Прекращение транзита российской нефти “Лукойл” через Украину: эксперты проанализировали негативную реакцию Венгрии и Словакии 

Иллюстративный коллаж: censor.net

Страны Евросоюза не поддержали призыв Венгрии и Словакии к Украине отменить санкции в отношении российской компании “Лукойл”, пишет Financial Times. Будапешт настаивает на возобновлении транзита нефти российской компании и грозит подать иск в арбитражный суд, после того как 17 июля Украина прекратила транзит нефти российской компании “Лукойл”.

Кроме того, Венгрия продолжит блокировать финансирование Европейского фонда мира, средства которого должны компенсировать закупки вооружения для Сил обороны Украины. 

ЕС защищает интересы Украины

“Лукойл” — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, которая находится под санкциями в Украине с 2018 года. Ограничения касались вывода капиталов, торговых операций и участия в приватизации или аренде государственного имущества. В июне 2024 года Совет национальной безопасности и обороны Украины расширил санкции и на транзит нефти по территории страны.

Европейская комиссия отклонила просьбу Будапешта и Братиславы призвать Киев отменить санкции в отношении российской нефтяной компании “Лукойл”, пишет Financial Times со ссылкой на дипломатов ЕС. По их информации, на встрече торговых представителей из стран Евросоюза позицию Венгрии и Словакии никто не поддержал. Как подчеркнул представитель Еврокомиссии по вопросам торговли Олоф Гилл, запрет на транзит через Украину нефти российской компании не представляет угрозы для этих государств.

“Немедленного воздействия на безопасность поставок нефти в ЕС нет. Для двух заинтересованных государств-членов не существует срочной проблемы, поскольку у них есть 90-дневный резерв поставок в соответствии с законодательством Евросоюза. И теперь Комиссия рассмотрит факты и попытается найти результат, который устроит всех”, — заявил Олоф Гилл на брифинге.

17 июля Украина прекратила транзит нефти российской компании “Лукойл”. Агентство Bloomberg пишет, что в тот же день глава внешнеполитического ведомства Венгрии Петер Сийярто в кулуарах заседания ООН в Нью-Йорке встретился с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, а после этого Будапешт и Братислава направили в Брюссель требование, чтобы ЕС повлиял на Украину. Сийярто пригрозил, что если Киев не откажется от своего решения, то Будапешт продолжит блокировать финансирование Европейского фонда мира.

“Это неприемлемый шаг со стороны Украины, страны, которая хочет стать членом Европейского Союза, и одним своим решением ставит под фундаментальную угрозу поставки нефти. Пока этот вопрос не будет решен Украиной, все должны забыть о выплате 6,5 млрд евро компенсации за поставки оружия из Европейского фонда мира”, — отметил Сийярто.

Будапешт уже больше года блокирует эти выплаты по разным причинам, обратил внимание верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель. Он назвал такую тактику “позорной”. В Киеве настаивают: по трубопроводу “Дружба” поступает столько же нефти, сколько и раньше.

“Украина не может транспортировать нефть “Лукойла”, но объемы общего транзита остаются неизменными. Мы не думаем, что в Европе есть риск дефицита [нефти]. Это больше политический вопрос”, — сказал в комментарии изданию Forbes председатель Национальной акционерной компании “Нафтогаз” Алексей Чернышов.

После начала полномасштабной войны России против Украины транспортировка по северной ветке из России прекратилась, поскольку ЕС ввел санкции на поставки трубопроводной нефти из федерации. Однако для Венгрии, Словакии и Чехии сделали исключение. Суммарно они закупали больше миллиона тонн российской нефти ежемесячно. Венгрия и Словакия, по мнению аналитиков, не хотят терять прибыль. Они перерабатывали дешевую российскую нефть на собственных заводах и продавали в Европу.

“За эти два года они могли бы заключить другие новые контракты. Они просто не приложили достаточных усилий для того, чтобы это сделать. Поэтому на сегодняшний момент речь не идет о прямой энергетической безопасности этих стран. Речь идет скорее о желании зарабатывать, покупая нефть из России, чем о невозможности это сделать. Еврокомиссия не поддерживает Венгрию и Словакию в этом конфликте. И еще раз подчеркну, что Чехия в нем на сегодняшний день не участвует”, — пояснил коммуникационный менеджер ОО Razom We Stand Максим Гардус.

Мнения экспертов

Почему Венгрия и Словакия выступают радикально против остановки транзита нефти “Лукойл”? Какими могут быть последствия? Почему Венгрия блокирует финансирование Европейского фонда мира, средства которого должны компенсировать закупки вооружения для Сил обороны Украины? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:  

  • Геннадий Рябцев, эксперт в области энергетики;
  • Олег Пендзин, исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба; 
  • Игорь Рейтерович, политолог; 
  • Иван Ус, главный консультант Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований;
  • Дмитрий Левусь, политолог-международник, эксперт Центра “Объединенная Украина”;
  • Андрей Веселовский, чрезвычайный и полномочный посол, советник директора Национального института стратегических исследований.

