Санкции, дефицит запчастей и параллельный импорт: состояние авиации РФ обсуждаем с экспертами

Самолет Airbus A321 "Аэрофлота" России. Фото: gettyimages.com

Ситуация в российской гражданской авиации продолжает свое падение. После ухода с рынка РФ трех ведущих мировых авиакомпаний Boeing, Airbus и Embraer авиационная отрасль России существенно пострадала.

Одной из главных проблем стала нехватка запчастей для самолетов, большинство из которых — импортного производства. Также иностранные авиакомпании прекратили техобслуживание лайнеров и аннулировали договора лизинга.

Проблемы российского авиапрома

Согласно данным Росстата, на сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 736 лайнеров, из которых 559 — зарубежного производства. Из 177 российских самолетов 136 бортов — это SSJ-100. При этом, “Суперджет” на 80% состоит из деталей иностранного производства.

Таким образом, российская гражданская авиация на 96-97% состоит из импортных комплектующих. До полномасштабного вторжения РФ в Украину главными поставщиками деталей традиционно выступали США, страны ЕС и Бразилия, однако сейчас запчасти оттуда уже не поступают.

Китай также практически сразу отказал России в поставках авиадеталей. Кроме этого, Министерство таможни и торговли Турции запретило обслуживать и заправлять почти 40 самолетов из России и Беларуси. Решение принято в соответствии с письмом Управления промышленности и безопасности об экспортной практике Министерства торговли США. В настоящее время есть только договор с Ираном, но на фоне количества действующих самолетов объемы поставок слишком низкие.

По информации “НВ”, российские авиакомпании могут приостановить полеты на региональных лайнерах Sukhoi Superjet из-за дефицита свечей зажигания двигателей. Их не хватает потому, что двигатели на Superjet были не российскими, а российско-французскими, а свечи зажигания для них производила компания из США. Менять свечи нужно каждые тысячу взлетов.

В 2022 году завод корпорации “Иркут” в Комсомольске-на-Амуре планировал выпустить 10 единиц Superjet-100. В мае 2023 текущего года министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов на расширенном заседании правительства региона сообщил, что в этом году из-за санкций самолетов Superjet-100 выпустят втрое меньше запланированного — 6 штук вместо 19. Причина — отказ в поставках импортного оборудования.

Пассажирские самолеты Ил-114-300, которые планировали использовать для региональных полетов, также не успеют выпустить в срок. Объединенная авиастроительная корпорация в рамках заключенного в 2020 году контракта должна была поставить первые 3 воздушных судна уже в октябре этого года, а к 2030 году — обеспечить авиаперевозчиков флотом из 70 лайнеров.

В Росстате отмечают, что за первое полугодие 2023 года в России выпустили всего 2 тяжелых гражданских авиалайнера. Один был собран в феврале, второй выпустили в июне.

В свою очередь, в августе 2023 года гендиректор “Ростеха” Сергей Чемезов пообещал ежегодно поставлять по 20 новых лайнеров Superjet SSJ New, начиная с 2024 года. По его словам, первые самолеты якобы начнут производить уже в декабре текущего года. Чемезов подчеркнул, что главной особенностью модели является практически полное импортозамещение комплектующих. Он отметил, что самолеты будут оснащены российскими двигателями ПД-8.

Сейчас в России процветает так называемый “авиационный каннибализм” — самолеты разбирают на запчасти, так как их невозможно купить из-за санкций. В Минтрансе РФ прогнозируют, что к 2025 году разобрано на детали будет до трети существующего иностранного авиапарка.

“Когда происходит подобный “каннибализм” самолетов, особенно старых, теряются многие средства защиты, встроенные в систему. Нехватка запчастей — это лишь одна из проблем. Другая — запчасти от самолетов, которые использовались в течение длительного периода времени, ненадежные. И ожидать, что они будут работать так же хорошо, не следует”, — отметил эксперт Центра авиационных исследований Шон Пручницки.

К этому времени “Аэрофлот”, который сильнее всех пострадал от введения санкций и ухода с российского рынка ведущих мировых авиакомпаний, разобрал на запчасти уже как минимум 25 бортов. Активно использует Россия и схемы серого импорта. В этом году в РФ ввезли запчасти для иностранных самолетов как минимум на 171 млн долларов.

Отсутствие запчастей и невозможность заменить вышедшие из строя агрегаты привели к тому, что пилотам “Аэрофлота” разрешили отключать тормоза во время полетов. Так, по состоянию на 31 июля 2023 года, с деактивированными тормозами летали как минимум 9 самолетов “Аэрофлота”.

