В Киеве прошел Международный саммит городов и регионов, который объединил представителей местных властей Украины и мира, а также международных правительственных и неправительственных организаций ради партнерства и налаживания прямых контактов между украинскими и иностранными общинами.
Инициатором мероприятия выступил президент Украины Владимир Зеленский. Основная цель саммита — расширение сотрудничества Конгресса местных и региональных властей с представителями местных общин по всему миру и привлечение их к поддержке Украины, в частности, к восстановлению деоккупированных украинских территорий.
Главный день саммита
В саммите принимали участие 230 делегатов из 40 стран мира, часть из них участвовали в онлайн-режиме. Владимир Зеленский в своем выступлении заявил, что вопрос реинтеграции и восстановления украинских территорий сегодня является приоритетным не только для Украины.
“Мы видим, какие стандарты безопасности нужны сегодня городам, нужны нашим селам. На нашем примере видим, какие стандарты безопасности нужны любым странам мира, любым городкам, селам, коммуникациям, транспорту, энергетике, всей инфраструктуре (которая у нас также прошла испытания этой войной), школам, сети образования, чтобы при любых обстоятельствах гарантировать самое главное — защиту жизни… И я приглашаю вас участвовать в развитии новой инфраструктуры безопасности в Украине, чтобы впоследствии можно было распространить эту важную работу в других странах и в других регионах”, — отметил глава государства.
Как отметил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, международное муниципальное партнерства приобрело небывалые масштабы.
“Более 300 территориальных общин Украины заключили 1500 партнерских договоров. Почти 60 стран мира помогают нашим городам, поселкам и селам выжить и восстановиться после вражеских смертоносных атак”, — сказал глава Кабмина.
Президент Европейского комитета регионов Васко Алвес Кордейро, который присутствовал на мероприятии, подчеркнул, что сотрудничество Украины и европейских муниципалитетов — это не только восстановление разрушенных территорий, но и конкретный шаг к вступлению Украины в Европейский Союз.
“Сегодняшний саммит открывает возможности для установления прочного и плодотворного партнерства между местным и региональным самоуправлением ЕС и Украины. Европейский комитет регионов представляет более 1 млн избранных представителей по всему ЕС. И мы очень внимательно следим за событиями в Украине, а также оказываем необходимую помощь не только на словах, но и на деле — принимая беженцев, налаживая сотрудничество с регионами и городами-партнерами в Украине, чтобы помочь справиться с нынешними обстоятельствами”, — заявил Васко Алвес Кордейро.
В саммите принял также участие генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, который 20 апреля с официальным визитом посетил Украину. По его словам, проведение этого саммита является свидетельством того, что у Киева много союзников, готовых помочь Украине победить российскую агрессию и восстановить украинские территории, а НАТО — один из важных партнеров в этом вопросе.
“Я рад приветствовать мэров на этом саммите: от Парижа до Утрехта, Таллина и Тампере. У Украины есть сильные друзья, и НАТО также является другом Украины. Мы будем рядом столько, сколько будет необходимо. Еще с февраля 2022 года Альянс предоставил беспрецедентную военную и гуманитарную поддержку на многие миллиарды долларов, включая 65 млрд евро военной поддержки. Сейчас мы готовим помощь самолетами, бронированной техникой, она изменит обстановку на фронте. В НАТО мы также фокусируемся и на потребностях Украины после войны”, — сказал Столтенберг.
Во время саммита были подписаны ряд межведомственных договоров, меморандумов, планы о дальнейшем сотрудничестве между городами и регионами. В частности, Херсонская область получит точечную поддержку от Королевства Нидерланды, шефство над Николаевской областью взяла Польша, а Одесская получит поддержку одновременно от Польши и Франции.
Кроме того, в ходе саммита было принято решение об открытии регионального Офиса международного сотрудничества.
“Для тех городов и общин, которые уже находятся в партнерских отношениях, региональный офис может служить надежным консультативно-совещательным центром. Это платформа, которая объединит усилия конкретных регионов Украины, военных администраций, органов местного самоуправления, дипломатических, правительственных и неправительственных организаций. Систематизация, сопровождение и координация — три функции, которые будет выполнять региональный офис Международного сотрудничества. К каждой из этих функций на основе открытости и прозрачности будут привлечены все стороны, заинтересованные в международном сотрудничестве, по формуле Win-Win”, — сообщил заместитель руководителя Офиса президента Украины Алексей Кулеба.
