России будет все сложнее продавать свою нефть и получать прибыль: последствия новых санкций США

Танкер Eagle S теневого флота РФ. Фото: gettyimages.com

Вашингтон ввел санкции в отношении крупнейших экспортеров российской нефти — “Газпром нефти” и “Сургутнефтегаза”. Bloomberg считает этот санкционный пакет самым жестким с начала полномасштабного вторжения России в Украину. Новые ограничения в отношении российского энергетического сектора также ввела Великобритания. В Белом доме уверены — это серьезный удар по экономике страны-агрессора. 

По меньшей мере 65 российских нефтяных танкеров остановились в разных местах по всему миру. Это произошло после того, как 10 января США объявили о новом пакете санкций. 

Первые последствия новых санкций США

Российская валюта подешевела почти на 1% — до 102,5 руб. за доллар. В то же время международные цены на нефть заметно выросли. Цена барреля марки Brent достигла 81 доллара. Это самый высокий уровень за четыре месяца. Его фиксируют на фоне ожиданий, что более широкие санкции повлияют на экспорт российской сырой нефти в Индию и Китай (КНР, Китайская Народная Республика)

Десятки российских нефтесервисных компаний, среди которых “Газпром нефть”, “Сургутнефтегаз”, а также компания “Нефтяная индустрия Сербии” (56% акций которой принадлежат “Газпром нефти” и “Газпрому”), “Ингосстрах”, “Альфастрахование”, и ряд крупнейших угольных предприятий России — теперь под санкциями США.

Вашингтон также ввел новые ограничения и в отношении теневого флота России. Речь идет о 183 танкерах, которые под флагами различных стран перевозят российскую нефть и нефтепродукты в обход ограничений.

“Эти санкции, безусловно, направлены как на российскую нефть, так и на СПГ (сжиженный природный газ), и мы ожидаем, что наши действия будут стоить России миллиардов долларов в месяц. Кроме того, эти санкции выполняют обязательства, которые мы взяли на себя, которые взял на себя президент и его коллеги по “Большой семерке” (G7), направленные против способности России использовать свой энергетический сектор для финансирования и поддержания этой войны”, — отметила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

По данным MarineTraffic и сервиса отслеживания судов LSEG, уже 65 российских танкеров бросили якоря у китайских портов, а также у берегов Сингапура, в Балтийском море и на Дальнем Востоке. 

Аналитики подсчитали, что около 10% мирового флота нефтяных танкеров попали под американские санкции. Также отмечается, что некоторые фрахтователи уже пытались забронировать суда после объявления о санкциях, что указывает на сокращение предложения судов.

Всего под ограничения попали более 400 физических лиц и организаций энергетического сектора России. В санкционном списке оказались трейдеры, посредники и порты. А также 9 компаний из Объединенных Арабских Эмиратов и Гонконга.

Президент США Джо Байден убежден, что принятые меры окажут серьезное влияние на Кремль.

“Санкции были введены, потому что они окажут глубокое влияние на рост российской экономики и затруднят ведение Путиным своих войн. Вполне вероятно, что цены на бензин могут вырасти на 3-4% за галлон. Но это окажет более глубокое влияние на способность России продолжать действовать так, как она действует в ходе войны”, — заявил Байден.

Вслед за США санкции в отношении “Газпром нефти” и “Сургутнефтегаза” ввела Великобритания. В пресс-службе правительства Соединенного Королевства отметили — ежедневно эти компании добывали более миллиона баррелей нефти, что приносило стране-агрессору доход в 23 млрд долларов в год.

“Прибыль от продажи нефти — это источник дохода для военной экономики Путина. Мы не будем стоять в стороне и позволять нефтяным прибылям ставить под угрозу жизни украинцев. И не позволим России продолжать пополнять свою казну, продолжая угрожать нашей коллективной безопасности. Если мы возьмемся за российские нефтяные компании, это истощит военные запасы России — и каждый рубль, который мы заберем из рук Путина, поможет спасти жизни украинцев”, — акцентировал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми.

Президент Украины приветствовал введение новых санкций в отношении российского энергетического сектора. Сокращение нефтяных доходов Москвы приближает восстановление мира, подчеркнул Владимир Зеленский

“Особенно стоит отметить давление на такие компании, как “Сургутнефтегаз” — ключевой финансовый кошелек для самого Путина. Такие действия посылают четкий сигнал: преступники должны платить за свои преступления. Чем меньше доходов Россия будет получать от нефти и других энергоресурсов, тем быстрее будет восстановлен мир. Энергоресурсы не должны быть оружием, как это делает Россия”, — написал Зеленский в Telegram.

