29 октября руководство государства-агрессора РФ объявило о выходе из зернового соглашения — якобы в связи с атаками Украины на российские корабли в Севастополе. Экспорт был временно приостановлен.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что выход из сделки по зерну Россия спланировала заранее.
“Приостановив свое участие в зерновой сделке под ложным предлогом взрывов в 220 километрах от зернового коридора, Россия блокирует 2 млн тонн зерна на 176 уже находящихся в море судах — этого достаточно, чтобы накормить более семи миллионов человек. Россия спланировала это заранее”, — написал глава украинской дипломатии в Twitter.
Однако уже на следующий день делегации Украины, Турции, и ООН в Совместном координационном центре согласовали на 31 октября возобновление движения 16 судов, в том числе 12 судов на выход из украинских портов. Движение продолжилось и 1 ноября.
Представительство ООН в Совместном координационном центре сообщило об отсутствии планов по движению сухогрузов в рамках “зерновой инициативы” на 2 ноября, но на этот день запланированы 36 проверок судов в украинских портах.
Позже министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков подтвердил продолжение работы морского гуманитарного коридора с 3 ноября.
“#BlackSeaGrainInitiative продолжается. Ожидается, что в четверг, 3 ноября, по “зерновому коридору” пройдут 8 судов с сельхозпродукцией. Мы получили подтверждение от ООН. Также завтра (2 ноября) будут проведены проверки в Босфоре”, — написал Александр Кубраков в Twitter.
Тем временем Россия тайно продает украинское зерно. Схему одной из сделок раскрыли журналисты Financial Times. На примере одного корабля им удалось отследить путь из порта в Бердянске Запорожской области до конечного покупателя в Турции.
Партия в 2675 тонн зерна была сформирована “Государственным зерновым оператором” — по данным издания, незаконную компанию создали россияне для торговли ворованным зерном — во временно оккупированном Мелитополе (Запорожская область).
“13 августа оккупационные власти Запорожья разрешили экспорт этой партии через порт Бердянска. Спустя два дня зерно было погружено на сухогруз “Павел”, который ходит под сирийским флагом. Он выключил свой транспондер автоматической судоходной идентификационный системы AIS перед проходом через Керченский пролив в сторону Украины и включил его назад там же на обратном пути. Это позволяет сделать вид, что сухогруз грузился в расположенном в проливе российском порту “Кавказ”, а не в Украине”, — говорится в статье Financial Times.
Украинские аграрии сообщают, что Россия в основном продает украденное зерно Сирии, Турции и Ирану. По их словам, сначала зерно вывозят поездами и фурами с временно оккупированных территорий Украины на границу с аннексированным Россией Крымом. Там агропродукцию грузят в порту на корабли или везут дальше в Россию.
По предварительным подсчетам Всеукраинского Аграрного Совета (ВАС), Россия украла украинского зерна на более 500 млн долларов. Большая часть этих колоссальных средств пошла на поддержку российского оборонительного комплекса, утверждает замглавы ВАС Денис Марчук. Таким образом страна-агрессор спонсирует свои военные действия в Украине.
Почему Россия вновь обостряет продовольственный кризис в мире и что делать Киеву — в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:
- аналитик Центра исследований продовольствия и землепользования Киевской школы экономики Павел Мартышев;
- замглавы Всеукраинского Аграрного Совета Денис Марчук;
- военный эксперт Роман Свитан;
- генерал-майор запаса СБУ Виктор Ягун;
- начальник объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины Наталья Гуменюк;
- бывший депутат Госдумы РФ Геннадий Гудков.
Мартышев: С помощью выхода из зерновой сделки россияне хотят выдвинуть дополнительные политические условия накануне встречи G20
— Фьючерсы на пшеницу, конечно, могут еще подорожать (после выхода России из зернового соглашения они уже подорожали на 8%, — ред.). Но нужно понимать, что сейчас ситуация немного ослабилась в связи с новым урожаем в северном полушарии — это сезонное снижение цен.
