Путин и его режим должны ответить за преступления против украинцев: создание спецтрибунала обсудили эксперты

Международный уголовный суд в Гааге. Фото: dw.com

Владимир Путин должен понести наказание за войну, развязанную им против Украины, и за преступления против украинского народа, убеждены союзники Киева. Совет Европы уже начал процесс создания специального трибунала по преступлению агрессии России против Украины. 

Российские военные продолжают совершать преступления против мирных жителей. В Волчанске (Харьковская область) они “охотятся” на волонтеров и расстреливают гражданских. Об этом сообщил начальник Следственного управления Главного управления Национальной полиции Украины в Харьковской области Сергей Болвинов. 

Попытки создать трибунал против Путина

С момента активизации боевых действий в Харьковской области украинским правоохранителям удалось вывезти из Волчанска юношу, которого едва не расстреляли российские оккупанты, и раненого пенсионера. 

“Мы давно поняли, кто они. Но эти случаи все равно шокируют. Пенсионер в Волчанске во время обстрелов и атак противника закрылся дома, к нему постучали российские военные, и не дожидаясь, пока откроет — начали расстреливать двери, отстрелили мужчине палец”, — рассказал Сергей Болвинов, начальник Следственного управления Главного управления Национальной полиции Украины в Харьковской области.

19-летний юноша приехал в Волчанск, чтобы забрать свою бабушку. Российские военные его раздели, открыли по-безоружному огонь, а потом бросили в подвал. Чудом парню и его бабушке удалось выбраться из города. О преступлениях российских оккупантов против мирного украинского населения известно еще с 2014 года. Но с начала полномасштабной войны России против Украины они приобрели массовый характер. 

Путин и его режим должны ответить за преступления против народа Украины — это принципиальная позиция Киева и один из пунктов украинской формулы мира. О необходимости учреждения Специального трибунала по преступлению агрессии России Украина заявила еще в 2022 году.   

В январе 2023 году Европарламент принял резолюцию, призывающую к созданию трибунала. А в начале апреля 2024 — на международной конференции “Восстановление справедливости для Украины” — идею создания спецтрибунала поддержали 44 государства. 

В конце апреля Комитет министров Совета Европы поручил генеральному секретарю Совета Марии Пейчинович-Бурич начать подготовку проекта соглашения между Украиной и Советом Европы по фактическому созданию трибунала. Это — важный практический шаг, заявили в украинском Министерстве иностранных дел (МИД). 

“Это имеет решающее значение не только для всех украинцев, пострадавших в результате российской агрессии, но и для всех народов, стремящихся жить в мирном и безопасном мире”, — подчеркнул глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.

Спецтрибунал может начать свою работу еще до окончания войны, считает агент Украины в Международном cуде ООН Антон Кориневич. Все зависит от того, когда Киев придет к согласию с международными партнерами относительно модели и формата его создания. 

“Преступление агрессии — это элитарное преступление. Это преступление тех лиц, кто может отдавать приказы на начало и на продолжение ведения агрессивной войны. Соответственно, за преступление агрессии должны привлечь к ответственности представителей высшего политического и военного руководства РФ”, — акцентировал Кориневич.

Начиная с июля 2023 года, в Гааге начал работать Международный центр по преследованию за преступление агрессии против Украины. 

Генеральный прокурор Украины Андрей Костин сообщил, что с начала полномасштабного вторжения России Украина осудила 81 российского военного преступника. 17 — предстали перед судом в Украине и получили тюремные сроки. Остальных — осудили заочно. С февраля 2022 года зарегистрировано около 123 тыс. производств по военным преступлениям российских оккупантов. 

Международный суд в Гааге расследует и незаконную депортацию украинских детей в Россию.

Мнения экспертов

Как Украина и международное сообщество пытаются создать трибунал для того, чтобы судить российских военных преступников? Можно ли судить Путина и верхушку власти РФ за военные преступления? Почему важно создать международный трибунал до окончания войны? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы: 

  • Мария Мезенцева, глава украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ); 
  • Тарас Загородний, управляющий партнер Национальной антикризисной группы; 
  • Андрей Яковлев, адвокат, эксперт Регионального центра прав человека, управляющий партнер АО “Амбрелла”;
  • Александра Романцова, исполнительный директор Центра гражданских свобод.

