, когда-нибудь в будущем на нашем континенте наступит мир, и Россия снова будет мирно настроена. Но ситуация, которую я вам обозначил, это реальность, и мы должны на это реагировать”, — заявил Эммануэль Макрон.
Вопрос конкурентоспособности Евросоюза, особенно в сфере обороны, станет ключевой темой саммита лидеров ЕС 20 марта, заявил глава Европейского Совета. Он подчеркнул, что поддержка Украины является важной частью этой стратегии.
“Наша дальнейшая поддержка Украины, необходимость инвестировать в нашу оборону и нашу конкурентоспособность тесно связаны между собой. Более конкурентоспособный союз будет более сильным союзом, способным лучше защищать своих граждан, свои интересы и ценности на мировой арене”, — отметил председатель Европейского Совета Антониу Кошта.
6 марта на саммите в Брюсселе лидеры ЕС одобрили план Европейской комиссии по перевооружению Европы. Урсула фон дер Ляйен сообщила, что в рамках инициативы планируется мобилизовать более 800 млрд евро, а также предоставить 150 млрд в виде кредитов на оборонные нужды стран ЕС и поддержку Украины.
За пятилетний период импорт вооружений европейскими странами вырос на 105%, при этом США поставили 64% этих вооружений, что значительно выше показателя 2015-2019 годов (52%).
Рост закупок оружия странами Евросоюза объясняется стремлением поддержать Украину и усилить собственную обороноспособность. В результате Киев стал крупнейшим мировым импортером вооружений, увеличив закупки в 100 раз по сравнению с периодом до 2020 года.
В условиях ухудшения глобальной безопасности и роста агрессивных действий России страны Европы рассматривают возможность увеличения оборонных расходов за счет новых совместных займов, существующих фондов ЕС и усиления роли Европейского инвестиционного банка. В начале марта в Брюсселе президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен анонсировала начало реализации программы REARM Europe стоимостью 800 млрд евро, направленной на укрепление безопасности континента.
“Мы работаем над новым инструментом, чтобы дать возможность нашим государствам-членам через совместные закупки приобретать необходимый военный потенциал, который затем будет передан Украине. Типичными примерами являются датская или чешская инициативы. Но, конечно, с поддержкой в размере 150 млрд евро, где определенная доля должна быть направлена для развития потенциала Украины, это также является большим шагом вперед для поддержки этой выдающейся армии”, — отметила глава Еврокомиссии.
В 2025 году Киев получит дополнительную финансовую помощь в размере 33 млрд долларов от 26 европейских государств. Также 9 марта Украина подписала меморандум с производителем системы ПВО IRIS-T, который предусматривает трехкратное увеличение поставок ракет и противовоздушных систем, сообщил министр обороны Украины Рустем Умеров. Параллельно страна расширяет собственное производство вооружений. По словам премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, возможности оборонно-промышленного комплекса Украины за последние два года выросли в 35 раз.
За 2024 год Украина выпустила почти 1 млн дронов, а на 2025 год запланировано производство 2,5 млн беспилотных летательных аппаратов. В проекте задействованы более 500 украинских компаний, добавил Денис Шмыгаль. По словам главнокомандующего ВСУ Александра Сырского, беспилотные системы не только помогают удерживать фронт, но и способствуют продвижению украинских войск вперёд.
Великобритания и Франция ведут переговоры с 37 странами Европы, Содружества Наций и Азии о формировании так называемой “коалиции желающих”. В случае мирного урегулирования войны эти страны окажут Украине военную и финансовую помощь, включая поставки вооружений, авиации и военно-морских судов.
На фоне роста угрозы со стороны России страны Европы планируют увеличить военные расходы до 3% ВВП и более уже к июньскому саммиту НАТО в Гааге, сообщает Financial Times. НАТО также намерено срочно наращивать производство вооружений по обе стороны Атлантики. Польша, которая уже тратит на оборону около 5% ВВП, призывает увеличить военные расходы в странах НАТО до 3% ВВП немедленно. Германия также намерена значительно увеличить оборонные расходы.