Но в дальнейшем мы можем ожидать рост цен, превышающий те максимумы, которые мы видели летом. Нужно также учесть, что засуха в США, Европе снизит потенциальный урожай озимой пшеницы в следующем году. Соответственно это усилит продовольственный кризис в последующие месяцы.
К сожалению, в зерновом договоре Россия нужна. Потому что Черноморский флот РФ все еще может потопить судна с зерном, и лучше обезопаситься. Второй момент — диалог Эрдогана и Путина. Там очень сложный геополитический контекст, который в принципе даже не связан с рынком зерна как таковым. Эрдогану важно показать свою роль как миротворца и посредника в диалоге Запада и РФ. Вовлечение РФ нужно Турции, и он идет этому навстречу.
Возвращение России к работе зернового коридора благоприятно повлияет на ставки страхования для морских перевозок. Иначе многие трейдеры не будут рисковать транспортировать зерно через Черное море.
При этом очень правильная позиция — не реагировать на провокации Кремля. Нужно понимать, что о прекращении зерновой сделки заявило Минобороны РФ — орган, который вообще не уполномочен делать такие заявления.
И нужно также отметить, что Россия просто не знает, к чему придраться для того, чтобы сорвать зерновое соглашение. Ранее был нарратив, что мы поставляем недостаточно зерна в страны Африки. Теперь — что с кораблей, которые перевозят зерно, были запущены дроны, повредившие российские корабли.
Помимо этого, нужно понимать, что санкций на российское зерно фактически не было — экспорт зерна из РФ активно продолжается. У них очень хороший урожай пшеницы, который они активно отгружают через свои черноморские порты. Была история с запуском аммиакопровода в Одессу, чтобы затем транспортировать через него удобрения, но пока к этому не пришли.
Здесь, скорее, россияне хотят выдвинуть какие-то дополнительные политические условия в рамках приближающейся встречи G20. Возможно, это будут не вопросы зерна, а просто склонение Украины к прямым переговорам. Нужно понимать, что зерновая сделка в общем не очень связана с рынком зерна как таковым. Это чистая геополитика.
Россияне также хотят подорвать экономику Украины, потому что наша зависимость от экспорта зерна возрастает: у нас аграрный сектор — это все более возрастающая доля ВВП. Учитывая то, что сейчас происходит падение промышленного сектора на востоке и юге нашей страны.
Больше всего от недостатка продовольственной пшеницы из Украины и Черноморского региона в целом пострадают страны Африки, которые находятся далеко от моря. Затем — Северная Африка. То есть это те страны, которые в принципе могут купить пшеницу и муку, но они очень чувствительны к ценам. Это также страны Азии — Китай, тот же Иран…
В Евросоюзе немного другая ситуация — там не хватает кормового зерна для животноводства. Это может привести к росту цен на мясо, а также к определенному недовольству населения ЕС касательно конфликта в Черноморском регионе.
Однако экспортировать весь урожай через западные границы, даже в средней и долгосрочной перспективе, нереально. Я уже не говорю о ближайших месяцах. То есть здесь пропускная способность — 2,5 миллиона тонн в месяц, а нужно 6-7 млн тонн в месяц. Плюс нужно понимать, что в целом практика экспорта в Европу вызывает некоторое сопротивление со стороны европейских фермеров, которые активно лоббируют свои интересы.
Но в целом можно экспортировать какую-то часть в Европу, а затем реэкспортировать в ту же Северную Африку. Это в какой-то мере может снизить голод в бедных странах с переходной экономикой, но не решит проблему полностью. Поэтому не стоит полагаться на западные границы.
Нужно также понимать, что на Россию очень хорошо действует силовой способ. Если они почувствуют, что наша позиция твердая, то могут пойти на какой-то компромисс и не атаковать, допустим, корабли с зерном. Нужна именно жесткая позиция ООН, Турции и Украины.
Марчук: В случае отказа России от дипломатии мы увидим более жесткую позицию Турции не только в продовольственных вопросах
— Принудить РФ к исполнению подписанных ею соглашений можно через усиление санкций. В МИД должны понимать, что Россия не всегда исполняет те согласования, которые подписывает — об этом свидетельствует отказ от приостановления работы в зерновом коридоре.
