Обвал автопроизводства, крах авиапрома и проблемы с углем: как военная Россия убивает свою промышленность

Угольный карьер в РФ. Фото: pixabay.com

Полномасштабная война против Украины, развязанная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, уже почти год оказывает катастрофическое воздействие на экономику России. Многомиллиардные затраты на военную кампанию существенно подорвали экономический потенциал страны-агрессора.

Очень болезненный удар по РФ нанесли жесткие санкции, введенные странами Запада. Ограничительные меры лишили Россию доступа к финансовым рынкам и передовым технологиям, нанося ущерб банковскому сектору, авиации, военной и автомобильной промышленности.

В свою очередь, потолок цен на российскую нефть резко снизил экспорт топлива в страны Евросоюза, а эмбарго на импорт угля из России оказало негативное влияние не только на угледобывающие предприятия РФ, но и на Российскую железную дорогу, а также на морские порты в Балтийском море и в Мурманске.

Нефтяная удавка для РФ

Больше всего пострадала от антироссийских санкций обрабатывающая промышленность, в которой были заняты более 10 миллионов россиян, сообщает The New York Times.

Как отметил директор Центра постиндустриальных исследований (Вашингтон, США) Владислав Иноземцев, эта отрасль была в центре амбициозной программы Путина по диверсификации экономики и снижению зависимости от экспорта нефти и газа.

В декабре, по данным американских аналитиков, экспорт российской сырой нефти сократился на 22%. После введения Евросоюзом потолка цен, экспорт нефти в декабре составил в среднем 2,5 млн баррелей в сутки. Ранее эти показатели достигали почти 5-ти млн баррелей. Экспорт российского газа в 2022 году также упал почти наполовину по сравнению с прошлогодним.

Аналитики считают, что ограничение цен на российские нефть и нефтепродукты призвано не только сократить доходы России, но и не допустить колебаний на мировом энергетическом рынке.

“Поступления в государственный бюджет Российской Федерации упадут примерно на 30-40% по разным оценкам — это примерно минус 30-50 млрд долларов в год. Это немалая цифра, но она не является критической, чтобы сделать невозможным финансирование войны России против Украины, потому что основная цель именно эта”, — отметил политический и экономический эксперт Валерий Клочок.

В агентстве Reuters отмечают, что это не первое ограничение, связанное с запретом российской нефти и нефтепродуктов. Так, в марте 2022 года несколько наименее зависимых от сырья из РФ стран отказались от российских поставок. Сегодня страна-агрессор ищет новые рынки сбыта.

По данным агентства, с начала года самыми крупными импортерами нефти стали Индия и Китай. Однако компенсировать финансовые потери из-за введения санкций таким методом России вряд ли удастся.

“Индия с удовольствием будет брать сырую нефть, но покупать нефтепродукты Индия не будет, потому что она как раз имеет заводы по переработке нефти. И получается, что Россия сейчас оказывает себе медвежью услугу, насыщая Индию сырой нефтью. После эмбарго и после отказа Европы от российских нефтепродуктов, по сути дела, Россия дважды теряет. Первый раз теряет, очень дешево продавая свою нефть, а в другой раз теряет, когда индийские нефтепродукты начинают вытеснять российские на европейском рынке”, — сказал председатель правления Ассоциации “Нефть и Газ Украины”, эксперт по энергетике Андрей Закревский.

Как утверждают российские эксперты, РФ уже потеряла около 17% добычи нефти. Согласно прогнозам на нововведенные ограничения, добыча сократится еще на половину. 

Импортные запчасти — беда для российского авто- и авиапрома

Согласно данным Росстата, на автомобильных заводах РФ работали 300 тысяч россиян, а по информации профсоюзов, еще 3,5 миллиона человек так или иначе связаны с автоиндустрией.

В Росстате утверждают, что в 2022 году производство автомобилей в РФ рухнуло до исторического минимума. Выпуск легковых автомобилей за прошлый год упал на 67% в сравнении с 2021 годом. С конвейеров оставшихся заводов сошло 450 тысяч машин.

Главная причина падения — сильная зависимость российских компаний от компонентов, которые поставлялись из-за рубежа. При этом, автомобильные бренды один за другим объявили о прекращении производства в России. В то же время, цены на автомобили, которые есть в стране, существенно выросли. С января 2023 года стоимость подскочила в среднем на 10%.

Проблему с западными комплектующими признал даже Путин. По его словам, в некоторых секторах промышленности зависимость от импортных деталей достигает 90%.

Авиационная промышленность России также зависит от западных комплектующих. Как результат — многочисленные случае падения самолетов на территории РФ, которые случились в прошлом году. Российские военные самолеты и раньше были устаревшими, а модернизация их была проведена неудачно. Теперь же эта проблема лишь усугубилась.

