“Заимствованная” культура: Россия как страна всеобщего плагиата и воровства

Так называемая “великая культура России”, как и ее уникальные изобретения — не более чем очередная легенда, созданная упорными стараниями советского агитпропа и российских властей. Для каких целей — в этом разбиралась Ольга Михалюк в “Специальном репортаже” телеканала FREEДOM.

Песни

О “великой русской культуре” трубят и сами деятели этой самой культуры, и российские пропагандисты, и кремлевские власти. В самой России — это едва ли не святыня.

Вот только столпы “великой русской культуры”, как и уникальные научные и технические разработки очень часто — позаимствованы. У Украины, у колонизированных государств и  у “загнивающего” “бескультурного” запада. То есть, попросту, являются плагиатом.

Главная песня России — ее национальный гимн (“Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна”). Композитором значится Александр Александров, раньше на эту же мелодию были положены слова гимна СССР. Вот только музыка оказалась краденой. Ее в свое время “одолжили” у украинского композитора Николая Лысенко. Абсолютное сходство с его произведением “Эпический фрагмент” заметил член Национального союза композиторов Украины Андрей Бондаренко.

“Вторая часть рефрена и была переделана товарищем Александровым в помпезном духе соцреалистической эпохи. Между тем “Эпический фрагмент” Лысенко остается малоизвестным. Возможно, пианисты остерегаются его по политическим причинам”, — отмечал Бондаренко.

Подобная история и с песней “Священная война” (“Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!”). Она стала советским символом и гимном времен Второй мировой.

Композитор якобы тот же Александров. А сам марш, как уверяли власти бывшего СССР, впервые прозвучал 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале. Ее перед отправкой на фронт исполнила группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски.

“Доказанный факт, что “Вставай, страна огромная” — это песня “Вставай, вставай, народе мій” столетней давности. Лебедев-Кумач слова написал, Александров выдал за свою музыку, и эта песня стала русской, советской. Но это не так. Немалые гонорары они за это получили”, — рассказывает украинский телевизионный ведущий, музыкальный продюсер Игорь Кондратюк.

То, что “Священная война” на самом деле — это марш восстания украинских селян Криворожский области против большевиков в 1920 году, обнаружил заслуженный артист Украины Тарас Силенко. Сначала в исторических хрониках нашел стих, а затем уже и ноты украинской песни. Вот начальные ее слова:

“Повстань, повстань, народе мій!
Берись за зброю вмить!
За Україну в смертний бій!
Свята війна горить!”

И если раньше факты хищения интеллектуальной собственности вскрывались спустя много лет, то теперь благодаря современным технологиям плагиат вычисляют практически сразу.

27-летний Михаил Алексенко — пророссийский боевик из Донецка с позывным “Крест”. Воюет на стороне россиян в составе батальона “Спарта”. В лучших традициях российской пропаганды — на фоне триколоров и Z-символов в оккупированном Донецке — “Крест” с напарником сняли клип на песню “Все гремит и земля дрожит — братик близкими дорожит…” Она о том, как боевики помогают армии оккупантов воевать против Украины.

Ролик разместили на YouTube, звастливо написали: “Зацените, песня цепляет!” И ни слова о том, что мелодию украли у тех, против кого и воюют. Бдительные интернет-пользователи сразу узнали композицию украинского рэпера Skofka “Чути гімн” (“В небі чистому чути грім, В небі свист, але чути гімн”).

Оригинальный проникновенный трек “Чути гімн” Skofka посвятил своему другу — мастеру спорта по тяжелой атлетике, морскому пехотинцу из Ровенской области Валенину Коноводову, погибшему в Херсонской области. Это правдивая музыкальная рефлексия на циничное полномасштабное вторжение России в Украину. В тексте автор перечисляет города, где зверствовала российская армия:

Ну, а поки будемо бити вас
за Азов і Бучу
За Дніпро і кручі
за Ірпінь, який ти мучив…

Кино

“Великий российский кинематограф” — тоже зачастую украинские фильмы, которые если и выдавали в прокат, то только на русском языке. Оригиналы на украинском уничтожались. Так произошло с фильмом “За двумя зайцами”.

“Маргарита Криницына — исполнительница роли Прони Прокоповны — мне не раз говорила: “Мы же снимали на украинском языке, где этот вариант?” Но ведь тогда все отснятые киноматериалы сдавали в фильмофонд СССР (который теперь фильмофонд России). В комплекте были русскоязычные фонограммы и на украинском языке, их оставляли здесь [тогда еще в Украинской ССР]. А поскольку здесь архива не было — они пропадали”, — поясняет кинокритик, историк кино Сергей Тримбач.

В 2015 году в Мариуполе обнаружили оригинал звуковой дорожки к фильму “За двумя зайцами” на украинском языке.

Некоторые другие шедевры украинского кинематографа оказались в России после 1948 года, когда под Москвой создали Госфильмофонд СССР. Туда вывезли оригиналы пленок Киевской и Одесской киностудий. Так в Россию попали лучшие киноленты Довженко, Вертова, Кауфмана, Кавалеридзе и Шпиковского.

