Энтони Блинкен впервые в должности государственного секретаря США с рабочей поездкой посетил Турцию и страны Центральной Азии.
В Анкаре госсекретарь встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром этой страны Мевлютом Чавушоглу, с которым обсудил ряд вопросов, так или иначе связанных с Украиной.
В ходе поездки в Центральную Азию госсекретарь провел встречи с политическими представителями Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Визит прошел на фоне заявлений администрации президента США Джозефа Байдена о поддержке независимости, суверенитета и территориальной целостности пяти бывших советских республик, которые поддерживают тесные политические, экономические и социально-культурные связи с Российской Федерацией.
Переговоры с Турцией
В столице Турции Энтони Блинкен и Раджип Тайип Эрдоган обсудили ряд важных международных проблем, в том числе, и вопросы поддержки Украины в войне с Россией.
В пресс-службе Госдепа сообщают, что президент Турции и госсекретарь США “отметили необходимость более тесного сотрудничества в двусторонних вопросах, включая оборону, энергетику, торговлю и коллективную безопасность”.
В разговоре с главой турецкого МИДа Блинкен обговорил работу “зернового коридора” и безопасности в Черном море, а также вопросы экспорта в Россию товаров, которые она может использовать в войне против Украины. По словам Мевлюта Чавушоглу, Турция не экспортирует товары, которые могут быть использованы Россией в военных действиях, а также не допустит нарушения санкций, передает Reuters.
“Это неправда, что мы экспортировали в Россию продукцию, которая может быть использована в оборонной промышленности. Мы попросили Соединенные Штаты уведомить, если есть какие-либо нарушения по этому вопросу. Анкара не допустит нарушения санкций США и Европы в Турции или через нее, и предпринимает шаги для предотвращения этого”, — констатировал Чавушоглу.
В то же время, вопрос вступления Финляндии и Швеции в НАТО пока остается без ответа, поскольку Турция и Венгрия все еще выступают против принятия этих скандинавских стран в Североатлантический альянс. Турция заявила, что не поддержит заявку Швеции в НАТО после антитурецких протестов в Стокгольме в поддержку “Рабочей партии Курдистана”, которую Анкара считает террористической организацией.
“В зависимости от того, насколько быстро и насколько хорошо Швеция сможет добиться успехов, и если мы сможем убедить наш парламент и наш народ, тогда шаги будут предприняты”, — сказал глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу.
В свою очередь, Энтони Блинкен уверен, что Швеция и Финляндия в скором времени вступят в Альянс.
“Вступление Финляндии и Швеции в НАТО не является двусторонним вопросом. Мы уверены, что НАТО официально примет их в ближайшее время. И когда это произойдет, это укрепит безопасность каждого члена НАТО, включая Соединенные Штаты, включая Турцию”, — отметил Блинкен.
Читайте также: Турция и Греция имеют большое значение для США и блока НАТО — итоги визита Блинкена (ВИДЕО)
Вместо России — США: Вашингтон предлагает Центральной Азии новые рынки
28 февраля и 1 марта госсекретарь США посетил страны Центральной Азии. В столице Казахстана Астане в рамках встречи в формате C5+1 Энтони Блинкен провел переговоры с министрами иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Госсекретарь США в ходе своего выступления отметил, что все страны, которые традиционно входят в сферу интересов Москвы, не должны игнорировать угрозы, исходящие от российской агрессии.
“Этот визит в регион проходит на фоне годовщины путинской агрессии против Украины. Это продолжает быть причиной трудностей для людей во всем мире, в том числе здесь, в Центральной Азии. Действительно, немногие регионы пострадали более остро, чем Центральная Азия, включая Узбекистан, где люди продолжают нести бремя роста цен на продукты питания и энергоносители. Как всегда, это сильнее всего бьет по самым уязвимым. Вот почему Соединенные Штаты предоставили этому региону экстренную продовольственную помощь на сумму более 16 млн долларов с тех пор, как президент Путин начал свою агрессию против Украины”, — заявил Блинкен.
