Восточное направление фронта в последний месяц зимы превратилось в кладбище российских самолетов. В феврале вооруженные силы РФ попрощались с 13 боевыми самолетами. А в начале марта — с двумя. Всего с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину агрессор потерял 347 самолетов, сообщили в Генштабе ВСУ.
Больше всего сбили Су-34
За февраль Воздушные силы ВСУ уничтожили:
- 10 истребителей-бомбардировщиков Су-34;
- 2 истребителя Су-35;
- 1 самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.
1 и 2 марта Воздушное командование “Восток” подтвердило сбитие еще двух российских самолетов Су-34.
Аналитики американского Института изучения войны (ISW) отмечают, что масштабные потери российских воздушных сил в последние недели вынудили Россию уменьшить авиационную активность по всей территории Украины. При этом именно авиация, которую оккупант не жалеет, позволила ему продвинуться на Авдеевском направлении и не только.
Военные эксперты предполагают, что украинские защитники используют для уничтожения российских самолетов зенитно-ракетные комплексы С-300, С-200, Patriot (“Пэтриот”) или SAMP/T. Но эта информация не подтверждена. Воздушные силы ВСУ не назвали системы, которые поражают цели противника в небе, но обратились к западным партнерам с просьбой и дальше обеспечивать их поставки.
Основная задача российских Су-34 — нанесение ударов по разным целям: от украинской авиации до наземных объектов в тылу. Примерная стоимость одного такого борта составляет 50 млн долл. Многоцелевой истребитель Су-35 стоит дороже — от 98 до 104 млн долл. Он предназначен для перехвата и ведения боя на дальней и ближней дистанциях. Таким образом, по приблизительным оценкам, с середины февраля Россия потеряла авиации на сумму более миллиард долларов.
В копилке достижений Воздушных сил ВСУ есть пока только два сбитых самолета А-50. Но даже такое, казалось бы, небольшое количество уничтоженных А-50 существенно помогло украинским Силам обороны.
А-50У — это российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Его стоимость составляет около 500 миллионов долларов. С его помощью российские оккупанты управляют атаками своей ударной авиации и обнаруживают в небе украинские самолеты. Потеря каждого такого воздушного судна — мощный удар по боевым возможностям страны-агрессора.
Военные эксперты не исключают, что Россия может попытаться вернуть в строй ранее законсервированные планеры А-50. Обучение пилотов, как и обслуживание такого самолета — процессы непростые, долгие и дорогие.
Украинские OSINT-аналитики Dnipro отмечают, что “визуально доказан был факт сбивания только двух самолетов, и это очевидно, ведь сбивали самолеты в самом тылу российских оккупантов”. Если же посмотреть на спутниковые снимки с 17 февраля по 2 марта, то можно увидеть, что на российские авиабазы не вернулось по меньшей мере 6 истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Российская сторона о потере своих самолетов официально не сообщала. Уничтожение или даже повреждения своей военной техники российские войска зачастую скрывают или признают частично, дозировано подавая такую информацию жителям РФ.
Читайте также: Украина активно сбивает российские самолеты: состояние военной авиации РФ оценили эксперты
Комментарии авиационных специалистов
О том, почему так активно стали падать российские боевые самолеты, а также состоянии военной авиации РФ в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- Валерий Романенко, авиаэксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации имени Антонова;
- Богдан Долинце, эксперт по вопросам развития авиационного рынка, член Общественного совета Госавиаслужбы;
- Анатолий Храпчинский, эксперт в сфере авиации, заместитель генерального директора компании по производству средств радиоэлектронной борьбы;
- Константин Криволап, авиационный эксперт, аналитик.
ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО: Пока у России есть авиация, чтобы продолжать атаки, но ее перспективы — не лучшие
— После потери крейсера “Москва” произошла потеря двух самолетов А-50. По цене эти утраты близки. Миллиард долларов против минимум 800 миллионов долларов.
