16 декабря Европейский Союз в ответ на продолжающуюся российскую агрессию против Украины утвердил новый — девятый по счету — пакет санкций против Российской Федерации.
Под санкции попали более 200 юридических и физических лиц из РФ, которые прямо или косвенно причастны к военным преступлениям России, в частности, к ракетным ударам России по гражданской и энергетической инфраструктуре Украины, к вывозу украинских детей в Российскую Федерацию и к краже украинской сельскохозяйственной продукции.
В Брюсселе заявили, что новые санкции ЕС призваны нанести серьезный удар по российской экономике и по ее способности продолжать войну против Украины.
“Пакет санкций стал ответом на продолжающуюся эскалацию преступной войны России против Украины, особенно на решение России целенаправленно уничтожать население и гражданскую инфраструктуру, чтобы парализовать страну в зимнее время”, — заявили в Еврокомиссии.
Перед этим новый пакет санкций против Российской Федерации ввели также и США. В санкционный список вошли фигуры, задействованные в ракетных ударах, похищении украинских детей и разграблении сельскохозяйственной продукции на оккупированных территориях.
Санкции Евросоюза
Новый санкционный пакет Европейского Союза предусматривает ограничения в отношении 168 компаний из РФ, прежде всего, военно-промышленного, горнодобывающего и энергетического секторов. Таким образом, в “черном списке ЕС” — уже 410 российских компаний.
Для избежания обхода штрафных мер в список также включили ряд подконтрольных России организаций, базирующихся в оккупированном Крыму, в частности, в городе Севастополе.
Евросоюз ввел индивидуальные ограничения и для физических лиц, среди которых — руководство Минобороны РФ, представители военной промышленности, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации и Конституционного суда, а также министры, губернаторы и политики.
“В список включены ключевые фигуры, причастные к жестоким и целенаправленным ракетным ударам по гражданскому населению, к похищению и вывозу в Россию украинских детей, а также к краже украинской сельскохозяйственной продукции”, — сообщили в ЕС.
В рамках санкций ЕС ввел экспортные ограничения на товары двойного предназначения. Так, в Россию запрещено теперь поставлять некоторые химикаты, нервно-паралитические вещества, электронное и программное обеспечение, которое может быть использовано в российской военной промышленности (портативные компьютеры, электронно-вычислительные компоненты, фото- и видеотехника и т.д. т.п.).
ЕС также запретил прямой экспорт в Россию товаров и технологий для авиации и космической промышленности, в частности, двигателей и деталей для всех видов дронов. Поставки запрещены также в любые третьи страны, такие как Иран, которые могли бы поставлять беспилотники в Россию.
В Евросоюзе также запретили новые инвестиции в российский горнодобывающий сектор за исключением деятельности, связанной с удобрениями и “критическим сырьем”.
Помимо этого, ЕС наложил запрет на сделки с тремя российскими банками: активы Московского кредитного банка и Дальневосточного банков заморожены, а Всероссийский банк развития регионов внесен в список организаций, операции с которыми полностью запрещены.
Европейский Союз запретил сотрудничество с российскими маркетинговыми, рекламными и исследовательскими компаниями, а также запрещено оказание услуг России по тестированию продукции и технической инспекции.
В свою очередь, под санкции попадут и несколько российских телеканалов: НТВ/НТВ “Мир”, “Россия 1”, РЕН ТВ и “Первый канал” после приостановки лицензий прекратят вещание в странах Европейского Союза.
“После еды и голода Путин теперь превращает зиму в оружие, намеренно лишая миллионы украинцев воды, электричества и отопления. Европейский Союз реагирует на эту последнюю эскалацию и военные преступления нашим 9-м пакетом жестких санкций. Мы продолжим атаковать экономику и тех, кто играет важную роль в этой жестокой войне”, — заявил верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Некоторые эксперты считают, что Европейский Союз недостаточно оперативно вводит санкции против Российской Федерации. Как отметила координатор проектов Центра экономического восстановления Юлия Шаипова, медленный ввод санкций против РФ объясняется тем, что ЕС нужно время подготовиться к отказу от экономических контактов с Россией, так как российская и европейские экономики до сих пор тесно связаны.
“То, что бьет по российским экспортерам, естественно, бьет и по европейским импортерам. То, что России дали переходной период в полгода, позволило энергетическим рынкам подготовиться. И сейчас мы не видим скачка цен, который был бы, если бы его ввели сразу. Рынки подготовились, и теперь наоборот, цены только падают, и это создает потенциал для того, чтобы дальше снижать потолок цен на нефть. И в долгосрочной перспективе это даже позитивно отразится на целях, которые преследуют санкции”, — подчеркнула Юлия Шаипова.
