Сейчас мы ближе к деоккупации Крыма, чем были в 2021 году: итоги саммита Крымской платформы в Загребе подводим с нардепами и дипломатами

Крымская платформа в Загребе 24-25 октября. Фото: twitter.com/SpeakerPelosi

24-25 октября в Загребе (Хорватия) проходил первый парламентский саммит Международной Крымской платформы. Его председателями выступили спикер Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук и глава Сабора (парламента) Хорватии Гордан Яндрокович.

В целом за два дня событие посетили или поучаствовали в онлайн-формате представители всех государств G7 и более 40 делегаций, а также 55 представителей парламентов и межпарламентских ассамблей. Они обсуждали вопросы деоккупации Крымского полуострова, его дальнейшей реинтеграции, привлечение России к ответственности за нарушение международного права и общую архитектуру безопасности в мире.

В состав украинской делегации вошли:

  • первый заместитель министра иностранных дел Эмине Джепарова;
  • народный депутат Евгения Кравчук;
  • народный депутат Мария Мезенцева;
  • глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров;
  • замглавы правления Центра оборонных стратегий Алина Фролова;
  • глава правления Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник;
  • советник председателя правления Крымскотатарского ресурсного центра профессор Евгений Хлобыстов.

Президент Украины Владимир Зеленский выступил на саммите в режиме видеоконференции.

“Мир… То, что мы все потеряли в 2014 году, когда Россия начала свою безумную агрессию. Начала именно с Крыма. После более чем восьми лет путинской войны не осталось в мире стран, которые не почувствовали бы на себе ее последствий. Задело всех — так или иначе… К чему привело российское порабощение Крыма, если посмотреть с сегодняшнего дня? Это был пролог к полномасштабной войне, которая уносит жизни тысяч и тысяч людей. Это было рождение античеловеческой системы, которая истязает, лишает свободы и травмирует, невзирая на возраст, пол, религиозную или этническую принадлежность, мужчин, женщин, детей. Это было начало самой опасной хаотизации в международных отношениях при жизни нескольких поколений… Именно для этого мы вместе, чтобы принесенные Россией жестокость и хаотизация были действительно временными. Временными, как российская оккупация Крыма”, — рассказал глава государства.

Пленарное заседание, которое проходило во второй день саммита, посетила, в частности, спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.

“Для меня было большой честью сегодня выступить на первом парламентском саммите Международной Крымской платформы по приглашению спикера [Верховной Рады] Руслана Стефанчука. Мое послание было простым: Америка и наши союзники обязались стоять на стороне Украины до тех пор, пока не будет одержана победа — и это то, что мы будем делать”, — написала Нэнси Пелоси в своем аккаунте в Twitter.

По итогам саммита Международной Крымской платформы его участники приняли совместную декларацию, в которой осудили действия РФ и обозначили свои дальнейшие цели.

В документе осуждают:

  • серьезные и систематические нарушения прав человека и злоупотребления на Крымском полуострове, особенно незаконное или произвольное задержание жителей Крыма, в том числе крымских татар, нарушение семейного единства, насильственный призыв украинцев и крымских татар в российскую армию, а также угрозы свободе слова, самовыражения и вероисповедания;
  • противоправную попытку Российской Федерации и ее прокси сфальсифицировать демократические инструменты и механизмы, такие как недавние так называемые “референдумы” в регионах Украины, с целью фальсификации оснований для неправомерных претензий России по аннексии временно оккупированных ею территорий, как и в случае с Крымом;
  • продолжающуюся милитаризацию Крымского полуострова Россией, которая подрывает безопасность и стабильность в более широком Черноморском регионе, нарушает свободу судоходства в Азовском и Черном морях, нанося непосильный ущерб не только для экономики и сельского хозяйства Украины, но и для глобальных поставок продовольствия;
  • попытки незаконного вывоза похищенного украинского зерна из временно оккупированных районов Донбасса в третьи страны;
  • препятствия для реализации прав и свобод судоходства в соответствии с международным правом, в том числе препятствование свободному проходу судов через Керченский пролив в Азовское море и в более широкий регион Черного моря и обратно, что имеет негативные экономические последствия для украинских портов и международных торговых потоков;
  • продолжающееся изменение демографической структуры во временно оккупированном Крыму путем переселения российских граждан и выдворения за пределы полуострова проукраинских активистов.