По информации агентства Reuters, нефтепереработчики прогнозируют в ближайшее время серьезные перебои в поставках. Индия уже начала искать альтернативные источники сырой нефти на Ближнем Востоке и в США.

Новые санкции в анализе экспертов

Как санкции США против теневого флота РФ повлияют на российскую экономику в краткосрочной и долгосрочной перспективах? Сможет ли Кремль адаптироваться и научиться обходить новые ограничения? Как еще можно усилить санкционное давление на Россию? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Илья Несходовский, экономический эксперт;
  • Андрей Длигач, доктор экономических наук, профессор Киевского национального университета;
  • Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба;
  • Иван Ус, кандидат экономических наук, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований (НИСИ); 
  • Олег Савицкий, эксперт по климатической и энергетической политике, стратегический советник “Razom We Stand”.

ИЛЬЯ НЕСХОДОВСКИЙ: Влияние санкций — катастрофическое

—  Несколько месяцев назад Великобритания ввела санкции против 30 танкеров теневого флота РФ, и мы тогда говорили, что это один из самых больших и очень мощных пакетов. А тут США ввели санкции против 183. В теневом флоте России около 300 судов, перевозящих нефть по цене, которая превышает установленные санкциями лимиты. За счет них Россия получает доходы и тем самым финансирует войну. 

Две трети судов, попадая под санкции, фактически останавливают всю торговлю, и, соответственно, снижают доходы Кремля — влияние просто катастрофическое. 

Также введены санкции против десятка российских нефтедобывающих и нефтесервисных компаний, среди которых крупнейшие “Газпром нефть”, “Сургутнефтегаз”, а также компании “Ингосстрах”, “Альфастрахование”. Теперь для них ограничивается и сервисное обслуживание, и возможность продажи нефти и нефтепродуктов, возможность страхования, так как под санкции попали страховые компании. 

Теперь можно прогнозировать рост мировой цены на нефть. Почти полгода цена на нефть держалась в районе 70-75 долл. за баррель, сейчас она поднялась до 80 долл., и, возможно, вырастет до 85 долларов. 

Но Россия на этом не заработает, потому что ее физически не будет на этом рынке. РФ не сможет предложить свою нефть и продавать ее в соответствующих объемах. Поэтому ситуация 2022-2023 годов не повторится, когда Россия за счет существенного скачка цен на нефть заработала сверхприбыли. 

Такие санкции невозможно было ввести в 2022 году, так как тогда еще не было теневого флота РФ. Но их можно было ввести в 2023-м, когда были введены первые санкции против российской нефти. Через 2-3 месяца было очевидно, как Россия собирается их обходить. Соответственно, тогда надо было вводить санкции по отношению ко всему флоту, который перевозит российскую нефть. 

Сейчас эти санкции выглядят, как завершающий аккорд американского президента Джо Байдена. У США, несмотря на помощь Украине, есть свои нефтяные интересы. Например, в Казахстане нефть довольно дешевая, поэтому американские компании получали сверхприбыли. Но при этом данная нефть идет по Каспийскому транспортному коридору, который проходит через РФ.  Россия постоянно угрожала, что перекроет путь к своему порту в Новороссийске, и тогда бы американские компании остались бы без сверхприбыли. Было определенное давление. 

Когда Украина начала наносить удары по нефтеперерабатывающим заводам на территории России, прозвучало заявление от правительства США, что не стоит этого делать, потому что в результате якобы повышается цена на нефть, что ухудшает состояние мирового рынка. Но Европа и иные страны тут же отреагировали, что Украина имеет полное право защищаться так, как она считает необходимым, и что НПЗ — это абсолютно законные цели. И тогда многие не понимали этого запрета США. На самом деле, американские компании просто теряли десятки миллиардов долларов прибыли. Сейчас уже такого ограничения для Байдена нет и ситуация на рынке другая. 

Избранный президент Дональд Трамп не сможет в первые дни своего правления отменить эти санкции, потому что это будет выглядеть как слабость. Это существенно ударит по его репутации и в мире, и внутри США. Но с другой стороны, наличие таких санкций дает Трампу сильную позицию, чтобы давить на Путина, и он пошел на серьезные уступки и на мирное соглашение в интересах Украины. 