Читайте также: Мы должны вложить все возможности в будущее для свободной и суверенной Украины в ЕС, — президент Европейского комитета регионов
Поездка по местам военных преступлений РФ
В рамках саммита делегации из нескольких стран посетили населенные пункты в Киевской и Черниговской областях, которые пострадали от российской агрессии. Представители Польши, Чехии, Франции, Португалии, Латвии, Израиля и других стран воочию увидели последствия зверств оккупантов и побеседовали с очевидцами тех страшных событий.
В частности, иностранные гости побывали в Бородянке Бучанского района. Это один из самых разрушенных населенных пунктов Киевской области. В первые дни марта 2022 года поселок пережил четыре авианалета. Российские военные сбросили десятки бомб на 7 многоэтажных домов, расположенных на улице Центральной.
Глава делегации от Португалии в Палате местных органов власти Совета Европы Жорж Секвейра был шокирован увиденным в Бородянке.
“Ужасно видеть все это. Мы здесь для того, чтобы выразить солидарность с народом Украины. Особенно ужасно осознавать то, что россияне занимаются депортацией детей и гражданских лиц из Украины. Мы хотим помочь Украине с дальнейшим восстановлением. Сюда приехали шесть представителей Португалии, из разных городов, и мы уже обсуждаем, как восстановить разрушенную инфраструктуру”, — рассказал Жорж Секвейра.
Представитель муниципалитета города Ашдод (Израиль) Людмила Захарчук, которая родом из Боярки Киевской области, во время визита в Бородянку сказала, что граждане Израиля поддерживают Украину.
“Народ Израиля считает, что Россия должна понести ответственность, и это вторжение не должно было происходить, а над тем, что российские оккупанты сделали в Украине, должен быть суд, однозначно. Наша цель — донести как можно больше информации людям, которые сомневаются, что все, что произошло в Украине фейки, что на самом деле все не так; привлечь как можно больше спонсоров, партнеров, которые будут восстанавливать Украину”, — сказала она.
В Черниговской области делегации из Франции и Латвии посетили село Ягодное. Там, в подвале школы на 197 кв. м, почти месяц жили 367 человек, из них — 50 детей и двое младенцев.
“Я был во многих местах, где совершался геноцид, но я очень шокирован. Я тронут историями людей. Я не понимаю жестокости, я не понимаю садизма, насилия и той войны, которая продолжается сегодня”, — сказал соучредитель проекта Europe Prykhystok Бенжамин Абтан.
“Мы бывали в Изюме Харьковской области, в Днипре, в области, так что сами виды как бы не удивляют. Тут, конечно, намного впечатляюще именно пообщаться с людьми, которые в этом подвале сидели, и видеть, как они переживают до сих пор. В памяти это все будет еще долго”, — подчеркнул соучредитель общества Agendum Рейнис Познакс.
Читайте также: Подписано более 40 соглашений о сотрудничестве — данные Киевской ОВА по восстановлению региона
Итоги саммита с точки зрения экспертов
Результаты Международного саммита городов и регионов и его значение для восстановления Украины в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:
- Иван Федоров, Мелитопольский городской голова;
- Игорь Петренко, доктор политических наук;
- Александр Коваленко, военно-политический обозреватель группы “Информационное сопротивление”;
- Эгилс Хелманис, мэр города Огре (Латвия);
- Игорь Рейтерович, политолог.
ИВАН ФЕДОРОВ: После деоккупации местные власти без международной помощи сами не справятся
— К деоккупации мы как местное самоуправление, как государственная власть должны быть готовы. Поэтому основная наша задача после освобождения — как можно быстрее восстановить жизнь на деоккупированных территориях, чтобы наши жители могли вернуться. И тут точно мы сами не справимся.
Нам необходима помощь наших международных партнеров на разных уровнях: на уровнях муниципалитетов, на уровнях регионов и, конечно же, межгосударственное межправительственное сотрудничество. Поэтому форум дал возможность украинским городам наладить тесные взаимоотношения с представителями европейских городов.
