16 марта, в День памяти венгерской революции, в Будапеште прошли массовые митинги как в поддержку правительства, так и против него. Оппозиция потребовала отставки премьер-министра Виктора Орбана, тогда как сам он заявил о намерении закрыть независимые СМИ и организации, получающие финансирование из-за рубежа.
Кроме того, он вновь выступил с критикой Евросоюза, заявив, что “империя хочет не помочь Украине, а колонизировать ее”. Регулярные блокировки важных решений со стороны Будапешта заставляют ЕС активнее обсуждать возможность лишения Венгрии права голоса.
Оппозиция в Венгрии набирает силу
Протестные акции собрали более 50 тысяч человек, выступавших против политики Орбана. Митинг был организован партией “Уважение и свобода”, а ее лидер Петер Мадьяр прямо обвинил действующего премьера в предательстве национальных интересов. Он также объявил о планах провести опрос по 12 ключевым вопросам, чтобы зафиксировать мнение граждан.
“Те, кто обманывает свой народ, должны оказаться на свалке истории. Нам 15 лет говорили, что все будет хорошо, в следующем году мы добьемся успеха. И все эти 15 лет мы просто ждали, ждали и ждали. Но славные лорды должны прислушаться: родина не может быть в очереди. Мы положим этому конец. У нас есть новый боевой клич: “В седло и в путь”. Венгрия хочет жить снова. Наступает весна, весна венгров, и вместе мы покончим с зимой Орбана”, — заявил Петер Мадьяр.
Мадьяр, некогда соратник Орбана, основал свое движение год назад. По данным Reuters, его партия уже обходит Фидес (Венгерский гражданский союз — партия Орбана) в большинстве опросов, а парламентские выборы в Венгрии назначены на 2026 год.
“Люди видят, что наконец-то есть кто-то и что-то, ведь это огромная сила, которую Петер может сдвинуть с места, и что наконец-то могут наступить перемены. Я действительно верю, что не позднее 2026 года мы сбросим это правительство”, — отметил участник протестов Мате Бошен.
В тот же день Виктор Орбан выступил перед своими сторонниками, заявив, что избавит страну от организаций, “действующих в интересах иностранных государств”. Он назвал независимые медиа и НПО “насекомыми, с которыми он будет бороться”.
Также в своей речи он обрушился с критикой на Украину и Евросоюз:
“Империя хочет не помочь Украине, а колонизировать ее. Средством колонизации является война. Правители Европы решили, что Украина должна продолжать войну, чего бы это ни стоило. Взамен они получат быстрое членство в Союзе, причем на наши деньги. У нас может быть только один ответ на это: Союз, но без Украины”.
Брюссель против Будапешта: ЕС обсуждает лишение Венгрии права голоса
С момента начала полномасштабного вторжения России в Украину Орбан последовательно занимает пророссийскую позицию. Он блокирует санкции ЕС против России, выступает против поставок оружия Украине и поддерживает контакты с Владимиром Путиным, несмотря на его международную изоляцию.
Из-за таких действий в ЕС усиливаются призывы лишить Венгрию права голоса. Седьмая статья Лиссабонского договора позволяет это сделать, если страна систематически подрывает ценности ЕС. Однако для полного отстранения Венгрии от голосования требуется единогласное решение всех стран-членов, включая Словакию, которая вряд ли поддержит такую инициативу. В связи с этим ЕС может пересмотреть принципы принятия решений, заменив принцип единогласия на принцип большинства, что позволит обходить венгерские блокировки в будущем.
Примечательно, что седьмую статью уже пытались применить к Венгрии в 2018 году, но тогда решение не прошло из-за блокировки со стороны других стран.
Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна призвал приостановить право голоса Венгрии в ЕС, подчеркнув, что Будапешт “систематически действует против общих интересов безопасности Европы”.
Тем временем Евросоюз продлил антироссийские санкции до 15 сентября 2025 года.
“Мы продлеваем санкции в отношении почти 2 400 физических и юридических лиц в связи с продолжающейся агрессией России против Украины, включая запрет на поездки, замораживание активов, запрет на финансирование и предоставление ресурсов”, — сообщила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Решение поддержали 26 из 27 стран ЕС — единственным противником осталась Венгрия, которая до последнего использовала право вето. В результате Брюссель был вынужден пойти на уступки.