В частности, по ее словам, ЕС не слишком спешит накладывать санкции на сферу производства минеральных удобрений.
“Под вопрос ставится производственная безопасность всего мира. Как Украина, так и Россия держат значительную часть мирового агропромышленного рынка, в том числе, для стран так называемого “глобального юга” — Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. Поэтому эти санкции не будут находить такой большой поддержки, так как под вопрос ставится благополучие миллионов людей, которые не причастны к этой войне”, — рассказала Шаипова.
Тем не менее она добавила, что западные политики не теряют надежду на то, что в один момент Российская Федерация примет решение прекратить боевые действия в Украине. В результате чего, Евросоюзу придется все-таки торговать с Россией, а для восстановления экономических связей нужны немалые средства.
Санкции США
За неделю до введения санкций ЕС свои ограничительные меры в отношении Российской Федерации ввели и Соединенные Штаты Америки. Так, 9 декабря Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) утвердило санкции против четырех граждан РФ, причастных к нарушению прав человека в Украине.
В Минфине США сообщили, российские чиновники, среди которых — сотрудники Администрации президента РФ Олег Нестеров и Евгений Ким, причастны к организации “фильтрационных центров” на временно оккупированной территории Украины, где в нечеловеческих условиях содержались незаконно задержанные после российского вторжения украинские граждане.
Россиян также обвиняют в организации депортации детей из оккупированных регионов Украины в Крым и на территорию РФ.
OFAC также ввел санкции в отношении Центральной избирательной комиссии РФ и 15 руководителей Центризбиркома, которые помогали в проведении так называемых “референдумов” о “присоединении” нескольких украинских регионов к России. ЦИК также причастен к многочисленным нарушениям, зафиксированным во время проведения выборов различного уровня на территории России.
Санкции предусматривают блокирование в Соединенных Штатах Америки имущества, принадлежащего этим лицам, а гражданам США запрещено предоставлять средства, товары или услуги этим людям.
Кроме этого, США ввели ограничительные меры также в отношении российских юридических и физических лиц, участвовавших в сделках с Ираном для передачи РФ боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Как передает The Wall Street Journal, среди них — Воздушно-космические силы РФ, которые получили от Ирана беспилотники, 924 Государственный центр беспилотной авиации России, направлявший персонал в Иран для обучения работе с иранскими беспилотниками, и командование Военно-транспортной авиации России, которое также участвовало в переброске беспилотников из Ирана в Российскую Федерацию.
Лицам, попадающим под действие санкций, могут запретить въезд в США, заморозить все финансовые активы и полностью ограничить сотрудничество с американскими компаниями. При этом, у них могут возникнуть проблемы с международными поездками и получением кредитов.
“Не только Иран поставляет беспилотники России, но РФ предлагает Ирану беспрецедентный уровень военной и технической поддержки, что превращает их отношения в полноценное оборонное партнерство. Я думаю, нам важно четко понимать: это партнерство представляет угрозу не только для Украины, но и для соседей Ирана в регионе”, — заявил пресс-секретарь Совета национальной безопасности Джон Кирби.
По словам Кирби, США также оценивают возможности внедрения экспортных ограничений против Ирана, чтобы прекратить доступ соответствующих технологий в эту страну. В американском Институте изучения войны утверждают, что Россия все больше полагается на иранские системы вооружения из-за истощения своего арсенала высокоточного оружия.
Кроме этого, санкции в отношении четырех физических и четырех юридических лиц в Иране, причастных к разработке и поставке России беспилотных летательных аппаратов, накануне утвердил Европейский Совет.
Директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что эти санкции нужно было вводить еще раньше.
“Европейский Союз опаздывает, потому что в течение длительного времени именно ЕС был той структурой, которая выступала, по большому счету, лоббистом Ирана. И в условиях американо-иранского противостояния как раз Брюссель, скорее часто выступал если не на стороне Ирана, то, по крайней мере, как бы демонстрировал такую лояльность. И сейчас, на фоне протестов, на фоне продажи вооружений России, Брюссель делает уже какие-то конкретные шаги. Но этих шагов, как я говорю, мало: нужно больше сделать для того, чтобы Иран не мог даже помыслить о возможности поставок оружия и военного сотрудничества с Россией”, — рассказал эксперт.