И мир это тоже уже понимает. Показателем этого стало то, что 12 кораблей все-таки вышли из портов Большой Одессы (“Черноморск”, “Одесса” и “Южный”, — ред.) и направились в сторону Босфора. То есть Турция и ООН совместно с Украиной приняли решение, что зерновой коридор будет работать. А Россию просто поставили перед фактом. Теперь будем смотреть, что будет делать Россия.
Будет, конечно, странно, если Россия начнет атаковать корабли, которые фактически направлены на обеспечение продовольственной безопасности. В том числе когда корабль действительно идет в Эфиопию в контексте работы Всемирной продовольственной организации для обеспечения страны зерном, чтобы не накалялась ситуация с голодом.
Сейчас нужно просто продолжать действовать в том же коридоре — параллельно с усилением санкций, вооружением для Украины и успехами наших Вооруженных сил. Это будет лучший способ поставить Россию на место.
Поставки мы также можем делать альтернативными логистическими путями — сухопутными. До границы с Польшей доставляют наши поезда или автомобильными дорогами. В Европе уже грузить на порта, а из портов отправлять на территорию нуждающихся стран. Но в таком варианте будут значительно меньшие объемы, а время поставки значительно больше. То есть логистика влияет на возможность дешевле продать — для бедных стран очень важно не переплачивать.
Такая высокая активность мира вокруг украинского продовольствия связана с географическим положением: из Черного моря можно доставить практически в любой конец мира очень быстро и продуктивно. Плюс украинское зерно очень качественное и по сравнению с другими странами очень дешевое.
Что касается возможности экспортировать минеральные удобрения: России сегодня никто это не запрещает — помогающие в производстве продуктов питания товары не подпадают под санкции. Другой вопрос, что многие страны и коммерческие компании отказываются работать с страной-агрессором под санкциями.
То есть корпорации понимают, что по отношению к ним в финансовой сфере могут быть применены санкции.
Ситуация с украденным украинским зерном проявилась еще в конце марта-апреле. Уже тогда Россия активно воровала украинское зерно с временно оккупированных территорий Херсонской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей, а также захваченной тогда части Харьковской. Все свозилось машинами и по железной дороге на территорию [аннексированного Россией] Крыма, а там уже грузилось по кораблям, которые по поддельным документам вывозили груз на территории других стран, особенно Сирии.
Воровством зерна Россия нанесла Украине более 500 млн долларов убытков. Сегодня ведутся наблюдения и фиксации того, каким образом крадется зерно, куда оно экспортируется. К тем международным компаниям, которые в этом задействованы, применяются санкции. Поэтому с нашей стороны сейчас очень важно фиксировать все такие корабли и возможные последующие этапы, чтобы это стало прецедентом для доказательства криминальной деятельности — воровства, мародерства — в судах. А затем иметь возможность возместить убытки, которые несут производители продукта на временно оккупированных территориях.
Турция уже продемонстрировала свою способность в договоренностях с Россией. Благодаря Турции и ООН 1 августа фактически заработал коридор, после подписания соглашения в Стамбуле 22 июля. Думаю, для Турции это вопрос имиджа, вопрос ответственности, которую они на себя взяли по обеспечению продовольствием не только своей страны, но и других стран мира. Поэтому позиция, в том числе президента Турции, имеет большое значение.
В первые же дни после приостановки участия России в зерновом соглашении мы увидели готовность Турции продолжать переговоры. Выступая недавно на конференции, Эрдоган сказал, что будет делать все возможное, чтобы коридор продолжал работать. Но я не исключаю, что если Россия вдруг перестанет выходить на дипломатические переговоры и заявит о [полном] выходе из “зерновой инициативы”, мы увидим более жесткую позицию Турции не только в продовольственных вопросах, но в вопросах экономического сотрудничества между двумя странами.
Также возможно возвращение к вопросу о военном конвоировании турецким флотом кораблей, которые будут выходить с территории Украины.