Эксперты американской консалтинговой компании Oliver Wyman прогнозируют, что если ситуация не изменится, то к 2026 году Россия может лишиться половины из 736 лайнеров, которые имеет в настоящий момент.

Кроме этого, в последнее время из-за неисправностей и поломок в самолетах российские авиакомпании стали задерживать рейсы. Так, 14 августа, авиакомпания Red Wings запросила дополнительный самолет, чтобы вывезти пассажиров задержанных рейсов из Екатеринбурга в Анталию (Турция) и обратно после выхода из строя сразу двух воздушных судов Boeing-777. 

В руководстве авиаперевозчика пояснили, что задержка рейсов из Екатеринбурга в Анталию и обратно произошла по причине внештатной ситуации.

А незадолго до этого, 4 августа, на 8 часов был задержан рейс Smartavia из Челябинска в Санкт-Петербург. Сообщалось, что это произошло “по технической причине, по решению авиакомпании”. 11 июля такую же проблему озвучила авиакомпания S7, рейс которой из Омска в Москву со 188 пассажирами задержали более чем на 7 часов.

“Первые элементы быстрого изнашивания подходят к концу. Они еще в прошлом году приняли решение о так называемом “каннибализме”. Все самолеты авиакомпаний — Boeing и Airbus — подлежат доукомплектованию с тех устройств, которые выходят из строя. За счет того, что разбирают другие самолеты. Соответственно, дополнительные рекомендации для персонала были — в бортовой журнал вносить незначительные поломки”, — рассказал авиаэксперт Василий Шевченко.

Читайте также: Безопасность полетов на уровне Либерии и Бутана: парк самолетов в РФ сокращается из-за санкций (ВИДЕО)

Авиация РФ в разборе экспертов

О состоянии, проблемах и будущем российской авиационной отрасли в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:

  • Андрей Литвинов, пилот российской компании “Аэрофлота”, капитан лайнера А-320;
  • Роман Романовский, журналист российского издания “Важные истории”;
  • Алексей Барановский, адвокат, советник по вопросам коммуникации российской оппозиции и легиона “Свобода России”.

АНДРЕЙ ЛИТВИНОВ: На восстановление российской авиации потребуется до 30 лет

— Эти “эффективные менеджеры, которые встали во главе российских авиакомпаний, пошли по пути брать в лизинг самолеты, потому что это проще, это прибыльнее, это спокойнее. Зачем развивать свою авиацию, когда можно взять в лизинг или купить готовый самолет? Вот по этому пути они пошли.

Теперь подошли к тому, что нужно иметь свое. Только теперь это все делается в пожарном порядке.

Но за такой короткий срок импорт заместить не получится. Должно пройти определенное время, должны быть потрачены огромные ресурсы — и человеческие, и финансовые. И мы в РФ за эти годы растеряли специалистов, которые могут продвигать эту отрасль, гражданскую авиацию. Сейчас это все утеряно.

Это займет очень много времени, очень много сил, ресурсов, денег. И я думаю, что это как минимум 15-20 лет, не меньше.

Если вы посмотрите на цифры, которые есть в открытом доступе, то для простого обывателя это будут впечатляющие цифры. А для тех, кто понимает, как работает гражданская авиация, это просто смешно. Например, мы импортозаместили уже 97% на “Суперджете”. Мне как летчику непонятно, что значит 97%, я этого не понимаю и не принимаю. А 3% это что? Что входит сюда? Это кресло пилота, лобовое стекло лайнера или джойстик? Ну, без 3% не летает самолет.

Вот когда я услышал бы цифру, что мы импортозаместили 100% этого самолета, даже 105%, чтобы на 5% были запчасти, вот тогда я бы понял, что работа проведена. А сейчас это пока только лозунги, хотелки.

Или, например, мы построим в год 20 самолетов. Ну, хорошо, в год 20 самолетов, а нам надо 700-800 самолетов импортозаместить. Значит, это сколько? Посчитайте, на это уйдет 30 лет, а никак не 5-7 лет, как они заявляют. И так во всем.

Если взять самолет МС-21 — ему нужна полоса минимум 2,8 километров. В той же Сибири таких полос мало. Поэтому надо строить инфраструктуру. То есть, аэродромы надо строить, куда МС-21 сможет летать.