Особенно плохая ситуация с двигателями, которые после начала агрессии РФ против Украины в 2014 году России приходится производить самостоятельно.

“Двигатели в свое время для них производила наши запорожские авиазаводы, они поставляли двигатели для всего Советского Союза. Россияне попытались выполнить на своих заводах такого рода технику. Но эти двигатели не подпадают под реальные стандарты качества. В Советском Союзе их бы даже не приняли в эксплуатацию. Но при этом они ставят их на свои самолеты. И они быстро выходят из строя”, — рассказал полковник запаса, военный эксперт Роман Свитан.

Тяжелые будни российских угольщиков

На сегодняшний день угольная промышленность России переживает самый тяжелый период в современной истории. Война против Украины и антироссийские санкции заставляют компании искать новые рынки сбыта и продавать уголь с огромными скидками. В то же время, быстро вывезти уголь на зарубежные рынки оказалось невозможно.

Как пишет The Insider, из-за перегруженности железных дорог угольные предприятия сокращают добычу, однако ситуация при этом не улучшается — экспортировать уголь по морю, даже в случае расширения пропускной способности БАМа и Транссибирской магистрали, все равно не получится.

По информации издания, в апреле 2022 года в Кемеровской области сложилась критическая ситуация с вывозом топлива. За первый квартал предприятия отгрузили угля на 18% меньше, чем было запланировано. В Минэнерго оценивали общее снижение экспорта угля более, чем в 9%.

Чувствительный удар по угольной промышленности РФ нанес также Евросоюз: 10 августа 2022 года вступило в силу угольное эмбарго на российский уголь, которое затрагивает четверть всего импорта из России. К тому моменту государства ЕС устанавливали контакты с другими поставщиками, среди которых США, Канада, Австралия, Колумбия, ЮАР, Индонезия и другие страны. Кроме этого, резко увеличились и поставки угля в ЕС из Казахстана.

В связи с этим, Россия начала активно продавать уголь в Турцию, Китай и Индию, которые санкции против нее не вводили. При этом, Китай покупал уголь в два раза дешевле, чем Европа — 170 долларов против 330 за тонну.

Через некоторое время КНР вообще возобновила импорт угля из Австралии, который был прерван из-за торговой войны. По мнению экспертов, Пекин в результате сделки с Канберрой не только снизит закупки российского топлива, но и сможет потребовать от РФ новые скидки на уголь.

Читайте также: Россия тратит деньги опережающими темпами, — экономист

Мнения экспертов

Как повлияла война против Украины на российскую промышленность? Какие “сюрпризы” готовит российским автолюбителям и авиакомпаниям 2023 год? Есть ли какие-либо перспективы у российского углепрома? Эти и другие вопросы в эфире телеканала FREEДОМ обсудили:

  • российский независимый автоэксперт, журналист Сергей Асланян;
  • авиационный эксперт, ведущий научный сотрудник Государственного музея авиации Валерий Романенко;
  • эксперт по международной политике Тарас Загородний.

СЕРГЕЙ АСЛАНЯН: Россия десятилетиями покупала все импортное, но своего не производила

— В России последние 20 лет абсолютно все шло по пути импортозамещения. Все российское было плохим, его нужно было поменять на импортное. И на сегодняшний день оборудование — импортное, запчасти для оборудования — импортные. Не важно, что это — станок, который производит краску или аппарат, который производит иголки. Они все импортные, компонентная база импортная.

Почему говорят о том, что Россия сама не наладит [производство]. Потому что в России десятилетиями исповедовался один и тот же принцип: свое мы изобрести не сможем, давайте возьмем зарубежное, потому что оно дешевле и лучше.

В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти. Вот эта тьма власти наверху была не в состоянии проконтролировать поставки “левых” запчастей на рынок. И поэтому были очень серьезные проблемы: если машину чинишь не с центрального склада запчастей дилера, то ты обречен на русскую рулетку и довольно часто проигрываешь.

Сегодня склады с официальными запчастями закончились. И хотя “Тойота” говорит, что она, несмотря на санкции, готова поставлять свои запчасти, но в целом их нет. На рынке что-то присутствует, но это 8-й сорт, 9-й, 15-й, 25-й… И автомобили умирают.

И вот с лета началась обвальная продажа “Мерседесов”, “БМВ” и “Ауди”, когда владельцы респектабельных автомобилей, не имеющих возможности кормиться за госсчет, в том числе, поставками первосортных, но нелегальных запчастей, начали сбывать авто по любой цене, потому что обслуживать их невозможно.

Через год, в принципе, умрет все: и у олигарха, и у частника; и дорогое, и дешевое; и отечественное, и импортное.