Он подчеркнул важность уважения суверенитета, территориальной целостности и независимости для всех стран.
“Вторжение России также вызвало глубокую обеспокоенность в регионе. В конце концов, если могущественная страна готова попытаться силой стереть границы суверенного соседа, что помешает ей сделать то же самое с другими? Страны Центральной Азии, США, а также их партнеры и союзники во всем мире понимают это. И именно поэтому мы были и остаемся приверженными отстаиванию суверенитета, территориальной целостности, независимости не только Украины, но и стран Центральной Азии и всего мира”, — отметил госсекретарь.
В Вашингтоне считают, что в ситуации, когда Россию все больше изолируют от мировых рынков из-за ее войны против Украины, США могут предложить Центральной Азии сотрудничество в сфере экономического взаимодействия, сообщает “Голос Америки“.
По словам Блинкена, США также помогают центральноазиатским странам диверсифицировать торговые отношения с другими странами.
“Они не должны зависеть от какой-то одной страны или какого-то одного источника торговли и инвестиций. И в то же время чтобы эти страны должны увеличивать торговлю и инвестиции внутри самой Центральной Азии. У этого рынка очень сильный потенциал. И чем больше взаимозависимости между центральноазиатскими странами, чем больше сотрудничество, тем сильнее будет этот рынок, тем больше инвестиций он привлечет из-за пределов Центральной Азии”, — сказал он.
В ходе встречи госсекретарь объявил о дополнительной помощи в размере 25 млн долларов для Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Деньги пойдут на диверсификацию экономики и создание новых рабочих мест в регионе. Такую же сумму странам Центральной Азии США выделили в сентябре 2022 года.
Несмотря на давние, тесные связи и многостороннюю зависимость от России, государства Центральной Азии заняли нейтральную позицию в отношении войны РФ против Украины. Президент Казахстана Касим-Жомарт Токаев прошлым летом открыто заявил Путину, что его страна не будет признавать независимость так называемых “ДНР” и “ЛНР”.
Тем не менее эксперты считают, что о громких результатах визита госсекретаря Энтони Блинкена в Центральную Азию пока говорить рано.
“Думаю, что это вопрос сверки часов. Прощупать почву, посмотреть, кто чем дышит, кто на что готов пойти. Самым главным результатом будет статус-кво, то есть изменение позиции, которая есть, не увеличение поддержки Российской Федерации и не изменение позиций по отношению к войне, скажем, в Украине на отношения с Китаем”, — сказал кандидат политических наук Игорь Петренко.
Читайте также: Теперь не с Россией: как война против Украины изменила отношение стран Центральной Азии к Москве
Вояж Блинкена в обзоре экспертов
Как можно оценивать результаты визита Энтони Блинкена в страны Центральной Азии. Повлияет ли поездка госсекретаря США на торговые отношения этих стран с Россией. Изменится ли политика Турции в отношении РФ и других стран. Эти и другие темы в эфире телеканала FREEДОМ рассмотрели:
- правозащитник, президент общественного фонда “Либерти” (Казахстан) Галым Агелеуов;
- официальный представитель Госдепартамента США Андреа Калан;
- политолог Игорь Рейтерович;
- политолог-международник Владимир Воля.
ГАЛЫМ АГЕЛЕУОВ: Центральная Азия важна для США и Европы как партнер
— На мой взгляд, этот тур Блинкена по Азии очень важен, потому что он показывает, что Казахстан, Узбекистан, страны Центральной Азии постоянно находятся в орбите Европы и США. И поэтому очень важно, чтобы они не скатились до поддержки путинского режима в России и не пошли на поводу у Путина.
Во многом санкционный удар, который направлен был на Россию, пришелся как раз на страны Центральной Азии, прежде всего на Казахстан.
Очень важно, чтобы те проекты, которые связаны с Россией, не носили военный характер. Например, очень много было разговоров по поводу казахстанского аэропорта Уральск, который мог иранскую продукцию военно-промышленного комплекса перевозить в Россию.
