Ко Дню Независимости Украины Вашингтон также ввел новые ограничения против 11 российских граждан, причастных к незаконной депортации украинских детей в РФ и Беларусь.
В Белом доме заявили, что работают со странами по всему миру, чтобы привлечь российские силы к ответственности за военные и другие преступления, которые они совершили в Украине. Среди этих преступлений — насильственный вывоз тысяч украинских детей в Россию.
Украина также продолжает работать с международными партнерами над тем, чтобы процесс возвращения депортированных детей ускорился и параллельно были привлечены к ответственности все виновные.
Новые претенденты на ордер
Эксперты отмечают, что вскоре ордеры от Международного уголовного суда (МУС) могут получить и другие фигуранты дела. Пока же их двое — российский президент Владимир Путин и уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова. Последняя не так давно подтвердила, что с начала войны Россия переместила из оккупированных районов Украины на территорию РФ 4,8 млн украинцев. Среди них — более 700 тысяч детей.
Главным претендентами на ордер может быть самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко, с чьего позволения выкраденных детей везут на территорию Беларуси. Именно этот факт стал поводом для обращения депутатов Европейского парламента в МУС. Они призвали суд рассмотреть факты причастности Лукашенко к преступлению и возможность выдачи ордера на его арест.
Вторая претендентка — российская православная активистка Елена Мильская. По данным издания “Проект”, она причастна к вывозу детей из Херсонской области.
“Елена Мильская — это исполнительница. Если говорить о Путине и о Львовой-Беловой — это люди, которые могут быть в роли организаторов преступления, а Мильская все делает под прикрытием государственных документов, которые были имплементированы омбудсменом и подписаны самим Путиным. То есть, она занимается реализацией нормативных актов, которые выдали.
Она является частью этого преступления, человеком, по отношению к которому, должны быть приняты правовые решения, в том числе, и выдача ордера на арест. Они чувствуют безнаказанность пока их поддерживает высшее руководство Российской Федерации. Может публично об этом ордере никто не будет знать. Ордер сам по себе будет, а публично об этом никто не будет знать. Поедет Мильская в какую-нибудь Финляндию, а там ее возьмут и арестуют. И все это тоже будет правильно”, — высказал мнение заместитель генерального прокурора Украины, главный военный прокурор (2019-2020 гг.) Виктор Чумак.
Украинским правоохранителям и юристам теперь известно гораздо больше
РФ массово записывает незаконно вывезенных из Украины детей в милитаристские организации и проводит с ними пропагандистскую работу. Большинство депортированных детей числятся в специальной базе. Команда KibOrg получила доступ к этому сервису.
В списках — десятки тысяч анкет с подробным досье на каждого ребенка: имя, возраст, информация об украинских документах, записанной на ребенка недвижимости и даже о цвете глаз и волос. Есть там и психологические характеристики. Данные передали украинским правоохранителям.
“Информация, которую содержит система, имеет исключительную ценность в поиске вывезенных из оккупированной Донецкой области детей. Она содержит реестр усыновленных детей, а также тех, которые могут быть усыновлены; реестр кандидатов на усыновление и реестр опекунов и попечителей. Отдельно также есть информация о детях, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. И самое главное — реестр детей, которые по разным причинам были вывезены за пределы оккупированной части Донецкой области”, — сообщили в организации.
Эта информационная база является доказательством причастности Кремля к принудительной депортации украинских детей. Но, главное — она поможет Киеву вернуть их домой. Этому процессу могли бы поспособствовать и третьи страны, как считает уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Но Москва блокирует такие инициативы.
“Нам нужна третья сторона как арбитр. Когда россияне нас могут обвинять, что, например, мы не подали документы, не предоставили списки, не можем подтвердить, что это украинские дет, или что мы отказываемся от процесса. Нам нужна третья сторона, которая будет мониторить все и всегда может подтвердить позицию Украины, что мы готовы делать все через третьи страны: предоставлять списки, любые доказательства, создавать любые логистические механизмы для возвращения наших граждан”, — поясняет уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец.
Он также приводит аргумент, почему это проблема мирового сообщества, а не одной лишь Украины.
“Нам нужно понимание со стороны международного мирового сообщества, что вопрос возвращения украинских детей — это не только вопрос Украины. Потому что сегодня в таком положении Украина, украинские дети, а завтра — кто угодно на территории этой планеты”, — подчеркнул омбудсмен.
Читайте также: Борьба за каждого: как Украина возвращает домой украденных Россией детей (ВИДЕО)
Комментарии правозащитников
Как еще можно улучшить механизм возвращения маленьких украинцев, не допустить новых похищений и привлечь к реальной ответственности всех причастных — в эфире телеканала FREEДОМ рассуждали:
- Екатерина Рашевская, эксперт Регионального центра прав человека;
- Александр Павличенко, правозащитник, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека;
- Вера Ястребова, исполнительный директор “Bосточной правозащитной группы”, адвокат, правозащитница;
- Алексей Лазаренко, вице-президент всеукраинской фундации “Защита прав детей”, кандидат педагогических наук.
ЕКАТЕРИНА РАШЕВСКАЯ: Украине нужны посредники в вопросе возвращения детей
— С каждым днем возвращать украинских детей становится все сложнее и сложнее. И даже те схемы, которые работали, к примеру, в 2022 году, когда люди забирали своих детей из лагерей в Краснодарском крае, на территории оккупированного Крыма, сейчас работают либо с очень большими проблемами, либо вообще не работают.
Им говорят, что они смогут уехать из РФ только после получения российского паспорта. Потом им говорят, что теперь они — российские граждане. Ну, вот у вас же ребенок, оставайтесь здесь жить с нами, в России.
