Новые гарантии безопасности для Киева от разных стран: на какую помощь Запада стоит рассчитывать Украине

Украина подписала двусторонние соглашения о безопасности с рядом стран мира. Фото: ubn.news

Украина подписала соглашения по безопасности уже с несколькими странами мира. Среди этих государств — Великобритания, Германия, Италия, Франция, Канада, Дания.

Двусторонние договоры о безопасности заключены сроком на 10 лет. Это означает, что Украине больше не придется всякий раз просить партнеров о военной помощи. Киев должен получать ее автоматически как в случае новой агрессии, так и во время нынешнего полномасштабного вторжения России в Украину.

Гарантии безопасности для Украины

Первым государством, подписавшим соглашение по безопасности с Украиной, стала Дания. Этот договор состоит из 62 пунктов. Они касаются взаимодействия в оборонной промышленности, в сфере разведки, кибербезопасности и противодействия дезинформации, внедрения демократических реформ и европейской интеграции Украины.

“Мы даем еще одно твердое обязательство перед Украиной как первая скандинавская страна, подписывающая 10-летнее соглашение о сотрудничестве в области безопасности. Оно означает долгосрочную поддержку между Украиной и Данией”, — заверила премьер-министр Дании Метте Фредериксен.

Договор Киева и Копенгагена будет действовать 10 лет с даты подписания или до вступления Украины в НАТО. Согласно соглашению, Дания обязуется предоставлять Украине поддержку на протяжении всего этого времени.

В Офисе президента Украины сообщили, что в 2024 году Копенгаген отправит Киеву помощь на 1 млрд 800 млн евро. С 2023 до 2028 года датский Фонд выделит на поддержку Украины 8,5 млрд евро.

“Я хочу напомнить, что именно Дания сыграла ключевую роль в разблокировании решения F-16 для Украины. Мы сейчас работаем над тем, чтобы украинские F-16 начали реально защищать украинское небо. И сегодня есть новый оборонный пакет от Дании. И это, кстати, уже 15-й. Боеприпасы, дроны и другое оружие, которое ждут наши воины”, — сказал президент Украины Владимир Зеленский.

В соглашении с Италией, кроме будущей военной поддержки, идет речь об экономическом партнерстве, восстановлении Украины и реформировании украинского законодательства. Отдельные блоки документа касаются санкционного давления на Россию и привлечения страны-агрессора к ответственности.

Также Италия будет и дальше вносить свой вклад в Миссию ЕС по оказанию военной помощи Украине путем проведения подготовки военнослужащих, отметили в ОПУ.

Договор с Канадой также включает и военное, и политическое, и гуманитарное сотрудничество. В 2024 году Оттава предоставит Киеву макроэкономическую и военную поддержку на более чем 2,2 млрд долларов. Некоторые гарантии в документе зафиксированы впервые.

Как сообщил на своей странице в Facebook заместитель руководителя ОПУ Игорь Жовква, соглашение между Украиной и Канадой определяет сферы для усиления сотрудничества в различных отраслях, включая оборону. 

“Документ предусматривает помощь в укреплении возможностей Украины для надлежащего реагирования не только на новую агрессию, но и на возможную эскалацию текущей. Отмечена ведущая роль Канады в возвращении в Украину депортированных или принудительно перемещенных в РФ детей, в том числе в рамках соответствующей Международной коалиции. Участники и дальше будут сотрудничать с целью их скорейшего возвращения”, — написал Игорь Жовква.

На этот момент Украина уже заключила соглашения в сфере безопасности с шестью странами. Первой была Великобритания. В середине февраля документы подписали канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон.

Следующими могут стать Нидерланды. Киев и Амстердам согласовали доработанный проект соглашения в начале февраля этого года.

Читайте также: Украина заключила соглашения по безопасности уже с шестью странами — что предусматривают документы с Данией, Италией и Канадой (ВИДЕО)

Новые гарантии безопасности Украины в обзоре экспертов

О новых соглашениях по безопасности Украины и о гарантиях их выполнения в эфире телеканала FREEДОМ рассказали:

  • Станислав Желиховский, кандидат политических наук, международный эксперт;
  • Тарас Жовтенко, эксперт по международной безопасности фонда “Демократические инициативы” имени Илька Кучерива;
  • Руслан Осипенко, дипломат, международный эксперт;
  • Владимир Фесенко, политолог.

СТАНИСЛАВ ЖЕЛИХОВСКИЙ: Дания внесла важный вклад в безопасность Европы

— Стоит отметить, что такое государство, как Дания, является одним из крупнейших доноров помощи нашему государству. И, конечно же, стоит учитывать, что Дания не является государством, которое входит в G7, либо имеет какое-то колоссальное количество вооружений. Но теми средствами и возможностями, которые у нее есть, она всячески помогает.