АНДРЕЙ ДЛИГАЧ: В 2025 году нефтегазовые доходы не смогут покрывать военные расходы РФ 

— Украина приложила много усилий для того, чтобы заработали санкции против теневого флота. Они постепенно начинают работать как со стороны Европейского Союза, так и со стороны США. 

Санкции уже спровоцировали существенные для России потери, так как к ним подключаются и те страны, которые до недавнего могли рассматриваться как страны-союзники России. Я имею в виду, в том числе, Китай и Индию. 

Уже сейчас Россия существенно потеряла в нефтегазовых доходах и не может за их счет финансировать военные действия в Украине. Годами они превышали военный бюджет на триллионы рублей, а начиная с прошлого года нефтегазовые доходы не покрывали военные расходы. 

По прогнозу, в 2025 году разница между нефтегазовыми доходами и финансированием ведения военных действий достигнет порядка 60 млрд долларов. То есть из тех 220-250 млрд, которые Россия планирует потратить на войну, нефтегазовые доходы не покроют больше 60 млрд. И это для РФ еще оптимистическая картина, потому что по пессимистическим прогнозам, разрыв будет составлять порядка 100 млрд. 

ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Большое значение имеют санкции против российских страховых компаний

— Теневой танкерный флот России состоит примерно из 300 кораблей, из которых 183 попали под санкционные ограничения. Это корабли, которые везли нефть, что продавалась выше установленной цены. Таким образом продавали достаточно большой объем нефти, поэтому, естественно, любые санкционные ограничения против этих танкеров и против всей инфраструктуры, обеспечивающей дополнительный доход РФ, — это серьезный удар по доходам российского бюджета. 

Львиная доля российской нефти, которую перевозили танкеры теневого флота, шла через Балтийское море. Поэтому теперь у России со странами, которые выходят к этому морю, будет много вопросов.

Проблема заключается в том, что теневой танкерный флот — это флот старых кораблей с достаточно большими техническими проблемами. Для примера, была ситуация с одним из танкеров теневого танкерного флота, который своим якорем повредил силовой кабель между Эстонией и Финляндией. Благодаря тому, что было возбуждено уголовное дело по поводу этого инцидента, финские силы территориальной обороны смогли привести этот танкер в порт и сделать технический осмотр. В этом танкере зафиксировали 32 критические поломки, с которыми нельзя выходить в открытое море. Предписано привести соответствующие ремонтные работы, но это дорого и вряд ли этот танкер когда-либо выйдет из порта. 

Подобные технические проблемы могут привести к крупной экологической катастрофе, связанной с крушением танкера и разливом нефти. И это сегодня очень сильно волнует страны, которые считают Балтийское море своим внутренним морем. 

В 16-м санкционном пакете против РФ, который готовится принять Европейский Союз, будут прописаны аналогичные ограничения против танкерного флота России. Такие же санкции уже ввела Великобритания.

Весь теневой танкерный флот страховался в российских страховых компаниях. В новом американском пакете санкций впервые есть очень серьезные ограничения против двух российских страховых компаний, которые занимались теневым танкерным флотом. Они являются очень важными, поскольку без страховки ни одно судно не может покинуть порт.

Я считаю, наиболее принципиальным является ведение санкционных ограничений именно против страховых компаний, которые являются гарантами финансового обеспечения любых происшествий, что могут произойти с этими танкерами. А они в крайне плохом техническом состоянии. 

ИВАН УС: РФ столкнется с риском невыполнения обязательств по поставкам нефти

— Россия сможет адаптироваться к санкциям. Другое дело — это затраты и эффекты, которые они принесут. Уже есть мгновенные последствия: как только санкции были введены, на Московской фондовой бирже акции трех нефтегазовых компаний, попавших под ограничения, потеряли в цене совокупно 1,93 млрд долларов. Фактически это почти 2 млрд долларов убытков только из-за введения санкций.

Да, Россия будет искать возможности для адаптации, но это потребует времени и затрат. Более того, в ближайшие полгода может появиться что-то новое, что усугубит ситуацию. Очевидно, что сейчас основной акцент делается на борьбе с теневым флотом — именно он позволял России относительно нормально функционировать в последние три года. 