Почему нам нужна третья сторона-посредник? Потому что РФ не будет исполнять никаких договоренностей, если они будут напрямую с Украиной.
Даже больше — мы не можем напрямую сотрудничать с РФ, потому что, во-первых, есть лица, которые ответственны за похищение детей, сейчас — подозреваемые в Международном уголовном суде. А во-вторых, мы признаем режим в России террористическим. Какие прямые договоренности с террористами? Это запрещено международным правом.
Но есть страны, которые еще не так однозначны в своей политической оппозиции к России или же они, к примеру, нейтральны, и они готовы помочь Украине для того, чтобы вернуть детей из Российской Федерации.
Это не только Турция, либо же Саудовская Аравия, но и Казахстан. У них очень классный опыт возвращения детей и не просто репатриации, но и реабилитации, и реинтеграции. Поэтому нужно еще очень хорошо подумать о том, какие страны могут не просто получить какие-то там свои политические преференции, но помочь возвратить украинских детей.
Нам нужна помощь, чтобы идентифицировать детей. Нам нужно либо же додавить РФ и получить списки от нее, либо же получить какое-то очень дорогое программное обеспечение, которое поможет нам идентифицировать детей по фотографиям, либо же каким-то другим способом, которые сейчас существуют. Это все не ново. И в других вооруженных конфликтах также были проблемы с идентификацией гражданских лиц.
АЛЕКСАНДР ПАВЛИЧЕНКО: Есть ряд стран, которые могут взять на себя гуманитарную миссию по возвращению детей в Украину
— Постоянный акцент на этой теме должен привести к вопросу об установлении механизма возвращения депортированных детей, а это более 19 тысяч депортированных или насильственно вывезенных с территории Украины. Я думаю, что реальное число значительно больше, потому что это только зарегистрированные случаи. Возвратили 386 детей из этого числа.
Нужно рассмотреть все возможные средства влияния. Это могут быть государства-покровители — та же Турция, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Казахстан, Китай, которые могут выступить государствами, взять на себя гуманитарную миссию, связанную с поиском и возвращением детей в Украину. И это тоже вполне возможный вариант решения.
Очень важно, чтобы вопрос не остановился на уровне судебного разбирательства в международной судебной инстанции. Сейчас происходит поиск решения самой проблемы — как остановить процесс депортации и вернуть украденных детей в Украину.
Лукашенко занимает несколько позиций. И с одной стороны, он является фактически сателлитом и играет роль союзника РФ, а с другой стороны, он максимально старается удержать Беларусь в статусе страны, которая не принимает участие в военном конфликте. И всячески это подчеркивает тоже. И эта двойственность определяет и отношение к нему со стороны международных партнеров, которые стараются удержать его в этой двойственной позиции. Выталкивание его в какую-то одну позицию может спровоцировать углубление или усиление конфликта.
Что касается непосредственно его квалификации как соучастника или, наоборот, обвиняемого в преступлении по депортации или по похищению детей, я думаю, что здесь вопрос тоже достаточно непростой. И даже с точки зрения доказывания факта преступления. Здесь нужно будет еще найти дополнительные и веские доказательства того, что именно участие Беларуси, Лукашенко, и подконтрольных ему структур, организаций, было совершено преступление, которое может квалифицироваться именно как депортация украинских детей.
ВЕРА ЯСТРЕБОВА: Нам нужна усиленная санкционная поддержка других стран
— На мой взгляд, речь идет о сотнях тысяч вывезенных детей. К этому количеству относятся непосредственно дети, которые на момент вторжения России в Украину уже имели статус сирот — их вывезли в лагеря на российскую территорию централизованно через чиновников-гауляйтеров. Их отправляли в лагеря временного содержания, через которые уже определялась процедура назначения опекуна, дальнейшего места пребывания ребенка и устройства в так называемую “приемную семью”.
Это и дети, тех родителей, чьи права нивелировали по надуманным поводам оккупационные власти. И этих детей тоже угнали в РФ.
Чтобы это прекратилось, должно быть беспрецедентное санкционное давление без каких-либо лазеек. Да, санкционное давление оказывает влияние на РФ. Да, безусловно, нам хотелось бы более стремительных последствий для того, чтобы остановить депортацию и совместно при участии международных партнеров сделать возможным возвращение детей в Украину. Но мы не сможем справиться с этим в одиночку. Нам нужна поддержка международных партнеров.
Без санкционного давления на РФ, без дипломатического влияния на дискуссионных площадках, без привлечения внимания всего международного сообщества это будет сложно.
Также надо уже сегодня задуматься о том, каким образом восстанавливать без проволочек документы детям, которые вернулись в Украину.
АЛЕКСЕЙ ЛАЗАРЕНКО: РФ делает из похищенных детей живой щит
— В данном случае мы можем говорить о похищении детей как о военном преступлении. И детей размещают в приграничных областях — это можно расценивать как прикрытие детьми как щитом, чтобы не наносились определенные удары по этой территории.
Размещая детей в приграничных районах, агрессор себя страхует и показывает Украине, что если вы будете наносить туда удары или если начнется какое-то наступление, то тут ваши люди.
Очень важно фиксировать не только то, что где-то какие-то российские средства массовой информации говорят о факте насилия над детьми, но и нужно обязательно это все фиксировать документально для того, чтобы можно было потом найти свидетельства, оформить и предоставить суду.
Я надеюсь, что мировое сообщество все-таки создаст отдельную палату Международного уголовного суда, как это было сделано по Югославии, когда военные преступления, совершенные на территории бывшей страны, рассматривались в Гаагском трибунале.
Читайте также: У РФ есть две задачи: уничтожить украинских детей здесь или же похитить, чтобы пополнить свою нацию, — Герасимчук