Цели:

  • продолжать политическую, дипломатическую, финансовую, гуманитарную и иную поддержку Украины в соответствии с процедурами и правовой юрисдикцией каждого участника с целью восстановления территориальной целостности Украины в пределах международно признанных границ, одновременно усиливая давление на РФ для прекращения ею временной оккупации Крыма;
  • реализовывать на парламентском уровне решения Учредительного Саммита Международной Крымской платформы путем консолидации совместных усилий, в том числе путем:
    • полной реализации и укрепления политики непризнания незаконной аннексии Крыма и сотрудничества на международных форумах;
    • постоянного усиления эффективности существующих ограничительных мер в отношении России и готовности рассмотреть их дальнейшее расширение с соблюдением соответствующих процедур и юрисдикции каждого участника, если развитие событий в Украине потребует таких действий;
    • содействия региональной безопасности и защиты свободы судоходства;
    • уважения прав человека и международного гуманитарного права;
    • преодоления негативного влияния временной оккупации Крыма на экономику, культурные и образовательные права украинцев и коренных народов, в том числе коренных крымских татар, и на окружающую среду;
  • рассмотреть эффективные и скоординированные действия в сфере экономики и окружающей среды, направленные на смягчение последствий временной оккупации Крыма;
  • рассмотреть вопрос создания постоянного межпарламентского комитета Международной Крымской платформы, который мог бы предоставлять экспертизу национальным и международным партнерам;
  • информировать как на национальном уровне, так и на международных площадках о реальной ситуации во временно оккупированном Крыму;
  • разработать действенный механизм выработки возможных совместных позиций для представления на межпарламентских ассамблеях и подготовки совместных документов по вопросам безопасности, прав человека, культурного наследия, угроз окружающей среде и т.д., вызванных временной оккупацией Крыма;
  • призвать РФ немедленно прекратить продолжающиеся усилия по изменению демографической структуры временно оккупированного Крыма путем переселения российских граждан;
  • отстаивать на национальном уровне необходимую политическую, дипломатическую, гуманитарную, финансовую и иную поддержку Украины, жертвы российской агрессии;
  • работать с международными парламентскими ассамблеями, такими как Европейский Парламент, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Парламентская Ассамблея ОБСЕ, Парламентская ассамблея НАТО, Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества и Арабский парламент, с целью принятия резолюций в поддержку Парламентского саммита Международной Крымской платформы как инструмента консолидации межпарламентских усилий, направленных на деоккупацию Крыма и города Севастополь, а также на восстановление территориальной целостности Украины.

Подробности саммита в хорватском Загребе рассказала корреспондент телеканала FREEДОМ Юлия Грановская с места событий.

Девятый год Россия ведет политику геноцида на Крымском полуострове. Это и принудительная мобилизация, и милитаризация Крымского полуострова, и аресты после полномасштабного вторжения России в Украину. А Путин использует Крым как плацдарм для дальнейшей оккупации украинских территорий. В связи с этим председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук призвал всех участников саммита признать Россию страной-террористом.

Отмечу, что приехали сюда более 400 политиков со всего мира. К сожалению, в этом году провести саммит Крымской платформы в Украине не удалось из-за постоянных обстрелов со стороны России, поэтому его перенесли в хорватский Загреб.

Аннексия Крымского полуострова — это не просто нарушение международного права, но и на сегодняшний день это угроза стабильности Черноморского региона, отметили участники саммита. Они также подчеркнули, что деоккупация Крыма крайне важна. Помимо этого, Россия должна заплатить за все преступления, которые были и продолжаются на полуострове.

По итогам парламентского саммита участники приняли резолюцию, согласно которой будут работать над деоккупации Крыма. Кроме парламентариев этим вопросом будут заниматься правительство и эксперты. Также участники Международной Крымской платформы закрепили намерения финансовой, дипломатической, политической и гуманитарной поддержки Украины, заявил на закрытии саммита Руслан Стефанчук.