МАРИЯ МЕЗЕНЦЕВА: Есть механизм, как снять иммунитет с Путина, Лаврова и Шойгу

— Создание спецтрибунала над военно-политическим руководством РФ отражена в седьмом пункте “Возвращение справедливости” мирного плана президента Украины Владимира Зеленского.

Это вопрос об общей справедливости, подразумевающий наказание для “большого зла”, которое на данный момент совершило около 130 тыс. военных преступлений разного характера. Речь идет именно о преступлениях агрессии. Все это планировало и имплементировало высшее политическое и военное руководство России. 

Создание международного трибунала важно, потому что на сегодняшний момент в мире нет легитимного органа, способного привлечь за преступление агрессии руководство России. Преступление агрессии может рассматривать Международный уголовный суд (МУС), но Россия не ратифицировала Римский статут МУС, поэтому не признает его решения.

Трибунал можно было бы создать через ООН, у Организации Объединенных Наций уже есть такой опыт по отношению к иным странам. Но сейчас РФ является постоянным членом Совета безопасности ООН с правом вето, поэтому она однозначно заблокирует такую инициативу.

Мы смотрим на это в более широком спектре возможностей. Например, рассматриваем вариант международного трибунала на базе Совета Европы. Совет Европы на уровне министров иностранных дел предложил свою площадку для такой организации. 

Кроме того, высшее политическое и военное руководство России — Путин, Лавров и Шойгу — имеют иммунитет по международному праву. Но есть механизм, как его снять. Если международный договор будет поддержан партнерами, это будет легко сделать. 

При Совете Европы со стороны парламентариев давно была создана специальная группа, в которую входят 40 стран, в том числе и представители “Большой семерки”, например, Япония, которая не является членом Совета Европы. 

ТАРАС ЗАГОРОДНИЙ: Украине нужно использовать опыт израильского Моссада

— Вероятность создания и работы спецтрибунала достаточно высока. Однако тут есть вопрос в сроках расследований и исполнении приговоров. И именно в исполнении приговоров могут возникнуть трудности, потому что Россия просто не будет выдавать своих преступников. 

Многие россияне, к сожалению, не попадут под суд. Например, пилоты, которые бомбят украинские города или артиллеристы, которые расстреливали мирное украинское население в городах и селах. Во-первых, РФ не будет их выдавать суду, а во-вторых — в трибунале в основном будут судить высшее руководство РФ.

В таком случае Украина сама должна взять на себя ответственное решение в наказании военных преступников. Украина должна помнить опыт Израиля, который решал подобные вопросы в соответствии с пониманием справедливости. Нужно вспомнить общеизвестную операцию израильской разведки Моссад по задержанию и тайному вывозу из Аргентины в Израиль нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана в 1960 году, где он был повешен за все свои преступления. 

Тогда тоже велись дискуссии о том, справедливо это или несправедливо. Но эти дискуссии затихали, когда Израиль спрашивал о том, был ли справедливым Холокост. 

Поэтому Украина не должна надеяться только на международные институты, а украинские спецслужбы должны работать на территории РФ, искать преступников и выносить справедливый приговор за совершенные преступления. 

Со сбором доказательной базы для наказания преступников у Украины могут возникнуть проблемы. На временно оккупированных территориях в настоящее время невозможно провести следственные действия, допросить свидетелей и так далее. Конечно, есть очень много доказательств военных преступлений, совершенных российскими солдатами в Буче и других украинских городах. Но этого мало, чтобы все преступники понесли заслуженное наказание. 

Суд может затянуться на годы, как, например, суд по сбитому малайзийскому “Боингу”, летевшему летом 2014 года рейсом MH17 над Донбассом. Была собрана очень системная доказательная база, этим занималась прокуратура Нидерландов. Был масштабный процесс, который длился около семи лет, и все равно виновники так и не были наказаны.

Украина должна сфокусироваться на том, что справедливое судебное решение и справедливое наказание она может осуществить только своими руками. И не надо думать, что международные институции как-то в этом могут помочь. В этом вопросе вся надежда на украинские спецслужбы. 

АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВ: Чем больше стран будут участвовать в создании трибунала, тем более легитимным он будет

— Основной принцип трибунала — действие от имени мирового сообщества. Организация Объединенных Наций не может создать трибунал, который будет судить Владимира Путина, поскольку не только Россия, но и Китай могут ветировать создание такого органа. 

Чтобы трибунал был легитимен, необходимо привлечь как можно больше стран для его создания. С преступлениями агрессии наибольшая проблема связана с тем, что Россия не ратифицировала на сегодняшний день Римский статут. Соответственно, все ищут такой суд, который бы вместо международного суда рассматривал преступления агрессии. Но сложность как раз в том, что нужно добиться такого большого представительства, чтобы оно было легитимным. Легитимность предполагает не только возможность осудить, а еще и исполнить решение суда.

Чем больше стран примут участие в создании суда, тем больше будет его легитимность. Международное право и вообще уголовное право предназначено для решения двух задач. Главная — это наказать за нарушение правил, в данном случае — законов и обычаев войны. Поэтому задача мирового сообщества показать, что преступление агрессии настолько серьезное, что в любом случае должно наказываться. Такой механизм уже существует, он предусмотрен Римским статутом. 

Мы подписали Будапештский меморандум, когда наша страна отказалась от ядерного оружия в обмен на гарантии безопасности. Было бы совершенно логично, если бы эти гарантии исполнялись как минимум на уровне юридической защиты. И создание трибунала на базе этих гарантий или просто на базе общечеловеческих принципов было бы оправданным. 

Гибридный трибунал внутри украинской системы правосудия создать сложно, потому что в Украине запрещено во время войны военного положения вносить изменения в Конституцию. А Конституция не предусматривает такой системы. Когда мы говорим об Генассамблее ООН, то мы не должны забывать, что хотя этот орган наиболее представительный, он имеет только рекомендательные возможности принятия решений. 

Может быть создан суд на основе международных договоров, но всегда будут страны, которые посчитают его нелегитимным. 

АЛЕКСАНДРА РОМАНЦОВА: Украина хочет создать трибунал до окончания войны

— Нюрнбергский трибунал и трибунал по Югославии были созданы для того, чтобы осудить конкретные результаты конкретных военных конфликтов. 

Уникальность Украины сейчас в том, чтобы мы хотим создать суд еще до того, как конфликт закончился. Таким образом мы хотим использовать охлаждающий эффект. Люди будут знать, что уже готовы, грубо говоря, виселица и эшафот, и возможно станут отдавать меньше тех приказов, которые приводят к международным преступлениям. 

Преступление агрессии — одно из самых уникальных международных преступлений, потому что политики, имея абсолютную легитимность, возможность распоряжаться ресурсами всех налогоплательщиков и той властью, которую им делегировало население, вместо того, чтобы заниматься развитием комфорта жизни, занимаются агрессивным нападением на соседнюю страну.

Мы должны преодолеть международный иммунитет, который дается трем основным позициям в стране — это президент, глава правительства и министр иностранных дел. По традиции считается, что именно эти три человека могут подписать, грубо говоря, капитуляцию страны. Соответственно, если они будут чувствовать себя, грубо говоря, не в безопасности, то эта капитуляция отстраняется. 

В данном случае мы четко видим, что все эти люди, которые были включены в политическую систему Путина, начиная с 2014 года, использовали свою власть и положение исключительно для того, чтобы начать войну, а не работать на перемирие или подписывать капитуляцию. Поэтому так важно создать суд с определенными новыми правилами.  

Это первый раз в истории, когда это трибунал против “клуба атомных бомб” и против постоянного члена Совбеза ООН. Россия имеет там право вето и является постоянным членом Совбеза ООН. Это и сломало систему, потому что Совбез ООН — это традиционно именно тот орган, который начинает все трибуналы. 

На данный момент в Международном криминальном суде Путин может избежать обвинений и наказания только в двух случаях: первое — он умер, а второе — если он всю жизнь будет скрываться. 

Если мы получим механизм, который готов рассматривать дело против Путина пока он является президентом РФ, и ломает его международный иммунитет, то сможем ли мы это делать заочно? 

Читайте также: Были свидетелями расстрела других детей: ужасающие истории жизни юных украинцев в оккупации и в РФ рассказал Кулеба

Прямой эфир