“Будапешт изначально просил исключить из списка девять имен, включая имя Фридмана, но другим посланникам удалось сократить число россиян до трех. Это Гульбахор Исмаилова, сестра известного бизнесмена Алишера Усманова, бизнесмен Вячеслав Моше Кантор и министр спорта России Михаил Дегтярев. Четвертый бизнесмен, Владимир Рашевский, был исключен из-за слабых юридических оснований, а не из-за давления Будапешта. Еще трое были исключены из списка в связи с их смертью”, — сообщает Reuters со ссылкой на европейских дипломатов.
После снятия вето Орбан выдвинул новый ультиматум Евросоюзу, опубликовав в соцсетях список из 12 требований, включая запрет на прием мигрантов, защиту “христианского наследия Европы” и отказ от членства Украины в ЕС.
Президент Украины Владимир Зеленский прокомментировал позицию Венгрии:
“Пункт №1 экономических гарантий для Украины — членство в ЕС. Без альтернатив и без обсуждения. Ни США, ни члены Европейского Союза, которые также об этом знают, никто не против. Все поддерживают это, кроме одной страны. Эта страна — Венгрия”.
Кроме того, Венгрия выступает против упоминания военной помощи Украине в документах ЕС. Как стало известно, обсуждая проект выводов Европейского Совета, Будапешт предложил “очень короткий текст по Украине, в котором бы только указывалась поддержка ЕС текущих усилий по установлению мира”, тогда как остальные страны хотят подчеркнуть необходимость продолжения помощи Киеву.
На саммите ЕС 6 марта 2025 года Венгрия заблокировала совместное заявление по поддержке Украины. В результате тезисы о Киеве были вынесены в отдельный документ, который подписали 26 из 27 стран.
Тактика Орбана в оценках экспертов
Подробнее об играх премьера Венгрии и о том, чем они могут обернуться для него самого, — в эфире телеканала FREEДOM рассуждали:
- Вячеслав Потапенко, заместитель директора Национального института стратегических исследований;
- Анна Малкина, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко;
- Олег Постернак, политтехнолог, руководитель Центра политической разведки;
- Ярослав Телешун, кандидат политических наук;
- Игорь Чаленко, политолог, председатель Центра анализа и стратегий.
ВЯЧЕСЛАВ ПОТАПЕНКО: Для собственной защиты Евросоюз вынужден пересмотреть принцип единогласия
— Венгрия решает сразу несколько задач. С одной стороны, она добивается от Брюсселя дополнительных финансовых средств для своей экономики. С другой стороны, премьер-министр Виктор Орбан, находящийся у власти уже два десятилетия, демонстрирует своим избирателям, как он “героически” борется и “побеждает” брюссельских бюрократов. Кроме того, возможно, он решает и собственные бизнес-интересы, привлекая определенных инвесторов в венгерскую экономику.
Пока его стратегия приносит результаты. С 2023 года Орбан активно использует политику блокирования и фактически шантажа Брюсселя, который не спешит реформировать систему принятия решений.
В Европейском Союзе по-прежнему действует принцип консенсуса, который был удобен в 90-х, когда доминировал однополярный мир. Однако современные вызовы безопасности требуют более эффективного управления, а консенсусная модель этого не позволяет. Та же проблема наблюдается и в НАТО.
Европейские лидеры должны осознать, что ЕС — не эталон совершенства, а структура, нуждающаяся в модернизации из-за изменившихся внешних условий. Если Евросоюз начнет пересматривать свою стратегию, серьезнее относиться к вопросам безопасности, инвестировать в военно-промышленный комплекс и разрабатывать механизмы мобилизации на уровне национальных государств, ему неизбежно придется реформировать систему принятия решений, отказавшись от принципа единогласия. Если же все ограничится обсуждениями и формальными документами, ситуация останется прежней.
Эти изменения во многом зависят от российской войны и угрозы, исходящей от России под руководством Владимира Путина. Пока европейский бизнес не воспринимал Россию как угрозу, конфронтация казалась чем-то навязанным администрацией Байдена. Затем возникли надежды на мирное урегулирование, но теперь они выглядят все менее реалистично. Если этой весной не удастся достичь перемирия, у Евросоюза не останется иного выхода, кроме как усилить свою безопасность и реформировать институты, чтобы оперативно принимать важные решения.
