Ситуация далека от торговых войн: проблемы экспорта украинского зерна обсуждаем с Ольгой Трофимцевой

Иллюстративное фото. Фото: gettyimages.com

15 сентября Еврокомиссия заявила, что не будет продлевать запрет на импорт украинских пшеницы, кукурузы, рапса и подсолнечника в пять соседних с Украиной стран. После этого Польша, Венгрия и Словакия решили ввести односторонние ограничения. Братислава просто продлила действие запрета, Варшава ввела дополнительные ограничения на импорт украинских муки и кормов, а Будапешт запретил импорт и транзит через свою территорию еще 25 видов украинской агропродукции, включая мясо. Позже и Румыния продлила запрет импорта зерна из Украины еще на 30 дней.

Позиции проблемных стран ЕС

Отход от общей политики Евросоюза данных стран может негативно сказаться на этих странах.

“В первую очередь это касается распределения бюджета Европейского Союза. Каждая страна ЕС получает определенную долю. И здесь ЕС может сказать, что, поскольку Польша, Словакия и Венгрия подрывают единство Европейского Союза, то у нас возникает аргумент урезать средства, которые направляются Польше, Словакии и Венгрии”, — считает ассоциированный эксперт Совета внешней политики “Украинская призма” Иван Ус.

Если позиция Венгрии в отношении Украины предсказуема, то ситуация в дружественной Польше — следствие внутренних проблем, связанных с грядущими парламентскими выборами, утверждают эксперты. Нынешнее правительство рассчитывает получить голоса фермеров, а это значительная часть электората.

“Польские фермеры допустили одну серьезную ошибку — они в прошлом сезоне не продали свой урожай по высоким ценам, когда пшеница была по 400 долл. за тонну, они этого не сделали. А вот, например, французские фермеры это сделали, и они распродали урожай по очень хорошим ценам. Поляки, наоборот, копили резервы, и несколько месяцев назад это привело к ситуации, что у них много своего зерна плюс завозится украинское зерно”, — пояснил аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Павел Мартышев.

Европейская комиссия призвала власти Венгрии, Польши и Словакии согласиться с отменой запрета на импорт украинской продукции. Поддержал позицию Киева и официальный Берлин. Министр сельского хозяйства Германии Джем Оздемир заявил, что отмена Еврокомиссией зернового бана — правильное решение.

“Не только Германия поддерживает Украину в этой ситуации. Еще в апреле, когда начались разговоры о введении ограничения со стороны пяти стран Европейского Союза, уже тогда Италия — одна из ведущих экономик Европейского Союза — говорила, а мы против подобной позиции отдельно взятых стран ЕС, поскольку она противоречит собственно европейскому законодательству”, — отметил Иван Ус.

У Украины есть пути для экспорта агропродукции. Даже после выхода России из Черноморской зерновой инициативы, товары можно поставлять несколькими способами.

“У нас открыт Дунай — это главный путь, его можно расширить, его можно довести до 2,5 – 3 млн тонн в месяц. А это уже существенные объемы. Также стоит посмотреть на Румынию, на железнодорожный переход, который пока задействован где-то на 40%, может. И, конечно же, это территориальные воды Румынии, где можно переваливать зерно прямо в открытом море, не задействуя портовые мощности”, — перечислил Павел Мартышев.

Если правительство Польши отменит ограничения на транзит украинской агропродукции, то для Киева откроется еще один путь — в прибалтийские порты.

Кроме того, несмотря на выход России из Черноморской зерновой инициативы, Украина запустила альтернативный морской коридор по территориальным водам стран НАТО. И уже первое судно с 3 тыс. тонн пшеницы вышло из порта “Черноморск” Одесской области. Второе судно находится в порту под загрузкой украинской пшеницы для Египта. Данные корабли находятся под флагами Либерии и Палау,

Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сообщил, что Украина подаст иск во Всемирную торговую организацию против Польши, Венгрии и Словакии из-за односторонних ограничений на импорт украинской агропродукции. И если страны не примут согласованные с Еврокомиссией меры и не отменят запреты относительно украинских товаров, то Украина в ответ примет решение о запрете импорта продовольственной продукции из этих стран. Но возможен компромисс.