Если, например, мы импортозамещаем систему GPS на российскую ГЛОНАСС, тогда надо еще 15-20 дополнительных спутников запускать.

Авиация —  это многотысячные нити. И вот одним махом сейчас взять и все это импортозаместить — так не получится.

РОМАН РОМАНОВСКИЙ: Поставки запчастей для самолетов в РФ идут полным ходом

— На самом деле, авиация — не единственная область в РФ, в которой используется параллельный импорт. Различные западные комплектующие поставляются, в том числе, для производства оружия, для производства беспилотников. Это какая-то общая история.

Авиация просто — одна из наиболее чувствительных тем. Около 80% авиапарка российских авиакомпаний состоит из зарубежных самолетов, а зарубежные самолеты, соответственно, состоят из зарубежных деталей.

Например, на Boeing и Airbus большое количество запчастей не только производства этих компаний, в этих лайнерах есть большое количество других производителей.

Но в реальности запчастей еще больше. И приток параллельного импорта гораздо шире. Согласно таможенным данным, с марта 2022 по март 2023 года в РФ ввезли оригинальных запчастей для этих Boeing и Airbus на более, чем 180 млн долларов. Однако в этом плане сложно что-то прогнозировать, потому что это далеко не самая полная цифра. Сами же компании Boeing и Airbus с первых дней полномасштабной войны официально объявили о том, что приостановили сотрудничество по широкому спектру вопросов с российскими авиакомпаниями, в частности, что они не продают запчасти.

От нехватки запчастей больше всех страдает “Аэрофлот” — одна из самых крупных российских авиакомпаний. У нее действительно самый большой парк самолетов. И поэтому то, что они выбились в лидеры по закупке иностранных запчастей, неудивительно.

Мы хотели посчитать, сколько самолетов уже разобрали на запчасти. По публичным реестрам этого сделать невозможно. Но если мы видим, что самолет не летает 30 дней, например, есть подозрение, что его разобрали. При этом, возможно, самолет просто поставили на прикол, потому что сейчас рейсов стало чуть меньше.

Что касается того, когда гражданская авиация РФ войдет в крутое пике, то об этом сложно говорить, потому что поставки запчастей идут полным ходом, они наращиваются, увеличиваются.

Если бы мы увидели, например, что самолеты разбирают, и мы бы видели четкую динамику, то могли бы это просчитать. Когда мы видим, что действует огромнейший рынок перепродажи самолетов, деталей и серых схем поставок, здесь крайне сложно что-то посчитать.

Я вам приведу такой пример. Авиакомпания “Победа” эксплуатирует 41 самолет “Боинг 777”. И, несмотря на то, что они уже больше года-полутора официально якобы не получают деталей, и должны были разобрать хотя бы один самолет, все самолеты авиакомпании “Победа” благополучно летают. Это говорит о том, что если они не разбирают самолеты, получается, что они получают детали по серым схемам.

АЛЕКСЕЙ БАРАНОВСКИЙ: Авиационная отрасль России скоро придет в запустение

— Авиасообщение в Российской Федерации скоро совсем прекратится, потому что санкции как раз в авиационной отрасли достаточно серьезные, и износ самолетного парка происходит очень быстро.

Это такая сфера, где без постоянного обслуживания и постоянных ремонтов однажды все полеты просто прекратятся естественным путем, как фильм “100 лет после исчезновения людей”. Так вот и Россия постепенно будет превращаться в такую пустыню за пределами Московской кольцевой дороги. Россия уже примерно и так начинает выглядеть как пустошь, потому что все деньги в Москве, а теперь и в Москве уже денег становится меньше.

Поэтому самолетная отрасль скоро действительно придет в полное запустение. Пока что еще нет такого массового падения самолетов, но скоро и до этого дойдет, потому что людей никто не бережет, будут до последнего эксплуатировать те самолеты, которые есть.

Запчастей, деталей нет. То есть в этот раз долетел, и слава богу. А в следующий раз упадет, кого-то посадят, и на этом все закончится.

Что это значит для простых граждан? Это означает, что либо тебя мобилизуют, отправят умирать на войну в Украину в составе оккупационной армии, либо ты можешь вполне себе погибнуть от какой-нибудь техногенной катастрофы. Потому что ведь не только самолеты выходят из строя, постепенно и другие производства и инфраструктурные объекты изнашиваются.

Читайте также: “Самолетный каннибализм”, задержка рейсов и блокировка авиаSWIFT — проблемы авиации РФ обсуждаем с экспертами

Прямой эфир