Если ты инженер, значит, твоя машина еще более-менее побегает. Если ты не имеешь возможности сам ее починить — а все-таки люди за последние десятилетия отучились что-то делать сами и привыкли оплачивать услугу — выполнить это будет некому.

ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО: Производство самолетов в России умирает

— Российская гражданская авиационная промышленность просто лежит на боку, и ее “обнулили” за счет перебрасывания средств военной авиации. Чтобы не быть голословным: за прошлый год три российских вертолетостроительных завода произвели всего 12 вертолетов. Это включая долгоиграющие экспортные заказы.

С производством гражданских самолетов там вообще проблема огромная, потому что новейший их проект МС-21 рассчитан был под американские [двигатели] Pratt & Whitney. А сейчас по-быстрому ставят российский двигатель ПД-14, который вообще еще находится в стадии не то, что испытания, а в стадии разработки.

Сейчас собственное воспроизводство самолетов в России тихо умирает. В прошлом году они выпустили несколько самолетов Superjet, а двигатели на них ставили с предыдущих машин после капремонта.

Потому что двигатели на самый массовый их российский пассажирский самолет — наполовину французские, а обложка этого двигателя уже российская. То есть с двигателями, как для иностранных лайнеров, так и для российских самолетов огромные проблемы. Плюс проблемы с тренажерами, плюс проблемы с запчастями.

Есть детали, которые часто выходят из строя. Если их снимать с самолетов, которые стоят под забором, то скоро там окажется весь парк. А есть такие детали, как стекло, запасов которых в России не было.

Этот год для них решающий, и не только для пассажирской гражданской авиации. У них есть семь транспортных компаний-перевозчиков грузов, они уже все практически закрыты, либо обнулена их деятельность. Даже крупнейшая “Волга-Днепр”, эксплуатировавшая целый парк “Русланов”, которая взяла по лицензии “Боинги-747” — все это сейчас стоит. В России “Боингами” и “Русланами” возить нечего, там военно-транспортная авиация только работает.

В целом ситуация достаточно грустная, и тот год, в принципе, покажет, возможны ли в России дальнейшие перевозки или они будут тихо экспоненциально умирать.

ТАРАС ЗАГОРОДНИЙ: Угольная отрасль России получает двойной удар

— Если смотреть структуру бюджета РФ на дату начала открытой агрессии против Украины, то большую часть приносили углеводороды. Речь шла о тех или иных налоговых платежах, которые были связаны в первую очередь с нефтегазовой отраслью.

Угольная отрасль была, но не имела такого большого значения для бюджета. Но добыча угля — достаточно трудоемкая отрасль, там очень много людей завязано, в том числе после того, как Европейский Союз принял решение ограничить сотрудничество с Россией в энергетической сфере.

Поэтому первым под удар попал как раз уголь, а потом уже нефть и газ. В результате сейчас уголь фактически не поставляется на достаточно ликвидный, выгодный и удобный для России европейский рынок. То есть этот рынок фактически исчез.

Единственный рынок, куда они сейчас пытаются перенаправить угольное направление — это страны Азии, в первую очередь, Китай, где есть достаточно мощные тепловые станции, которые активно используют уголь.

Но в Китае ведь тоже не идиоты сидят, они понимают, что России уголь девать некуда. И, соответственно, начинают выкручивать руки и требовать от РФ дополнительных скидок уже к существующему углю.

Но проблема российских угледобывающих компаний в том, что у Китая есть альтернатива российскому углю — это Австралия. Там тоже достаточно очень плотное отношение выстроено. И более того, Китай сейчас предпочитает австралийский уголь.

Сейчас в угольной отрасли Россия получает двойной удар: с одной стороны, нет экспорта в Европу, с другой — там сокращается потребление, в том числе металлургическими компаниями.

Единственным плюсом для угля является то, что его можно складировать. Сейчас компании, которые добывают уголь, в отличие от нефтегазовых предприятий, могут складировать его где-нибудь на открытых площадках.

Если правительство России напечатает деньги или даст кредиты угольным компаниям, они будут еще по инерции какое-то время работать, а людям еще будут платить деньги. Но опять же, до определенного времени, потому что там вопрос будет в сбыте.

Если у угольщиков есть оборотные деньги, то они на бумаге могут не сокращать производство, но будут работать фактически на склад, чтобы под открытым небом сохранять этот уголь, потому что он не портится. Но в действительности кризис сбыта уже, конечно же, существует. Тем более, рентабельность сильно падает, что вызывает цепную реакцию.

Читайте также: Путин пытается перевести экономику РФ на военные рельсы — удастся ли это: мнения экспертов (ВИДЕО)

Прямой эфир