РФ остановила регистрацию входящего флота во все морские порты Украины: эффективность зернового соглашения обсуждаем с экспертами

Погрузка зерна на суда для экспорта. Фото: mind.ua

Черноморская инициатива по экспорту украинского зерна морем была закреплена в июле 2022 года соглашением. Посредниками выступили ООН и Турция. Инициатива призвана “помочь преодолеть глобальный продовольственный кризис, вызванный войной России против Украины”.

17 мая, за день до автоматического истечения срока действия “зерновой сделки” президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил, что благодаря усилиям его страны, было принято решение продлить соглашение о зерновом коридоре еще на два месяца — до 18 июля.

Проблемы “зерновой инициативы”

Однако, уже 1 июня Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины сообщило, что Россия заблокировала работу Черноморской зерновой инициативы, остановив регистрацию входящего флота во все морские порты Украины, которые задействованы в сделке.

В течение двух последних дней РФ согласилась проинспектировать только одно судно на вход в порт “Черноморск”. При этом другие участники инициативы согласовали прохождение сразу 10 кораблей на три порта.

В состав Совместного координационного центра (СКЦ) в Стамбуле, который занимается реализацией “зернового соглашения” входят представители ООН, Украины, Турции и России.

Суммарно инспекции в территориальных водах Турции ожидают 50 судов, на которые должно быть загружено 2,4 миллиона тонн продовольствия на общую сумму 1 миллиард долларов.

В Мининфраструктуры подчеркнули, что блокировка регистрации входящих рейсов, как и блокировка крупнейшего порта “Южный”, является грубым нарушением условий “зерновой сделки”. Украина уже обратилась в Секретариат СКЦ с требованием возобновить полноценную работу инициативы.

“Надеемся, что партнеры по Инициативе все же найдут решение и прекратят этот шантаж России всего мира. Ведь значение зерновой инициативы уже доказано мировым продовольственным рынком и мир не должен молчать”, — сообщили в украинском ведомстве.

Ранее, 21 мая, в Мининфраструктуры сообщали о блокировке российской стороной входящих рейсов в порт “Южный”.

8 мая РФ также блокировала регистрацию и проведение инспекций входящего флота в рамках “зерновой сделки”. Инспекцию в территориальных водах Турции тогда ожидало 90 судов, из которых 62 — это суда, идущие под загрузку. Проблемы с прохождением суден имели место и 26 апреля.

Мнения экспертов

О том, зачем Россия сначала подписывает соглашения, а потом их не исполняет, какая в целом ситуация с экспортом зерна в Украине, и можно ли ее улучшить — в эфире телеканала FREEДОМ говорили:

  • Денис Марчук, заместитель главы Всеукраинского аграрного совета;
  • Николай Горбачев, президент Украинской зерновой ассоциации;
  • Павел Мартышев, аналитик Центра исследований продовольствия и землеиспользования Киевской школы экономики;
  • Ольга Трофимцева, и. о. министра аграрной политики и продовольствия (2019 г.), посол по особым поручениям в МИД Украины.

ДЕНИС МАРЧУК: За украденное зерно Россия должна заплатить

— Мы должны констатировать, что с апреля 2022 года россияне на временно оккупированных территориях в большинстве случаев просто забирают зерно у украинских производителей, а не покупают. И это уже более чем на 1 млрд долл.

Эти факты еще будут далее расследоваться, потому что Россия сегодня за счет Украины увеличивает свой экспортный потенциал. Мы видим за 2022 год увеличение экспортных поставок зерновых в мире, в том числе и такими странами, как Иран, как Сирия. Это те политические союзники, которые сегодня подыгрывают путинскому режиму.

Мир все видит. Это фиксируется через навигации, фиксируется спутниками. И относительно тех стран, которые принимают участие в покупке краденного украинского зерна, будут тоже осуществляться санкции.

Есть конкретные прецеденты по отношению бизнеса в Сирии, который незаконно покупал украденное украинское зерно. Против них уже действуют санкции, чтобы они не имели возможности осуществлять какие-либо свои бизнес-интересы, представляя свою продукцию в мире. Так же будет и с Россией.

Так же будет всеми теми, кто сегодня способствует России в агрессии относительно Украины.