Итоги саммита — в комментариях участников события и дипломатов телеканалу FREEДОМ.

Евгения Кравчук, замглавы парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики

— Уже можно сказать, что саммит прошел успешно. В Загребе было очень высокое представительство: спикеры 26 парламентов, в том числе Нэнси Пелоси, председатель Бундестага [Бербель Бас]. Некоторые страны даже были представлены спикерами двух палат. Наши влиятельные союзники еще больше зарядились месседжами и украинским пониманием деоккупации и реинтеграция Крыма.

Я сравниваю с 2021 годом, когда этот саммит по инициативе Владимира Зеленского проходил в Киеве — сейчас, как это не парадоксально, мы ближе к деоккупации Крыма, чем были тогда. Потому что после этого нападения России, всех военных преступлений никто даже не скажет Украине… Мы сами будем выбирать, какие инструменты для деоккупации Крыма использовать, а нейтральные страны всегда будут.

В зависимости от ситуации это могут быть не только суд, переговоры, дипломатия, как предлагали еще в прошлом году. Мы шире смотрели на ситуацию, говорили о том, что мировая архитектура безопасности, в частности в контексте Совета Безопасности ООН, не справляется, и ее нужно менять.

Крымский урок должен стать уроком всему миру: если бы в 2014 году, после нелегального референдума и аннексии Россией полуострова, мир более жестко отреагировал на нарушение международного права, и против России [ввели] санкции такие, как сейчас… Фактически нападение Путина в 2022 году стало возможным, потому что в 2014 году мир не отреагировал достаточно жестко.

Мы также говорили о трибунале. Многие спикеры парламента, в том числе чешского — а Чехия сейчас председательствует в Европейском Союзе — очень четко сказали, что должен быть трибунал для военно-политического руководства России за агрессию, нападение одного государства на другое. Могу сказать, что как раз нижняя палата чешского парламента в ближайшее время будет голосовать за резолюцию о признании режима в РФ террористическим и обращение к правительству о создании трибунала для Путина.

[В рамках Крымской платформы была создана рабочая группа из 36 экспертов] по разным направлениям. Это, в том числе, гуманитарные вопросы. Понятно, что нужна информационная детоксикация Крыма, чтобы там работали украинские медиа, и люди имели доступ к правдивой информации.

Это также очень практические вопросы, в частности переходное правосудие. За время оккупации в Крыму родилось 300 тыс. детей, и только 12% из них есть в украинских реестрах. А среди умерших в украинские реестры занесли только 2%. Также есть более 1 млн судебных решений — большинство из них мы не можем принять. Кого-то посадили за политические взгляды, как Наримана Джелялова, но в то же время есть и осужденные по криминальным делам, где очевидно, что люди должны нести ответственность…

Мы сейчас неспроста проводим саммит в Хорватии, которая в 1990-х годах прошла через войну. Они фактически выиграли войну на поле битвы: в 1996 году была очень успешная операция по деоккупации “Буря”. А теперь мы видим, что Хорватия — член ЕС и НАТО. Мы также видим, что Крым и живущие там украинцы будут частью Евросоюза вместе с Украиной. Это будет реальное развитие туризма, это будет транспортный хаб, потому что сейчас Крым фактически отрезан от цивилизованного мира.

[Насчет предложения Рефата Чубарова переформатировать автономный статус Крыма]: речь идет об изменении Конституции. Это, конечно, не может произойти во время военного положения. Но тут, мне кажется, нужна очень грамотная дискуссия. Сейчас мы готовим новый, более детальный законопроект о статусе крымскотатарского народа, который, я думаю, в ближайшем будущем будет вынесен в Верховную Раду. В принятом в прошлом году законе о коренных народах мы сказали, что крымские татары, караимы и крымчаки — коренные народы Крыма. То есть это не национальные меньшинства, потому что у них нет другой родины-государства, и они там родились.

