“Новочеркасск” уничтожен: постепенный разгром Черноморского флота РФ анализировали военные эксперты

Пожар в порту Феодосии. Фото: Astra

Очередным доказательством эффективных действий ВСУ стала атака на российский десантный корабль “Новочеркасск”. 

За последние 4 месяца украинские вооруженные силы уничтожили 20% Черноморского флота России. Об этом в социальной сети Х написал министр обороны Великобритании Грант Шаппс. Он отметил, что коалиция морских сил во главе с Великобританией и Норвегией помогает Украине одерживать победы на море.

Стремительное снижение потенциала Черноморского флота РФ

“Иван Голубец”, “Иван Хурс”, “Суворовец”, “Минск”, “Москва” — далеко не полный список потерь военно-морского флота РФ с начала полномасштабной войны России против Украины. Всего страна-агрессор лишилась более 30 судов — катеров, десантных кораблей и ракетных крейсеров.

Украина уничтожила 20% Черноморского флота России. Об этом заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов в интервью изданию “Голос Америки”. По его словам, Украина хотела бы иметь больше успехов по деоккупации своих территорий. Однако прогресс, которого достигли ВСУ в Черном море, является значимым событием. 

“20% флота Российской Федерации уже нет. Причем это не какие-то там шаланды на 5-30 человек. Это огромные военные корабли, которые мы отправили туда, куда отправили 13 апреля 2022 года знаменитый флагман Черноморского флота “Москва”. И то, что произошло ночью (уничтожение российского корабля “Новочеркасск”, — ред.), — яркое подтверждение, что наши военные имеют понимание вопроса Крыма. И для нас он является крайне важным, как и остальные наши территории”, — акцентировал Данилов.

Украинская армия использует для борьбы с российским флотом разное вооружение. Известно об операциях, в которых применяли морские дроны, ударные беспилотники и ракеты. Успешной стала и атака на большой десантный корабль “Новочеркасск” — на территории временно оккупированного Россией Крыма.

Как сообщают в Центре стратегических коммуникаций и информационной безопасности, в начале полномасштабной войны РФ против Украины противник хотел использовать корабль для высадки десанта в Одесской и Николаевской областях. Планы Кремля сорвали Вооруженные силы Украины. Позже “Новочеркасск” использовали для транспортировки вооружения.

“Сегодня вражеские десантные корабли используются для логистических целей: переброска личного состава, военной техники и боеприпасов между портами России и временно оккупированными территориями Украины. Большой десантный корабль “Новочеркасск” впервые атакован в порту Бердянска в марте 2022 года, а окончательно уничтожен Силами обороны Украины 26 декабря 2023 года. На борту корабля были БпЛА Shahed, которые используют для атак на украинские города”, — сообщили в Центре стратегических коммуникаций и информационной безопасности в Telegram.

Тем временем российские пропагандистские Telegram-каналы распространяют информацию о том, что российские военные якобы сбили два истребителя, которые атаковали “Новочеркасск”. Заявления Минобороны России о якобы уничтожении двух украинских Су-24 во время атаки на Феодосию — это фейк, заявил спикер Командования Воздушных сил Украины Юрий Игнат в эфире “Радио Свобода”.

Мнения экспертов

Каковы последствия удара по порту Феодосии для Черноморского флота РФ? Какой боекомплект был на борту уничтоженного большого десантного корабля “Новочеркасск”? Чем чревата потеря “Новочеркасска” для ЧФ РФ? На эти вопросы в эфире телеканала FREEДOM искали ответы:

  • Юрий Игнат, спикер командования Воздушных сил Украины; 
  • Сергей Братчук, спикер Украинской добровольческой армии “Юг”;
  • Валерий Рябых, директор по развитию информационной консалтинговой компании “Defense Express”;
  • Николай Маломуж, генерал армии Украины, руководитель Службы внешней разведки Украины (2005-2010 гг.);
  • Андрей Рыженко, капитан 1-го ранга, заместитель начальника штаба ВМС Украины (2004-2020 гг.);
  • Денис Попович, военный обозреватель;
  • Сергей Грабский, военный эксперт. 

ЮРИЙ ИГНАТ: На борту был боекомплект, который сдетонировал

— Поздней ночью, когда это случилось, уже было видеоподтверждение. Там даже какого-то офицера хотят посадить за то, что видео просочилось в социальные сети. 