Со своей стороны, мы как ассоциация тоже ведем фиксирование таких убытков. Имеем пока возможность фиксировать все в юридической площади. А это уничтоженные элеваторы, уничтоженная техника, украденные зерновые… Когда Украина победит в войне, это станет документальным подтверждением в международных судах, чтобы Россия выплачивала репарации.

НИКОЛАЙ ГОРБАЧЕВ: Через зерновой коридор идет 50% зерновых и масличных

— Россия манипулирует любыми данными, чтобы внести турбулентность и бардак, чтобы все было не прогнозируемо.

Порт “Южный” — один из самых эффективных по отгрузке зерна, и, соответственно, он больше всего был наполнен. Поэтому остановка этого порта для России — это очередная победа в торгах. Надеюсь, что выход будет найден.

На сегодняшний момент Россия не принимает наши планы и условия, по которым мы бы хотели видеть запланированную очередь подхода кораблей и ритмичную работу наших портовых терминалов.

Вместе с тем могу сказать, что через зерновой коридор — а он очень эффективный и более выгоден, чем альтернативные пути — мы отправили 50% зерновых и масличных. 50% мы отправили альтернативными путями: через Дунай, железную дорогу и автотранспортом.

Все факты незаконного вывоза зерна оккупантами с территории Украины документируются. Они есть у нас и в Министерстве иностранных дел. Там даже пофамильно есть команды кораблей, которые вывозят. И я уверен, что Украина получит компенсацию за все украденное зерно.

ПАВЕЛ МАРТЫШЕВ: Инспекции на Босфоре тормозятся российской стороной

— Там регламентировано, что должен быть беспрепятственный выход украинских суден из портов. И этот пункт подразумевает то, что по порту не должны бомбить. Но удивляться поведению россиян не приходится.

То, что они продлили зерновую сделку, это хорошо для нас. С их стороны — это очередной “жест доброй воли”.

Понятно, что они захотели показать, что “это все не просто так”, и что они так легко не сдались. Но, думаю, это никак не повлияет на возобновление экспорта. И постепенно мы увидим, как корабли заходят и выходит из трех портов Одессы.

Если бы порт Николаева заработал, это бы очень активизировало зерновой экспорт, потому что в связи с военными рисками не все хотят оперировать средними и большими кораблями. Многие хотят использовать мелкие суда. Надеемся, что зерновая сделка может быть расширена по количеству портов.

С другой стороны — сколько бы не расширялась возможность портовой инфраструктуры Украины, сейчас все равно это все будет упираться в инспекции на Босфоре, которые тормозятся российской стороной.

Инспекции два-три судна в сутки — это очень мало, и явно недостаточно. Если у нас откроются все порты, это значит, что будут просто большие очереди на Босфоре. Нужно как- то повлиять на российскую часть комиссии, чтобы они быстрее инспектировали корабли. Когда это количество дойдет до 8-12 кораблей в сутки, то тогда уже можно говорить об расширении именно портовых мощностей.

Пока что у нас даже те три глубоководных порта в районе Одессы не работают на полную мощность как раз из-за проблем Босфора. Если мы предположим, что идут очень быстро инспекции на Босфоре, то мы можем выйти даже на показатели 6-7 млн тонн в месяц.

ОЛЬГА ТРОФИМЦЕВА: От РФ можно ожидать провокаций

— Если еще в конце апреля это было четыре-пять кораблей в день, то в начале мая — меньше трех. Это очень мало.

Соглашением предусмотрено, что участники инспекционного центра — представители Турции, ООН, России, Украины — должны проверять корабли, которые будут заходить в порты Украины на загрузку. И на самом деле это происходит. Точно так же, как проверяются корабли, когда выходят уже загруженные зерном.

На загрузку у нас очередь 100 кораблей или даже, может быть, больше.

Сами представители России признают проблему, но они не уточняют, почему это происходит. А это происходит просто потому, что они позволяют себе где-то работать, где-то не работать. Находят какие-то абсолютно выдуманные поводы для того, чтобы не проводить эти инспекции. Каждый день замедляют возможности для кораблей заходить на загрузку.

Когда мы говорим о России, я всегда отказываюсь делать прогнозы, потому что предусмотреть их действия, с точки зрения логики… Логика там абсолютно отсутствует… невозможно. Мы видели, как после подписания договора о зерновой сделке обстреляли Одессу. Показательно, без каких-то больших потерь.

Провокаций можно ожидать каких угодно. Мы имеем дело с непредсказуемым участником всех этих договоренностей.

Прямой эфир