АННА МАЛКИНА: Позиция Орбана может быть частью более широкой стратегии
— Мы можем лишь предполагать, что стоит за действиями премьер-министра Венгрии Виктора Орбана — это могут быть как личные связи с высшими политиками России, так и его собственные политические взгляды и стратегические решения в отношении будущего Венгрии. Вариантов множество.
Однако очевидно, что Венгрия давно занимает антагонистическую позицию по отношению к большинству стран Европейского Союза, и дело не только в ее политике по Украине. Это глубокая, системная проблема, которая уже давно требует решения. Недавние заявления представителей стран Балтии лишь подтверждают, что этот вопрос вышел на повестку дня в ЕС.
В Европейском Союзе действительно существует механизм санкций против стран-членов, предусмотренный Лиссабонским договором. В частности, его седьмая статья дает возможность лишать страну права голоса, если она систематически подрывает ключевые принципы и ценности ЕС. Однако этот механизм состоит из двух частей.
Первая (статья 7.1) — предупредительная: страна получает официальное предупреждение с требованием устранить выявленные нарушения. Для его принятия требуется поддержка четырех пятых членов ЕС. Вторая часть (статья 7.2) уже предполагает лишение права голоса, но для этого необходимо единогласное одобрение всех стран-членов, что сделать крайне сложно.
Стоит напомнить, что статья 7 уже применялась к Венгрии в 2018 году, а годом ранее — к Польше. Однако тогда решения не были приняты, так как Польша и Венгрия действовали в тандеме и блокировали санкции друг против друга. Сегодня ситуация изменилась: Польша и Венгрия стали политическими противниками, и Польша вряд ли станет защищать Орбана. Однако его союзником может стать Словакия, где к власти пришел Роберт Фицо, придерживающийся схожих взглядов. Это делает принятие решения о лишении Венгрии права голоса маловероятным — таких прецедентов в ЕС пока не было.
Тем не менее сам факт инициирования этой процедуры и привлечение внимания к проблеме уже можно считать позитивным сигналом. Ранее ЕС применял к Венгрии другие методы давления — в основном финансовые, блокируя кредиты и помощь. Однако насколько эффективными окажутся новые меры, пока неясно.
Возможно, позиция Орбана — это часть более широкой стратегии. Мы помним, что около года назад он совершил турне, посетив Россию и США, пытаясь выступить посредником в урегулировании конфликта в Украине. Это могло быть элементом общей игры, в которой он действует в интересах Кремля, а возможно, и выполняет определенную роль по негласному согласию Вашингтона. Подобную риторику мы видим и со стороны администрации Дональда Трампа, которая пытается исключать жесткие формулировки в отношении российской агрессии.
Такая политика Орбана вносит раздор в единство Европы. В последние годы ЕС демонстрирует беспрецедентную консолидацию, чего не наблюдалось десятилетиями. Это невыгодно ни Кремлю, ни США, поскольку никто не заинтересован в появлении сильного геополитического конкурента. Вероятно, Орбан играет роль “троянского коня” в общеевропейской политике.
Преодолеть венгерское вето сложно. Есть два пути: либо изменение механизма принятия решений в ЕС, либо смена власти в самой Венгрии.
Первый вариант обсуждается давно: модель, при которой один из 27 членов может блокировать решения всех остальных, выглядит неэффективной. ЕС может перейти к голосованию квалифицированным большинством, но такие реформы занимают годы.
Второй вариант — внутренняя трансформация Венгрии. Орбан остается у власти с 2010 года не потому, что узурпировал ее, а потому что получает поддержку населения. Однако его оппозиция тоже сильна, особенно среди городского среднего класса. Со временем политический курс Венгрии может измениться.
Экономическое давление тоже остается инструментом влияния. Экономика ЕС сейчас переживает стагнацию, и среднестатистический европеец сталкивается с финансовыми трудностями. ЕС может ухудшить ситуацию в Венгрии, урезав финансирование. Но это рискованный шаг: Орбан способен использовать его в пропаганде, выставляя Брюссель как элитный проект, пренебрегающий интересами простых венгров. В таком случае общественная поддержка его режима может даже усилиться.