Читайте также: Санкции против России действуют, США и Украина работают над расширением ограничений — детали
Каков будет эффект от последних антироссийских санкций ЕС и США? Почему эти ограничения не были введены раньше? Будут ли введены новые санкции против России? Насколько перспективно сотрудничество России и Ирана? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:
- доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Украины Алексей Плотников;
- политолог Владимир Фесенко;
- доктор политических наук Игорь Петренко;
- официальный представитель Государственного департамента США Андреа Калан;
- старший научный сотрудник Института Атлантики в Вашингтоне Ксения Светлова.
Алексей Плотников: Против РФ могут ввести и 10, и 12 пакетов санкций
— С одной стороны, позитивно, что пакет уже девятый, что есть определенная последовательность, что Евросоюз не остановился в санкциях, и он увеличивает объемы санкций и по персоналиям, и по конкретным видам деятельности и направлениям.
С другой стороны, конечно, нам бы хотелось, чтобы сработали санкции еще, условно говоря, на три — четыре пакета, после чего уже просто не нужно было бы новые пакеты вводить. К сожалению, так оказалось, что и действия Евросоюза достаточно гуманны, и определенная устойчивость Российской Федерации существует.
Поэтому приходится увеличивать объемы санкций по персоналиям по видам деятельности, по направлениям. И, естественно, количество пакетов растет. Поэтому я абсолютно не буду удивлен, если там будет 10 — 12 пакетов санкций, потому что, к сожалению, мы имеем то, что мы имеем.
Я не могу предполагать, что, скажем, два, три пакета — и на этом война закончится нашей победой, а агрессор свои войска с территории Украины. Да, санкции будут продолжаться.
К сожалению, такие реалии говорят о том, что, не весь тот объем санкций, который введен сейчас, позволяет остановить экономику, развитие, производство вооружений. Ну и в целом сделать Российскую Федерацию страной изгоем не только в политическом и в экономическом смысле.
В принципе, мощность санкций возрастает, она расширяется. В большей степени они охватывают новых и новых персоналий, которые связаны с юридическими лицами, с коммерческими структурами, с банками, с отраслями экспорта импорта РФ.
И в таком плане эффективность есть: расширяется и охват санкциями, и ущерб для национальной экономики Российской Федерации. Поэтому я думаю, что здесь не стоит ставить под сомнение их эффективность.
Естественно, хотелось, чтобы еще в самом начале, сразу после этих санкций прекратилась война, и агрессор вывел свои войска. Но, к сожалению, мы имеем, опять же, ту ситуацию, которая сейчас развивается.
Но, к сожалению, есть факторы того, что страны НАТО не хотят напрямую вмешиваться в эту войну. Есть четкая политика о том, что НАТО не участвует в конфликте, а только помогает Украине.
Европейский союз, Соединенные Штаты живут в несколько иных реалиях. Они много уделяют внимания процедуре прохождения санкций, а также тому, как это скажется на компаниях этих стран. Не принесет ли это дополнительных убытков американским либо европейским компаниям.
То есть существует масса вещей, которые нам непонятны. Но, к сожалению, зарубежный мир, европейцы и американцы имеют несколько иные подходы — такие, скажем, более демократические, больше связанные с международным правом.
Владимир Фесенко: Санкции как удавка сжимают российскую экономику
— С точки зрения эффективности это достаточно масштабная санкция на возможность поставок в Россию продукции двойного назначения. Здесь очень широкий спектр товаров, включая, например, авиационные моторы. Как это ни странно, но на них не было санкций.
А поскольку эта продукция использовалась, в том числе, для изготовления дронов, то очевидно, что сейчас это обязательно необходимо сделать. Мы видим, что дроны сейчас — одно из самых эффективных средств военных на поле боя. Поэтому эти санкции, на мой взгляд, очень важны.
На электронику разнообразную, на технологические компоненты. Оказалось, что Россия как-то использует электронику, технологические компоненты из продуктов гражданского назначения. Были даже публикации, где говорилось, что из холодильников даже снимают чипы, чтобы использовать в военной промышленности.
И вот спектр такой продукции очень широкий: от химической до авиакосмической. На мой взгляд, самое главное, это может ослаблять военный потенциал. И для нас это в первую очередь необходимо.
Второй важный момент: наложены санкции, введен запрет на трансляцию четырех федеральных телеканалов. Они транслировались в Европейском Союзе. Некоторые каналы попали под запрет: Russia Today, “Спутник”, этот их пропагандистский холдинг.