ГЕННАДИЙ РЯБЦЕВ: Закупкой нефти у “Лукойла” занимаются не правительства Венгрии и Словакии, а частные компании 

— Существует давно подписанный контракт между украинской “Укртранснафтой” и российской “Транснефтью” об организации транзита через территорию Украины нефти, добытой на территории РФ. Где она добыта и какой компанией — в контракте не оговаривается. Украинская сторона не имеет абсолютно никакого отношения к тому, транзит какой именно нефти она организует по своей территории. 

Российская компания “Лукойл” поддерживает агрессию против Украины, финансируя военные расходы через уплату налогов в федеральный бюджет России и через поставки нефтепродуктов, которые производятся на ее заводах для нужд вооруженных сил РФ.

Компания “Лукойл” находится под санкциями, причем не только в Украине, но и в Европейском Союзе. Поэтому претензия к Украине состоит в том, что мы ввели санкции против компании, поддерживающей войну. Если в Венгрии считают это решение несостоятельным, то они могут апеллировать, естественно, к соответствующим учреждениям Европейской комиссии с требованием отменить, например, эмбарго на поставки в ЕС нефтяного сырья и нефтепродуктов из России, в том числе добываемых и производимых компанией “Лукойл”. Но этого не делают, потому что обоснования для этих претензий нет. 

Я думаю, министр иностранных дел Венгрии ищет причины, чтобы и дальше сопротивляться выплате компенсаций государствам-членам ЕС средств из Европейского фонда мира за приобретение помощи Украине.

Раньше был вопрос о языке, потом — о школах. Теперь вопрос о нефти “Лукойла”. Я не знаю, что будет дальше. Может, какие-то экологические требования, например, что дым от пожарищ, вызванных бомбардировками, распространяется на территорию Венгрии и мешает хорошо дышать членам венгерского правительства. 

Это не правительство Словакии обеспечивает транзит и это не правительства Словакии и Венгрии закупают нефть у “Лукойла”. Этим занимаются частные компании, может быть, с каким-то определенным государственным влиянием. Наверняка эти компании вполне могут обеспечить поставки из любых других источников. 

В первые месяцы войны руководство словацкой компании, закупающей российскую нефть, заявляло, что на 69% может диверсифицировать свои поставки и может отказаться от российской нефти в любой момент. Но ничего не изменилось и диверсификация будто пошла в другую сторону. Может быть, там от РФ такие скидки, которые позволяют получать сверхприбыли как самой компании, так и тем, кто ее обеспечивает?

ОЛЕГ ПЕНДЗИН: Общий объем прокачки нефти по “Дружбе” не изменился

— Украина не блокировала транзит российской нефти, а ввела санкции против нефти, принадлежащей “Лукойлу”. В действительности транзит нефти продолжается по тем контрактам, которые заключены компаниями, не попавшими под санкционные ограничения. Венгрия получала нефть по контракту с “Лукойлом” для своих “MOLовских” предприятий (венгерская нефтегазовая компания, — ред.). Именно эту нефть и заблокировала Украина, введя санкции против “Лукойла” как компании, которая активно поддерживает агрессивную войну РФ. 

После введения ограничений на нефть “Лукойла” общий объем прокачки нефти нефтепроводом “Дружба” не изменился. Нужно четко понимать, что нефтепровод “Дружба” работает, просто не идет нефть, принадлежащая “Лукойлу”. 

Словакия присоединилась к этой ситуации по той причине, что Slovnaft (словацкий нефтеперерабатывающий завод, — ред.) принадлежит венгерской компании MOL. И словаки, и венгры “сидели” до последнего момента на российской нефти, принадлежащей “Лукойлу”, который передавал эту нефть по контракту на нефтеперерабатывающие предприятия Венгрии и Словакии. В связи с этим, естественно, венгры обратились в Еврокомиссию для урегулирования этой ситуации, при этом даже угрожая и дальше блокировать Европейский фонд мира. 

Европейский фонд мира — это деньги для возмещения европейским странам затрат, связанных с передачей ими военного оборудования, техники и боеприпасов Украине. Блокируя эти деньги, порядка 6 млрд евро, Венгрия блокирует возмещение для европейских стран по уже потраченным средствам, по уже переданному оборудованию, боеприпасам и военной технике. 

