Россия планирует использовать теневой флот для экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Москва начала скупать танкеры, способные перевозить СПГ, еще в 2023 году. За год, по данным консалтинговой компании Windward, Россия передала полсотни танкеров в собственность фирм из Объединенных Арабских Эмиратов. Аналитики считают, что таким образом Москва готовится к ужесточению западных санкций в отношении экспорта российского сжиженного газа, передает FREEДОМ.
После потери европейского рынка трубопроводного газа Россия сделала ставку на экспорт сжиженного природного газа. Но принятый в конце июня 14-й санкционный пакет Евросоюза запретил использовать порты ЕС для перевалки и реэкспорта российского СПГ.
Речь не идет о запрете на покупку, ограничен лишь реэкспорт в третьи страны через ЕС. Для России это прямые убытки, поэтому Москва пытается повторить схему с нефтяным теневым флотом, говорят эксперты. Покупатели, которых подозревают в связях с Россией, уже скупают десятки судов, способных перевозить сжиженный природный газ, пишет The Financial Times. По данным инсайдеров судоходной отрасли, группа компаний, в основном зарегистрированных в Объединенных Арабских Эмиратах, в течение последнего года приобретала корабли для перевозки СПГ. По информации Windward — компании, консультирующей судовладельцев и правительства по вопросам рисков, связанных с судоходством, — со второго квартала 2023 года более полусотни таких судов перешли в собственность компаний, зарегистрированных в ОАЭ.
“За последние 3 месяца, согласно глобальной базе данных по судоходству Equasis, как минимум 8 судов перешли в собственность малоизвестных компаний в Дубае. 4 судна относятся к ледовому классу и уже получили разрешение от Москвы на плавание в арктических водах России этим летом… Россия недавно одобрила эти суда — North Air, North Mountain, North Sky и North Way — для навигации в Арктике в этом летнем сезоне. North Way в настоящее время прибывает на терминал Зебрюгге в Бельгии, чтобы принять партию российского газа”, — пишет агентство Bloomberg.
Но морские перевозки нефти и сжиженного природного газа имеют специфические отличия. Всего в мире функционирует примерно 7,5 тыс. нефтяных танкеров разной вместимости. Судов, способных перевозить СПГ, в десять раз меньше. В то же время Россия — один из ведущих экспортеров сжиженного газа. Сочетание этих факторов, по мнению экспертов, не оставляет Москве пространства для маневра.
“Газовозов, в отличие от нефтяных танкеров, очень-очень мало в мире. И, соответственно, потеряться среди десятков тысяч танкеров, которые плавают по морю, одному из российских довольно-таки легко, а газовозы все наперечет. Поэтому я не уверен, что попытка создать теневой газовый флот будет успешной, поскольку все эти названия известны. И ввести санкции против каждого танкера будет довольно легко”, — считает коммуникационный менеджер ОО Razom We Stand Максим Гардус.
В Кремле планируют к 2035 году нарастить добычу СПГ втрое. По мнению экспертов, вряд ли удастся реализовать эти планы. В июне США ввели ограничения на сотрудничество с рядом российских проектов. В результате по сути заморожен “Арктик СПГ-2”, на который Москва возлагала большие надежды по увеличению добычи и производства горючего.
“Многие международные компании, так сказать, не поставляют им оборудование абсолютно уникальное, которое они не могут ничем заместить и нигде заместить. Сами изготовлять такое оборудование они не могут. Поэтому этот проект “Арктик СПГ-2″, он затормозился. И с него, с этого проекта уходят в том числе китайские компании и индийские компании”, — рассказал директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко.
Основными покупателями российского СПГ являются страны Европы. Согласно данным Евростата, Россия обеспечила почти 18% нужд рынка ЕС в первом квартале 2024 года. Лидер по поставкам в Европу — США, на их долю приходится почти половина импорта. Но европейские страны постепенно отказываются от российского СПГ. Так, в мае финская государственная компания, занимающаяся поставками газа, объявила о полном прекращении закупок у России. Литва, Германия и Чехия призвали союзников полностью отказаться от российского газа.
Читайте также: Европа усиливает давление на теневой флот РФ — подробности
Напомним, 44 государства одобрили жесткие меры по борьбе с российскими танкерами, которые используются для обхода санкций. Заместитель директора Ассоциации энергетических и природных ресурсов Украины Андрей Закревский считает, что ведущую роль в борьбе с теневым флотом РФ будет играть Великобритания, ведь только у нее для этого есть все ресурсы и возможности усилить давление.