Украинские аграрии вывозят зерно за границу через дунайские порты, после того Россия в одностороннем порядке вышла из зернового соглашения и заблокировала экспортный коридор в Черном море. Но новый маршрут повышает стоимость каждой тонны зерна на 60-70 долларов, а общие убытки сельскохозяйственных предприятий оцениваются в 10 миллиардов евро.
Кроме этого, Россия продолжает атаковать потовую инфраструктуру Украины.
Украина терпит убытки
В 2022 году Черноморскую зерновую инициативу с одной стороны подписала Украина с ООН и Турцией, с другой — Россия с ООН и Турцией.
В Кремле заявили, что не намерены больше участвовать в зерновом соглашении, срок действия которого истек 17 июля. Россия “подкрепила” свою позицию выхода из соглашения ракетным обстрелом инфраструктуры Одесского морского торгового порта.
Далее РФ атаковала ударными дронами Одесскую область ночью 2 августа. В результате атаки на объектах портовой и промышленной инфраструктуры региона возникли пожары, поврежден элеватор.
22 августа в результате ночной атаки на порты Дуная уничтожено 13 тыс. тонн зерна, сообщил министр развития громад, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков.
“13 тыс. тонн зерна уничтожено Россией в результате атаки “Шахидов” на порт Измаил. Повреждения получили сразу несколько частных зерновых терминалов и складов, грузовая инфраструктура. Агропродукция предназначалась для Египта и Румынии”, — написал он в Telegram.
Министр добавил, что Россия системно бьет по зерновым емкостям и складам с целью остановки агроэкспорта.
“Только за эту ночь (22 августа, — ред.) на 15% была снижена экспортная мощность порта Измаил, до этого был порт Рени и 35 тыс. тонн уничтоженного там зерна. Сегодня уже восьмая по счету атака на портовую инфраструктуру после выхода России из зерновой инициативы”, — отметил Кубраков.
По его данным, в целом за месяц атак на порты уничтожено 270 тыс. тонн зерна.
При этом РФ намерена вернуться в зерновую сделку при выполнении ряда своих условий. А пока она намерена досматривать сухогрузы, идущие Черным морем.
Аграрии Украины ищут новые пути доставки зерна
Президент Украины Владимир Зеленский в рамках участия в саммите Украина — Балканы в Афинах сообщил, что Украина готова и в дальнейшем оставаться гарантом глобальной продовольственной безопасности. Киев заинтересован в поиске новых путей поставки продовольствия на мировые рынки. Новым партнером может стать Хорватия, которая подтвердила готовность предоставлять порты на Дунае и в Адриатическом море для транспортировки украинского зерна.
Параллельно Киев ведет переговоры и с другими странами. Среди них Молдова и Литва.
Кроме этого, украинские аграрии просят помощи у Литвы в получении субсидий Европейского Союза на перевозку экспортируемого зерна через Клайпеду и другие европейские порты — по их мнению, только так Украина сможет экспортировать накопленный урожай без убытков.
Самое главное для украинских аграриев, которые не могут экспортировать зерно через Черное море, чтобы их продукция добралась до портов Европы. Но без субсидий это невозможно, заявил председатель Всеукраинской аграрной рады Андрей Дикун.
“Самое главное для нас — добраться до моря, потому что там самая большая пропускная способность. (…) Работать со странами Балтии, и этого будет достаточно. Только при условии, что будет работать “зеленый” коридор, будут работать транспортные субсидии, тогда будет работать вся система, потому что сегодня, после подсчета убытков от существующей логистики, она не работает. Она есть, но очень дорогостоящая”, — отметил Дикун на пресс-конференции в Сейме Литвы.
Без субсидий экспортировать украинские товары через порты Европы невыгодно, считают эксперты.
Помимо выбора новых путей, продовольствию нужны гарантии безопасности от стран НАТО.
“Мы говорим уже более полугода о том, что нужно действовать через ООН и через НАТО, через альтернативные пути задействовать конвой. Мы должны развивать дальше сотрудничество с НАТО, с Турцией, Болгарией и Румынией для прохождения судов. И самое главное ПВО — в Одессе, Николаеве для того, чтобы сохранить нашу портовую инфраструктуру”, — убежден глава ОО “Украинская аграрная ассамблея” Александр Гапон.
Россия тоже ищет способы продажи украинского зерна
Тем временем появилась информация, что Россия, Турция и Катар готовят новое трехстороннее зерновое соглашение для поставок российского зерна в страны Африки. Об этом сообщила немецкая газета Bild, которая располагает служебной перепиской между МИД и посольствами Турции и России.
Из писем следует, что в этом соглашении Турция выступит в роли организатора, Катар — спонсора поставок. В рамках нового проекта зерно планируют поставлять в бедные страны, преимущественно в Африку.