Я думаю, что ближайшее время мы увидим еще много каких-то позитивных сигналов от Копенгагена, и это также будет залогом дальнейшего сотрудничества и укрепления связей между странами.

Дания одной из первых подписала соглашение о гарантиях безопасности с нашим государством, и она, таким образом, является примером тем странам, которые уже присоединились к Вильнюсской декларации Группы G7. Не являясь страной из “Большой семерки”, она, тем не менее, сделала этот важный шаг. И я думаю, что это также будет очень важным месседжем, и в дальнейшем мы увидим другие подобные соглашения со странами, которые также пытаются нам помочь.

И я думаю, что это стоит всячески воспринимать только как дружественный шаг для Киева. Посмотрим, как оно будет дальше развиваться.

Но нам важно, чтобы в ближайшее время мы увидели также и подписание других подобных соглашений и, в частности, с Соединенными Штатами Америки. И мы сейчас все наблюдаем за теми событиями, которые происходят в Вашингтоне.

И очень бы хотелось бы, чтобы американские политики в такой же или похожей мере, как и датские, понимали все угрозы, которые идут от РФ, особенно я имею в виду тех политиков, которые все еще не определились либо выступают против помощи нашей стране.

ТАРАС ЖОВТЕНКО: Новый договор позволит странам-партнерам помогать Украине

— Международный двусторонний договор с Канадой дает правительству этой страны прекрасный правовой инструмент, прекрасную правовую рамку для того, чтобы такие решения принимать. Потому что мы видим на примере США о выделении финансовой помощи, покупке боеприпасов или систем вооружения, что такие решения — это чисто внутриполитическая компетенция. Это воля либо президента, либо премьера страны.

И далее начинается процесс согласования такого политического решения с оппозицией, с парламентом, чтобы он прошел все правильные, корректные правовые процедуры, предусмотренные в этом государстве для принятия такого решения.

Мы часто видим, что появляется очень много политических препятствий для того, чтобы такие решения принимались достаточно быстро и оперативно. Но если при этом у государства есть подписанный двусторонний договор с Украиной о предоставлении помощи, в том числе в сфере безопасности, то тогда этот политический процесс принятия решений в конкретной стране может быть ускорен.

Двусторонний договор — это международно-правовой акт, который имеет больше веса, больше статуса, чем некоторые внутренние правовые документы и правила процедуры в конкретной стране. В целом, международное право в определенных моментах доминирует над национальным правом отдельных государств.

И если, например, правительство Канады будет решать вопрос о выделении денег на покупку снарядов, либо будет выделять деньги на покупку оружия для Украины, то оно теперь будет опираться на международно-правовой документ, который Канада должна исполнять вне зависимости от того, какие внутриполитические противоречия могут быть по тому или иному поводу.

Поэтому рамка двусторонних международных договоров — это один из инструментов, который будет помогать нашим партнерам быстрее и эффективнее принимать внутриполитические решения. В этом случае им будет проще это объяснить той же оппозиции.

На самом деле в новом статусе Канада, как подписант двустороннего соглашения по безопасности с Украиной, сможет продолжать свою помощь Киеву и выделять деньги на финансирование либо поставки вооружения Украине. Эти договоры не только облегчают задачу канадскому правительству, но и всем другим подписантам, нашим союзникам, которые уже подписали или планируют подписать с Украиной такие двусторонние соглашения.

РУСЛАН ОСИПЕНКО: В Европе до сих пор опасаются втягивания в войну с Россией

— Подписание двустороннего договора демонстрирует то, что союзники остаются с нами вместе и поддерживают наш потенциал, чтобы мы могли выстоять в этом противостоянии со значительно более сильным противником.

С кем мы могли бы подписать? Могли бы подписать с Соединенными Штатами. Это было бы очень показательно, если бы США подписали такой договор с нами.

А если бы это еще было проголосовано в Конгрессе, чтобы этот документ стал юридически обязательным, а не меморандумом о намерениях, это был бы большой успех.

С одной стороны, европейцы понимают, что Украину надо принимать в НАТО, и она значительно усилит эту структуру. Армия, которая сдерживала уже российскую армию, и опытом может поделиться, и способна воевать с превосходящим по потенциалу противником.

Но с другой стороны, я вижу нерешительность некоторых стран. Там считают, что это может ускорить втягивание Европы в противостояние с ядерной страной, которой является Россия. Таким образом, есть два тренда, и они одновременно развиваются.