А-50 совмещает в себе функции воздушного разведчика и командного пункта. Его функции — наблюдать за территорией противника, предупреждать, причем наблюдать как воздушную обстановку, так и наземную, отслеживать полеты наших самолетов, наводить собственные самолеты на наши самолеты с выгодного ракурса, приводить в боевую боевую готовность зенитные ракетные комплексы при попытках нанесения ударов по российской территории и другие подобные задачи. А самолеты Ил-22, которые иногда ходят в паре с А-50 управляют наземными войсками и обеспечивают связь, например, Генерального штаба с подразделениями, которые находятся на линии фронта. То есть различные задания.
В России осталось шесть действующих самолетов, причем пять из них — это усовершенствованные А-50У. Но почему-то их на свой маршрут не возвращают. Парк и возможности продолжать разведку есть.
Но нужны ли эти самолеты? Первый самолет сбили в 120 километрах от линии фронта. После этого маршрут был перенесен на 100 километров вглубь российской территории. Второй самолет был уже сбит на расстоянии 220 километров от линии фронта. То есть опять маршрут нужно сдвигать. Так что тогда эти самолеты будут видеть? Смысл в их применении вообще исчезает.
РФ остается еще около 110-115 самолетов Су-34, порядка 120 самолетов Су-35, еще не менее 100-110 самолетов Су-30. Это новейшие типы. Плюс еще куча модернизированных старых типов Су-27М, Су-24. И сюда же добавить примерно 120 штурмовиков, которые остались в боевом строю. Это полное количество самолетов. А в районе боевых действий все-таки присутствуют отдельные подразделения и эскадрильи отдельных полков, у которых базовые аэродромы на Дальнем Востоке, в Средней Азии.
Пока российские воздушные силы имеют достаточное число самолетов, чтобы какое-то время продолжать атаки. За прошлый год они смогли построить 26-28 новых боевых самолетов. Училище выпускает летчиков, за штурвалы Су-34 уже садятся молодые лейтенанты. Но это все временно. Если так продлится еще пару месяцев, то им проблемы гарантированы. Потому что части, которые теряют более 40% летного состава, считаются небоеготовыми.
БОГДАН ДОЛИНЦЕ: “Туман войны” для России расширился
— После уничтожения уже второго А-50 полеты россиян над Азовским морем были прекращены. Есть несколько факторов, определяющих систему, которой пользуются ВСУ.
Первое: система позволяет, в том числе обнаруживать средства противовоздушной обороны, и таким образом, фактически “туман войны” стал намного больше. России теперь сложнее находить и определять место установки систем противовоздушной обороны, обходить эти районы и уничтожать их.
Второе: Су-34 используются очень часто для запуска так называемых управляемых авиабомб. Увеличение интенсивности использования этих авиабомб началось еще с начала боев на территории Авдеевки, и в принципе, оно продолжается. Достаточно большая плотность этих самолетов позволяет уничтожать их более эффективно.
И третий очень важный фактор — использование систем противовоздушной обороны с большим радиусом действия непосредственно в районе боевых действий. Если раньше достаточно большое количество систем они использовали для прикрытия основной инфраструктуры и больших городов, то, скорее всего, часть этих систем была приближена к линии фронта, что позволило войти в радиус действия для уничтожения той или иной авиации.
Cтоимость самолета Cу-34 может доходить до десятков миллионов долларов в зависимости от комплектации, серии и так далее. Но в целом стоимость одного военного самолета составляет от 50 до 70 миллионов долларов. Если это серийный самолет, то, конечно, может быть исключение, но, как правило, меньше 30-40 миллионов долларов самолет не стоит.
С другой стороны, если мы говорим о последних Су-34 и Су-35, то мы должны понимать, что этих самолетов в принципе Россия имеет не так много. По состоянию на начало года было известно о том, что на вооружении стоит около 115 Су-34 и столько же Су-35.
Поставки комплектующих и микросхем достаточно усложнены, а вот запасы на складах исчерпываются. Кроме того, необходима часть запасов для поддержки существующего авиапарка.
Кремль планировал произвести до 2022 года 138 единиц самолетов Су-57. Но по факту россиянам удалось произвести только 11 самолетов, что более чем в 10 раз меньше плановых показателей. Ситуация по другим маркам, моделям самолетов аналогичная.