Что касается конкретной помощи, то сегодня уже есть яркие примеры. Есть примеры Николаевской и Киевской областей, где города-побратимы из Европейского Союза уже помогают восстанавливать территории, которые были разрушены Россией.
Поэтому на примере Мелитополя мы приготовили тот план действий, который мы обязаны будем осуществить после деоккупация нашего города. И, конечно же, в рамках этого плана действий есть конкретная потребность конкретных вещей. И именно это мы начинаем обсуждать с нашими коллегами из европейских стран.
Но не только в первые 30 дней нам нужна помощь. Нам нужна помощь в науке, в образовании, в медицине. И в конечном итоге мы хотим получить не просто формальную дружбу на меморандумах и на договорах о побратимстве, а мы хотим получить дружбу между нашими жителями. И тогда это будет фундаментальная дружба, которая принесет свои плоды на много лет вперед.
Мы видим уже те практики, которые есть сегодня в Украине. Кое-где выбор был достигнут на межправительственном уровне, когда регионы начинают кооперироваться с регионами, а в некоторых случаях было лидерство представителей конкретных украинских территорий, которые достигли договоренности с лидерами европейских общин.
Одна из приоритетных тем, которая обсуждалась, — это разминирование как элемент безопасности.
Украина сегодня — одна из самых заминированных стран в мире. Но мы надеемся, что сразу после нашей победы международное сообщество направит нам также и помощь, и людей для разминирования на нашей территории. Мы знаем, что практика такая уже есть.
Мы должны начать с оценки ущерба, который у нас есть. Я не беру сейчас фазу экстренного восстановления, чтобы наши жители могли бы возвращаться. Но сразу же мы должны оценивать то, что будет разрушено и то, с какими, в какой стадии мы получим наши города.
Сразу же после этого мы должны прописывать новые стратегии развития регионов. То, что мы прописывали до 24 февраля 2022 года, будет не актуальным, потому что мы вернемся в совершенно другие реалии. Поэтому сразу же мы должны совместно с нашими европейскими партнерами прописывать новую стратегию.
И как только у нас будет экспертиза, как только у нас будут документы, мы должны оперативно начинать реализовывать эти стратегии.
Тут будут однозначно и законодательные инициативы, и решения Верховной Рады. Тут однозначно будут и привлечение инвестиций, и необходимость помощи наших международных партнеров. Именно в такой последовательности мы должны думать о реинтеграции наших территорий.
Приоритетными в развитии нашей страны должны быть именно те регионы, которые сейчас оккупированы. Потому что это и будет тем самым надежным форпостом: между добром и злом, между Россией и нашей европейской Украиной и всем Европейским Союзом.
ИГОРЬ ПЕТРЕНКО: Такие саммиты помогут показать, что Украина — это Европа
— Такие мероприятия, безусловно, очень важны. Мы знаем, что делегации из других стран, других городов и регионов посещали места боевых действий, и могли своими глазами увидеть, что делала здесь Российская Федерация.
Безусловно, уровень правительства или национальный уровень — это один момент. Но когда это видят не только высокие должностные лица, но и простые люди, которые воочию видят и передают другим весь тот ужас, что здесь творился, — это дополнительные аргументы, чтобы международные партнеры были более активны в помощи и восстановлении как инфраструктуры, так и справедливости.
Поэтому, безусловно, такие визиты очень важны. Чем больше у наших партнеров муниципалитетов, тем сильнее будет влияние на общественное мнение. А общественное мнение, в свою очередь, будет конвертироваться в определенное давление на политиков в том, какие решения они будут принимать.
Муниципалитеты часто имеют свои достаточно большие собственные бюджеты, особенно в децентрализованных странах. Допустим, в Германии — земли, в землях тоже есть отдельный бюджет, который они могут использовать, в том числе, на помощь Украине или на помощь конкретному региону, если будут соответствующие договоренности.
Поэтому централизованный подход, общение громад, общение городов — это дополнительное подспорье и возможности финансового сотрудничества. Это важный момент в вопросе интеграции.