Одновременно наше правительство предлагает ЕС и соседним странам компромиссный сценарий. Мы уже представили Европейской комиссии план действий по контролю за экспортом четырех групп агротоваров из Украины. В частности, планируем принять постановление, предусматривающее, что товары, идущие в режиме экспорта в пять соседних государств, будут получать верификацию и согласование от украинского Министерства экономики”, — написал Шмыгаль в Telegram.

Читайте также: Натовский коридор Черным морем, экспорт через Хорватию и отмена ограничений на ввоз в ЕС: работу зерновой сделки без РФ обсуждаем с экспертами

Влияние политики на ситуацию

С чем в реальности связаны ограничения на импорт украинской продукции в четырех странах ЕС, какие есть пути разрешения данной ситуации и какие сохраняются варианты вывоза зерна из Украины — в эфире телеканала FREEДOM разъяснила Ольга Трофимцева, и.о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины (2022-2023 гг.)

— Изменят ли Польша, Словакия и Венгрия свое решение о запрете ввоза украинской аграрной продукции? И что нужно предпринять официальному Киеву,  чтобы Еврокомиссия и Европейский Союз поддержали украинскую позицию в отношениях с соседними странами?

— На самом деле и Еврокомиссия, и “тяжеловесы” Европейского Союза поддерживают Украину. Это касается и позиции Германии, и Испании, и Франции. Эти страны выступили с заявлением, что подобные односторонние ограничения нельзя допускать и что это нарушает правила игры на внутреннем рынке Европейского Союза и подрывает консолидацию общеевропейской позиции.

Запрет на импорт украинской продукции ввели только Польша, Словакия и Венгрия. Румыния продлила запрет импорта зерна на 30 дней. То есть наши экспортеры не могут везти украинские зерновые или масличные в эти страны.

А что касается транзита [через эти страны], то здесь все о’кей. И это один из основных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Потому что именно транзит для нас является наиболее принципиальным, и нам необходимо работать над тем, чтобы транзит был как можно более быстрым и с как можно меньшим количеством ограничений, задержек проверок и всего прочего.

Поэтому сейчас торгово-экономическая дипломатия будет работать над тем, чтобы, с одной стороны, снять односторонние ограничения. А с другой стороны, работать над расширением логистических, инфраструктурных возможностей для украинского экспорта и для европейских компаний, которые задействованы в логистике, транспортировке, в перевалке зерна, в работе портов. Фронт работ очень большой, и он касается как украинской, так и европейской стороны.

— Введенные односторонние ограничения этих четырех стран — здесь больше вопрос политики или экономики? С Венгрией более-менее все понятно. А если брать Польшу, Словакию?

— Произошло такое наложение факторов — и экономических, и политических.

В Словакии [30 сентября] будут парламентские выборы, и в Польше [15 октября]. И мы видим накал страстей, драматизацию ситуации, когда пытаются раздуть из мухи слона. Это даже называют торговой войной.

В реальности же ситуация далека от торговых войн. И даже намерение подачи Украиной документов в арбитраж в рамках Всемирной торговой организации не является чем-то из ряда вон выходящим, а нормальной практикой в торговых отношениях.

А если говорить о совпадении факторов, то кроме политических моментов, есть и экономические. Сейчас ситуация на внутреннем рынке Европейского Союза и на мировых рынках не является благоприятной для фермеров. Цены снизились, потому что рынок насыщен теми же зерновыми. Соответственно, больше нужно прикладывать усилий, чтобы их продать, чтобы их экспортировать. И даже Европейский Союз не очень активно сейчас экспортирует именно потому, что мировой рынок насыщен на данный момент. Ситуация, естественно, может измениться через несколько месяцев, но именно сейчас мы имеем такое положение вещей.