Это общая спланированная операция ВСУ, ГУР, Минобороны и СБУ. Такие операции планируются очень тщательно. Нужно знать время, место, характер груза и, соответственно, средства противовоздушной обороны противника. 

Все это учитывается для того, чтобы нанести сокрушительный удар по врагу, чтобы осталось то, что осталось сейчас от этого корабля. Там один скелет фактически остался. После этого взрыва, я думаю, что инфраструктура в порту тоже существенно повреждена. Возможно, еще другие суда, обеспечение, экипаж “Новочеркасска” и так далее. 

На борту был боекомплект, поэтому был сильный взрыв — произошла детонация. Есть уже информация о том, что оккупанты могли перевозить там и ударные беспилотники, и артиллерийские боеприпасы, и другие типы вооружения. Это большой десантный корабль, который как раз предназначен для таких типов грузов. 

СЕРГЕЙ БРАТЧУК: Черноморский флот РФ больше не доминирует в Черном море

— Такие события придают Вооруженным силам уверенности. Когда слышатся некие экспертные голоса о том, что все зашло в тупик или еще хуже — все пропало, появляется прекрасная мотивация у нашей армии, которая воюет и наносит врагу существенные удары.  

Нужно дальше планировать те операции, которые будут наносить еще больше вреда военно-морскому флоту РФ, который дислоцируется именно в Черном море. По крайней мере, сегодня можно говорить о том, что в акватории Черного моря произошли те изменения, которых мы ожидали.  

Мы можем приплюсовать потерю еще одного корабля Черноморского флота РФ, которое пошло ко дну к другим. Не говоря уже о потерях в личном составе. Насколько мне известно, есть пропавшие без вести моряки — их якобы 33. Еще есть 25 раненых.

“Новочеркасск” — это большой десантный корабль. Для России эта потеря сравнима с потерей корвета или фрегата. 

Этот корабль активно использовался в логистике не только Черноморского флота. Его использовали для подпитки тех группировок российских войск, которые находятся на Херсонском или Запорожском направлениях — это перевозка техники и боеприпасов. 

Сейчас возможности ВСУ доставать до законных целей на территории временно оккупированного Крыма стали полноценными, то есть стопроцентными. Если раньше мы говорили о том, что еще не можем долететь до Керчи и Феодосии, то сегодня мы видим, что этих преград уже нет. 

Такие же законные цели находятся и в Новороссийском порту, и на других базах, где РФ спасает и прячет свой Черноморский флот. 

Если мы говорим об уничтожении “Новочеркасска” и об ударах по вражеской авиации — это свидетельствует о том, что Украина может, умеет и будет использовать западное вооружение именно для нанесения таких ощутимых для российской армии ударов. 

ВАЛЕРИЙ РЯБЫХ: Логистика оккупантов постепенно нарушается

— Можно констатировать, что сейчас ВСУ продолжают уничтожать логистические возможности противника. Если ранее подобные операции, по большей части, могли проводиться в северо-западной части Черного моря, то сейчас противник не может себя чувствовать в безопасности на всей территории оккупированного Крыма. 

Тактика перебазирования своих основных средств подальше от линии, на которую могут доставать украинские военные, потерпела фиаско. 

Потеря большого десантного корабля — это очень серьезная утрата для противника, потому что на морские перевозки РФ также делает большую ставку. Те линии логистического снабжения, которые, чаще всего используются, — Керченский мост и так называемый “сухопутный коридор” — сейчас уменьшают свою способность обеспечивать и войска. 

Уничтожение десантных кораблей планомерно приводит к уменьшению возможностей противника по обеспечению группировки как во временно оккупированном Крыму, так и на временно оккупированных территориях материковой части Украины, для которых особенную роль играют именно вопросы логистики и обеспечения.

То, что данный удар нанесли Воздушные силы Украины, может свидетельствовать о растущих возможностях наших авиаторов. Были использованы ракеты класса “воздух-земля”. И еще я не исключаю, что это была комплексная операция, которая также включала введение противника в заблуждение. 

Это свидетельствует о том, что ПВО оккупантов, невзирая на те заявления, которыми они кормят свою общественность, является все менее эффективным. Особенно, на фоне возрастающих возможностей Украины.