Состояние военно-промышленного комплекса Европы в оценках экспертов
Удастся ли Европе ускорить перевооружение и пересмотреть оборонную политику в краткие сроки? Остановит ли российскую агрессию усиление обороноспособности европейских стран? На каком вооружении стоит сделать акцент и какую роль в усилении Европы сыграет Украина? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили:
- Евгений Добряк, народный депутат Украины VI созыва, эксперт-международник;
- Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова;
- Александр Антонюк, политолог;
- Денис Кузьмин, эксперт Центра международных исследований Одесского национального университета им. И. Мечникова;
- Олеся Яхно, политолог.
ЕВГЕНИЙ ДОБРЯК: Европа медленно, но уверенно перевооружается
— На сегодняшний день Европа сталкивается с новыми вызовами и угрозами, которые требуют пересмотра вопросов безопасности. Разрыв трансатлантического единства между Соединенными Штатами и Европой приводит к необходимости пересмотра подходов к обороне и укреплению безопасности на континенте. В этом контексте особое значение приобретают поддержка Украины, развитие новой архитектуры безопасности и усиление внимания к вопросам ядерного сдерживания.
Франция, например, заявила о готовности предоставить свой “ядерный зонт” для защиты европейских государств. Это демонстрирует комплексный подход к укреплению безопасности, включающий активизацию военно-промышленного комплекса Европейского Союза. Важную роль здесь играют такие корпорации, как немецкий Rheinmetall и французский Dassault, а также другие европейские компании, способные обеспечить необходимый уровень обороноспособности как для Европы, так и для Украины.
Вопрос новой архитектуры безопасности остается открытым: каким образом она будет выглядеть и какие государства примут в ней участие? В этом контексте Турция заявила о своей готовности участвовать в создании новой системы безопасности в Европе, учитывая существующие вызовы и ослабление НАТО. Подобные инициативы поддерживают Великобритания, скандинавские страны, страны Балтии и Польша. В этой системе может занять ключевое место Украина, а формирование Балто-Черноморской дуги безопасности способно сыграть значительную роль в укреплении обороны континента.
Таким образом, в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе Европа сосредоточена на нескольких ключевых направлениях: активизация военно-промышленного комплекса, создание новой архитектуры безопасности, консолидация европейских государств и поддержка Украины. Все это направлено на обеспечение безопасности не только Европы, но и Украины, а также всего европейского континента.
На данный момент военно-промышленный комплекс европейских стран не соответствует параметрам, необходимым для обеспечения полноценной обороноспособности и эффективной поддержки Украины. Долгое время Европа полагалась на “зонтик безопасности” со стороны США, что привело к ослаблению ее собственного оборонного производства. Однако сейчас наблюдается его активное восстановление и усиление технологического потенциала.
Например, французский аэрокосмический концерн Dassault объявил, что может производить до двух-четырех боевых самолетов в месяц, что является важным шагом к увеличению европейского военного производства. Аналогично, Rheinmetall и другие предприятия активизируют выпуск боеприпасов и военной техники.
Сохранение трансатлантического единства остается важным фактором. Европейские страны по-прежнему зависят от финансовых и технических ресурсов США, которые поставляют вооружение как для самих европейских государств, так и для Украины. Эта программа требует постоянной реализации и значительных финансовых вложений.
Отдельное внимание уделяется ядерной безопасности. Франция готова предоставить свои ядерные боеголовки для ядерного сдерживания и поддержания паритета в Европе, в первую очередь — против угроз со стороны России. Это решение демонстрирует стремление европейских стран к самостоятельному обеспечению безопасности без полного расчёта на Соединенные Штаты.
МИХАИЛ ПАШКОВ: В ближайшие годы НАТО модернизируется, о новом формировании говорить рано
— Я бы с осторожностью относился к идее переформатирования блока НАТО. Впереди саммит, который покажет, насколько изменилась политика США на евроатлантическом направлении. Однако, скорее стоит говорить не столько о переформатировании самого НАТО, сколько о трансформации европейских стран в рамках альянса с участием Канады, Японии, Австралии и Южной Кореи.
