Точных сроков начала тренировок украинских летчиков на F-16 пока нет. Это затягивание нельзя объяснить ничем, кроме как некими кулуарными договоренностями вне интересов Украины. А то количество самолетов, которые собираются передать в обозримом будущем, откровенно разочаровывает. Об этом сегодня, 12 августа, в эфире телеканала FREEДОМ заявил авиационный эксперт, бывший инженер-испытатель конструкторского бюро “Антонов” Константин Криволап.
“Шесть машин в середине следующего лета и еще шесть до конца 2024-го — для меня это выглядит как некий абсурд”, — отметил он.
По словам эксперта, такого количества самолетов для линии фронта протяженностью 1300 км совершенно недостаточно. Они не смогут реализовать весь свой потенциал. Тем более, учитывая противовоздушную оборону противника, они сначала не смогут залетать глубоко за линию фронта.
“Смогут ли 6 истребителей достойным образом защитить те аэродромы, на которых принципиально могут базироваться наши самолеты? Какие действия можно совершить, выполняя функции тактической авиации, то есть уничтожая врага на линии соприкосновения, заходя в какие-то не очень глубокие тылы?.. Разве что функции разведки более-менее можно будет с этим количеством самолетов выполнять”, — считает бывший инженер-испытатель.
Однако он не видит альтернативы F-16.
“Вторым в рейтинге по доступности самолетов, количеству выполняемых задач, составу вооружений, которые можно прицепить на самолет, являлся шведский Gripen. Достаточно хорошая машина в эксплуатации, в обслуживании, крепкая, плотно сбитая. Но она не может брать весь тот ассортимент вооружения, который берут F-16. И самая большая проблема в том, что их, по-моему, всего 1 200 штук сделали. Нет такого количества, чтобы 30-40-50 машин освободить и передать Украине”, — комментирует Константин Криволап.
Он добавил, что это касается и французских истребителей Rafale: передача 30-40-50 таких машин Украине обескровила бы французские военно-воздушные силы. Самолетов же F-16 в мире достаточно.
Вместе с тем эксперт полагает, что рассчитывая, сколько самолетов нужно Украине в перспективе, необходимо пересматривать концепции ведения воздушной войны.
“Очень много задач, которые должна решать авиация, сейчас решает беспилотная авиация. И решает не с помощью каких-то здоровенных БпЛА, а начиная от маленьких и заканчивая более крупными системами. Мне очень трудно представить себе в небе Украины 120 или 200 самолетов. Какие задачи они будут решать? Каким образом будет осуществляться их обеспечение?.. Честно говоря, мне это очень трудно представить. А три-четыре эскадрильи по 12 в среднем самолетов — мне эта картинка мира кажется достаточно гармоничной”, — прокомментировал Константин Криволап.
Читайте также: F-16 могли бы эффективно выполнять антидроновые функции ПВО — главные задачи для истребителей назвал авиаэксперт