Свитан: Решения по зерну являются причиной российских атак по Украине
— Россияне используют [зерновую тему] как вид оружия. Они сначала создали проблему, а затем предложили механизм ее решения — брать зерно только у России. Одно из их требований — запустить коридор перекачки из Тольятти в Одессу аммиака, который идет через Украину. Они хотят усадить Украину за стол переговоров для того, чтобы мы капитулировали перед Россией, отдали им юг нашей страны, включая Крым, Донбасс, часть Запорожской и Херсонской областей. Естественно, никто на такие условия не пойдет.
Россияне включают все возможные режимы, чтобы как государство-террорист принудить к выполнению своих определенных задач. Такого рода принуждение началось как раз с зернового коридора.
Тему зерна принесли те, кто был в ней очень заинтересован. И она стала предметом нападок на Украину. Это предмет даже не торга, а шантажа. Именно решения по зерну являются причиной атак, которые сейчас идут по Украине. Причем это четко замечено всеми военнослужащими, которые занимаются противовоздушной обороной.
Как только Эрдоган или кто-либо еще начинает предлагать переговоры, государство-террорист усугубляет проблему ракетными атаками по Украине. Например, накануне 10 октября Эрдоган озвучил определенные условия по переговорам между Западом и Москвой. Затем турецкий президент начал поднимать тему о том, что Путин смягчился, надо усаживать за единый стол его и Зеленского — 17-18 октября мы получили очередную атаку.
Такая закономерность уже есть, и нашему военно-политическому руководству нужно понять, что нельзя озвучивать никаких условий для переговоров. Нужно убрать предмет разговора, то есть предмет шантажа, а также вычеркнуть Российскую Федерацию с нашего правового поля. Пока мы этого не сделаем, к нам будут лететь ракеты.
Ягун: До 19 ноября Россия все равно нашла бы повод выйти из зернового соглашения
— На самом деле, они давно искали какой-нибудь повод для того, чтобы выйти из этого соглашения. Думаю, если бы не было этого, придумали бы еще что-то.
Приняли такое решение, пусть теперь разбираются с Турцией, с ООН… На самом деле Украина активно работала по альтернативным маршрутам.
Я понимаю, что это сильный удар по Украине. Я понимаю, что нам будет очень не хватать возможности выхода кораблей в море. Но своими действиями Россия, в первую очередь, вредит себе. Потому что, выходя из этого соглашения, она и свои преференции тоже теряет. А у России были возможности экспортировать свое продовольствие, удобрения… Я считаю, что у них с самого начала не было желания помогать продовольствием миру — вы знаете эти претензии — вы не туда везете, не те адресаты…
Думаю, что до 19 ноября они все равно нашли бы какой-то повод, чтобы выйти из этого соглашения.
Гуменюк: Силы обороны юга готовы обеспечивать функционирование зернового коридора
— Мы знаем о том, что зерновая инициатива приостановлена в связи с тем, что нам необходимо подтверждение от подписантов, которые с Украиной взаимодействовали. Это ООН и Турция.
Что касается нашей деятельности, Силы обороны юга готовы обеспечивать безопасность функционирования коридора. Мы находимся на службе 24/7.
Гудков: Великобритании и Турции следует охранять сухогрузы с украинским продовольствием силой
— Военно-морской флот, несущий “Калибр” — прекрасная цель в любой войне. То, что она атакована, никак не может отменять гуманитарные сделки, обмен пленными и тому подобное.
Конечно, Путин торгуется и пытается снова шантажировать мир. Думаю, турецкому флоту вместе с британскими эсминцами нужно создать конвой и начать патрулировать воды, охраняя корабли, которые везут зерно. И пусть Путин попробует что-то сделать.
Я хотел бы посмотреть на Путина и на его военных, которые попытаются что-то противопоставить военно-морскому флоту Турции и НАТО в Черном море.
Он не понимает договоренностей, не способен держать слово. Плевать Путин на любые нормы международного права. Вот и надо показать ему — раз не хочешь мирно, значит, будем силой вывозить.
Поэтому я думаю, что Британии и Турции, как это замыслили, надо взять под охрану эти гражданские транспортные потоки, в частности сухогрузы, и силой охранять.