Присутствие Блинкена показало, что Центральная Азия важна для США и Европы как партнер.Для Казахстана, Узбекистана, и других стран Центральной Азии именно экономический фактор сейчас выходит на первое место.
Наши энергоресурсы, такие как нефть, фактически не заблокированы, но [к ним] очень ограниченный доступ. Соответственно, в бюджет страны ограниченная прибыль. Поэтому сейчас нам очень важно находить новые пути продвижения именно нефти и газа.
То же самое со стороны единого газового союза между Узбекистаном, Казахстаном и Россией. То есть это одна из форм привязки к России центральноазиатских стран. И тут же как противовес — активное усиление позиций США и других стран, которые предлагают альтернативные пути для [казахстанской] нефти.
Наша страна заинтересована именно в том, чтобы эта нефть шла по другим маршрутам, потому что наши возможности здесь сильно ограничены.
Кроме того, в Казахстане присутствуют и китайские компании. И поэтому очень важно для экономики Казахстана иметь продолжение многовекторной политики баланса, а не скатиться до потакания Путину или находиться под сильным давлением путинского режима.
Потому что у нас, к сожалению, есть тенденция к тому, что мы фиксируем активное продавливание интересов путинской России, и это делается за счет интересов самого Казахстана.
АНДРЕА КАЛАН: Страны Центральной Азии должны быть конкурентноспособными на мировом рынке, и США заинтересованы в этом
— Визит Блинкена в Центральную Азию подчеркивает то, что самое важное — это диалог. И конкретные результаты — это то, что мы укрепляем отношения между США и странами Центральной Азии, помогаем им развивать экономику и бороться с последствиями войны России против Украины.
Война идет в Украине, в Европе, но в Центральной Азии, которая находится далеко, чувствуются ее последствия. Много граждан России бежали в Центральную Азию из-за того, что они не хотят участвовать в войне Путина против Украины. И также мы видим, что есть рост цен на продукты, нефть. Экономический рост немного медленно идет и из-за последствий COVID-19, а также из-за влияния войны.
Поэтому США хотят укрепить диалог и сотрудничество, чтобы бороться с последствиями войны Путина в Украине, и эту тему мы поднимаем на каждой встрече. Все страны Центральной Азии оказывали помощь Украине, в частности, гуманитарную, потому что они видят, как влияет эта война на все государства.
Наше партнерство идет с момента независимости этих стран, а этот формат (С5+, — ред.) действует уже 7 лет. Когда страна имеет очень крепкую экономику, тогда можно бороться с любой угрозой, и можно это делать независимо от геополитической ситуации. Так что в наших интересах, чтобы страны Центральной Азии стали более уверены в своей территориальной целостности, суверенитете, и чтобы они имели очень хорошие экономические базы.
Если вы помните, в сентябре 2022 года Белый дом выделил 25 млн долларов для экономической устойчивости Центральной Азии. Эти средства были выделены на расширение торговых путей, чтобы можно отправлять товары не через Россию, а через Транскаспийские пути. Кроме 25 миллионов, выделенных в прошлом году, мы ожидаем 25 млн долларов дополнительно в этом году, чтобы поддерживать эти инициативы.
США делают так, чтобы страны Центральной Азии могли иметь хорошее место на международном рынке, а не только в отношениях с Китаем. Необходимо, чтобы их инвестиции, их продукты дошли до мирового рынка по Транскаспийскому пути, и чтобы они были более конкурентоспособны. Чтобы они не только участвовали в реальной экономике, а сами были частью мировой экономической системы.
ВЛАДИМИР ВОЛЯ: Блинкен убеждает руководство азиатских стран меньше торговать с Россией
— Казахстан является лидером среди пяти государств Центральной Азии. Это государство, которое имеет самую мощную экономику, самую мощную армию, оно более технологически продвинуто.