Но миллион россиян, которые живут в Европе, а некоторые уже с европейскими паспортами, смотрят российские телеканалы. Это пропагандистские каналы. Сейчас это оружие гибридной войны, в том числе, против Запада.
В этой ситуации важно ослабление обороноспособности и экономической эффективности России. Но это не одномоментно достигается, эффект постепенный. Точно так же, как будет постепенно производить эффект ограничение на российскую нефть и нефтепродукты Эту меру многие критикуют, мол, потолок слишком высокий, и надо его снизить. Я думаю, его снизят. Но эффект уже есть.
Цены на российскую нефть снижаются, и они уже ниже, чем заложено в бюджет Российской Федерации на будущий год, а значит, денег не будет хватать, и для финансирования войны придется залезать в долг либо экономить на других отраслях.
И вот персональные санкции — здесь важно, что это наказание есть. Ездили они в Европейский союз или нет, есть у них счета или нет — фактически поставлено черное клеймо еще на сотни людей и сотни организаций. И они не могут сейчас действовать или контактировать с европейскими партнерами, посещать Евросоюз.
Почему это важно? Потому что, например, до начала нынешней большой войны некоторые партии в европейских странах имели дружественные соглашения даже с “Единой Россией”, нынешней правящей партии в РФ, контакты с разными другими общественными и политическими организациями. А санкции ввели против всех политических партий, представленных в Госдуме, еще там против целого ряда.
Так что эти санкции еще далеко не потолок — есть, куда их развивать. Но также отмечу, что усиливаются санкции против различных субъектов ВПК РФ и предприятий, связанных с ним, и расширяются санкции против банковских учреждений.
Было бы лучше вообще полностью закрыть контакты Запада с банковским сектором. Но, к сожалению, будет крайне сложно согласовать пакет санкций, как перед этим в ряде других. К примеру, в шестом пришлось согласовывать очень долго, потому что было сопротивление ряда стран. Но важно, что этот пакет утвержден, и эта удавка все сильнее затягивается на российской экономике, на российском оборонпроме.
Девятый пакет санкций точно не последний, еще есть где усиливать санкционное давление, пошагово. Находят слабое место или где Россия пытается обходить санкции, вот там и будут вводить новые пакеты.
Игорь Петренко: Санкции — неотъемлемый компонент сдерживания России на десятилетия
— В первую очередь, то, что он согласован — это большой плюс. С другой стороны, очень многое из того, что согласовано, можно было сделать достаточно давно. Об этом говорила и международная группа Макфола — Ермака, этот вопрос ВТБ Банка, который, кстати, обслуживает очень много компаний.
Будет ли болезненным этот пакет? Будет. Некоторые санкционные пакеты, да и практически все, которые были введены ранее, имеют временной лаг. То есть они не начинают действовать с момента его принятия: либо там есть какие-то отсрочки, либо пройдет некоторое время, пока все это дойдет до РФ.
Прекращение поставок, аннулирование контрактов — это все не происходит в один день. Здесь будет отложенный временной эффект, как и у абсолютно всех санкций, это нормально.
В декабре начинает действовать положение шестого пакета. Вопрос согласования верхней цены на нефть — опять же, позитивно, что согласовали, хотя цена могла быть меньше. С другой стороны, мы видим, что цены и так упали. Плюс, там говорится, что предельную цену на российскую нефть будут понижать и будут пересматривать верхний порог, а европейские компании будут к этому приспосабливаться.
Очень важно также в девятом пакете то, что эти ограничения накладываются на предприятия, изготовляющие беспилотники. Логичный вопрос: почему это не сделали раньше? В любом случае хорошо, что это сделано, потому что, Российская Федерация, кроме помощи Ирана, еще и сами их могут производить.
Плюс, мы знаем, что россияне уже наладили контрабанду чипов. То есть очень важно, что обсуждается Украиной в глобальном масштабе — это введение вторичных санкций, которые накладываются на тех, кто нарушает существующую санкционную политику.
Пока с этим есть проблемы. Где-то закрывают на это глаза, где-то не хватает политической воли. На Иран, например, накладывали санкции, но есть и примеры из более развитых стран, с которыми тоже следует поработать и напомнить им, что есть санкционная политика, и ее нужно придерживаться.
Поэтому, любое ужесточение санкций в сторону Российской Федерации — это однозначно вклад в победу Украины.