Возможны более широкие форматы сотрудничества, но костяк будущего альянса, так называемого “альянса желающих”, о котором говорил премьер-министр Великобритании, будет состоять из европейских стран. Ведущими двигателями этого процесса, безусловно, станут Франция, Германия и Великобритания.
Очевидно, что формат европейского взаимодействия будет расширяться. Что касается самого НАТО, то, возможно, стоит взять паузу и оценить текущие позиции США на евроатлантическом направлении. Необходимо учитывать не только официальные заявления, но и дискуссии в Сенате и социальных сетях. В данном контексте речь идёт скорее о консолидации европейских участников при привлечении международных партнеров.
Есть мнения, что НАТО может измениться, а параллельно с ним может сформироваться новый союз европейских стран, сосредоточенный на обороне. Однако НАТО включает не только Европу и США, но также, например, Турцию. Страны, не входящие в ЕС, но являющиеся стратегическими партнерами США и Европы в оборонной сфере, могут найти свое место в новой структуре, если она возникнет.
Важно понимать, есть ли в этом смысл и насколько это соответствует интересам союзников.
Прогнозировать появление нового образования сейчас, возможно, преждевременно. Однако Турция играет важную роль в поддержке Украины, особенно в Черноморском регионе.
В то же время она остается членом НАТО, хотя ее отношения с ЕС не всегда безоблачны. Тем не менее политика сотрудничества европейских партнеров стремится сглаживать эти разногласия.
Определенная модернизация НАТО и его внутренних норм будет происходить постепенно. Предстоящий летний саммит станет важным показателем этого процесса. НАТО адаптируется к новым реалиям, а внешняя политика США неизбежно влияет на трансформацию альянса. Эти изменения будут происходить поэтапно, и их влияние на евроатлантическую безопасность станет очевидным в ближайшие годы.
АЛЕКСАНДР АНТОНЮК: Важно не просто наращивать вооружение, а инвестировать в современные технологии
— Вопрос бюджетирования производства в ВПК, то есть перевооружения, уже давно назрел.
Однако нашим европейским партнерам следует учитывать, что воюет не оружие, а человек. Это означает, что помимо перевооружения стран НАТО и Европы в целом необходимо готовиться к проведению учений, созданию объединенных сил и разработке специальных операций, как это делает Украина.
Я считаю, что уже к лету хотя бы на политическом уровне следует объявить о создании некоего европейского блока безопасности. В него, на мой взгляд, должны войти Украина, Великобритания, Турция и другие страны. Перевооружение — это важно, но оно должно сопровождаться четкими действиями и координацией. Когда мы говорим о безопасности, мы должны понимать, что это не просто стратегия, а практическая составляющая, включающая создание штаб-квартир и совместных структур.
Современная война показывает, что классические виды вооружений отходят на второй план. Например, нет смысла иметь огромную армию танков, если у вас отсутствует воздушное прикрытие.
Поэтому ключевое внимание сегодня должно быть уделено производству дронов. В этом направлении европейские страны пока значительно отстают. Лидирующие позиции занимает Китай, а Украина делает все возможное, чтобы удерживать передовые позиции.
Количество дронов напрямую влияет на эффективность работы Вооруженных сил и сил обороны. Яркий пример — Черное море. Благодаря морским дронам Главного управления разведки и Министерства обороны Украины было уничтожено как минимум 33% Черноморского флота России, что вынудило его покинуть оккупированный Крым. Это один из ключевых факторов, на который нашим европейским партнерам стоит обратить внимание.
Дроны дешевле, но при этом их эффективность крайне высока. И, учитывая современные тенденции, к концу года они начнут играть не просто тактическую, а стратегическую роль.
Поэтому, когда речь идет о перевооружении, необходимо учитывать не только традиционные виды вооружений, но и инвестировать в современные технологии, которые являются более эффективными и экономически целесообразными.