Кроме того, это государство является одним из лидеров в международно-политическом смысле. В 2021 году Казахстан совместно с Турцией и Узбекистаном перезапустили так называемый Тюркский союз или организацию тюркских государств.
Ну и плюс Казахстан является еще важным союзником Китая. По итогам 2022 года, после того как Путин начал полномасштабную войну, Китай сделал Казахстан своим главным стратегическим партнером, более важным даже, чем Россия в этом регионе.
И в этом контексте американское внимание обуславливается как раз этими параметрами. Плюс то, что в Центральной Азии Казахстан является одним из главных игроков в вопросах обеспечения безопасности границ государств, сопредельных с Афганистаном. Поэтому контакты на двустороннем уровне между США и Казахстаном, США и Узбекистаном, США и Таджикистаном происходят регулярно.
Особенно активными являются контакты с западными странами у руководства Казахстана и Узбекистана. Однако, если последние месяцы 2022 года были ознаменованы визитами президентов Казахстана и Узбекистана во Францию, то в США они пока что еще не были. Но в двустороннем формате обмен информацией и консультации проходят достаточно эффективно.
Поэтому сейчас Блинкен пытается найти некоторые возможности для того, чтобы убедить руководство этих государства в том, чтобы они меньше сотрудничали с Россией. То есть это все по поводу реализации санкций и международной изоляции России.
Что касается ликвидации торгового представительства Казахстана в РФ — это неоднозначный момент. На самом деле Казахстан в 2022 году тоже аннулировал ряд соглашений, которые действовали в рамках СНГ. Они сейчас упраздняют устаревшую нормативную базу, которая оказалась не нужна. И наличие представительств тоже, скорее всего, оказалось уже бессмысленным. Но то, что упразднение состоялось в канун визита Блинкена в Казахстан — это достаточно символичное событие. Это не просто совпадение во времени.
А дальше что? Визит Блинкена в Индию на саммит “Большой двадцатки” (которая проходит 2 марта, — ред.). По контексту подготовки документа, который обнародуют по итогам саммита, по заявлениям руководства Индии, мы видим, что там происходит некоторый дрейф. Или, точнее сказать, изменение позиции тех государств, которые пока занимают нейтральную или условно нейтральную позицию, то есть не осуждают [но и не поддерживают] путинскую войну против Украины.
Это изменение происходит в сторону все-таки большего осуждения и каких-то негативных оценок. Не жесткого, более мягкого, но, тем не менее, позиция меняется.
Это мы видим по визиту министра иностранных дел Саудовской Аравии в Украину. Это мы видим по визиту и по заявлениям индийского руководства в сторону более негативных оценок Путина и его войны против Украины.
Но по итогам визита Блинкена в Казахстан мне сложно сказать, стоит ли ожидать каких-то быстрых проявлений изменения позиции. Или же это будет без каких-то проявлений в публичной плоскости, как это происходит в позиции Китая. Китайские компании и банки соблюдают санкции в целом, но китайское руководство не осуждает Путина и его войну. То есть официальное заявление — это одно, а реальная практика — это другое.
Кстати, [президент Казахстана] Токаев в прошлом году не поддержал эту войну и заявил об отказе признавать включение в состав России так называемых “ДНР” и “ЛНР” и какие-либо аннексии. Поэтому насколько результативной в итоге окажется поездка Блинкена, и какие будут результаты, это сейчас интрига своего рода.
Но эти подвижки будут происходить. Я не исключаю, что Узбекистан, Казахстан какие-то действия по более жесткому соблюдению санкций предпримут. Хотя не стоит ожидать от них жестких заявлений по поводу России, по одной простой причине — они тесно экономически связаны с Россией.
А Узбекистан еще очень зависим от России в миграционных вопросах. Точно так же как Казахстан. По различным оценкам, в России 7 млн мигрантов только из Таджикистана и Узбекистана, но это оценочные данные.