В то же время, нельзя расслабляться и нужно готовить десятый пакет, поскольку есть еще способы, как ужесточать эти санкции, чтобы они были максимально болезненными. Санкционная политика — это неотъемлемый компонент против Российской Федерации на ближайшие десятилетия как минимум.
Андреа Калан: Покупка Россией иранских беспилотников противоречит международным нормам
— Санкции США были введены по разным причинам: из-за того, что Россия купила беспилотники у Ирана, и потому что некоторые люди участвовали в организации этих фильтрационных лагерей и фальшивых, так называемых референдумов в Украине.
Цель этих санкций — с одной стороны, привлечь к ответственности тех, которые нарушают международные права. С другой стороны, чтобы у Кремля не было средств, чтобы продолжать войну против Украины.
Мы наложили санкции из-за покупки дронов потому, что это нарушает резолюцию 2231 Совета Безопасности ООН, и это противоречит международным нормам. И мы надеемся, что эти санкции поспособствуют тому, чтобы у Путина было меньше средств, оборудования и оружия для продолжения своей агрессии против Украины.
И США всегда будут смотреть на санкции и на действия разных партий во всем мире и будут их вводить, когда нарушают правила или когда попробуют обойти санкции.
В Госдепартаменте и в других ведомствах США есть люди, которые наблюдают за соблюдением санкций и их нарушениями, и мы будем принимать разные меры, чтобы обойти санкции было невозможно.
Ксения Светлова: Иран и Россия — страны-изгои, с которыми никто не хочет сотрудничать
— Иран живет под санкциями уже очень много лет. Там научились с ними бороться, научились сосуществовать не жить в полном смысле этого слова, но сосуществовать научились. И Россия сейчас перенимает этот опыт, в том числе не только военно-технический иранский опыт, но и то, как жить под санкциями.
Это две страны-изгоя, которые полностью отвергнуты международным сообществом. И если в России раньше, даже с 2014 по 2022 годы, еще были какие-то оглядки на Запад, например, требования Ирана продать истребители СУ-35, об этом вопрос даже не поднимался, не стоял. Россия от этого всего уходила.
Но теперь я думаю, что и об этой перспективе будут говорить на полном серьезе. Я не знаю, правда, какое именно вооружение сейчас Россия может без ущерба для себя и своих попыток реализовать свои амбиции в Украине может поставить Ирану.
Каждый раз, когда сейчас звучат какие-то обещания, да, мы вам поставим С-400, С-300, самолеты СУ-35 и т.д., то надо понимать, что у России самой не хватает сейчас своих собственных военных нужд. Поэтому Ирану, наверное, придется для этого подождать.
Трудно сказать, насколько действительно была проработана эта связка с Ираном о приобретении беспилотников. Я думаю, что какие-то наработки наверняка имелись, учитывая, что Россия очень сильно отстает именно в сфере развития БПЛА.
И вообще на протяжении долгих лет в экспертном сообществе существовало такое расхожее мнение, что Иран с Россией чуть ли не враги, которые вынуждены, например, сотрудничать в Сирии. Но в целом между ними ничего общего нет.
Это было частично правда, но только частично. Потому что, конечно же, пока у России были опции, зачем нужен Иран? Зачем обращаться к стране-изгою, которая находится под санкциями, когда можно найти другие, более перспективные страны для сотрудничества.
Но, тем не менее, это был союз, и мы это видели, как эта связка работает в Сирии, где стирались в порошок сирийские города. То есть эта связка, сотрудничество укрепилась очень сильно за последние 10 лет гражданской войны в Сирии.
Во-вторых, нефть покупается, как мы знаем, с огромным дисконтом. Не могу сказать, что тоже очень выгодное сотрудничество, но это то, что есть. Опять же ни России, ни Ирану выбирать больше не из чего.
Они могут делать вид, особенно, Москва с визитами в арабские страны, что вот у нас есть Саудовская Аравия, мол, с нами Египет и так далее. Но все эти страны они ведут себя крайне осторожно по отношению к сотрудничеству с Москвой и не заходят дальше, чем определенные какие-то лимиты.
Опять же, у некоторых есть пищевая зависимость. Это пшеница, которую Россия поставляет, например, в Египет. Раньше была еще Украина, теперь это только Россия. Вот некоторые и находятся в зависимом положении. Но опять же, то количество стран, с которыми можно взаимодействовать, и с которыми есть какая-то перспектива, становится меньше, их количество не растет.
Читайте также: США обвиняют ООН в нежелании расследовать использование иранских дронов в Украине