Россия строит железную дорогу, чтобы соединить свою территорию с украинскими территориями, которые захватила. Это может представлять серьезную проблему, считает руководитель Главного управления разведки Министерства обороны Украины Кирилл Буданов.
По задумке Кремля железная дорога должна соединить Ростов-на-Дону и Таганрог с оккупированными российской армией Мариуполем, Бердянском, Мелитополем, Джанкоем, Донецком и Волновахой.
ЖД для транспортировки военных грузов
На торжествах по случаю годовщины оккупации Россией Крыма Владимир Путин отчитался о завершении первого этапа работ по строительству железной дороги. По информации Министерства обороны Великобритании, 60 км строили около восьми месяцев. Кремлю жизненно необходимо наладить транспортировку грузов военного назначения, поясняют эксперты.
“Пытаются сейчас создать параллельную железку, потому что основные потоки, особенно военной амуниции, идут железной дорогой. Российская армия только так может перемещаться. Плечи очень большие — до 500 км. От Ростова или из Тамани до Работино, или Крынок на левом берегу Днепра — для них это расстояние возможно покрыть только с помощью железной дороги. Понимая, что Керченский (Крымский) мост будет выведен из строя, они пытаются построить вторую ветку”, — сказал военный эксперт Роман Свитан.
Единственная артерия, которая соединяет оккупированный российской армией Крым с Россией, — Керченский мост. Он находится под постоянной угрозой атак Сил обороны Украины. Это в значительной степени усложняет транспортировку техники и боеприпасов.
“Сейчас Крымский мост поврежден. Он на 100% не используется. В случае любой воздушной тревоги он прекращает свою работу. Поэтому было принято решение — нужно делать железную дорогу и она уменьшит потенциальные угрозы, которые могут быть для Крымского моста. Даже если в теории он будет уничтожен, есть железная дорога, которая обеспечит подвоз продуктов, снарядов, техники, амуниции из Российской Федерации в Крым”, — пояснил военный аналитик, сотрудник Службы безопасности Украины (2004-2015 гг.) Иван Ступак.
Железную дорогу Кремль намеревается использовать и для того, чтобы попытаться сделать оккупированный Крым рентабельным, считают эксперты. Или, как минимум, создать пропагандистскую картинку заботы россиян об оккупированных территориях. По информации Центра национального сопротивления Сил специальных операций Вооруженных сил Украины (ВСУ), Путин провел совещание с представителями оккупационных администраций. На нем обсуждали создание новых курортов и развитие туризма. По мнению экспертов Центра национального сопротивления, призыв российского диктатора развивать яхтинг на оккупированной территории свидетельствует об отсутствии реального восприятия ситуации.
“Учитывая то, что Кремль поспешно строит автомагистраль и железнодорожную линию вдоль побережья Азовского моря, можно предположить, что такие курорты будут “зоной отдыха” разве что для оккупационных войск и работников оккупационных администраций и коллаборантов… Такими заявлениями и действиями оккупанты пытаются заверить работников оккупационных администраций, коллаборантов и россиян, которые намерены поселиться на временно оккупированных территориях, что проблемы с их безопасностью в конце концов будут решены”, — говорится в публикации Центра национального сопротивления.
По информации Центра, до 2026 года Москва планирует провести тотальную паспортизацию на оккупированных Россией территориях Украины. Захватчики создают такие условия, что жизнь на оккупированных территориях без российского паспорта становится критически сложной. Несмотря на это, уровень паспортизации остается низким.
Мнения экспертов
Как строительство железной дороги вдоль “сухопутного коридора” повлияет на военную логистику россиян? Чем это может быть опасно для ВСУ? Какие существуют способы выведения из строя российской ЖД? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:
- Дмитрий Плетенчук, спикер Военно-морских Сил ВСУ;
- Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
- Александр Мусиенко, руководитель Центра военно-правовых исследований.