В этом соглашении РФ называет зерно своим, при этом однозначно, что часть — это украинская сельхозпродукция, украденная захватчиками на оккупированных территориях. Как сообщал советник городского головы Мариуполя Петр Андрющенко, основную часть похищенного украинского зерна российские оккупанты перевозят автомобильным транспортом из Мариуполя в Ростов-на-Дону, а оттуда, в частности, в страны Африки.
“Зерно, которое было убрано и украдено на территории Донецкой области, идет через Мариупольский порт. Зерно, которое было украдено из остальных областей Украины, включая оккупированный Крым, едет через Мариуполь транспортом, машинами в 20 и 40 тонн тянут в Ростов-на-Дону”, — сказал он.
Глава МИД Турции Хакан Фидан просит Россию возобновить прежнее соглашение по поставкам украинского зерна. Анкара предлагает действовать под эгидой ООН. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган может посетить РФ для обсуждения с Владимиром Путиным продления Черноморской зерновой инициативы. Об этом сообщил телеканал NTV со ссылкой на источники в администрации турецкого президента. Предполагаемая дата поездки не называется.
Будущее зерновой сделки в оценке экспертов
Откроет ли международное сообщество Черное море для судоходства вопреки угрозам России и какой будет итоговая альтернатива зерновому соглашению, в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:
- Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета;
- Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), экс-посол по особым поручениям в МИД Украины;
- Игорь Петренко, доктор политических наук, эксперт аналитического центра “Объединенная Украина”;
- Владимир Воля, политолог;
- Джейсон Смарт, американский политтехнолог.
ДЕНИС МАРЧУК: Есть все шансы на экспорт зерна Черным морем из украинских портов
— Весь мир заинтересован в восстановлении зерновой сделки. Мы видим заявления и США, и Турции, и конференции, которая произошла в Саудовской Аравии. Арабский мир выступает за то, чтобы зерновая инициатива работала. На саммите Россия — Африка, который прошел в Санкт-Петербурге, Африка сказала, что не хочет никаких подачек [от РФ], а чтобы работала зерновая инициатива, чтобы мир мог вовремя получать продукцию из Украины. И здесь дипломатические переговоры играют большую роль.
Ситуация сейчас будет отыгрываться на том, как произойдет встреча президента Турции Эрдогана с президентом страны-агрессора Путиным. Скорее всего, итоги нового соглашения будут зависеть от этого переговорного процесса.
Но в системе бизнеса, который сейчас активно обсуждает возможность поставок через Черное море, убеждены, что в сентябре экспорт с территории Украины Черным морем станет реальностью.
ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: Миру надо поработать над безопасностью продовольственной инфраструктуры
— Понятно, что для нас наиболее эффективным, наиболее дешевым и наиболее быстрым путем являются черноморские порты. Следующий по эффективности — путь по Дунаю к Румынии.
В июле у нас 68% зерновых и масличных культур было экспортировано именно из портов Дуная.
Румынские порты ближе всего по своим инфраструктурным возможностям к перевалке такого большого количества грузов как зерновые, масличные.
Я пока сдержанно оптимистична, потому что ситуация остается напряженной. Но то, что из порта “Одесса” 16 августа временным коридором отправилось первое судно, контейнеровоз JOSEPH SCHULTE (флаг Гонконг), мы показали, что действительно блокаду нужно прорывать. Причем прорвать действиями и показывать, что нельзя в единой акватории Черного моря одной стране вести себя как террорист.
А что касается переговоров Турции и России, здесь есть очень много других вопросов, которые будут обсуждаться. Но я бы посоветовала нашим турецким коллегам обсудить с российской стороной именно вопрос о том, что являются недопустимыми обстрелы коммерческих и мирных инфраструктурных целей хоть в Одессе, хоть на Дунае, потому что это действительно критический момент.
Нужно не только турецкой стороне, но и другим нашим партнерам поработать над тем, чтобы была обеспечена безопасность этих объектов для того, чтобы мир спокойно мог получать украинское зерно и не только зерно.
ИГОРЬ ПЕТРЕНКО: Дунай — хорошая идея, но не нужно отказываться от черноморского коридора
— Мы уже имели прецеденты и это эмпирически доказано, что РФ в зерновой сделке не нужна. Когда она во время действия соглашения отказывалась проводить досмотр судов [в Босфорском проливе], это делали турки. Тогда мы увеличили в 2-3 раза пропускную способность, и все было хорошо. А потом россияне быстренько вернулись.
Заявления США о том, что они будут помогать искать альтернативные маршруты, это хорошо, безусловно. Но все равно Дунай — не резиновый, и перестроить порты для увеличения пропускной способности, очень быстро не получится.