ИГОРЬ РЕЙТЕРОВИЧ: Турция становится влиятельным субъектом мировой политики
— Роль миротворца позволяет Турции заявлять не только об определенном региональном лидерстве, а даже выходить на более глобальный уровень и говорить о том, что она принимает посильное, а иногда даже активное участие в решении той ситуации, которая сложилась после широкомасштабного нападения России на Украину.
Политический статус Турции и ее лидера очень серьезно возвышается на международной арене.
И это очень выгодно и необходимо Эрдогану, поскольку вся его политика последних лет в значительной мере строилась как раз на активизации внешнеполитических игроков и на желании сделать Турцию влиятельным субъектом международной политики не только в своем регионе, но и в целом в мире. И война, которую Россия ведет против Украины, предоставляет в этом плане для Турции определенные шансы.
Второй момент, конечно, чисто экономический, так как объемы торговли между Россией и Турцией растут, и Анкара здесь получает для себя достаточно неплохие дивиденды как с точки зрения энергоресурсов, так и в плане торговли другими товарами, в частности, в контексте турецкого импорта, который идет в ту же Россию.
Ну, и давайте не будем забывать о “зерновой сделке”, это очень важная история вообще для всего мира, поскольку здесь Украина, в первую очередь, думает даже не столько о своих интересах, сколько об интересах голодающих стран, об интересах Организации Объединенных Наций. И Турция здесь тоже имеет свои какие-то перспективы и интересы и с точки зрения покупки более дешевого зерна, и возможности на этом заработать, и опять-таки выступить своеобразным посредником, выводя себя на глобальный уровень.
Ну, и третий, последний момент: подобная политика выгодна Эрдогану, и необходима ему с точки зрения внутренних процессов в Турции. Скоро выборы, часть его электората всячески поддерживает и считает необходимым возвышение роли Турции. И поэтому такие действия идут на пользу президенту этой страны с точки зрения рейтинга.
Согласно результатам последних соцопросов, у Эрдогана достаточно высокий рейтинг, который позволяет ему думать о том, чтобы переизбираться. И понятно, что он эту тему будет раскручивать и дальше, как минимум до выборов, поскольку она приносит ему определенный электоральный результат.
Что касается сотрудничества турецких компаний с РФ, то Чавушоглу сказал, что, если такие случаи и были, они касаются не политики Турции, а отдельных компаний. Все прекрасно понимают, что попасть под какие-то санкции со стороны США — это как выиграть джекпот, только со знаком минус. Потому что эти компании не смогут вообще потом в мире работать.
Быстрота реакции турецкого руководства свидетельствует о том, что они понимают масштаб всех рисков. И тут ситуация очень похожа на историю с Китаем. Можно бесконечно говорить о том, что “мы будем продолжать торговать с Российской Федерацией, и вы нам не указ, мы суверенные страны” и так далее. Но когда речь идет уже о каких-то конкретных решениях касательно внедрения санкций против тех или иных компаний, то сразу дают “заднюю”.
Почему? Потому что рынки США и Европы для Турции гораздо приоритетнее, чем рынок той же России, так как российский рынок не растет, и он отличается очень невысокой платежеспособностью. Там не могут покупать столько товаров, сколько покупают в Европе, в Соединенных Штатах и на аффилированных с США рынках. И Вашингтон может делать такие предупреждения, прекрасно понимая, что сам риск или угроза отлучения от этого рынка является достаточным аргументом для многих стран.
Поэтому у США остается достаточно много ресурсов для того, чтобы привлечь к ответственности или хотя бы намекнуть для начала, что не надо заниматься глупостями и обходить санкции, особенно те, которые касаются военно-технического сотрудничества.
Поэтому я думаю, что тут как раз турки услышали то, что должны были услышать, и мы вряд ли в ближайшее время будем сталкиваться с какой-то подпольной торговлей, как минимум, военно-технической продукцией между Турцией и РФ.
Читайте также: Турне Блинкена в Центральную Азию: о целях и первых результатах рассказали в Госдепе США