Мы слышали заявления представителей Британии и Соединенных Штатов в НАТО, которые говорят, что не стоит рассчитывать на завышенные ожидания на то, что будет политическое приглашение Украины уже на Вашингтонском саммите, потому что у вас идет война. И, в то же время, мы слышали заявление генсека, который говорит, что это вопрос не по сути, а по времени, когда примут Украину в НАТО.

Честно говоря, мы рассчитывали в Вильнюсе даже получить политическое приглашение. Если не в Вильнюсе, то были большие ожидания на, что на Вашингтонском юбилейном саммите мы хотя бы это получим. Понятно, что нас не примут сразу, это может быть через какое-то время.

Но можно было продемонстрировать России, что Украина не остается в серой зоне, она не остается между Россией и Европой, что она присоединяется к оборонным структурам Альянса.

После того, как в декабре 2023 года Европа заявила о том, что она открывает двери для переговоров с Украиной и продемонстрировала Москве свою однозначную позицию, что Украина будет в европейских структурах, логично было бы, чтобы и НАТО сделало нам политическое приглашение о начале переговорного процесса. Например, Украина станет членом НАТО по окончанию войны. Могла быть и такая, например, формулировка, и это было бы уже значительное продвижение вперед.

Но пока я вижу разнонаправленные сигналы, и, скорее всего, они основываются на том, что Запад оставляет какое-то пространство для дипломатического маневра, для переговоров с Россией. Потому что до сих пор мы не увидели плана победы над РФ, а, значит, раньше или позже возможен какой-то разговор между Западом и Россией. Но ключевой момент для России — это нейтральная Украина. Не в НАТО. Поэтому будем наблюдать, посмотрим.

ВЛАДИМИР ФЕСЕНКО: Соглашения по безопасности — это беспрецедентное явление для Украины

— Я думаю, что это не только символизм, хотя он, конечно, присутствует. Самое главное — это демонстрация солидарности и поддержки Украины.

Продолжается тенденция подписания соответствующих договоров с нашими международными партнерами. И это договоры на долгосрочный период.

Фактически формирование коалиции наших партнеров подтверждено уже юридически на основе стандартов международного права. И это, по сути, формирование новой архитектуры безопасности вокруг Украины. Не только сейчас, на время отражения российского вторжения, но и на долговременной, как минимум на 10-летний период.

Во время каждого визита речь шла о новом пакете военной и экономической поддержки Украины. А для нас сейчас это очень важно, потому что война находится на очень непростом этапе.

Соглашение с каждой из стран, которое мы подписываем, отличается. Что общего в этих соглашениях? Это закрепление тех форм поддержки Украины, которую оказывают уже сейчас, и которая закрепляется в текстах этих договоров на 10-летний период.

Далее — сохранение военной поддержки Украины, поставок оружия, боеприпасов, финансовая, макроэкономическая поддержка страны, а также поддержка процесса реформ в Украине, поддержка содействия военному производству и санкции против России. А также механизм реагирования на случай, если в перспективе Россия вновь пойдет войной против Украины. Это то, что есть в очень похожей форме во всех текстах договоров, это их общая черта.

Но при этом есть и отличия, потому что есть страны, где Конституция запрещает поставлять оружие на территорию стран, где идут военные действия. Поэтому, например, соглашение с Японией, которое готовится, здесь будет отличаться.

Соглашение с Германией в плане, например, вопроса по поддержке евроатлантической интеграции Украины, несколько более умеренное, нейтральное, чем соглашение с Великобританией и Францией. Тут есть отличия.

Но зато в соглашении с Германией есть акцент на содействие созданию международного трибунала по наказанию военных преступников за преступления, совершенные во время войны против Украины.

Каким будет соглашение с США? Я бы не торопился сейчас с выводами. Но США — главный наш партнер, и там сейчас очень непростая внутренняя ситуация. В Америке идет очень сложное острое предвыборное противостояние между республиканцами и демократами. И по этой причине, к сожалению, они пошли на такой формат, что подписанное соглашение не будут ратифицировать в парламентах в перспективе.

Насколько мне известно, украинская дипломатия будет бороться за то, чтобы статус этих соглашений был повышен для того, чтобы они ратифицировали их в парламентах. Но даже в нынешнем формате это беспрецедентное соглашение.

У нас никогда не было таких соглашений ни с одной страной мира. Какие там будут нюансы, будем оценивать, когда будет текст этих соглашений.

Читайте также: Вторая годовщина полномасштабного вторжения РФ: мировые лидеры выражают поддержку Украине

Прямой эфир