Самая хорошая идея — обеспечивать зерновую сделку без РФ с присутствием государств, которые будут готовы обеспечивать безопасность или помогать Украине это делать.
После выхода из соглашения Россия сначала говорила, что будет рассматривать корабли в Черном море как военные цели, но потом исправилась и сказала, что будет их просто досматривать. Мы имеем соответствующий ответ Минобороны Украины, что любые корабли, которые будут двигаться в черноморские порты РФ, будут нами рассматриваться так же, как законные военные цели. И у нас есть на это способности.
Позиция американцев как по мне, немного слаба. Мы благодарны, безусловно, за помощь в том, чтобы расширить альтернативные возможности. Но лучше всего было бы продемонстрировать силу в отношении России, поскольку сила — это единственное, что могут видеть, слышать Путин и большинство путинистов.
РФ уже боится Черного моря, поскольку Украина продемонстрировала, что несмотря на то, что у нее нет сильного флота, у нее есть симметричные ответы, которые будут очень болезненны для Кремля.
Поэтому игра, которую сейчас затеяли россияне, не пойдет им на пользу. Уже сейчас значительно уменьшаются поставки разных грузов через Черное море в российские порты, поскольку компании тоже будут дважды думать. Особенно после атаки на российский танкер “Оленегорский горняк”, которая произошла с помощью надводных украинских дронов.
ВЛАДИМИР ВОЛЯ: Россия вряд ли осмелится останавливать сухогрузы влиятельных государств
— Путин вышел из зерновой инициативы, потому что для него военные соображения оказались выше, чем интересы стратегических партнеров — Китая, Турции, Египта, Саудовской Аравии и африканских государств. Подождем показательных моментов, как Россия будет останавливать сухогрузы под флагами Турции, Индии, Китая и так далее. Будут ли такие инциденты?
Я думаю, что Путин решился проигнорировать интересы своих стратегических партнеров, потому что боится потерять оккупированные территории на юге Украины — левобережье Херсона и Запорожскую область.
Потому что это означало бы, что и Крым окажется полностью простреливаемым украинскими войсками. И, в общем-то, российские оккупационные успехи дальше будут сворачиваться по эффекту домино.
Кремль вышел из зерновой сделки, чтобы развязать себе руки по нанесению сплошных ударов по портам юга Украины.
То есть Путин боится угрозы с этих территорий для своих войск на левобережье Днепра в Херсонской области и в Крыму.
Украина может теоретически вместе с иностранными партнерами, в том числе стратегическими партнерами России обойти вот формат морских перевозок с участием России. Это может происходить из украинских портов через Босфор и Дарданеллы.
Государства, которые заинтересованы в покупке украинского зерна, проигнорируют запреты или же будут проходить к территориальным водам Украины по экономической зоне Турции, Болгарии, Румынии. А дальше важный момент — насколько у Украины получится военными средствами обеспечить безопасность этих судов в портах, то есть в акваториях своих портов и вообще в экономической морской зоне.
Необходимы два момента: усилить противоракетную оборону в Одесской области и загнать российский флот как можно дальше — в северо-западную акваторию Черного моря, к берегам России, в Новороссийск, в Азовское море.
Было бы очень знаковым событием, если бы наконец-то Крымский мост был еще раз поврежден. Или “Адмирал Макаров” тоже был бы настолько поврежден, чтобы больше не смог запускать ракеты по Украине. Поэтому сейчас происходят некие изменения в отношении многих нейтральных или условно нейтральных государств к предупреждениям России, угрозам досмотров.
В нейтральных международных водах Россия не может проводить досмотры, у нее нет мандата на это. Это то, что граничит с пиратством. Ну, а обстрел будет актом агрессии против того государства, под чьим флагом следует судно.
Поэтому ждем показательных моментов — захотят ли устроить государства демарш России, отправив свои сухогрузы в Черное море.
ДЖЕЙСОН СМАРТ: Эрдоган по-прежнему влияет на Путина
— Эрдоган может убедить Путина по поводу зерновой инициативы, потому что имеет огромные возможности влиять на Россию. Из всех стран НАТО у Турции наибольшие возможности говорить с Москвой. Мы знаем, что Китай также разозлен на Россию из-за того, что она решила не поддерживать зерновую инициативу.
Россия считает Черное море своим, но это ошибка. Ведь Турция тоже всегда считала Черное море своим.
Турция будет защищать свои интересы. И если она захочет отправить свой военный корабль в Черное море, Россия не сможет ее остановить.
Читайте также: Встреча Путина и Эрдогана: перспективы возврата России в зерновую сделку обсуждаем с экспертами