Однако экономические санкции уже оказывали на него влияние. В 2018 году и позже ЕС блокировал кредиты Венгрии, и в итоге Орбан пошел на уступки, голосуя за важные решения. Но это не привело к принципиальному изменению его политики. В итоге отношения между Венгрией и ЕС остаются игрой на грани, где стороны вынуждены искать компромиссы.
Можно ли считать Орбана ставленником Кремля? Это открытый вопрос. В последнее время даже американских президентов подозревали в связях с Россией. Но важно не столько то, на кого он работает, сколько то, как его воспринимают венгерские избиратели. Орбан грамотно использует популистские методы: он обращается к народу с простыми посылами — “я хочу мира”, “я защищаю интересы Венгрии”, “мы должны покупать дешевый российский газ”. Это понятные аргументы, которые легко находят отклик у населения.
Существует множество домыслов о его мотивах, но пока его поддержка в Венгрии остается высокой. И именно это определяет его возможности продолжать свою нынешнюю политику.
ОЛЕГ ПОСТЕРНАК: ЕС уже находится в процессе трансформации и готовится к будущим реформам
— Долгое время бюрократия Евросоюза избегала создания прецедентов, способных подорвать формальное единство европейского сообщества. Идея консенсуса преподносилась как универсальный принцип, позволяющий ЕС оставаться целостным механизмом принятия решений. Однако в последнее время ситуация начала меняться.
Поведение Венгрии в вопросе продления санкций против России, а также ее попытки исключить из санкционного списка отдельных российских олигархов и связанных с ними финансовых лиц продемонстрировали, что терпение многих стран-членов ЕС на исходе.
Недовольство действиями Будапешта достигло критической точки, поскольку его политика угрожает не только целостности Союза, но и способности ЕС эффективно противостоять Российской Федерации в случае усиления гибридных или даже прямых военных угроз.
При нынешней системе любое государство может заблокировать важные решения, что создает серьезные риски для работы ЕС. Вряд ли Союз допустит такую ситуацию в будущем, поэтому неизбежны фундаментальные изменения, касающиеся права вето и механизмов функционирования европейских институтов.
Украина будет вступать в ЕС уже в условиях обновленной системы, о необходимости которой все чаще заявляют европейские чиновники.
В данный момент безопасность остается ключевой темой для дискуссий внутри ЕС, реформы неизбежны и, скорее всего, уже не за горами.
ЯРОСЛАВ ТЕЛЕШУН: Орбан может смягчить свою позицию как только добьется личных преференций от ЕС
— Европейский Союз, как любой живой организм, растет, развивается и сталкивается с процессами старения. Форма взаимодействия, заложенная в конце 1980-х — начале 1990-х годов, требует адаптации к новым глобальным вызовам. Однако в данном случае речь идет не столько о кардинальных изменениях ЕС, сколько о внутренних конфликтах и борьбе за финансовые ресурсы.
Позиция Венгрии в этом контексте не является чем-то новым. Вспомним конец 2023 года, когда Европейский Союз согласовал механизм финансовой поддержки Украины — Ukraine Facility. Тогда Венгрия уже блокировала выделение 50 миллиардов евро на 2024-2027 годы. Аналогичные дискуссии разгорались и ранее, когда союзники Украины, особенно страны Балтии, поднимали вопрос о применении к Венгрии статьи 7 Договора о Европейском Союзе.
С одной стороны, Будапешт ограничивает внутреннюю оппозицию, с другой — торгуется с Брюсселем, чтобы получить финансирование из структурных фондов ЕС.
Напомню, что в рамках бюджета ЕС на 2021-2027 годы для Венгрии предусмотрено 22 миллиарда евро. Видя риски заморозки этих средств, Будапешт разыгрывает свою карту, используя в качестве инструмента давления вопрос поддержки Украины. Фактически, Венгрия говорит Брюсселю: “Если хотите, чтобы мы поддержали помощь Украине, разблокируйте нам финансирование из структурных и cohesion фондов ЕС”. Таким образом, действия Орбана продиктованы не столько политическими мотивами, сколько прагматичным стремлением извлечь максимальную выгоду для себя и своей партии.
Заявления стран Балтии о возможности применения статьи 7 — это, скорее, способ напомнить Венгрии, что не только у нее есть инструменты влияния в ЕС. Брюссель может использовать различные рычаги, включая финансовые санкции, заморозку фондов и дипломатическое давление.