Как долго венгры это будут делать? По крайней мере, заявления со стороны высших представителей руководства Венгрии заключаются в том, что они громогласно обещают — ни одной копейки венгерских средств, направленных в Европейский фонд мира, не будет использовано для военной помощи Украине. Но деньги, которые должны приходить остальным странам — какое отношение к ним имеет Венгрия? Я думаю, что этот вопрос будет решаться на уровне Брюсселя и какие-то компромиссы однозначно будут найдены. 

ИГОРЬ РЕЙТЕРОВИЧ: Страны ЕС не поддержали позицию Венгрии и Словакии

— Словакия и Венгрия встретились с представителями Европейского Союза и подали иск в Европейскую комиссию. Но для них произошла очень неприятная история — другие страны Евросоюза их позицию не поддержали, поэтому они не смогут манипулировать этим вопросом и выкручивать Украине руки. 

Словакии и Венгрии надо теперь думать, как выйти из этой ситуации и договариваться. Они это могут расценивать как не очень удачные действия по отношению к себе, но это ожидаемая история. Украина об этом говорила больше двух лет, поэтому нужно искать компромисс. Пускай лидеры Словакии и Венгрии не боятся обращаться к нашему руководству, обсуждать эти вопросы и искать какой-то вариант выхода из ситуации. 

ИВАН УС: Венгрию и Словакию стоило бы лишить права голоса в ЕС

— Нефть “Лукойла” — это не вся российская нефть. Соответственно, нет никакой остановки перекачки через нефтепровод “Дружба”. Это все манипуляция, хотя действительно, значительная часть этой нефти поступала в Венгрию и Словакию, поэтому данные страны и высказали свой негатив.

Как известно, Еврокомиссия не поддержала Венгрию и Словакию в данном вопросе. Мне кажется, во многом подобное решение основывается на том, что санкции против российской нефти, которая идет по нефтепроводам, еще не введены, естественно, потому что Словакия и Венгрия против. 

В Евросоюзе есть опция лишения отдельно взятого члена ЕС права голоса. Мне кажется, что уже приходит момент, когда Венгрию надо лишить права голоса, а также намекнуть Словакии, что с ней может произойти то же самое. Уж больно их политическая риторика, как мне кажется, не соответствует ценностям Европейского Союза. 

То, что Венгрия и Словакия до сих пор имеют право голоса, — это демонстрация слабости Евросоюза. Я думаю, что можно было принять все необходимые решения. Лишение права голоса автоматически лишает и права вето. Соответственно, тогда можно будет принять и другие важнеы для Украины решения. Жозеп Боррель заявлял, что Венгрию в ЕС никто не держит. Если что-то не устраивает — уходите. Но мы видим, что ни Венгрия, ни Словакия не собираются покидать Евросоюз. 

ДМИТРИЙ ЛЕВУСЬ: Венгрия, очевидно, не хочет диверсифицировать поставки нефти 

— История с нефтью “Лукойла” более чем прозрачно намекает на то, что Венгрия в лице Виктора Орбана никогда и не собиралась диверсифицировать поставки нефти. Полномасштабная война идет уже почти 2,5 года и при этом Европейский Союз пошел навстречу в данном вопросе, потому что якобы нет инфраструктуры для приема другой нефти. Но вместо того, чтобы диверсифицировать эти поставки и избежать рисков, ЕС цементирует данную ситуацию. 

Серьезное нежелание диверсифицировать поставки нефти в Венгрию, вообще намекает на какой-то если не личный интерес Виктора Орбана, то на личный интерес его окружения. Вот в этом плане возможно есть какая-то зависимость от Путина. Даже принимая во внимание негативные реакции в Европе, Орбан одновременно думает о тех выгодах, которые сформировались за время его правления в Венгрии. 

АНДРЕЙ ВЕСЕЛОВСКИЙ: Венгрия и Словакия теряют прибыль от переработки российской нефти 

— Нефть “Лукойла” — это дешевая нефть, которую Венгрия и Словакия могли перерабатывать на собственных заводах, а потом продавать дизель или нефтепродукты по всей Европе. Естественно, они получали хорошую прибыль, которую теперь теряют. 

Когда речь идет о форс-мажоре — войне, то великие суды ничего не изменят. Форс-мажор во всех контрактах записан и, тем более, в таких серьезных контрактах по транспортировке углеводородов. 

Ни Словакия, ни Венгрия без энергоносителей не останутся. На протяжении последних 10 лет, в основном после 2014 года, в Европе построили массу объектов, которые связывают разные страны между собой не только по линии Восток-Запад, но и по линии Север-Юг. Германия, Чехия, Хорватия смогут перекинуть достаточное количество нефти и газа в Венгрию и Словакию, если это будет необходимо.

Читайте также: Проценты от российских активов из Европы направили в Украину: как это усилит оборону и каким может быть ответ Кремля  

Прямой эфир