Украина стоит на пороге начала официальных переговоров о вступлении в Евросоюз. Старт переговоров через межправительственную конференцию назначен на 25 июня.
Большую часть пути к членству в Евросоюзе Украина прошла еще зимой 2024 года. В Брюсселе по итогам скрининга дали Киеву “зеленый свет” и отметили высокий уровень соответствия украинского законодательства европейскому.
Теперь страны ЕС должны договориться о так называемых переговорных рамках.
Дата начала переговоров под вопросом?
Послы стран-членов Европейского Союза 29 мая обсудили вопрос принятия переговорных рамок по вступлению Украины и Молдовы в ЕС. Параллельно с украинским треком переговоры о вступлении в ЕС ведет Кишинев.
В ходе дебатов практически все послы продемонстрировали поддержку идеи провести межправительственную конференцию и фактически начать переговоры до конца июня (до конца бельгийского председательства в ЕС и начала председательства Венгрии).
Перед встречей у некоторых послов еще были возражения по вопросу старта переговоров, но они были сняты в ходе дискуссий.
В то же время одна из стран требует значительных изменений к тексту, касающемуся Украины: особенно в отношении пунктов о правах национальных меньшинств, борьбы с коррупцией, внутреннего рынка, сельского хозяйства.
Послы приняли решение вернуться к вопросу переговорных рамок и старта переговоров Украины и Молдовы с ЕС через неделю, после дополнительных консультаций с экспертами.
Издание Politico, ссылаясь на анонимные комментарии европейских дипломатов, пишет о том, что Брюссель спешит дать старт переговорам именно 25 июня, ведь начиная с 1 июля председательствовать в Евросоюзе будет Венгрия. Учитывая неоднозначную позицию премьер-министра Виктора Орбана и заявления из Будапешта с критикой идеи членства Украины в ЕС, вопрос может стать на паузу. Некоторые европейские дипломаты уверены и в том, что сама Венгрия согласна голосовать за старт переговоров раньше, лишь бы решение не было принято при ее председательствовании.
“Орбан, в принципе, не сильно заинтересован в том, чтобы Украина была в ЕС. Мы, конечно, понимаем, что это не экономические или какие-либо другие причины, кроме его пророссийской позиции. Но на втором этапе мы понимаем, что с ним будет сложнее это сделать, потому что он может ставить палки в колеса. Но опять же, Орбан не является конечной причиной, чтобы не пустить Украину в ЕС, мы же помним последние позиции по Украине, когда Орбан в определенные моменты вставал и шел по своим делам пить кофе, когда ему нужно было”, — пояснил ситуацию политический эксперт, кандидат философских наук Андрей Городницкий.
После старта официальных переговоров Украину ждет детальный скрининг законодательства. Он может растянуться на несколько лет, точного дедлайна в такой процедуре нет. За это время Евросоюз тоже должен подготовиться к расширению, а именно подготовить программы субвенции и поддержки Украины.
В начале мая еженедельник Welt am Sonntag сообщил, что Евросоюз согласовал гарантии безопасности для Украины, предусматривающие политическую, военную и экономическую помощь. По сведениям издания, в настоящее время проект договора еще согласовывается Европейской службой внешних связей и украинским правительством. Документ должен вступить в силу к началу июля и будет действовать до вступления Украины в Евросоюз и НАТО.
Тем временем Украина подписала двусторонние договоры в сфере безопасности уже с 12 странами Европы.
Читайте также: Украина получила гарантии безопасности еще от трех стран: итоги визита Зеленского в Испанию, Португалию и Бельгию оценили эксперты
Комментарии экспертов
Что означает для Украины старт переговоров — символизм или реальный шаг на пути в Евросоюз? С какими вызовами Украине еще предстоит столкнуться на пути в ЕС? Что означают гарантии безопасности от ЕС для Украины? На эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ ответили:
- Андрей Веселовский, чрезвычайный и полномочный посол, советник директора Национального института стратегических исследований;
- Вячеслав Потапенко, руководитель центра внутриполитических исследований Национального института стратегических исследований;
- Михаил Пашков, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова;
- Олег Саакян, политолог, соучредитель “Национальной платформы стойкости и сплоченности”.
АНДРЕЙ ВЕСЕЛОВСКИЙ: Большая бюрократическая работа продолжается и ее будет много
— Мы должны понимать, что такими же этапами двигались все остальные страны. У одних было проще, у других — сложнее, потому что уровень подготовки или размеры самого государства отличались. Были внутриполитические проблемы у каждой из стран в той или иной мере. Были внутриполитические проблемы у Европейского Союза. Но все они двигались этими же этапами. Ничего кардинально нового, неожиданного, неправильного, специально для нас плохого — нет.
Мы находимся, наконец, на этапе перехода к реальным переговорам. До этого страна была кандидатом для этих переговоров. Нас проверяли, достаточно ли у нас внутреннего законодательства и готовности его исправлять в будущем для того, чтобы стать членом Европейского Союза. Оказалось, что в процессе этой проверки мы подтянули свои проблематичные узлы, в частности, и в вопросе о национальных меньшинствах, на чем так настаивала Венгрия. И теперь все страны Европейского Союза, за небольшим исключением, считают, что эти переговоры можно начинать.
Для того чтобы начать переговоры с будущим членом, ему выделяют так называемую переговорную рамку. Ее нам должны дать в конце июня. Это набор дат и действий для проведения переговорного процесса — когда конкретно, на каком уровне, в каком составе делегаций будет обсуждаться тот или иной аспект подготовки к членству в Европейском Союзе.
Это очень большая бюрократическая работа. Европейскому Союзу важно ее подготовить качественно и индивидуально. Потому что с одной страной надо начинать разговоры с вопросов безопасности, а с другой — с вопросов транспорта. А с третьей — с вопросов права.