Это и обмены, это и соответствующие визиты, это возможность открыть для европейцев Украину. И мы можем показать, что Украина — это Европа.
И давайте не забывать, что долгое время Российская Федерация культивировала подход, что Украина — это определенная серая зона, их сфера влияния. Активно продвигался месседж, что “мы ничем не отличаемся, мы такие же, как они” и все остальное. И поэтому есть определенное количество людей в разных странах, которые так и думают.
Общение на уровне граждан, жителей городов очень помогает понимать Украину и понимать то, что мы разделяем одинаковые ценности. Тот вклад, который мы делаем в сферу безопасности Европейского Союза и позволяет рассматривать нас как составляющую часть ЕС.
Поэтому это сотрудничество и общение будет вносить посильный вклад в формирование соответствующего общественного мнения в вопросе поддержки Украины и ее членства в Европейском Союзе, в том числе.
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕНКО: Европа не готовилась к полномасштабной войне
— Как на сегодняшний день Украина может гарантировать себе безопасность? Только благодаря поддержке со стороны международных партнеров в вопросах поставок вооружений. Конечно же, всеобъемлющей экономической поддержке. Очень важный момент — юридическая поддержка.
Это комплекс тех мер, которые необходимы Украине, чтобы выстоять в противостоянии с российскими оккупантами.
В свою очередь, уже после победы — это вступление в Североатлантический альянс, чтобы минимизировать риски полномасштабной войны, которая разразилась в 2022 году, и гибридные риски, имевшие место в 2014-м.
На сегодняшний день открыто президент не может говорить о каких-то моментах, которые значительно могут усилить наши возможности. В первую очередь, эти все моменты касаются милитарных вопросов и применения вооружений.
Тут можно тему раскрывать объемно, поскольку наши международные партнеры передают нам свое новейшее вооружение с определенной оговоркой: не применять по территории Российской Федерации. То есть, чтобы не было каких либо моментов, связанных именно с территориальными претензиями России.
С другой стороны, в ряде случаев обеспечить свою территориальную безопасность мы можем именно за счет нанесения ударов по соответствующим объектам военного назначения на территории России либо в воздушном пространстве РФ.
Поэтому таких моментов, гарантирующих нашу безопасность сейчас до вступления в НАТО, безусловно, огромное количество. Есть и бюрократические моменты, поскольку даже европейские страны — это государства, зависимые от бюрократии.
Но есть и другие вполне объективные причины. И главной причиной является то, что Европа вообще не готовилась к какой-либо полномасштабной войне.
На самом деле, ни в одной европейской стране, в которой имеется развитый военно-промышленный комплекс, этот ВПК не был готов к тому, чтобы работать в таком режиме, как сейчас.
Этот комплекс выходил из спячки — назовем это даже так — и этот процесс продолжается до сих пор. Из-за этого никто не готовился в Европе к полномасштабной войне, там не проводилась серьезная ревизия, инвентаризация той техники, которая находится на балансе вооруженных сил тех или других стран членов НАТО.
Яркий пример — Испания. Когда они начали проводить инспекцию имеющихся у них на вооружении танков Leopard 2 для передачи их в Украину, выяснилось, что практически все они требуют ремонта: легкого, среднего и даже глубокого, достаточно серьезного.
И этот момент постоянно себя проявляет, когда нам передают какую либо технику. Наши партнеры не могут ее просто переправить за считанные дни или даже недели, потому что оказывается, что она требует технического обслуживания или даже ремонта. А это все энергозатраты, это люди расчеты, время.
Как мы видим, проблем на самом деле много, и решать их стараются комплексно.
ЭГИЛС ХЕЛМАНИС: Война в Украине — это и наша война
— Европа работает в этой системе. Сегодня уже появляются деньги, которые можно использовать для восстановления Украины. Это дорогостоящие проекты, потому что очень много зданий и мостов разрушено, и это все надо восстановить.
Через месяц министр экономики Латвии поедет в Чернигов договариваться о конкретных проектах, которые мы можем реализовать.
Что касается арестованных российских активов, то их, конечно, надо использовать. Потому что государство-агрессор принесло много вреда и для инфраструктуры, и для жителей.
