Российская авиация находится в очень сложной ситуации. Одна из причин — Россия не может ремонтировать самолеты. Страна-агрессор испытывает проблемы с техническим обслуживанием самолетов из-за санкций, введенных из-за развязанной РФ войны против Украины. Об этом сегодня, 31 января, в эфире телеканала FREEДОМ заявил авиационный эксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации Валерий Романенко.
“Они уже давно валятся с неба. Дело в том, что пока валятся мелкие самолеты. Я исследовал рапорты Росавиации об инцидентах в прошлом году, так там ежемесячно разбивался один Ан-2 и раз в два месяца разбивали вертолет типа Ми-8. Причем так, что вдребезги и очень часто с жертвами. В прошлом году было разбито два больших самолета. Один известен — сел в Свердловской области, второй просто сгорел в порту в Китае — Ту-214. Это самолет, который Россия собирается запускать в массовое серийное производство”, — сказал он.
По словам эксперта, на самолетах Boeing 747 стоят двигатели General Electric или Pratt & Whitney. Ни Иран, ни Китай эти двигатели ремонтировать не могут.
“И это такой звоночек. Что такое отказ двигателя в полете — это понятно. Далеко не каждый летчик сможет на планировании посадить самолет”, — уточнил Романенко.
Он отметил, что поломки уже нельзя перекрыть “авиационным каннибализмом”. Это уже проблемы с техническим обслуживанием самолетов и заменой деталей.
“Есть так называемые чеки. Через какое-то время какие-то узлы нужно проверить и заменить ряд элементов в этих узлах. Проверять раз в месяц, раз в полгода, раз в год. Россия под санкциями около двух лет. Массовой поставки комплектующих нет, где-то что-то как-то удается добыть контрабандным путем. Где-то что-то переставляют на какие-то узлы, системы, могут отремонтировать в Иране или Китае (это касается Airbus). Но когда уже начинаются серьезные проблемы, что такое гидравлическая система — это всё в самолете, все органы управления. Самолет в случае отказа гидравлической системы не сможет ни выпустить шасси, ни вообще управляться в воздухе. Отказы навигационной системы тоже сложные, но в этом случае еще можно сориентироваться и по указаниям диспетчеров что-то сделать. А гидравлика — это крайне сложный случай. На пассажирских самолетах, как правило, тройное резервирование гидравлической системы, но если пошел сбой по одному каналу, очень часто он может вызвать сбой и других систем”, — пояснил Романенко.
Авиаэксперт констатировал, что со временем, из-за того, что будет критическая нехватка запасных частей, самолеты в РФ будут просто приземлены.
“Пока можно эксплуатировать, пока можно заниматься мародерством, “каннибализмом” — снимать с одних самолетов и ставить на летающие. Но там иногда такие элементы, например, как лобовое стекло выходит из строя. Если снять с одного самолета лобовое стекло и поставить на другой, то это уже вечная стоянка. Есть критические элементы. И по двигателям то же самое — есть куча критических элементов, которые без производителя никак. На 3D-принтере его не напечатаешь”, — резюмировал Валерий Романенко.
Отметим, что у одной из крупнейших частных авиакомпаний РФ у трех самолетов отказали двигатели. 27 января не состоялся рейс из Москвы в турецкую Анталью, не смог улететь рейс из Улан-Удэ в Москву из-за поломки, 29 января в воздухе сломался двигатель у самолета, вылетевшего из Омска. За январь-ноябрь 2023 года, по данным Росавиации, в России произошло 670 серьезнейших авиаинцидентов, из которых 400 (почти 60%) связаны с отказом авиатехники. 24 января в РФ произошло сразу два инцидента с самолетами Airbus российских авиакомпаний “Аэрофлот” и S7. В одном самолете произошел отказ так называемой зеленой гидросистемы при выполнении рейса “Владивосток — Новосибирск”. Второй инцидент произошел с бортом во время выполнения рейса “Нижневартовск — Москва” — во время подлета к аэропорту Шереметьево произошел отказ навигационной системы.
Напомним, как заявил эксперт по вопросам развития авиационного рынка Богдан Долинце, ключевая проблема РФ — это не просто рост критического количества отказов и инцидентов, потому что уже зафиксировано в открытых источниках около 180 инцидентов. Другая важная проблема — что большинство инцидентов продолжают скрываться и реальное количество может быть в несколько раз больше.