Плюс “разогрев” со стороны разных политических партий в сторону фермеров привел к тому, что риторика была острая с двух сторон. Хотя на самом деле, никакой драмы, трагедии здесь нет.

И как мы видим, экспорт не остановился. Экспорт продолжается. И временным Черноморским коридором, и Дунаем, и через границу с Европейским Союзом.

— В Словакии сложная ситуация — на парламентских выборах лидирует партия пророссийского бывшего премьер-министра, лидер оппозиции Роберта Фицо. Он заявляет, что в случае победы хочет отменить военную и политическую поддержку Украины. Как это повлияет?

— Кроме того, и министр сельского хозяйства Польши заявил, что Польша будет блокировать вступление Украины в Европейский Союз.

Чем ближе день выборов, тем более жесткую политическую риторику мы услышим. Но такие дискуссии — это нормально для демократий. А как на самом деле будет выглядеть политика после выборов? Вот это уже совсем другой вопрос.

Польша на сегодняшний день — один из наиболее сильных наших союзников, и не только в рамках ЕС, но и в целом. Во-вторых, Польша является членом Европейского Союза и, соответственно, частью именно этого политического союза. И третий момент — Польша является очень серьезным партнером и союзником Соединенных Штатов Америки в Европе.

Поэтому я бы призывала немножко спокойнее относиться к предвыборным заявлениям, каким-то резким высказываниям в Польше и в Словакии. Потому что нужно делать большую скидку на предвыборную борьбу.

— Впервые после выхода Москвы из Черноморской зерновой инициативы из украинского порта “Черноморский” вышло судно с зерном. Второй корабль находится в порту под загрузкой украинской пшеницы для Египта. Насколько важно, чтобы этот временный морской коридор работал?

— Этот, пусть и временный, морской коридор — очень важный сигнал и правильная инициатива. Она показывает, что экспорт Черным морем может осуществляться и без шантажа России.

Мы в этом направлении начинаем работу потихоньку, осторожно. Но главное, что движение началось. Как бы скептики ни говорили, что это нереально.

И очень важно, что один из этих сухогрузов — турецкий. Мы помним, что сначала президент Турции  говорил, что “зерновой коридор” без участия России — не очень хорошая идея. Была такая риторика тоже очень сдержанная. Но как мы видим, временный “зерновой коридор” работает. И я уверена, что по нему будет больше кораблей заходить в наши порты. Ведь владельцы коммерческих судов смотрят на то, как проходят подобные рейсы иные суда, и потом принимают решение.

Поэтому будем наблюдать дальше. Я считаю, что этот коридор имеет все шансы на свою работу.

На днях я отправляюсь с рабочим визитом в Стамбул для участия в бизнес-форуме. И тоже буду активно общаться с официальными представителями Турции, с представителями турецкого бизнеса, в том числе и на эту тему.

— А как украинские фермеры справляются с нынешними вызовами?

— Они наши герои. Даже начиная с момента выхода в поле. Хоть безопасные, разминированные участки на полях промаркированы, но выход в поле — это все равно риск. И мы, к сожалению, видим сообщения, когда в какой-то области подрывается на мине трактор или комбайн.

Действия государства-террориста России очень сильно сказываются на наших фермерах. Начиная с аспекта заминированных полей и заканчивая проблемами, связанными с ценовым разрывом. И для фермеров очень важно, чтобы сохранялись возможности экспорта их продукции, которую они выращивают и собирают в таких сложных условиях.

Но даже несмотря на условия, наши фермеры делают свою работу очень и очень неплохо. Мы видим, что, с одной стороны, продолжается уборочная кампания, а с другой — уже довольно активно сеют озимые культуры. Понятное дело, что смогут засеять не все территории, потому что большая часть на сегодняшний день заминирована или, к сожалению, остается оккупированной. Но, тем не менее, фермеры активно выходят в поля, сеют. Опять же, в надежде на то, что они смогут этот урожай в будущем году продавать.

Прямой эфир