Что касается оборонного финансирования и военной помощи Украине, то здесь есть альтернативные механизмы. Евросоюз может минимизировать влияние позиции Венгрии, используя другие форматы поддержки. Таким образом, действия Будапешта не являются катастрофическим препятствием для Украины, но создают эффект дестабилизации и хаоса, чем активно пользуется Москва.
Россия будет разыгрывать этот фактор, пытаясь показать, что ЕС не един и что Запад вовсе не так монолитен в своей поддержке Украины.
Тем не менее сам Виктор Орбан — прагматик. Как только он извлечет максимум выгоды из текущей ситуации, он может снова смягчить свою риторику. Это уже происходило ранее: Будапешт поднимал ставки, шантажировал ЕС, но в итоге шел на компромиссы, когда получал нужные ему преференции. Вероятно, этот сценарий повторится и сейчас.
ИГОРЬ ЧАЛЕНКО: Не исключено, что парламентские выборы в Венгрии могут пройти досрочно
— Результаты социологических опросов, согласно которым правящая партия “Фидес” уступает оппозиционной партии ТИСА, находят подтверждение не только в цифрах, но и в активности венгерского общества. Мы видим, что венгры выходят на улицы, что свидетельствует о росте протестных настроений. Очевидно, что в обществе накапливается запрос на смену власти, ведь Виктор Орбан находится у руля страны уже около 20 лет.
Примечательно, что свою политическую карьеру Орбан начинал в 1990-х годах как сторонник либеральных ценностей, с которыми сейчас активно борется, пытаясь показать себя ярым консерватором. Это лишь подтверждает его умение подстраиваться под политическую конъюнктуру.
Однако сейчас, на фоне нарастающего недовольства, не исключено, что парламентские выборы в Венгрии могут пройти досрочно. В последние годы мы наблюдаем, как партии власти во многих странах идут на этот шаг, чтобы сохранить рейтинги. Возможно, Орбан также решится на такой шаг, пусть он и будет для него рискованным с политической точки зрения.
Текущие протесты связаны не только с коррупцией, но и с несогласием значительной части общества с внешнеполитическим курсом Орбана. Его позиция давно вышла за рамки просто “отстаивания суверенитета” в спорах с Брюсселем. Он ведет себя в диаметрально противоположном направлении по сравнению с остальными членами ЕС, что вызывает закономерную реакцию среди венгров.
Это в очередной раз подтверждает, что не стоит осуждать венгерское общество исключительно из-за политики Орбана — он явно теряет поддержку среди своих избирателей.
С одной стороны, в Венгрии продолжает работать мощная пропагандистская машина Орбана, созданная за десятилетия его правления. Те, кто потребляют только подконтрольные власти медиа, действительно могут скептически относиться к членству Украины в ЕС. Однако это традиционные СМИ теряют популярность, и большинство венгров не выступают против Украины.
Орбан же понимает, что его возможности блокировать евроинтеграцию Украины в будущем будут ограничены. Сейчас он искусственно тормозит этот процесс, например, затягивая процедуру скрининга. Ряд решений должен был быть принят в первом квартале 2025 года, но они отложены на осень — на период, когда председательство в ЕС перейдет к Дании. Таким образом, Орбан уже наметил для себя стратегию дальнейшего сопротивления евроинтеграции Украины.
Существует вероятность, что вопрос о членстве Украины в ЕС станет частью мирного соглашения. Это поставит Орбана в невыгодное положение: он позиционирует себя как сторонника мира в Украине и одновременно блокирует процесс, который может стать его неотъемлемой частью.
Поэтому он старается избежать официального закрепления соответствующих положений, используя информационные и дипломатические манипуляции. Например, во время недавнего визита на Балканы он больше говорил об Украине, чем о самой Венгрии или регионе, что демонстрирует целенаправленную информационную атаку.
С учетом его риторики последних недель, можно смело назвать Орбана украинофобом. Однако, несмотря на это, Украине необходимо искать прагматичные пути взаимодействия с Венгрией, ведь она остается соседом и потенциальным партнером. Действия Орбана никак не соответствуют принципам европейской политики, и с этим нужно что-то делать.
Читайте также: Словакия шагает в изоляцию: хватит ли Фицо сил удержаться у власти