НИКОЛАЙ МАЛОМУЖ: Это подрыв обороноспособности РФ

— Мы уже взяли под контроль все секторы на территории Крыма. В первую очередь, это базы Черноморского флота, порты и пути передвижения по Черному и Азовскому морям. Мы уже контролируем акваторию и не даем врагу свободно перемещаться, размещать ракеты, но и перемещать, например, транспортные суда.  

Такой большой транспортный десантный корабль как “Новочеркасск” приблизился на расстояние, куда достают, например, наши беспилотники. Это те, которые сейчас бьют до 800 километров. Также мы можем использовать ракеты Storm Shadow/SCALP, которые бьют до 300 километров, а это территория Украины. Поэтому мы имеем право использовать такие ракеты иностранного производства. 

Тут мы имеем формат комплексного удара: с одной стороны — сброс беспилотников для облегчения российского ПВО, с другой стороны — удары конкретной ракетой по конкретной цели. 

Многие граждане Феодосии были подняты по тревоге и отправлены в эвакуацию. Детонация была очень большая. Мы имеем конкретный результат — еще один большой десантный корабль уровня флагмана Черноморского флота практически уничтожен. Уничтожены боеприпасы, возможно, еще уничтожены беспилотники иранского производства. 

Я считаю, что создание какого-то плацдарма в Крыму или перемещения через Крымский полуостров вооружений, техники и боеприпасов для врага теперь будет проблематично. Мы будем постоянно держать этот регион под своим контролем. 

Мы уже делаем очень мощный формат удара в глубокий тыл — до 300 км, средняя полоса — 150-160 км. Это все виды вооружения и средства, которые мы имеем сейчас — иностранного, украинского или советского производства.

Никакого боевого маневра с использованием транспортных судов или катеров в Черном море не будет. У нас есть совместная с США космическая разведка, радиолокационная разведка, компьютерная морская разведка, агентурная разведка и партизаны. 

Мы показали, что Украина спокойно уничтожает корабли Черноморского флота. В очередной раз был развеян миф о том, что Россия серьезно защищена флотом. Новые корабли в Черное море РФ направить не может. Существует запрет на перемещение военных кораблей. Это все является подрывом российской обороноспособности. 

Перевес на нашей стороне, море у нас под контролем, соответственно, под угрозой любой российский военный корабль. 

Около 40% кораблей Черноморского флота РФ или затоплены, или повреждены. Подкрепить флот нечем. Суда производятся на севере России, а оттуда их невозможно переместить в Черное море. 

АНДРЕЙ РЫЖЕНКО: “Новочеркасск” больше никогда не вернется в боевой состав

— Теоретически, такой корабль может взять группу морской пехоты, технику и высадить десант практически в любой точке. Но сейчас, если смотреть на карту, ситуация такая, что высадка российского десанта в Черном море невозможна, потому что побережье достаточно хорошо защищено либо минными заграждениями, либо береговым ракетными батареями. Сейчас основное предназначение больших десантных кораблей — это логистика. 

Мы помним, когда в Бердянске после попадания ракеты в десантный корабль “Саратов” начался большой пожар и начал распространяться на соседние корабли, один из которых был “Новочеркасск”. Он тогда с трудом унес ноги. У корабля было повреждение, которое несколько недель ремонтировали. Потом он опять продолжил свою работу по логистике. 

Сейчас основная задача “Новочеркасска” состояла в доставке военных грузов из Новороссийска в Крым и, возможно, обратно. Во время одного из таких рейсов его и подловили, когда он привез груз в Феодосию.  

Автомобили с грузом заезжают полностью в корабль, там они фиксируются. И потом, по прибытию в пункт назначения, просто выезжают. В принципе, это не основная задача такого корабля, но с этой задачей он может справиться, если необходимо. 

Перед полномасштабной войной в Черное море нагнали шесть таких больших десантных кораблей. Они пришли с Балтийского и Северного флотов. 

Если посмотреть на детонацию на корабле после поражения, то это похоже на взрыв боевой части ракеты. Горел боекомплект. Экипаж корабля составлял 87 человек. Вряд ли они все на ночь покинули борт. Если бы это был родной порт Севастополя, то можно было бы предусмотреть, что на борту была только дежурная смена, а остальные ушли домой. Но, я думаю, что абсолютное большинство было на борту. 