По результатам 2024 года, скорее всего, мы увидим или снижение количества производства самолетов, или то, что он остается на том же уровне.
АНАТОЛИЙ ХРАПЧИНСКИЙ: РФ может еще производить Су-34, но не модифицировать их
— Россияне активно пытаются скидывать КАБы на украинские позиции, и поэтому их самолеты очень близко летают и рискуют. Мы видели, как происходили бои за Авдеевку — это просто заваливание КАБами. Они продолжают такую тактику ведения боя и поэтому попадают под действия нашей противовоздушной обороны.
Плюс наши Воздушные силы смогли намного лучше усилить свои возможности благодаря западной технике и системам, которые были интегрированы со старыми советскими системами. И, конечно же, я сказал бы, что это однозначно очень хорошая работа наших Военно-воздушных сил.
Россия в принципе может еще производить в большом количестве Су-34 за счет того, что он наполнен комплектующими, которые производились в 1980-е годы. То есть какие-то технологии еще в России остались. Конечно же, есть элементная база, которая пополняется за счет иностранных компаний. Элементы оказываются в российских самолетах без ведома компаний-производителей.
Я бы обратил внимание еще на КАБы — обыкновенные бомбы, на которые переделываются крылья из обыкновенных ЧПУшных станков (с числовым программным управлением, — ред.), которые в принципе даже не считаются товарами двойного назначения. Россияне уже наловчились из обыкновенных ЧПУшных станков делать крылья для этих бомб, которыми они потом закидывают Украину.
Относительно производства Су-34, они не могут активно его развивать. Из открытых источников известно, что в 2023 году произведено не больше пяти самолетов. А в принципе, Украина сбила то количество самолетов, которые Россия построила за 5,5 лет. Это несопоставимые потери. Но есть еще много работы для того, чтобы полностью избавить Россию возможности использовать этот вид истребителя.
Россия испытывала проблемы с пилотами еще во время сирийской операции. Тогда министр обороны Сергей Шойгу активно выступал за увеличение набора именно пилотов. Более 250 человек погибли во время полномасштабного вторжения России в Украину. Поэтому можем говорить, что погибли те пилоты, которые могли бы научить. Погибли инструктора, которые могли передавать свой опыт работы. Кто сейчас учит?
Если говорить о неспособности пилотов, то она сократит возможности авиации России, потому что некому будет летать на тех самолетах даже, которые останутся.
КОНСТАНТИН КРИВОЛАП: России не хватает пилотов
— Допустим, они с консервации снимут и соберут старую модель А-50 с громадными телевизорами, с радиолампами и с большим количеством проводов. А с экипажем как быть? В А-50, который недавно сбили, погибли 10 человек. Пятеро членов пилотажного экипажа, и пять человек — операторы радиолокационных станций, которые должны были там сидеть. То есть народ там работает на износ. Поэтому даже если они соберут А-50, кем они его будут заполнять?
Надо понимать саму ментальность и психологическое устройство командира полка. Российская армия, как и советская, была очень субординальной и там — очень вертикальное подчинение.
У командиров полка над столом весит шахматка, на которой написано сколько у них самолетов и сколько пилотов. Это все боевые единицы. Сбили самолет — минус одна боевая единица, стало нулем. Сбили пилота — минус одна боевая единица, стало нулем. Если он не выполнил задание потому, что его пилоты не поднялись, то это его проблема, а если у него нет самолета или пилота, то это не его проблема, а тех, кто должен был его этим обеспечить — Минобороны, вышестоящие части и прочее.
Пилоты понимают, что их фактически отправляют на “мясной штурм”.
Но они договаривались о том, что у них будут высокие зарплаты, они будут летать, нажимать на кнопки, педальки, потом приезжать, быть уважаемыми людьми, их будут приглашать в школы на милитаристские торжества, они будут детей забирать из садика и жить нормальной жизнью. А вместо этого их завтра могут хоронить. Об этом не договаривались. Поэтому, во-первых, это протест, а, во-вторых, это просто страшно, никто не хочет умирать.
Читайте также: Росармия потеряла порядка 250 летчиков: значение ликвидации вражеской авиации пояснил эксперт