Дополнительная мотивация для такого подхода связана не только с обходом санкций, но и с угрозой глобальной экологии. Например, в Черном море уже произошли утечки мазута, такое же может случиться и в Балтийском море. Мне кажется, что это создает предпосылки для расширения санкций, чтобы сделать невозможным использование Россией Черноморского коридора через Босфор и Балтийского маршрута. Это особенно важно, поскольку Россия активно использует теневой флот, который не застрахован в крупных страховых компаниях.

Если Россия лишится Черноморского и Балтийского направлений, ей останется только Северный морской путь через Ледовитый океан. Этот маршрут сложнее, длиннее и дороже, что затрудняет выполнение обязательств России по экспорту нефти, в частности, в Индию.

Например, в декабре прошлого года Россия заключила контракт с Индией на поставку полумиллиона баррелей нефти в день. Уже сейчас индийские компании начинают подстраховываться, заключая договоры с поставщиками из Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия и ОАЭ, чтобы компенсировать возможные сбои в поставках из России.

Кроме того, индийская сторона может потребовать компенсацию за невыполнение контракта. У России есть активы в индийских банках, оцениваемые примерно в 39 млрд долларов, правда лежат они там в рублях. Эти средства нельзя вывести без разрешения Центрального банка Индии, и, скорее всего, Индия может использовать эти деньги для покрытия убытков.

Таким образом, Россия оказалась в условиях, где на Западе есть угроза санкций, а в дружественных странах — риск неустоек. Это сложный механизм, выстроенный таким образом, чтобы российская экономика столкнулась с серьезными трудностями уже в этом году.

ОЛЕГ САВИЦКИЙ: Санкции существенно ударили по нефтедобыче РФ

— Новый пакет санкций действительно стал серьезным ударом не только для российских нефтяных компаний, но и для всей сервисной индустрии РФ, связанной с добычей нефти. Под ограничения попали более 30 компаний, занимающихся инженерными работами, геологоразведкой, обслуживанием буровых установок и другими критически важными услугами. Эти компании исключены из мирового оборота оборудования и компонентов, что ставит под угрозу способность России поддерживать объемы добычи нефти.

Санкции оказались системными: под них попал не только “кошелек Путина” в лице “Сургутнефтегаза”, но и компании, обслуживающие всю нефтегазовую отрасль.

Сейчас очень многое зависит от действий Евросоюза и Великобритании. Сейчас две трети поставок нефти проходят через территориальные воды этих стран — Балтика, Черное море, Средиземное море. Однако Россия перешла красные линии, используя теневой флот в военных целях: на танкерах размещается оборудование для слежения за НАТО, перевозится оружие и запрещенные материалы. Эти суда свободно курсируют по всему миру, и никакого контроля над ними не было последние три года.

Сейчас мы видим решительные шаги: 183 корабля теневого флота России были выведены из строя. Это ощутимый удар, но в российском флоте еще более 600 кораблей, так что работы для Евросоюза и Великобритании много. Им стоит продолжать брать пример с администрации Джо Байдена и усиливать давление.

Нефть остается основным источником дохода для Кремля. Мы давно призывали к введению таких санкций, как сейчас, но на это ушло три года. Даже сегодня остаются “слепые зоны”, однако их становится меньше. Наибольшее влияние окажут долгосрочные санкции на нефтяные сервисные компании. Когда у них закончатся запасы импортного оборудования и компонентов, добыча нефти начнет падать. Это будет началом конца режима Путина.

Евросоюз должен действовать максимально жестко, независимо от США. Сейчас именно на ЕС лежит ответственность за дальнейшее экономическое давление на Россию. Страны Евросоюза продолжают импортировать российский газ и нефть, в том числе в виде переработанных нефтепродуктов из Турции, Индии и других стран. У ЕС есть возможности для перекрытия этих каналов финансирования, особенно в сфере сжиженного природного газа (СПГ).

Это также в интересах США, которые стремятся увеличить свою долю рынка СПГ в Европе за счет вытеснения России. Мы слышали заявления от главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, но пока реакции со стороны США не последовало. Парадоксально, но при общем сокращении спроса на СПГ в Европе доля России на этом рынке выросла. Это противоречит заявленной политике ЕС по энергетической безопасности. Вопрос в том, как переломить этот тренд в текущем году.

Читайте также: Россия оставила Приднестровье без газа: при чем здесь Украина и будущие выборы в Молдове, объяснили эксперты

Прямой эфир