В Черноморском флоте было 13 кораблей подобного класса. Сейчас их осталось девять. “Новочеркасск” больше никогда не вернется в боевой состав. 

Очень грамотная стратегия  одновременного использования морских  и воздушных дронов, крылатых ракет для того, чтобы боевой потенциал Черноморского флота постепенно снижался. 

В Севастополе количество кораблей, формально, достаточно большое — 65% Черноморского флота. Это, в основном, старые корабли, но там тоже есть ракеты. Они в основном заняты блокированием судоходства. Также там до сих пор работают военные предприятия, в том числе судоремонтные, которые ремонтируют вот эти корабли. 

В Феодосии базировались корабли в основном из-за того, что там была база морской пехоты. Там есть судостроительный завод, на котором выпускались большие десантные корабли на воздушной подушке. Там находятся также военные объекты, большая топливная база. У россиян в Феодосии есть свои военные части. И теперь мы увидели, что все это плохо защищено. 

ДЕНИС ПОПОВИЧ: У России снизились возможности десантирования

— “Новочеркасск” был встроен в систему российской логистики, он перевозил грузы. Есть разные версии о том, что было на борту — иранские ударные беспилотники или крылатые ракеты “Калибр”. Была информация о том, что вследствие взрыва, обломки этого корабля разлетелись по всему городу Феодосия. Куски металла находили далеко от порта. 

Прямое назначение данного корабля — это десантирование на сушу подразделений морской пехоты и техники. Теперь эти возможности еще сильнее уменьшились.

“Новочеркасск” — это невосполнимая потеря для Черноморского флота. Такие большие десантные корабли строились во времена СССР в городе Гданьск в Польше. Вряд ли сейчас РФ построят такой корабль. Логистические цепочки оккупантов теперь нарушены. 

Благодаря усилиям ВСУ, Черноморский флот РФ на сегодняшний день практически не выполняет свои функции. Мы даже видим, что они не запускают ракеты по территории Украины. Это наша победа на море. 

Изначально, очевидно, предполагался план по высадке десанта в Одесской области. Не думаю, что РФ отказалась от такого плана, но теперь есть сложности в практической реализации. Особенно, сейчас, когда состав Черноморского флота сокращаются именно в отношении больших кораблей. 

СЕРГЕЙ ГРАБСКИЙ: Потери личного состава на “Новочеркасске” существенные

— Не имеет значения, какой боекомплект был на борту уничтоженного “Новочеркасска”. Главное, насколько ювелирно и тонко работает наша разведка. Насколько скоординированно работают Силы обороны Украины, если мы имеем возможность наносить такой удар по объектам противника в глубине временно оккупированной территории. 

Это подтверждает, что теперь украинские силы обороны контролируют каждый квадратный метр территории Крыма. 

Важно, что некий боекомплект не дошел до конечного потребителя и не упал на головы украинцев. Это и есть главное достижение. 

Из-за того, что там производилась выгрузка боекомплекта, большая часть экипажа находилась на борту. Также там должны были быть подразделения боевого хранения, которые бы обеспечивали сохранность груза, и погрузо-разгрузочная команда. Так что, в любом случае, потери личного состава армии РФ довольно большие. 

Параллельно было уничтожено учебно-тренировочное судно. Еще два судна неопределенной конфигурации быстро покинули порт Феодосии. Они вышли в сторону кавказских портов. Сейчас Россия ведет активные переговоры о том, чтобы начать строить базу в Абхазии. А пока что пытаются переместить побольше кораблей в порты Новороссийска и Туапсе. Но эти порты не резиновые. 

Что касается Абхазии, то здесь речь идет, скорее всего, о якорных стоянках. При необходимости, мы сможем и там достать корабли. Перевод кораблей в порты Северного Кавказа является свидетельством сильного поражения, которое понес Черноморский флот РФ. 

Любой корабль, который находится на внешнем рейде в Черном море, может быть подвержен атакам наших морских дронов. 

Таким образом был еще уменьшен боевой потенциал Черноморского флота РФ. Потенциал флота в Крыму постоянно уменьшается, благодаря эффективным действиям украинских Сил обороны. 

Читайте также: Российский большой десантный корабль “Новочеркасск” пошел на дно — подробности (ВИДЕО)

Прямой эфир