Нэнси Пелоси очень четко говорила о том, что Соединенные Штаты будут поддерживать Украину столько, сколько нужно для победы. Нам нужно выиграть эту войну и вернуть свои территории — это было важно услышать и от Нэнси Пелоси.

Буквально несколько недель назад Конгресс проголосовал за выделение более 11 млрд долл. Кстати, параллельно с Крымской платформой в Берлине проходил финансовый саммит, на котором мы получили от Европейского Союза и Еврокомиссии заверения о том, что они будут выделять 1,5 млрд ежемесячно. Это очень хорошие сигналы и важно для планирования. В начале ноября мы будем голосовать за госбюджет, и уже рассчитываем на эти деньги. А в конце ноября-начале декабря, возможно, будут новые транши в рамках финансовой поддержки США. Сейчас много манипуляций в медиа в связи с предвыборной кампанией в США, которая продлится до 8 ноября. В любом случае большинство и в демократической, и в республиканской партиях считают, что поддержка Украины — это поддержка мирового порядка в целом.

Также по теме: Суть “экономического Рамштайна” для Украины, — о плане послевоенного восстановления рассказал Милованов

Над стратегией о развитии туризма, дорожной инфраструктуры — интеграции Крыма в европейскую сеть дорог, развитии скоростного железнодорожного сообщения — работают министерства туризма и инфраструктуры. Сейчас туда не летает никто, кроме российских авиалиний. Россия по сути превратила Крым в военную базу со стоящим в заповедных парках тяжелым оружием. Но мы понимаем, что Крым будет частью Евросоюза. Это откроет возможности для поездок платежеспособных туристов из стран ЕС.

Кстати, во время Крымской платформы я также обращала внимание на то, что нельзя, чтобы Россия была членом международных организаций, например, ЮНЕСКО. Потому что они собираются своровать культуру Украины. У нас там 31 музей и более 1,2 млн музейных экспонатов, об эвакуации которых они уже говорят… Уверена, что Эрмитаж тоже должен быть под санкциями за то, что все это организовывает. Мы пока даже не понимаем уровень ущерба. Когда в Крыму уже будет украинская власть, она все посчитает.

Рефат Чубаров, глава Меджлиса крымскотатарского народа

— Вчера, 25 октября, в Загребе состоялся первый межпарламентский саммит стран-участниц Крымской платформы. Официальные делегации были от более 40 стран — практически все они возглавлялись спикерами или вице-спикерами национальных парламентов. В течение дня обсуждали координацию усилий парламентов стран-участниц Крымской платформы в вопросе деоккупации и реинтеграции Крыма.

Парламентский саммит проходил в двух основных форматах. Вчера было заседание национальных делегаций, а 24 октября — панельная дискуссия специалистов, экспертов, политологов, правозащитников. На одной из таких дискуссий, которая называлась “Реинтеграция Крыма и других оккупированных территорий и гарантии неповторения” мы рассматривали, какие условия уже сейчас должны быть созданы для осуществления деоккупации в кратчайшие сроки, а последующая интеграция проводилась эффективно.

Этот первый саммит мы проводили в Хорватии — одной из немногих стран в новейшей истории, значительная часть территории которой была оккупирована. И после освобождения Хорватия имеет очень большой опыт их реинтеграции. Сербско-хорватская война закончилась в 1995 году, но реинтеграция этих территорий, как говорили сами хорватские политики и эксперты, осуществлялась десятилетиями. А некоторые последствия той войны они ощущают и сегодня.

Поэтому мы тоже должны быть готовы к тому, что реинтеграция — это не просто желание возвратить людей из оккупированных территорий в правовое, социальное, экономическое пространство украинского государства, но и создать такие правовые механизмы, чтобы не было повторения крымских событий 2014 года.

Исходя из того, что Крым имеет особый правовой статус в независимом украинском государстве, у нас целый раздел Конституции называется “Автономная республика Крым”. Мое предложение [изменить в Конституции статус Крыма] — не новое. Я предложил усовершенствовать, переформатировать этот правовой статус, внеся такие правовые нормы, которые создали бы механизмы равного самоуправления всех людей, которые жили и будут жить на территории Крыма после восстановления суверенитета Украины.

