54% россиян считают Сталина выдающимся. Это следствие и российской политики возвеличивания тирана, и ментальных травм российского общества. Такое мнение в прямом эфире телеканала FREEДОМ высказала российский историк Холокоста и переводчик Ксения Кример.
Она отмечает, что Сталин имеет особое значение для путинизма и Путина, для которого легитимность власти определяется не поддержкой населения, а способностью власть захватить и удержать. Кроме того, для Путина привлекателен СССР образца 1945 года как идеал могущества.
“Не экономического могущества. СССР в руинах после войны. И сегодня мы видим, что для Путина экономика, в общем, это дело десятое. Важнее идеологическая мощь, военная мощь, географическая экспансия, советские танки в европейских столицах, Сталин на равных с Рузвельтом и Черчиллем определяет судьбу мира как лидер великой державы на Ялтинской конференции”, — говорит Кример.
Также для Путина привлекателен русский имперский шовинизм, но главное, как считает гостья эфира, — спайка Сталина с победой.
“В России часто приходится слышать: “Зато Сталин победил в войне”. Это ответ на попытку разговора о терроре, о сталинских чистках и преступлениях сталинизма… Это закрывает вообще необходимость самого разговора о терроре. И для Путина победа — это источник символического и политического капитала”, — поясняет она.
Что же до российского общества, то культ Сталина — это поиск “достоинства снаружи”: возможность “прислониться к какой-то общей, большой, сильной коллективности”, но в большей степени — проецирование на Сталина некоторых мифологем, которые свидетельствуют о многих травмах.
“Сталин считается в России воплощением порядка — часто слышишь, как люди говорят: “Сталина на вас нет” или “При Сталине такого не было”. То есть ощущение, что сегодня этого порядка нет… Второе мифологизированное представление о Сталине — как о воплощении скромности… Очевидна некоторая фрустрация по поводу нынешнего экономического расслоения, особенно абсолютно наглого, бросающегося в глаза богатства и коррумпированности элит, которому противопоставлена мифологизированная бытовая скромность Сталина. Третья вещь — это такой запрос на справедливость. Он возникает из предыдущих вещей. Что нынешняя жизнь несправедлива, а при Сталине якобы не воровали, а боялись. Люди не помнят и вытесняют из памяти все эти номенклатурные привилегии, распределители, обеспеченность дачами, машинами, квартирами”, — комментирует историк.
Также, по ее мнению, популярны мифы о социальной мобильности в сталинские времена, то есть о якобы гарантированных карьерных возможностях для “простых уборщиц”, и “лубочная идея, что Сталин заботился о людях, а сегодняшние совсем не заботятся”.
“Это тоже некоторое инфантильное представление о себе как о народе-ребенке, которому нужен вот такой отец, пусть он жестокий отец, пусть отец-тиран, но мы о себе знаем, что мы непослушные, ленивые, вороватые дети, и с нами только так и можно”, — говорит Ксения Кример.
Исходя из этого, как поясняет историк, можно говорить о том, что отношение рядовых россиян к Сталину свидетельствует о том, что у них нет веры в законные правовые механизмы налаживания жизни, есть только вера в сильную руку, репрессии и тиранию.
Читайте также: Сталинская система морального уничтожения людей в путинской России снова востребована, — Эйдман