Например, у нас в Огре живет 700 беженцев из Украины, которых мы принимаем, и которые бы с удовольствием возвратились домой, но им некуда возвращаться, потому что их дома уничтожены.
Война в Украине показала, что у нас рядом находится страна-террорист, которая не соблюдает никакие права. И пока они бомбят своих соседей, ни одна страна, которая находится рядом с ними, не может спать спокойно.
Мы очень благодарны Украине за то, что вы боретесь. Я каждый месяц приезжаю в Украину, мы и везем, и помогаем. Мы понимаем, что это и наша война, это не только ваша, и на самом деле, мы помогаем и себе. Так что мы очень благодарны украинскому народу, который борется, который воюет.
ИГОРЬ РЕЙТЕРОВИЧ: Страны, помогающие Украине, могут решить свои экономические вопросы
— Тут, безусловно, есть определенный гуманитарно-политический момент, и мы должны его учитывать.
С одной стороны, страны хотят помочь Украине, которая пострадала от российской агрессии. С другой стороны, тут есть и чисто экономические факторы, потому что речь будет идти, в том числе, об интенсификации собственного экономического развития, о каких-то дополнительных инвестициях.
Возможно, частичное участие тех же компаний, какого-то бизнеса из этих стран, которые будут принимать участие в восстановлении Украины. И в этом плане они могут решить некие свои проблемы, которые связаны, например, с определенным уровнем безработицы или необходимостью развивать те или другие отрасли экономики, которые у них есть.
Потом, не будем забывать о том, что Украина представляет собой очень перспективный рынок как с точки зрения капиталовложений и инвестиций, так и с точки зрения потребления. И для того, чтобы этот рынок функционировал, нам нужно максимально в сжатые сроки восстановить экономику и модернизировать в целом страну. То есть эти два процесса нужно запускать параллельно.
Речь идет не просто о восстановлении или реконструкции. Речь идет о модернизации. И в этом также заинтересованы другие страны. Потому что экономические взаимоотношения с Украиной будут не просто сохраняться на достаточно высоком уровне — они будут только углубляться и дальше, особенно на фоне нашей интеграции в Европейский Союз.
Поэтому в совокупности все эти факторы приводят к тому, что многие страны уже сейчас выступают с подобными инициативами, параллельно решая какие-то свои вопросы, которые касаются непосредственно их развития.
С другой стороны, в секторе агропромышленного производства все прекрасно знают, какой спрос на украинское зерно. И для того, чтобы и в дальнейшем Украина могла это зерно транспортировать и передавать на развитие голодающих стран, экономика должна быть отстроена, и государство восстановлено. И вот все эти причины приводят к тому, что страны сейчас выступают с различными инициативами.
Кто-то действительно берет более глобальный уровень, где речь идет о какой-то макроэкономической помощи на уровне непосредственно государства. Кто-то берет отдельные регионы, отдельные города, и готовы инвестировать в поддержку развития этих городов по различным программам, которые есть в этих странах. Ну и с учетом перспектив дальнейших инвестиций, которые они могут делать в нашу экономику.
Региональное развитие и местное самоуправление — это те два кита, на котором стоит, по большому счету, Европейский Союз. Это надо четко понимать.
И поэтому запуск каких-то дополнительных программ регионального сотрудничества, как между отдельными регионами Украины с регионами других стран, так и между украинскими регионами и другими государствами в целом, конечно, должен быть приоритетом для Украины на сегодняшний день. И мне кажется, что со стороны наших западных партнеров есть понимание этого и абсолютно полное принятие этой позиции.
Речь как раз идет о каких-то дополнительных программах, которые параллельно с макроэкономическим восстановлением могут реализовывать те или другие страны.
Например, это могут быть программы трансграничного сотрудничества. Поскольку Украина граничит с многими странами ЕС — с Польшей, Румынией и другими странами — мы можем достаточно активно налаживать это сотрудничество, которое пойдет на пользу в восстановлении Украины.
Почему? Потому что это дополнительные инвестиции, новые рабочие места. И это усиление нашей интеграции в Европейский союз.
Читайте также: Международный саммит городов и регионов состоялся в Киеве — все подробности с места события и первые результаты (ВИДЕО)