Речь, прежде всего, идет о трех этнических сообществах. Если до 2014 года те правовые нормы, которые были задействованы в Украине в отношении Крыма, устанавливали доминанту одного национального сообщества — русского — просто потому, что этнических русских в Крыму намного больше, чем этнических украинцев и крымских татар, коренного народа Крыма. Представители этих трех основных этнических составляющих составляют 97-98% населения Крыма. Придание Крыму статуса национальной территориальной автономии на основе реализации его коренным народом своего права на самоопределение в составе украинского государства будет означать восстановление исторической справедливости.

Я всегда специально оговариваюсь, что во время войны внесение изменений в Конституцию невозможно. Но может проходить разработка всего пакета правовых документов, которые на разных этапах могут быть реализованы, а также приниматься несвязанные с Конституцией законы, скажем, о выборах и обеспечении представительства крымскотатарского народа в органах управления Крыма. Заметьте, я не говорю о том, что будут сразу устанавливаться какие-то преференции для крымских татар.

Мы сегодня еще ощущаем последствия депортации 1944 года, длительного периода развития Крыма без его коренного народа. И теперь, после возвращения крымских татар на свою родину — их там всего 300 тыс. — мы должны подумать о том, чтобы они вместе с представителями других этносов не просто принимали решение в развитии Крыма, но и отвечали вместе за Крым.

Ахтем Чийгоз, народный депутат Украины, замглавы Меджлиса крымскотатарского народа

— Нэнси Пелоси мы от имени крымских татар пригласили приехать в Бахчисарай с таким же визитом, как на Тайвань. И большинство присутствующих подчеркивали, что следующую платформу мы проведем в Бахчисарае.

Что касается выступлений, риторика в общем сильно изменилась по сравнению с прошлогодней Крымской платформой. Были выступления не только с осуждением и с беспокойством, а с четким намерением поддерживать Украину в ее борьбе до победы. И это звучало практически от всех глав парламентов, делегаций в разных аспектах: и в плане поддержки нашей борьбы, и в плане поддержки экономических направлений.

Эта поддержка выражалась в призывах к привлечению к ответственности за те преступления, которые Путин и его банда совершают против украинского народа, а также к созданию трибунала по этим преступникам. Скажу свои ощущения и нашей делегации: мы видели консолидацию усилий парламентариев. Я акцентирую на парламентариях, потому что в европейских государствах большая роль принадлежит парламентам. Они принимают решения, отображают настроения в обществе. И столь категоричная поддержка Украины говорит о том, что и в обществе этих стран настроения достаточно позитивные по отношению к Украине.

[Предложение Рефата Чубарова] меняет саму суть государства Украины по защите политических прав крымскотатарского народа. Первый этап мы прошли с помощью закона о коренных народах. Второй этап — сейчас идет активная работа относительно статуса крымскотатарского народа, а далее мы продолжим работать над изменением в статусе самой автономии.

Я ее называю недоработанной автономией — из-за влияния российского вектора в Украине ее фактически сделали “русской автономией”. В сегодняшних выступлениях мы слышали о роли крымскотатарского народа в борьбе за Крым. Голосом Крыма все эти тяжелые восемь лет в основном был в своей последовательной оппозиционности крымскотатарский голос. Он говорил, что Крым — это Украина.

Это, в свою очередь, достаточно сильно влияло на миф о нас, на политическую демагогию со стороны Путина и его бандитской власти, что в Крыму есть какой-то крымский народ, который решил, что Крым вошел в какую-то там гавань. Так вот — это разбивает вдребезги сам подход этого российского нарратива и очень хорошо воздействует на восстановление международного права в таких вопросах, как определения статуса прав коренного крымскотатарского народа.

Джон Хербст, бывший посол США в Украине, директор Евразийского центра Atlantic Council

— Я участвовал в первом саммите Крымской платформы, который имел большой успех. Думаю, этот саммит подчеркивает факт, что Крым принадлежит Украине, что российская партия там нелегально и не останется навсегда. Наступит день, когда Крым вернется под контроль Киева.

Прямой эфир