Но важен не только процесс перевооружения, а создание реальной системы безопасности в Европе. Это возможно только через интеграцию вооруженных сил европейских стран. Именно так можно сформировать качественную зону безопасности.
Поэтому я убежден, что в рамках НАТО должен быть создан отдельный европейский блок безопасности. Его формирование — это наша совместная инициатива с Великобританией и Турцией. В дальнейшем в него могут войти и другие страны.
При этом важно не просто обсуждать этот вопрос на политическом уровне, а реализовывать конкретные программы, которые будут максимально эффективны.
Безусловно, любые изменения в сфере безопасности имеют политическую составляющую. Однако когда речь идет о защите Европы, необходимо действовать на опережение. Важно создавать зоны безопасности в Балтийском и Черном морях, разрабатывать конкретные стратегии и проводить учения, а не просто ждать возможных угроз, например, коалиции России с другими странами.
ДЕНИС КУЗЬМИН: Европе придется отказаться от иллюзий пацифизма и перейти к реальным шагам
— Активизация европейских стран в вопросах обороны — это не просто позитивный сигнал, а стратегический шаг, который может укрепить их позиции. Дональд Трамп неоднократно указывал, что у Европы не хватает “карт” для самостоятельной безопасности. Сейчас европейские страны стараются восполнить этот пробел, но очевидно, что без поддержки Соединенных Штатов они пока не могут полноценно обеспечить свою безопасность.
Тем не менее Евросоюз стремится усилить и реанимировать свою общую оборонную политику, о необходимости которой говорят уже десятилетиями. Еще в середине 2000-х обсуждались серьезные проекты создания общеевропейской армии.
Однако достижение консенсуса в ЕС всегда сталкивается с препятствиями — будь то позиция Венгрии или разногласия других государств. Поэтому рассматриваются альтернативные сценарии, включая участие 37 стран в новой коалиции.
Важно, что этот проект не привязан ни к ЕС, ни к НАТО, что позволяет избежать провокационного эффекта в отношении России. В него могут войти государства, не являющиеся членами Евросоюза, включая Великобританию, Норвегию, а также нейтральные страны, такие как Австрия и Швейцария. Эта коалиция потенциально способна сформировать собственный фонд для закупки вооружения у европейских производителей.
Существует реальный шанс, что подобные инициативы наконец выйдут за рамки обсуждений и приведут к практическому увеличению оборонных бюджетов стран Европы. Они должны осознать, что наращивание военной мощи — не только вопрос поддержки Украины, но и их собственных национальных интересов в отношениях с США и Россией.
Создание автономного европейского компонента безопасности может стать частью новой архитектуры обороны Европы. Украина, в свою очередь, должна рассматривать варианты присоединения к этой системе, поскольку обеспечение нашей безопасности без международной поддержки также остается сложной задачей. Чем больше будет реальных действий со стороны европейских стран, тем сильнее станут и наши переговорные позиции.
Ядерная мощь Великобритании тесно связана с США — у страны есть лишь подводные лодки, а обслуживание ядерного арсенала осуществляется совместно с Вашингтоном. Франция же обладает полностью автономным ядерным потенциалом, не входя в команду НАТО по ядерному планированию.
Несмотря на меньший масштаб ядерных сил по сравнению с США и Россией, главное преимущество Франции — независимость в принятии решений. Согласно конституции страны, вопросы ядерного оружия находятся в исключительной компетенции президента, что не требует одобрения парламента.
Однако пока Франция не заявляла о готовности взять под свой “ядерный зонтик” всю Европу, включая Украину. Хотя это амбициозный проект, активная позиция Парижа в этом направлении могла бы стать ключевым элементом новой европейской безопасности.
Основная слабость Европы — затяжные дискуссии и обещания, которые редко приводят к реальным шагам. Сегодня европейские военные и индустриальные мощности значительно уступают тем, что были 50 или даже 100 лет назад. Одних решений и финансирования недостаточно — необходимо восстанавливать производство, увеличивать расходы на оборону до стандартов НАТО и расширять национальные армии.