Так произошло и с украинским комедийным фильмом “Шкурник” режиссераНиколая Шпиковского. Премьера состоялась еще в 1929 году, в Киеве. События разворачиваются во время большевистской оккупации. Главного героя, бывшего чиновника, Аполлона Шмигуева задерживают за кражу военного провианта, мобилизуют и назначают погонщиком верблюда. Тут-то и начинаются его авантюрные приключения.

В образе “шкурника”-приспособленца, умеющего выйти сухим из воды, и то и дело примыкающего к разным противоборствующим сторонам, советские власти усмотрели карикатуру на самих себя. Единственную копию комедии спрятали в хранилищах. А позже объявили российским наследием.

Но пленку удалось вернуть в Украину. Сейчас она находится  в фильмофонде им. А. П. Довженко в Киеве.

Многие идеи, персонажи и трюки в фильмах великих советских и российских режиссеров подсмотрены у западного кинематографа. Скопированы не только сюжеты, но и образы актеров.

Прослывший шедевром фильм “12” режиссера Никиты Михалкова оказался ремейком “12 разгневанных мужчин”, снятого на полвека ранее. “Кавказская пленница” Леонида Гайдая напоминает американский фильм “Песня мошенника”, снятого — на 35 лет раньше. “Бриллиантовая рука” во многом повторяет датский фильм “Бей первым, Фредди”, снятый на три года раньше. А сюжет “Иронии судьбы, или С легким паром” Эльдара Рязанова напоминает американскую “Квартиру”, снятую 15 годами ранее. И в “Собачьем сердце” Владимира Бортко кинокритики узнали другое “Собачье сердце”, экранизированное итальянским режиссером 13 лет раньше.

“В 1930-е годы советский режиссер Григорий Александров с Эйзенштейном поездил по США и насмотрелся американских фильмов. В то время как раз был расцвет американского комичного кино, построенного на гегах, трюках, эксцентрической музыке. И все фильмы Александрова 1930-40 годов (“Веселые ребята”, “Цирк”, “Волга-Волга” и иные) — этокальки американских фильмов. Более того, он стащил образ Марлен Дитрих, созданный в “Голубом ангеле” Штернберга. И в первых фильмах Александрова образ, созданный Любовью Орловой, по гриму, рисунку лица, костюму, рисунку роли, темпоритму  — это просто калька“, — отмечает кинокритик Сергей Тримбач.

Литература

Присвоены Россией и украинские писатели, и художники, и философы. Своим достоянием там считают и художника-авангардиста киевлянина Казимира Малевича, мариниста-крымчанина Ивана Айвазовского, мариупольца Архипа Куинджи. И даже  присваивают украинского “кобзаря” Тараса Шевченко и писателя Николая Гоголя.

Скопированная стилистика, подражание слогу, заимствование образов. Российскую литературу сложно считать уникальной. Скорее, говорят эксперты, это некий суррогат.

“Толстой, Достоевский, Чехов, Чайковский — это все XIX век. Тот же Пушкин — это такой коктейль из французской поэзии и немножко английской. И не случайно Лермонтов писал: “Нет, я не Байрон, я другой”. Поскольку он, собственно, начинал с переводов английских стихов”, — комментирует медиаэксперт Алексей Ковжун.

Военный плагиат

Трофеи, заимствования, адаптации, ремейки, копии и реплики. За этими словами в России прячут плагиат. А склонность к нему современная РФ унаследовала у Советского Союза. Не создавая ничего своего, нелегально используя чужие достижения, научные открытия и западные технологии и выдавая их за свои — советские, а затем российские. Заимствовали все — от мелочей в виде винтика до автомобилей, и даже  образцов военной техники. Безнаказанно. Потому и аппетиты постоянно росли.

Масштабы заимствований в бывшем СССР в сферах машиностроения и военных разработок колоссальные. В 1930-е годы страна Советов вкладывала огромные суммы для получения зарубежных технологий и документации.

Покупались целые заводы. Одна только фирма архитектора Альберта Кана из американского Детройта создала для СССР по одним данным 520, по другим — 570 промышленных объектов.

Так, контракт на строительство Сталинградского тракторного завода обошелся СССР в 4 млн долларов.

Все последующие проекты — разрабатывались уже в Москве. Под руководством Морица Кана (брата Альберта Кана) Московский филиал существовал до 1932 года и официально назывался “Госпроектстрой”. В нем работали 25 американских инженеров и около 2500 советских. После того, как советские проектировщики получили необходимый опыт, фирму Альберта Кана выпроводили из СССР:

Военная техника копировалась с разработок европейских стран. Например, танк Т-26 был лицензионной копией британского Vickers Mk E.

“Возьмем автомат Калашникова, он списан с немецкой автоматической штурмовой винтовки. На 95% это то, что сделали немцы. Был советский инженер Калашников, ему это все присвоили. А немца, который работал в плену уже на Советы, его кормили, но не прославляли”, — рассказывает историк Александр Палий.