ДМИТРИЙ ПЛЕТЕНЧУК: Строительство ЖД — это признание уязвимости Крымского моста
— Железная дорога вдоль “сухопутного коридора” — это фактически признание со стороны российских оккупантов того, что Крымский мост обречен. Они ищут способ подстраховаться, потому что отдают себе отчет в том, что рано или поздно у них возникнет проблема.
Стоит отдать должное российским оккупантам — железную дорогу они умеют строить, потому что это часть военизированной структуры. Россияне готовы вкладывать большие ресурсы в быстрое строительство железной дороги.
Железная дорога находится ближе к линии боевого столкновения, чем Крымский мост. Поэтому она более уязвима, но и восстанавливать ее будет проще и быстрее, чем мост. Со временем увидим, к чему это приведет.
СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Логистику врага нужно уничтожать
— Логистика на Крымском мосту часто останавливается из-за угрозы обстрелов различными ракетами. Мост — это стратегическая цель. Тактическая цель — это железная дорога, которая строится врагом по так называемому сухопутного коридору. Это жирная цель для наших Сил обороны. Что необходимо сделать? Необходимо уничтожить. Каким образом? А вот это уже неважно.
Логистика — это ресурс врага. Необходимо выполнить задачу по ее уничтожению, потому что данный ресурс позволяет сегодня России вести войну на одном дыхании. Нужно измотать врага.
Я думаю, в республике Татарстан никто даже не подозревал, что туда может прилететь беспилотник. А ведь прилетел. И лететь наши беспилотники могут еще дальше. Поэтому все будет идти по плану, исключительно по украинскому плану.
АЛЕКСАНДР МУСИЕНКО: Пока есть время, нужно уничтожать Крымский мост
— О планах России по строительству железной дороги было известно в конце 2023 года. Было понятно, что они будут это делать. И поэтому Украина обращалась к западным партнерам с просьбами предоставить дальнобойные ракеты TAURUS, Storm Shadow, ATACMS для того, чтобы уничтожить Крымский мост. Необходимо лишить РФ возможности транспортировать различные грузы в оккупированный Крым.
Пока что Крымский мост выполняет и будет выполнять главную логистическую функцию и с точки зрения доукомплектование переброски российских войск.
Важно уничтожить Крымский мост вовремя — пока Россия не построит ветку железнодорожного полотна вдоль “сухопутного коридора”.
Можно ли уничтожать ветки железнодорожного полотна? Можно и необходимо. Лучше всего в качестве цели ударов выбрать мосты, потому что это требует длительного ремонта и восстановления.
Для того чтобы повредить ЖД-ветку, необходимо закладывать серьезную взрывчатку, наносить удары достаточно мощными ракетами или управляемыми авиабомбы. Также можно наносить удары по депо, где обслуживаются локомотивы.
Лучше всего это делать на стадии, пока будет строиться железная дорога. Определенные успешная попытки уже Украина предпринимала. В 2023 году были уничтожены два моста через реку Кальмиус, которые вели по железнодорожной ветке к оккупированному Мариуполю.
Пока строится железнодорожная дорога, крайне важно было бы иметь возможность наносить удары по Крымскому мосту. Пока что он играет достаточно серьезную роль.
Оккупанты сейчас пытаются решить задачу по подвозу техники, живой силы и боеприпасов по железной дороге. Что серьезно ускоряет данный процесс и создает дополнительные вызовы для ВСУ.
Раньше вся логистика шла через Ростов-на-Дону, потом это все направлялось в оккупированный Донецк и там распределялось. Было другое направление — через Белгородскую область. Остальное в основном шло через Крым и распределялось через узловую станцию Джанкой и транспортировалось на оккупированные территории юга.
Если у России появятся дополнительные возможности в логистике, то это сократит определенные дистанции с точки зрения подвоза боекомплекта и дополнительных вооружений.
Читайте также: РФ не отказалась от идеи сорвать работу украинского морского коридора, — Плетенчук