США дают европейским странам четкий сигнал: они должны взять свою безопасность в свои руки, даже если это пойдет вразрез с мнением общества. Вопрос лишь в том, когда именно Европа перейдет от слов к делу.
Первые признаки изменений уже есть: Франция разрабатывает новые боевые самолеты, Германия наращивает производство танков для Бундесвера, идут попытки увеличить численность армии. Однако рекрутинг сталкивается с проблемами: в Германии и Франции новобранцами часто становятся молодые люди из семей мигрантов первого поколения, а привлечь местное население к военной службе крайне сложно.
Если Европа всерьез намерена создать эффективную систему обороны, ей придется отказаться от иллюзий пацифизма и перейти к реальным шагам. Украина готова внести свой вклад: развивать военно-промышленный комплекс, участвовать в совместных миротворческих миссиях в Африке, на Балканах и в других регионах.
Потенциал украинской армии как ключевого элемента европейской безопасности очевиден. Если Европа и Украина не воспользуются этим ресурсом, то это будет уже не политика, а упущенная возможность.
ОЛЕСЯ ЯХНО: Европа будет усиливать обороноспособность вне зависимости от действий России
— Пересмотр оборонной политики Европы происходит независимо от требований России. В этом контексте требование демилитаризации или разоружения Украины абсолютно абсурдно, поскольку сама Европа, учитывая позицию США, существенно усиливает свою оборону, а Украина является частью оборонной системы Европы.
Выступления Кира Стармера, а также участие министра иностранных дел Турции Туркбери во встрече в Лондоне 2 марта свидетельствуют о том, что в Европе всерьез задумываются над снижением зависимости своих оборонных альянсов от США. Европейские страны обсуждают, как укреплять оборону в конкретных регионах.
Например, Турция и Польша рассматриваются как форпосты НАТО на восточном и южном флангах, что подчеркивалось во время недавнего визита главы МИД Турции в Варшаву. Таким образом, тема укрепления обороны Европы, а значит, и Украины, будет только набирать актуальность.
Что касается возможного перемирия, его достижение сигнализировало бы о готовности сторон к поиску мирного урегулирования. Однако на данный момент Украина выразила согласие, а Россия — лишь неопределенную позицию. Европейские политики справедливо утверждают, что Россия не должна выдвигать долгосрочные условия для перемирия. Вопрос обеспечения этого процесса, включая возможное присутствие европейских и турецких войск (о чем заявила Турция), должен решаться на основе взаимных интересов сторон. Пока же позиция России остается неоднозначной. Запад, в свою очередь, продолжит оказывать давление на Москву, чтобы она осознала отсутствие альтернатив, поскольку любые другие сценарии будут еще хуже.
В стратегической перспективе Европа будет усиливать обороноспособность вне зависимости от действий России. Контуры новой системы международной безопасности формируются медленнее, чем разрушается старая, что вынуждает европейских лидеров действовать активнее.
Это подтверждают дискуссии о размещении ядерного вооружения в Польше и Литве в целях сдерживания — тема, которая, вероятно, будет обсуждаться внутри ЕС.
На неделе ожидаются важные события, в том числе разъяснение позиции Дональда Трампа, который ранее заявил о “положительной динамике”, но не увидел конкретики. Вероятно, дальнейшие заявления помогут прояснить ситуацию.
Лидерство в Европе также остается актуальным вопросом. Великобритания и Франция, как единственные ядерные державы ЕС, автоматически занимают ключевые позиции в оборонной сфере. После формирования коалиции значимую роль в укреплении европейской безопасности, скорее всего, будет играть и Германия. Также возрастает значение Турции — второй по военному потенциалу страны в НАТО.
Существует успешный опыт сотрудничества, например, в Черноморском регионе, где Великобритания и Турция уже играли важную роль. Формирование новых региональных альянсов, включая взаимодействие на восточном и южном флангах Европы, является очевидной тенденцией. В этом контексте связь Стармера с США также играет важную роль.
Читайте также: Готов ли на самом деле Путин к миру: мнения экспертов и зрителей FREEДOM