Одновременно с нами в этой связке идут Молдова, Босния и Герцеговина, и все менее вероятно может идти Грузия. Уже сейчас говорится о том, что соответствующая конференция пройдет 27-28 июня.
ВЯЧЕСЛАВ ПОТАПЕНКО: У Украины мало шансов стать членом ЕС во время активной войны
— По всем признакам похоже, что это должно произойти не позже июня, пока не прошли выборы в Европарламент. С июля могут возникнуть определенные нюансы при главенстве Венгрии, которая достаточно неоднозначно относится к перспективе евроинтеграции Украины. Я смотрю на ситуацию формального начала позитивно.
Маловероятно, что процесс вступления Украины в ЕС закончится раньше, чем активные боевые действия, потому что политическая составляющая будет главной. То есть, прежде всего, Евросоюз все-таки будет принимать политическое решение о принятии Украины, и маловероятно, что страну в состоянии активных боевых действий примут в Евросоюз.
Нам придется договариваться с Венгрией по поводу венгерского национального меньшинства в Закарпатье, их религиозных и образовательных вопросов. С Румынией, со Словакией, с Польшей будет много вопросов по исторической памяти.
Процесс будет длительный, но при желании он вполне может быть успешным. Потому такого уровня реальной интеграции с Европейским Союзом, который сформировался в Украине за последние 2,5 года, с началом широкомасштабной агрессии Российской Федерации, не имели ни Польша, ни Чехия, ни Хорватия на момент вступления в ЕС.
У нас миллионы граждан живут в ЕС, изучают языки, работают на предприятиях, осваивают технологии. Часть из них возвращается сюда. Экспорт переориентировался на ЕС. Энергосистемы мы объединили еще в 2022 году. Вся торговля, за исключением небольшого морского коридора в Одессе, идет через страны ЕС — Румынию, Польшу. Украинские чиновники, бизнесмены на практике научились решать те проблемы, которые возникают, и реально интегрироваться в Евросоюз. Причем в таком авральном режиме. Поэтому объективно уровень интеграции Украины в Евросоюз позволяет ее считать членом ЕС, с моей точки зрения. Все остальное — это политическое решение. И набор формальностей, который позволяет оттягивать момент формального принятия в ЕС до того, пока не будет принято политическое решение.
МИХАИЛ ПАШКОВ: Два предстоящих летних месяца будут политически жаркими для Украины
— За последние два года ЕС очень сильно трансформировался в плане модернизации европейской политики безопасности и обороны. Речь идет, в том числе о стратегическом конкурсе. То есть в данном контексте Украина является весьма важной и очень фундаментальной составляющей безопасности на Европейском континенте. Поэтому это абсолютно очевидный момент, который европейские лидеры не могут просто не учитывать. Проблема безопасности является мейнстримом и во внешней политике Европейского Союза, и в мире.
Речь идет не только об Украине, но и о Молдове, и о Балканских странах. И в данном случае — не о вступлении завтра или послезавтра. Речь идет о том, что 25 июня будет дан официальный сигнал по открытию переговорного процесса, который в практической плоскости начнется позднее. Я имею в виду, в том числе и выборы в Европейский парламент, и дальнейшее формирование Европейской комиссии, руководящих органов Европейского Союза.
То есть в данном случае мы говорим скорее о морально-психологическом мобилизационным символе открытия переговорного процесса, который, безусловно, является обнадеживающим и для Украины очень важным, и для наших стран партнеров.
Наряду с этой важной датой по открытию переговорного процесса еще будет ряд очень важных мероприятий.
Вообще два предстоящих летних месяца будут политически жаркими для Украины. Я имею в виду и саммит G7 в Италии, и саммит НАТО, и четвертый саммит Европейского сообщества. И, безусловно, в первую очередь для нас крайне важен Глобальный саммит мира, который пройдет в Швейцарии.
То есть все эти события резонансного характера имеют достаточно глобальное и серьезное перспективное значение для Украины, в том числе в контексте безопасности.
ОЛЕГ СААКЯН: Сферу безопасности Украины и Европейского Союза еще можно и нужно наращивать
— Есть целое поле сотрудничества Украины и Европейского Союза, которое еще можно наращивать и в котором договором о безопасности будут взяты взаимные обязательства. С украинской стороны больше будет касаться реформ, взаимоподдержки. Скорее всего, энергетическая сфера будет, инфраструктурная, производственная, продовольственная и другие.
Со стороны Европейского Союза будет симметричная и дополнительная сфера безопасности, поддержка этих реформ, финансирование и прочее. То есть это более широкая рамка с конкретными треками и программами по сотрудничеству, которые будет действовать в горизонте 10 лет, а не на год или три.
Мы переводим взаимоотношения со всеми странами и субъектами, с которыми подписаны подобные договоры о безопасности, в стратегическую, десятилетнюю перспективу сотрудничества.
А это позволяет уже и бизнесу, и публичному, и научному, и другим секторам взаимодействовать и выстраивать планы сотрудничества, понимая, что завтра ситуация не поменяется на 180 градусов. А наоборот, у них есть гарантия, и у них есть нормативно-правовая база, которую они могут в данном случае апеллировать.
Я думаю, что целый ряд вопросов, которые относятся шире к сфере национальной безопасности, начиная от миграции, заканчивая обменом данными кибербезопасности. Украине есть что привнести в общеевропейскую безопасность. Это будет касаться многих сфер.
С Европейским Союзом я ждал бы достаточно широкой рамки соглашения о безопасности. И при этом не такой высокой детализации, как с отдельными странами.
Читайте также: Украина — ключевой пазл безопасности Европейского Союза, — Буряченко