В ответ на серию диверсий в Балтийском море НАТО запускает миссию Baltic Sentry (“Балтийский страж”) для защиты подводной инфраструктуры. В ходе миссии будут задействованы дополнительные фрегаты, патрульные самолеты и беспилотники. Об этом сообщил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте на встрече лидеров восьми балтийских стран-членов Альянса в Хельсинки, сообщает FREEДОМ.
Финляндия, Эстония, Дания, Германия, Латвия, Литва, Польша и Швеция готовы решительно реагировать на нападения на подводные объекты, отмечается в совместном заявлении по итогам саммита в Хельсинки 14 января. Страны приветствуют развертывание дополнительных сил в рамках операции НАТО “Балтийский страж”.
“Мы по-прежнему готовы действовать индивидуально и коллективно для защиты нашей критически важной подводной инфраструктуры и повышения устойчивости, в том числе путем наращивания и расширения существующего сотрудничества между НАТО и ЕС. Мы приветствуем дополнительные меры, предпринятые союзниками и партнерами для укрепления безопасности в нашем регионе, которые подкрепляют существующие и планируемые ответные меры НАТО“, — говорится в совместном заявлении.
Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте подчеркнул в выступлении на встрече, что потенциальные угрозы инфраструктуре в море будут иметь последствия, включая возможную высадку на борт, конфискацию и арест судна.
“Защита нашей инфраструктуры имеет огромное значение. Не только для энергоснабжения, которое осуществляется по силовым кабелям или трубопроводам. Но и для обеспечения безопасности более 95% интернет-трафика по подводным кабелям. А 1,3 млн км кабелей обеспечивают ежедневные финансовые транзакции на сумму около 10 трлн долларов“, — акцентировал Рютте.
По словам канцлера Германии Олафа Шольца, члены НАТО рассматривают возможность введения санкций против теневого флота России в этом районе. В рамках усилий по защите подводных критически важных объектов.
“Мы продолжим принимать меры против российского теневого флота. В том числе в рамках и уже введенных санкций, и тех, которые могут последовать, включая санкции против конкретных судов и судоходных компаний, представляющих угрозу для окружающей среды“, — заявил Шольц.
Балтийское море ежедневно пересекают около 2 тыс. судов, поэтому уследить за всеми трудно.
“Давайте признаем, что мы не можем исключить повторения подобных атак. Именно поэтому обсуждаем, каким должен быть надлежащий ответ и координация с юридической, с военной точки зрения, с точки зрения обмена информацией. А также с точки зрения внедрения новых технологий, искусственного интеллекта и других инструментов. Также призываем частные компании принимать более активное участие в защите инфраструктуры“, — прокомментировал президент Латвии Эдгарс Ринкевичс.
Лидер Финляндии Александр Стубб призвал Европу увеличить военные расходы и улучшить координацию в сфере обороны на фоне гибридных угроз со стороны России, в том числе связанных с повреждениями подводных кабелей в Балтийском море.
“Главное — это попытаться изучить ситуацию, чтобы убедиться, что подобное не произойдет вблизи критически важных объектов инфраструктуры. Именно это мы здесь выяснили и сделали выводы вместе с нашими союзниками“, — подчеркнул Стубб по итогам встречи лидеров балтийских стран НАТО.
Читайте также: НАТО запускает миссию по защите подводной инфраструктуры Балтики
Напомним, за последние недели в Балтийском море были повреждены несколько подводных кабелей между Финляндией и Эстонией. По подозрению в диверсии Финляндия задержала судно Eagle S — один из танкеров российского теневого флота. По версии следствия, 25 декабря 2024 года команда судна намеренно разорвала подводные кабели связи, протащив якорь по дну.
В начале января страны Объединенного экспедиционного корпуса, в состав которого входят страны Северной Европы, Нидерланды и Великобритания, объявили об усиленном мониторинге подводной инфраструктуры. Под наблюдением будут 22 ключевые зоны. Среди них — проливы Ла-Манш и Каттегат, Северное и Балтийское моря.
Читайте также: Ответ на угрозы Москвы: страны Северной Европы усилили мониторинг подводной инфраструктуры (ВИДЕО)