И даже электронный учебник, которым глава “Ростеха” Сергей Чемезов на камеры хвалится президенту РФ, не оказался российскимнаучно-техническим прорывом. “Уникальный” планшет, “аналогов которому нет”, уж очень напомнил американский гаджет десятилетней давности. С минимумом приложений и устаревшей операционной системой 2010 года.

Российский планшет
Американская разработка

Автомобили, телевизоры, фотоаппараты, вычислительная электроника и даже детские игры — копии иностранных разработок, которые выдавались за гениальные достижения советских “кулибиных”. Так, автомобиль Ford становится ГАЗом, Buick (“Бьюик”) — “Ленинградом”, а Opel — “Москвичем”.

Популярная игрушка советских детей “Электроника ИМ-02”, где волк из мультфильма “Ну, погоди!” ловит в корзину яйца, имела японский прототип.

Сейчас из-за комплекса санкций, наложенных на Россию из-за войны против Украины, тенденция к заимствованию чужого только усилится. Госдумой РФ давно принят закон, буквально разрешающий красть технологии у США и производить продукцию без согласия правообладателя. А после полномасштабного вторжения, когда многие иностранные компании свернули бизнес в России, правительство и вовсе легализовало контрабанду — позволило поставщикам продавать импортную продукцию без разрешения владельца товарного знака.

Колонизаторские “заимствования”

На колонизированных территориях — в Бурятии, на Кавказе, на Сахалине, в Сибири — русские “заимствуют” не только природные ресурсы, а все, что только можно. Стирая идентичность народов.

“Борщ у них — это русская еда. Шашлык — это русская еда. Все, чего коснулся русский человек, становится русским. Как сказал Путин, “если в мире нет России, зачем этот мир?”, — говорит политтехнолог, медиаэксперт Алексей Ковжун.

Даже шапку Мономаха — символ самодержавия в России — позаимствовали у правителей Золотой Орды. Этим головным убором венчали московских князей, а затем и царей, выдавая его за древнерусский.

Шапка Мономаха

“Владимир Мономах был внуком византийского императора. И Россия выдумала эту “шапочку”, чтобы обосновать свои претензии на престол, важность царского рода. В действительности эта шапка сделана в XIV веке в Средней Азии. Это тюбетейка. И самое интересное, что эта тюбетейка женская, она была подарена князю Калите ханом Золотой Орды в знак его вассальной зависимости. И московские цари этой женской тюбетейкой “короновались” до конца XIX века“, — поясняет историк Александр Палий.

Воровство исторического масштаба

Нынешние аппетиты России к присвоению чужого перестали быть безобидными. Путем ползучей экспансии выросли в историческую и территориальную клептоманию лично главы Кремля. 

Вот так президент РФ Путин присваивает России князя Ярослава Мудрого и объявляет королеву Франции Анну русской княжной:

“Просвещенная французская публика знает об Анне — королеве Франции. Она младшая дочь нашего великого князя Ярослава Мудрого, была женой Генриха I”.

Спустя несколько лет Путин публично сообщает: Украина создана вождем пролетариата:

Кто ее создал то? Ленин Владимир Ильич, когда создавал Советский Союз”.

А в обращении к российскому народу — спустя год после полномасштабного вторжения — снова заявляет о якобы “праве” РФ на украинские земли:

“Из Украины начали делать антиРоссию. Этот проект уходит корнями еще в XIX век. Его взращивали и в Австро-Венгерской империи, и в Польше, и другие страны с одной только целью: оторвать от нашей страны эти исторические территории, которые сегодня называются Украиной”.

На этих легендах обо “всем российском” — построена целая идеология. Не создавая и не развивая почти ничего своего Россия прививает своим гражданам миф о величии народа. Чтобы затем манипулировать патриотическими чувствами, используя их в своих политических целях.

Мною принято решение о начале специальной военной операции. Денацификация и демилитаризация, а также предание суду тех, кто совершил кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан России”, — заявил Путин 24 февраля 2022 года, начиная полномасштабную войну РФ против Украины.

Медиаэксперт Алексей Ковжун отмечает, что конструкт “великая русская культура” помогает русскому человеку  осознать свою особенность и свое величие. И, в общем-то, Путин смог сделать то же самое, что сделал Адольф Гитлер в свое время.

“Он подал один единственный сигнал. Вы — самые лучшие, вы — отдельные, остальные вас просто недостойны. И если они не хотят стать такими, как вы, их можно просто убить, какой в них смысл?”, — говорит эксперт.

Не наказанная никогда и никем за воровство чужих идей и культурного наследия, Россия так не создала своей уникальной и духовной культуры. Это некий “франкенштейн”, слепленный из присвоенных достижений мировой цивилизации. Миф о “великой русской культуре” стал для власти одной из основ национальной идеологии. И эффективным способом манипуляций.

Прямой эфир